ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68 БИС, 68 БИС-ЗИФ ТИПА «СВЕРДЛОВ», LIGHT CRUISER OF PROJECT 68 BIS, 68 BIS-ZIF TYPE «SVERDLOV»


ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68 БИС, 68 БИС-ЗИФ ТИПА «СВЕРДЛОВ»
LIGHT CRUISER OF PROJECT 68 BIS, 68 BIS-ZIF TYPE «SVERDLOV»

24.03.2016
ИСТОРИЯ КОРАБЛЕЙ: КРЕЙСЕР «МИХАИЛ КУТУЗОВ» В НОВОРОССИЙСКЕ. МАРТ 2016 Г.

В Новороссийской ВМБ находится легкий артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис. 28 июля 2002 года, в День ВМФ, на корабле был открыт музей.
Крейсер «Михаил Кутузов» был заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве, на Николаевском судостроительном заводе имени Н. И. Носенко, заводской № 385. Спущен на воду 29 ноября 1951 года, 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг, зачислен в состав Краснознамённого Черноморского флота приказом Министра Обороны СССР от 31 января 1955 года. Назван в честь выдающегося русского полководца фельдмаршала М.И. Кутузова.
Входил в состав Черноморского флота СССР, выходил на боевые службы в Атлантику и Средиземное море в период «холодной войны». Принимал участие в проведении учений, спасательных операций, парадов, праздников. За время службы совершил 15 дальних походов.
Нанёс визиты в Румынию в 1955 году, Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 годах, Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 годах и в Варну (Болгария) в 1964 году, в Алжир в 1968 году. В июне 1967 года, находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта, а в период с 1 августа по 31 декабря 1968 года — вооружённым силам Сирии.
Во время взрыва линкора «Новороссийск», «Михаил Кутузов» оказался ближайшим судном к линкору. Из 93 человек аварийно-спасательной команды, посланной с крейсера для оказания помощи экипажу «Новороссийска», погибло 27 матросов.
В 1961 году на крейсере проходили съёмки фильма «Увольнение на берег». По воспоминаниям Владимира Высоцкого, игравшего в фильме эпизодическую роль и проведшего месяц на крейсере, в том же году на «Кутузове» побывал с визитом Юрий Гагарин.
В период с 30 марта 1979 г. по 30 апреля 1986 г. крейсер прошел на Севастопольском Морском заводе им. С. Орджоникидзе капитальный ремонт и модернизацию по проекту 68А (одновременно на прежних местах взамен упраздненных штурманских классов были восстановлены 37-мм автоматы В-11М).
Проект 68А предусматривал увеличение эффективности ПВО корабля, а также средств связи и управления соединением для возможного использования крейсеров в качестве флагманских кораблей и кораблей огневой поддержки.
Усиливались зенитные огневые средства самообороны корабля — за счет установки на площадках вокруг носовой надстройки восьми спаренных 30-мм автоматов АК-230 с дистанционным управлением и 4-я СУ МР-104 «Рысь», размещались они двумя группами, носовой и кормовой, по 4 установки в каждой.
Корабль исключен из состава ВМФ 3 июля 1992 года.
С 1 января 1996 года – корабль в составе ВМФ как военное имущество МО РФ. Директивой ГШ ВМФ от 26 декабря 1996 года № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.
Для этого «Михаил Кутузов» прошел в Севастополе помимо переоборудования необходимый ремонт с докованием и окраской, во время которого с него сняли многое избыточное оборудование и даже гребные винты. Уникальность «Михаила Кутузова» признана ЮНЕСКО, взявшей его на учет в качестве корабля-музея и корабля-памятника.
Директивой ГК ВМФ РФ от 3 августа 2001 года № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ. Торжественная церемония проводов крейсера-музея в Новороссийск, куда он был уведен буксирами и поставлен на вечную стоянку, состоялась в Севастополе 23 августа 2001 года. 23-25 августа 2001 года корабль передислоцирован в г. Новороссийск и вошёл в состав Новороссийской военно-морской базы, войсковая часть 99005.
В настоящее время находится на стоянке в городе Новороссийск и является филиалом музея Черноморского флота.
ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 24.03.2016

КРЕЙСЕР «МИХАИЛ КУТУЗОВ» В НОВОРОССИЙСКЕ. МАРТ 2016 Г.

15.05.2021

Докование и ремонт находящегося в Новороссийске крейсера-музея «Михаил Кутузов» в настоящее время невозможно из-за отсутствия средств и корабль может не дотянуть до своего 70-летия. Об этом ТАСС сообщил источник в ветеранских кругах Краснодарского края.
«В отличие от крейсера «Аврора», «Михаил Кутузов» не входит в состав ВМФ и по закону не может ремонтироваться за счет ГОЗ. Корабль относится к департаменту культуры Минобороны как обычный музей и финансируется как объект культуры», — сказал он.
В апреле Руслан Нехай — директор Центрального военно-морского музея Минобороны РФ, филиалом которого является крейсер — заявил о планах решить проблему докования в 2021-2022 годах.
По данным источника, корпус крейсера, который проходил предыдущий доковый ремонт в 2001 году, при максимальном нормативе не более пяти лет, находится в плачевном состоянии. «Все течет, особенно корма. Только героические усилия экипажа и технические средства, как сообщается в открытой печати, не позволяют ему утонуть. Остаточные толщины корпуса неизвестны», — отметил он.
«Без докования крейсер может перевернуться у стенки и унести за собой спасателей и экипаж», — сказал он. Собеседник агентства сообщил, что, по имеющимся данным, средства на докование крейсера точно не просчитаны. Докование аналогичных кораблей может стоить ориентировочно от 300 до 400 млн рублей. Головной исполнитель контракта все равно определяется по результатам торгов. Хотя торгам предшествует большая подготовительная работа, которая заключается в уточнении цены и возможностей доковать крейсер. Произвести ремонт корпусных конструкций, в том числе и броневого корпуса, а может и заменить корму, могут не все предприятия, имеющие доки.
По оценке источника, в Новороссийске имеется плавучий док ПД-190, способный принять старый крейсер. В Севастополе три завода — филиал «Севастопольский морской завод» АО ЦС «Звездочка», ФГУП «13-й СРЗ ЧФ», ООО «Ремкор» могут выполнить расширенный доковый ремонт корабля. Но у этих предприятий актуальные расчеты никто спрашивал, иначе не звучала бы цифра потребного финансирования в 1 млрд рублей. Однако буксировка корабля в Севастополь, по мнению экспертов, требует тщательной подготовки и возможного использования понтонов.
ТАСС



ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68 БИС, 68 БИС-ЗИФ ТИПА «СВЕРДЛОВ»


Первоначально планировалось достроить 5 кораблей довоенной закладки по пр.68К, 7 единиц новой закладки — по улучшенному пр.68бис, а еще 18 ед. строить после 1948 г. по новому пр.65.
В связи с этим технический пр.68бис разрабатывался на основе довоенного проекта 68 в соответствии с утвержденным Главкоомом ВМС Н.Г.Кузнецовым в конце 1946 г. перечнем «Изменений, подлежащих внесению в утвержденный технический проект 68 для разработки на их базе технического проекта 68бис» и ряда других утоочняющих его документтов, выданных ВМС в начале 1947 г. В связи с неообходимостью быстрого развертывания строительства новых крейсеров было подписано применять в проекте только освоенное промышленностью воооружение и оборрудованиие, а внедрение новых технических решений (высокие параметры пара в ГЭУ, переменный ток и т.д.) исключить, однако сттроительство кораблей предусматривалось по новой технологии с фоормированием цельносварных корпусов секционным способом.
На совещании у И.В.Сталина в 1947 г. было принятто решение «…разработку новоого КРЛ пр.65 не продолжать, высвободив конструкторские силы для завершения технического проекта 68бис и разработки эскизного проекта 82». В связи с этим серию крейсеров пр.68бис намечалось увеличить до 25 единиц.

Технический пр.68бис был утвержден в июне 1947 г., однако в связи с решениием (1949 г.) об установке на корабле новых средств радиолокации и связи, его документация, как и часть рабочих чертежей, подверглись корректировке.
Впервые в отечественной практике корпус корабля, включая 100 мм броню, выполнялся полностью сварным. Броневым плитам был придан наклон наружу в 9 , что повысило их снарядостойкость: «зона свободного маневрирования корабля в бою с противником, стреляющим 152-м и 203-мм снарядам» (т.е. без пробития ими броневого пояса и брони палуб) была увеличена соответственно до 12,4 — 23,7 км и 21,2 — 24,2 км (вместо 13 — 23,7 км и 22,8 — 24,2 км в пр.68 и 68К). Кроме того, было существенно усилено зенитное вооружение корабля. Договорным техническим проектом предусматривалось размещение 5 стрельбовых РЛС «Клюз» для управления огнем 37-мм автоматов, однако на кораблях они не устанавливались из-за задержки с освоением их промышленностью.
Строительство КРЛ пр.68бис было развернуто на девяти построечных местах четырех заводов, причем первый корабль серии («Дзержинский») был заложен в конце 1948 г. в Николаеве для проведения в наиболее благоприятных климатических условиях натурного эксперимента по отработке новой технологии сварки корпуса.


Всего был заложен 21 корабль; в 1952 — 1955 г.г. было введено в строй 14 единиц. Стоимость постройки головного корабля КРЛ «Свердлов» составила 512 млн.руб. (трудоемкость 9,6 млн.чел/час), КРЛ «Жданов» — 369 млн.руб. (8,4 млн.чел/час), КРЛ «Дмитрий Пожарский» — 254 млн.руб. (7,1 млн.чел/час), а осредненного (для всей серии) — ок.332 млн.руб. (8,15 млн.чел/час). Начиная с 15-го корабля серии постройка велась по улучшенному проекту 68бис-ЗИФ (с заменой 16 х 2-37 мм автоматов В-11 на 6 х 4-45 мм ЗИФ-68, имевших силовое наведение и РЛС управления стрельбой «Фут-Б», обновлением радиолокации, средств радиосвязи и т.п.). Однако с 1956 г. постройка КРЛ была приостановлена. Пооследние семь кораблей предполагалось достроить по проектам 67, а затем — 64, с оснащением противокорабельным ракетным оружием, однако эти планы остались нереализованными и в соответствии с Постановлением Правительства от 1959 г. все недостроенные корабли были переданы на слом (при технической готовности от 28 до 64%). В 1960 г. был сдан на слом и КРЛ «Адмирал Нахимов», на котором, после его дооборудования в 1955 г. по пр.67ЭП проводились эксперименты с противокорабельными крылатыми ракетами комплекса «Стрела». КРЛ «Орджоникидзе» в 1962 г. был передан Индонезии.


Остались нереализованными и планы переоборудования КРЛ пр.68бис зенитным ракетным оружием (по пр.70 и 71). Частичную модернизацию по пр.70Э прошел в 1956 — 1958 г.г. лишь КРЛ «Дзержинский», использовавшийся в качестве экспериментально-опытового корабля.


Два КРЛ: «Жданов» и «Адмирал Сенявин» были в 1971 — 1972 г.г. переоборудованы по пр.68У1 и 68УП в крейсера управления. Кроме того, три корабля («Адмирал Ушаков», «Октябрьская Революция» и «Михаил Кутузов») в 1969 — 1989 г.г. прошли частичную модернизацию по пр.68А с размещением 8 х 2-30 мм автоматов АК-230 с радиолокационными системами управления стрельбой, на них были также частично обновлены средства радиолокации и связи. Остальные крейсера в процессе своей службы проходили лишь плановые ремонты с частичным обновлением радиотехнических средств.
К началу 90-х годов почти все КРЛ, построенные по пр.68бис, были выведены из боевого состава и в большинстве сданы на слом.

МОДИФИКАЦИИ

68-бис — базовый проект с артиллерийским вооружением (1952)
67-ЭП — на одном корабле в опытном порядке установлен ПКРК КСС «Стрела» (1955)
67-СИ — проект переоборудования пр.67-ЭП для совместных испытаний ПКРК КСС «Стрела» (1956)
67-бис — проект переоборудования крейсеров с установкой ПКРК П-6 (1957)
71 — проект оснащения крейсеров ЗРК ДД «Волхов» вместо части артвооружения (1957)
70 — проект переоборудования в крейсеры ПВО с установкой ЗРК ДД «Волхов» (1957)
70-Э — на одном корабле в опытном порядке установлен ЗРК «Волхов» (1958)
64 — проект оснащения крейсеров управляемыми ракетами взамен артвооружения (1958)
68-А — усилено зенитное вооружение (30-мм ЗАК АК-230), новое РЭВ (на трёх кораблях в начале 1970-х)
68-У1 / У2 — крейсеры управления с новым РЭВ, установлен ЗРК СО «Оса-М» (1966—1972)
68-бис-ЗиФ — на семи строящихся кораблях была усилена артиллерия, увеличено водоизмещение (недостроен)

ВСТУПИЛИ В СТРОЙ

«Свердлов»
«Дзержинский»
«Орджоникидзе»
«Жданов»
«Александр Невский»
«Адмирал Нахимов»
«Адмирал Ушаков»
«Адмирал Лазарев»
«Александр Суворов»
«Адмирал Сенявин»
«Молотовск» («Октябрьская революция»)
«Михаил Кутузов»
«Дмитрий Пожарский»
«Мурманск»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-17
Гл.конструктор А.С. Савичев
Завод-строитель Балтийский(N 189) им. С. Орджоникидзе, Ленинград; им. А. Марти(N 194), Ленинград; им. А. Марти(N 444), Николаев; N 402, Молотовск
Годы вступления в строй 1952-1955
Число кораблей в серии 21 (постройка 7 ед. по пр. 68 бис-ЗИФ прекращена в 1956 г.)

ОБЩЕКОРАБЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Водоизмещение, т:
— стандартное 13290
(пр. 68 бис-ЗИФ — 13720)
— полное 16400
(пр. 68 бис-ЗИФ — 16780)
Главные размерения, м:
— длина наибольшая (по КВЛ) 210(205)
— ширина наибольшая(по КВЛ) 21,98
(21,37)
— высота борта, м:
— в носу 14,79
— на миделе 13,5
— в корме 11,37
— осадка при полном водоизмещении (при нормальном) 7,3(6,83)
Коэффициенты теоретического чертежа (при осадке 6,83 м):
— общей полноты 0,5
— полноты мидель-шпангоута 0,788
— полноты ватерлинии 0,704
Главная энергетическая установка:
— тип котлотурбинная
— параметры пара:
— давление, кгс/см2 25
— температура, 0 С 350
— число х мощность ГТЗА, л. с. (частота вращения гребного винта
на полном ходу, об/мин) 2 х 55000 ТВ-7, 2 х 60850 (КРЛ «Свердлов» на испытаниях)
— число главных котлов х паропроизводительность, т/час 6 х 115 КВ-68
Электроэнергетическая установка:
— род тока (напряжение, В) постоянный(220)
— число х мощность и тип генераторов, кВт 5 х 300 ТГ 4 х 300 ДГ
Скорость полного хода, уз. 32,7 (на испытаниях первых 11 кораблей полная скорость при нормальном водоизмещении получены 32,6-33,6 уз.)
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) по техническому проекту 7400(17), по приемному акту КРЛ «Свердлов» 9000(18)
Автономность, сут. 30
Экипаж, чел.: 1270(пр. 68 бис-ЗИФ — 1224)

КОНСТРУКТИВНАЯ ЗАЩИТА

Бронирование цитадели, мм (пртяженось 138 м):
— главный пояс 100(под углом 80 к
вертикали)
— траверзы:
— носовой 120
— кормовой 100
— нижняя палуба 50
Бронирование носовой
оконечности, мм:
— борт 20
— нижняяпалуба 20
Бронирование башен, мм:
— главный колибр:
— лобовая стенка 175
— боковые стенки 65
— задняя стенка 60
— крыша 75
— барбет 130
— универсальный калибр:
— стенки 20
— крыша 20
Бронирование рубок, мм:
— ГКП:
— стенки 130
— крыша 100
— пол 30
— труба защиты проводов 70
Бронирование рулевого и
румпельного отделений, мм:
— стенки 100
— крыша 50

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское
Артиллерия ГК:
— число башен х число стволов-калибр 4 х 3 — 152 — мм
— шифр МК-5 бис
(боекомплект, ед.) (2250)
— тип системы ПУС «Молния-68 бис»
— число и тип КДП 2 КДП2- 8
— число и тип стрельбовых РЛС 2 «Залп»
— число и тип башенных радиодальномеров 2 «Штаг-Б»
Артиллерия УК:
— число АУ х число стволов-калибр 6 х 2 — 100 — мм
— шифр СМ-5-1
(боекомплект, ед.) (3640)
— число и тип стабилизированных постов наводки 3 СПН-500
— число и тип
стрельбовых РЛС 2 «Якорь»
— число и тип башенных радиодальномеров 6 «Штаг-Б»
Артиллерия ЗК:
— число АУ х число стволов — калибр 16 х 2 — 37 — мм
— шифр В-11
(боекомплект, ед.) (39480)
— число АУ х число стволов-калибр 6 х 4 — 45 — мм(пр. 68 бис-ЗИФ)
— шифр ЗИФ-68
— число и тип стрельбовых РЛС 3 «Фут-Б»(пр. 68 бис-ЗИФ)
Торпедное:
— число торпедных аппаратов х число труб — калибр 2 х 5 — 533 — мм
— число и тип стрельбовых РЛС 1 «Заря»
Минное:
— число и тип принимаемых мин 132 обр. 1908 г. или 68 КБ-3
Бомбовое вооружение:
— число больших глубинных бомб 40
— число и тип бомбометов 2 БМБ-2
Радиоэлектронное вооружение:
— РЛС общего обнаружения «Риф», «Гюйс-2»
— теплопеленгатор (пр. 68 бис-ЗИФ — «Фут-Н»), «Солнце-1»
Гидроакустическое:
— тип ГАС «Тамир-5Н»

КРЕЙСЕР «МИХАИЛ КУТУЗОВ» В НОВОРОССИЙСКЕ. МАРТ 2016 Г.
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68 БИС, 68 БИС-ЗИФ ТИПА «СВЕРДЛОВ». ФОТОРЕПОРТАЖ
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68А
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТ 68У-I (ШИФР «БУХТА-1») «ЖДАНОВ»
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТ 68У-II (ШИФР «БУХТА-2») «АДМИРАЛ СЕНЯВИН»
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 64
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ЗЕНИТНЫМ РАКЕТНЫМ КОМПЛЕКСОМ ПРОЕКТА 70Э ТИПА «ДЗЕРЖИНСКИЙ»
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 67
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68К ТИПА «ЧАПАЕВ»
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68 ТИПА «ЧАПАЕВ»
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»
АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ
БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД
НЕВСКОE ПРОЕКТНО — КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
ЛЕГКИЕ КРЕЙСЕРА ПРОЕКТА 68
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ, КРЕЙСЕРА, БОЛЬШИЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap