ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68 БИС, 68 БИС-ЗИФ ТИПА «СВЕРДЛОВ», LIGHT CRUISER OF PROJECT 68 BIS, 68 BIS-ZIF TYPE «SVERDLOV»



ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68 БИС, 68 БИС-ЗИФ ТИПА «СВЕРДЛОВ»

LIGHT CRUISER OF PROJECT 68 BIS, 68 BIS-ZIF TYPE «SVERDLOV»

24.03.2016
ИСТОРИЯ КОРАБЛЕЙ: КРЕЙСЕР «МИХАИЛ КУТУЗОВ» В НОВОРОССИЙСКЕ. МАРТ 2016 Г.

В Новороссийской ВМБ находится легкий артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис. 28 июля 2002 года, в День ВМФ, на корабле был открыт музей.
Крейсер «Михаил Кутузов» был заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве, на Николаевском судостроительном заводе имени Н. И. Носенко, заводской № 385. Спущен на воду 29 ноября 1951 года, 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг, зачислен в состав Краснознамённого Черноморского флота приказом Министра Обороны СССР от 31 января 1955 года. Назван в честь выдающегося русского полководца фельдмаршала М.И. Кутузова.
Входил в состав Черноморского флота СССР, выходил на боевые службы в Атлантику и Средиземное море в период «холодной войны». Принимал участие в проведении учений, спасательных операций, парадов, праздников. За время службы совершил 15 дальних походов.
Нанёс визиты в Румынию в 1955 году, Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 годах, Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 годах и в Варну (Болгария) в 1964 году, в Алжир в 1968 году. В июне 1967 года, находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта, а в период с 1 августа по 31 декабря 1968 года — вооружённым силам Сирии.
Во время взрыва линкора «Новороссийск», «Михаил Кутузов» оказался ближайшим судном к линкору. Из 93 человек аварийно-спасательной команды, посланной с крейсера для оказания помощи экипажу «Новороссийска», погибло 27 матросов.
В 1961 году на крейсере проходили съёмки фильма «Увольнение на берег». По воспоминаниям Владимира Высоцкого, игравшего в фильме эпизодическую роль и проведшего месяц на крейсере, в том же году на «Кутузове» побывал с визитом Юрий Гагарин.
В период с 30 марта 1979 г. по 30 апреля 1986 г. крейсер прошел на Севастопольском Морском заводе им. С. Орджоникидзе капитальный ремонт и модернизацию по проекту 68А (одновременно на прежних местах взамен упраздненных штурманских классов были восстановлены 37-мм автоматы В-11М).
Проект 68А предусматривал увеличение эффективности ПВО корабля, а также средств связи и управления соединением для возможного использования крейсеров в качестве флагманских кораблей и кораблей огневой поддержки.
Усиливались зенитные огневые средства самообороны корабля — за счет установки на площадках вокруг носовой надстройки восьми спаренных 30-мм автоматов АК-230 с дистанционным управлением и 4-я СУ МР-104 «Рысь», размещались они двумя группами, носовой и кормовой, по 4 установки в каждой.
Корабль исключен из состава ВМФ 3 июля 1992 года.
С 1 января 1996 года – корабль в составе ВМФ как военное имущество МО РФ. Директивой ГШ ВМФ от 26 декабря 1996 года № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.
Для этого «Михаил Кутузов» прошел в Севастополе помимо переоборудования необходимый ремонт с докованием и окраской, во время которого с него сняли многое избыточное оборудование и даже гребные винты. Уникальность «Михаила Кутузова» признана ЮНЕСКО, взявшей его на учет в качестве корабля-музея и корабля-памятника.
Директивой ГК ВМФ РФ от 3 августа 2001 года № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ. Торжественная церемония проводов крейсера-музея в Новороссийск, куда он был уведен буксирами и поставлен на вечную стоянку, состоялась в Севастополе 23 августа 2001 года. 23-25 августа 2001 года корабль передислоцирован в г. Новороссийск и вошёл в состав Новороссийской военно-морской базы, войсковая часть 99005.
В настоящее время находится на стоянке в городе Новороссийск и является филиалом музея Черноморского флота.
ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 24.03.2016

КРЕЙСЕР «МИХАИЛ КУТУЗОВ» В НОВОРОССИЙСКЕ. МАРТ 2016 Г.


ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68 БИС, 68 БИС-ЗИФ ТИПА «СВЕРДЛОВ»


Первоначально планировалось достроить 5 кораблей довоенной закладки по пр.68К, 7 единиц новой закладки — по улучшенному пр.68бис, а еще 18 ед. строить после 1948 г. по новому пр.65.
В связи с этим технический пр.68бис разрабатывался на основе довоенного проекта 68 в соответствии с утвержденным Главкоомом ВМС Н.Г.Кузнецовым в конце 1946 г. перечнем «Изменений, подлежащих внесению в утвержденный технический проект 68 для разработки на их базе технического проекта 68бис» и ряда других утоочняющих его документтов, выданных ВМС в начале 1947 г. В связи с неообходимостью быстрого развертывания строительства новых крейсеров было подписано применять в проекте только освоенное промышленностью воооружение и оборрудованиие, а внедрение новых технических решений (высокие параметры пара в ГЭУ, переменный ток и т.д.) исключить, однако сттроительство кораблей предусматривалось по новой технологии с фоормированием цельносварных корпусов секционным способом.
На совещании у И.В.Сталина в 1947 г. было принятто решение «…разработку новоого КРЛ пр.65 не продолжать, высвободив конструкторские силы для завершения технического проекта 68бис и разработки эскизного проекта 82». В связи с этим серию крейсеров пр.68бис намечалось увеличить до 25 единиц.

Технический пр.68бис был утвержден в июне 1947 г., однако в связи с решениием (1949 г.) об установке на корабле новых средств радиолокации и связи, его документация, как и часть рабочих чертежей, подверглись корректировке.
Впервые в отечественной практике корпус корабля, включая 100 мм броню, выполнялся полностью сварным. Броневым плитам был придан наклон наружу в 9 , что повысило их снарядостойкость: «зона свободного маневрирования корабля в бою с противником, стреляющим 152-м и 203-мм снарядам» (т.е. без пробития ими броневого пояса и брони палуб) была увеличена соответственно до 12,4 — 23,7 км и 21,2 — 24,2 км (вместо 13 — 23,7 км и 22,8 — 24,2 км в пр.68 и 68К). Кроме того, было существенно усилено зенитное вооружение корабля. Договорным техническим проектом предусматривалось размещение 5 стрельбовых РЛС «Клюз» для управления огнем 37-мм автоматов, однако на кораблях они не устанавливались из-за задержки с освоением их промышленностью.
Строительство КРЛ пр.68бис было развернуто на девяти построечных местах четырех заводов, причем первый корабль серии («Дзержинский») был заложен в конце 1948 г. в Николаеве для проведения в наиболее благоприятных климатических условиях натурного эксперимента по отработке новой технологии сварки корпуса.


Всего был заложен 21 корабль; в 1952 — 1955 г.г. было введено в строй 14 единиц. Стоимость постройки головного корабля КРЛ «Свердлов» составила 512 млн.руб. (трудоемкость 9,6 млн.чел/час), КРЛ «Жданов» — 369 млн.руб. (8,4 млн.чел/час), КРЛ «Дмитрий Пожарский» — 254 млн.руб. (7,1 млн.чел/час), а осредненного (для всей серии) — ок.332 млн.руб. (8,15 млн.чел/час). Начиная с 15-го корабля серии постройка велась по улучшенному проекту 68бис-ЗИФ (с заменой 16 х 2-37 мм автоматов В-11 на 6 х 4-45 мм ЗИФ-68, имевших силовое наведение и РЛС управления стрельбой «Фут-Б», обновлением радиолокации, средств радиосвязи и т.п.). Однако с 1956 г. постройка КРЛ была приостановлена. Пооследние семь кораблей предполагалось достроить по проектам 67, а затем — 64, с оснащением противокорабельным ракетным оружием, однако эти планы остались нереализованными и в соответствии с Постановлением Правительства от 1959 г. все недостроенные корабли были переданы на слом (при технической готовности от 28 до 64%). В 1960 г. был сдан на слом и КРЛ «Адмирал Нахимов», на котором, после его дооборудования в 1955 г. по пр.67ЭП проводились эксперименты с противокорабельными крылатыми ракетами комплекса «Стрела». КРЛ «Орджоникидзе» в 1962 г. был передан Индонезии.


Остались нереализованными и планы переоборудования КРЛ пр.68бис зенитным ракетным оружием (по пр.70 и 71). Частичную модернизацию по пр.70Э прошел в 1956 — 1958 г.г. лишь КРЛ «Дзержинский», использовавшийся в качестве экспериментально-опытового корабля.


Два КРЛ: «Жданов» и «Адмирал Сенявин» были в 1971 — 1972 г.г. переоборудованы по пр.68У1 и 68УП в крейсера управления. Кроме того, три корабля («Адмирал Ушаков», «Октябрьская Революция» и «Михаил Кутузов») в 1969 — 1989 г.г. прошли частичную модернизацию по пр.68А с размещением 8 х 2-30 мм автоматов АК-230 с радиолокационными системами управления стрельбой, на них были также частично обновлены средства радиолокации и связи. Остальные крейсера в процессе своей службы проходили лишь плановые ремонты с частичным обновлением радиотехнических средств.
К началу 90-х годов почти все КРЛ, построенные по пр.68бис, были выведены из боевого состава и в большинстве сданы на слом.

МОДИФИКАЦИИ

68-бис — базовый проект с артиллерийским вооружением (1952)
67-ЭП — на одном корабле в опытном порядке установлен ПКРК КСС «Стрела» (1955)
67-СИ — проект переоборудования пр.67-ЭП для совместных испытаний ПКРК КСС «Стрела» (1956)
67-бис — проект переоборудования крейсеров с установкой ПКРК П-6 (1957)
71 — проект оснащения крейсеров ЗРК ДД «Волхов» вместо части артвооружения (1957)
70 — проект переоборудования в крейсеры ПВО с установкой ЗРК ДД «Волхов» (1957)
70-Э — на одном корабле в опытном порядке установлен ЗРК «Волхов» (1958)
64 — проект оснащения крейсеров управляемыми ракетами взамен артвооружения (1958)
68-А — усилено зенитное вооружение (30-мм ЗАК АК-230), новое РЭВ (на трёх кораблях в начале 1970-х)
68-У1 / У2 — крейсеры управления с новым РЭВ, установлен ЗРК СО «Оса-М» (1966—1972)
68-бис-ЗиФ — на семи строящихся кораблях была усилена артиллерия, увеличено водоизмещение (недостроен)

ВСТУПИЛИ В СТРОЙ

«Свердлов»
«Дзержинский»
«Орджоникидзе»
«Жданов»
«Александр Невский»
«Адмирал Нахимов»
«Адмирал Ушаков»
«Адмирал Лазарев»
«Александр Суворов»
«Адмирал Сенявин»
«Молотовск» («Октябрьская революция»)
«Михаил Кутузов»
«Дмитрий Пожарский»
«Мурманск»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-17
Гл.конструктор А.С. Савичев
Завод-строитель Балтийский(N 189) им. С. Орджоникидзе, Ленинград; им. А. Марти(N 194), Ленинград; им. А. Марти(N 444), Николаев; N 402, Молотовск
Годы вступления в строй 1952-1955
Число кораблей в серии 21 (постройка 7 ед. по пр. 68 бис-ЗИФ прекращена в 1956 г.)

ОБЩЕКОРАБЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Водоизмещение, т:
— стандартное 13290
(пр. 68 бис-ЗИФ — 13720)
— полное 16400
(пр. 68 бис-ЗИФ — 16780)
Главные размерения, м:
— длина наибольшая (по КВЛ) 210(205)
— ширина наибольшая(по КВЛ) 21,98
(21,37)
— высота борта, м:
— в носу 14,79
— на миделе 13,5
— в корме 11,37
— осадка при полном водоизмещении (при нормальном) 7,3(6,83)
Коэффициенты теоретического чертежа (при осадке 6,83 м):
— общей полноты 0,5
— полноты мидель-шпангоута 0,788
— полноты ватерлинии 0,704
Главная энергетическая установка:
— тип котлотурбинная
— параметры пара:
— давление, кгс/см2 25
— температура, 0 С 350
— число х мощность ГТЗА, л. с. (частота вращения гребного винта
на полном ходу, об/мин) 2 х 55000 ТВ-7, 2 х 60850 (КРЛ «Свердлов» на испытаниях)
— число главных котлов х паропроизводительность, т/час 6 х 115 КВ-68
Электроэнергетическая установка:
— род тока (напряжение, В) постоянный(220)
— число х мощность и тип генераторов, кВт 5 х 300 ТГ 4 х 300 ДГ
Скорость полного хода, уз. 32,7 (на испытаниях первых 11 кораблей полная скорость при нормальном водоизмещении получены 32,6-33,6 уз.)
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) по техническому проекту 7400(17), по приемному акту КРЛ «Свердлов» 9000(18)
Автономность, сут. 30
Экипаж, чел.: 1270(пр. 68 бис-ЗИФ — 1224)

КОНСТРУКТИВНАЯ ЗАЩИТА

Бронирование цитадели, мм (пртяженось 138 м):
— главный пояс 100(под углом 80 к
вертикали)
— траверзы:
— носовой 120
— кормовой 100
— нижняя палуба 50
Бронирование носовой
оконечности, мм:
— борт 20
— нижняяпалуба 20
Бронирование башен, мм:
— главный колибр:
— лобовая стенка 175
— боковые стенки 65
— задняя стенка 60
— крыша 75
— барбет 130
— универсальный калибр:
— стенки 20
— крыша 20
Бронирование рубок, мм:
— ГКП:
— стенки 130
— крыша 100
— пол 30
— труба защиты проводов 70
Бронирование рулевого и
румпельного отделений, мм:
— стенки 100
— крыша 50

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское
Артиллерия ГК:
— число башен х число стволов-калибр 4 х 3 — 152 — мм
— шифр МК-5 бис
(боекомплект, ед.) (2250)
— тип системы ПУС «Молния-68 бис»
— число и тип КДП 2 КДП2- 8
— число и тип стрельбовых РЛС 2 «Залп»
— число и тип башенных радиодальномеров 2 «Штаг-Б»
Артиллерия УК:
— число АУ х число стволов-калибр 6 х 2 — 100 — мм
— шифр СМ-5-1
(боекомплект, ед.) (3640)
— число и тип стабилизированных постов наводки 3 СПН-500
— число и тип
стрельбовых РЛС 2 «Якорь»
— число и тип башенных радиодальномеров 6 «Штаг-Б»
Артиллерия ЗК:
— число АУ х число стволов — калибр 16 х 2 — 37 — мм
— шифр В-11
(боекомплект, ед.) (39480)
— число АУ х число стволов-калибр 6 х 4 — 45 — мм(пр. 68 бис-ЗИФ)
— шифр ЗИФ-68
— число и тип стрельбовых РЛС 3 «Фут-Б»(пр. 68 бис-ЗИФ)
Торпедное:
— число торпедных аппаратов х число труб — калибр 2 х 5 — 533 — мм
— число и тип стрельбовых РЛС 1 «Заря»
Минное:
— число и тип принимаемых мин 132 обр. 1908 г. или 68 КБ-3
Бомбовое вооружение:
— число больших глубинных бомб 40
— число и тип бомбометов 2 БМБ-2
Радиоэлектронное вооружение:
— РЛС общего обнаружения «Риф», «Гюйс-2»
— теплопеленгатор (пр. 68 бис-ЗИФ — «Фут-Н»), «Солнце-1»
Гидроакустическое:
— тип ГАС «Тамир-5Н»

КРЕЙСЕР «МИХАИЛ КУТУЗОВ» В НОВОРОССИЙСКЕ. МАРТ 2016 Г.
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68 БИС, 68 БИС-ЗИФ ТИПА «СВЕРДЛОВ». ФОТОРЕПОРТАЖ
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68А
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТ 68У-I (ШИФР «БУХТА-1») «ЖДАНОВ»
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТ 68У-II (ШИФР «БУХТА-2») «АДМИРАЛ СЕНЯВИН»
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 64
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ЗЕНИТНЫМ РАКЕТНЫМ КОМПЛЕКСОМ ПРОЕКТА 70Э ТИПА «ДЗЕРЖИНСКИЙ»
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 67
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68К ТИПА «ЧАПАЕВ»
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68 ТИПА «ЧАПАЕВ»
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»
АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ
БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД
НЕВСКОE ПРОЕКТНО — КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap