ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




МНОГОЦЕЛЕВЫЕ «671РТМ»
MULTIPURPOSE «671RTM»


МНОГОЦЕЛЕВЫЕ «671РТМ»

Постепенно лодки проекта 671 превращались в многоцелевые, что было наиболее присуще кораблям последней модификации – проект 671 РТМ. На лодках этого проекта прошли испытания и были приняты на вооружение новейшие электронные комплексы: гидроакустический — «Скат», навигационный — «Медведица» и БИУС «Омнибус», что существенно повысило боевую эффективность этих АПЛ.
Уникальные конструктивные решения, заложенные в АПЛ пр.671, послужили основой для создания более совершенной подводной лодки пр.671РТ. С целью повышения эффективности гидроакустического вооружения и скрытности этого корабля, в СПМБМ рассматривалась возможность использования нового гидроакустического комплекса «Скат» (гл. конструктор В.В.Громковский).
Использование такого комплекса на подводной лодке позволяло значительно повысить боевую эффективность корабля, в том числе, что весьма важно для многоцелевой подводной лодки, увеличить дальность обнаружения цели по сравнению с комплексом «Рубикон». Однако размещение нового комплекса в полной комплектации приводило к значительным изменениям носовой оконечности корабля, легкого корпуса, расположения оборудования в I и II отсеках прочного корпуса, переделкам кормового отсека и оконечности.
В поисках вариантов корабля с наименьшими изменениями водоизмещения было принято решение о введении двух комплектаций гидроакустического комплекса с присвоением им наименований «Скат-М» (малая комплектация) и «Скат-Б» (большая комплектация). Отличие этих комплектаций состояло в размерах основной носовой антенны, некотором изменении количества стоек аппаратуры внутри прочного корпуса, и значительном увеличении нагрузки на корабль (79 т) при установке комплекса «Скат-Б». Основная носовая антенна располагалась на цилиндрической капсуле, внутри которой размещалась аппаратура предва¬рительной обработки.
В 1973 г. СПМБМ закончило ряд проработок и выступило с инициативным предложением о замене на АПЛ пр.671 РТ комплекса «Рубин» на вновь разрабатываемый комплекс. Совместным решением МСП и ВМФ от 30 июля 1973г. это предложение было одобрено и Бюро получило указание о выполнении сокращенного технического проекта. Ввиду значительных изменений по кораблю, модернизированной АПЛ пр.671РТ был присвоен номер 671РТМ. Решением предусматривалось в техническом про¬екте заменить комплекс «Рубин» на комплекс «Скат-М». Кроме того, предлагалось разработать мероприятия по снижению акустического поля подводной лодки, увели¬чить автономность корабля с 60 до 80 суток, заменить перископ «Орион-10» на перископ «ПЗНГ-10», проработать воз-можность применения нового размагничивающего устройства, заменить часть радиоаппаратуры, согласовать выдачу и приём данных комплексами «Скат-М» и «Ладога-1В», дать предложения по обеспечению транспортировки АПЛ пр. 671 РТМ к сдаточной базе.
В дополнение к вышеуказанным требованиям по разработке технического проекта совместным решением МСП и ВМФ было предложено Бюро выполнить проработку размещения большой модификации гидроакустичес¬кого комплекса («Скат-Б»).
Разработка проекта 671РТМ осуществлялась под руководством главного конструктора Г.Н.Чернышева. Главным наблюдающим от ВМФ был Г.В.Николаев, его сменил О.В.Торнуев.
Проработка вариантов АПЛ позволила выбрать конструкцию обтекателя и материал для его изготовления, обеспечивающие минимальные помехи работе станции и максимальную звукопрозрачность. В результате проработ¬ки серии вариантов обтекателя с участием представителей ЦНИИ «Океанприбор» (Е.Л.Шендеров), ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова (Б.П.Григорьев, М.К.Смирнова и Н.А.Писковитина), ЦНИИ ТС (Н.Г.Сударева) была разработана оригинальная конструкция обтекателя. В районе наибольшей ширины оболочки были уста-новлены два стальных горизонтальных стрингера ажурной конструкции.
Была рассмотрена возможность установки на подводную лодку вновь разрабатываемой боевой информацион¬но-управляющей системы (БИУС). Принципиально эти системы могли быть расположены на проектируемой лод¬ке после модернизации их с учетом особенностей размещения вооружения и оборудования на АПЛ пр.671РТМ.
Применение на корабле различных образцов радиоэлектронного вооружения, предусмотренных совместными решениями МСП и ВМФ, связано со значительными изменениями ТТЭ подводной лодки. В результате было принято решение — технический проект АПЛ пр.671РТМ выполнять в двух вариантах. В первом варианте предусматривались модернизационные мероприятия с комплексом «Скат-М», во втором — с комплексом «Скат-Б».
По первому варианту установка прочной капсулы комплекса «Скат-М» потребовала переработки внутренних конструкций носовой оконечности АПЛ пр.671РТ без существенных изменений её внешних обводов. В этом варианте пред-ставилось возможность расположить аппаратуру комплекса в первом отсеке на средней палубе с переносом кают личного состава во второй, несколько удлиненный, отсек. В техническом проекте АПЛ пр.671РТМ с ГАК «Скат-М» было получено водоизмещение около 4600 м3, что на 350 м3 превышало водоизмещение АПЛ пр.671РТ.
По второму варианту сокращенного техпроекта 671РТМ выполнен ряд проработок с оценкой изменений по кораблю, среди них: замена аппаратуры радиосвязи на новые комплексы, размещение комплекса «Скат-Б». При размещении этого комплекса вместо комплекса «Скат-М» из-за увеличения диаметра носовой антенны требуется переработать носовую оконечность корабля. Проработка показала, что ГАК «Скат-Б» может быть установлен на подводной лодке одновременно с установкой новых комплексов связи при увеличении длины III отсека всего на 600 мм, то есть дополнительного увеличения прочного корпуса, после принятия новых комплексов связи, не потребуется.
Наряду с проработками установки на корабль новых комплексов гидроакустики малой и большой комплектации, радиосвязи, а также других предложений, указанных в совместном решении МСП и ВМФ, по инициативному предложению Бюро были выполнены следующие дополнительные проработки: размещение бортового тракта комплекса «Скат», размещение оборудования с буксируемой антенной. Основные трудности у проектанта корабля вызвали поиски места расположения грузовой лебедки устройства постановки и выборки. Водоизмещение корабля по второму варианту с учетом бортового тракта получилось равным 4700 т.
В процессе подготовки к рассмотрению проекта на президиуме МСП Бюро дополнительно рассмотрело возможность установки на АПЛ пр.671РТМ разрабатываемых БИУС: «Омнибус» и навигационного комплекса «Медведица». Президиум НТС МСП своим решением от мая 1974 г. рекомендовал к утверждению второй вариант технического проекта с установкой на подводной лодке ГАК «Скат-Б» в полной комплектации.
В июле 1974 г. совместным решением МСП и ВМФ техпроект был утвержден. На головной АПЛ пр.671 РТМ предусматривалась установка опытных образцов комплексов «Скат», «Медведица», БИУС «Омнибус» и УПВ «Руза-П». Разработчик гидроакустического комплекса «Скат» — ЛНПО «Океанприбор» (гл. конструктор В.В.Громковский), навигационного комплекса «Медведица» — ЦНИИ «Электроприбор» (гл. конструктор В.Г.Пешехонов), БИУС «Омнибус» — ЦНИИ «Агат» (гл. конструктор А.И.Троян).
Установленный на АПЛ проекта 671РТМ, автоматизированный гидроакустический комплекс МГК-500 «Скат» предназначен для обнаружения целей и их классификации, выдачи целеуказания оружию, а также обеспечения безопасности плавания. Он имеет режимы работы: шумолеленгования в звуковом и инфразвуковом диапазоне частот; обнаружения гидроакустических сигналов; связи и опознавания; классификации. В состав комплекса входят специализированные станции, обеспечивающие миноискание, безопасность подледного плавания и всплытия во льдах, измерение толщины подводной части льда и регистрацию его профиля. Комплекс обладает высоким энергетическим потенциалом, позволяющим обнаруживать малошумные цели в дальних зонах освещенности. В комплекс «Скат» впервые была включена подсистема классификации (руководитель разработки Ю.С.Перельмутер).
Отличительной особенностью архитектурного вида подводной лодки проекта 671РТМ (в бюро конструкторы АПЛ называли «Щука») было наличие на вертикальном стабилизаторе гондолы, в которой размещено устройство постановки и выборки буксируемой антенны. В остальном ар¬хитектурный облик корабля соответствовал облику корабля прототипа — АПЛ пр.671РТ с учетом некоторого увеличения длины корабля (около 5,3 м), в основном за счет цилиндрической вставки наружного корпуса и установки новых обтекателей антенн гидроакустических станций. Нормальное водоизмещение лодки с опытными образцами нового радиоэлектронного оборудования и реализо¬ванными мероприятиями по уменьшению шумности возросло по сравнению с АПЛ пр.671РТ на 400 м3 и составило 4780 м3. Наибольшая длина ПЛ увеличилась до 106,1 м, гарантированная скорость полного подводного хода несколько уменьшилась.
Еще при представлении предложения о разработке техпроекта АПЛ пр.671РТМ предполагалось строительство этих кораблей на Адмиралтейском заводе и заводе «Красное Сормово». Однако ввиду полной загрузки заводов «Красное Сормово» и СМП работами по проектам других бюро к строительству АПЛ пр. 671РТМ наряду с Адмиралтейским заводом был привлечен завод имени Ленинского комсомола (ЗЛК, директор Ю.З.Кучмин).
К разработке рабочих чертежей СПМБМ приступило до окончания технического проекта в соответствии с совместным решением МСП и ВМФ от 14 ноября 1973 г. Рабочие чертежи создавались с учетом особенностей каждого завода-строителя. Состав группы главного конструктора был усилен двумя началь-никами конструкторских бригад, а в дальнейшем заместителями главного конструктора АПЛ пр.671РТМ — С.Д.Харюшиным по ЛАО и В.А.Остапенко по ЗЛК, первым заместителем главного конструктора проектов 671, 671РТ и 671РТМ был назначен А.В.Кутейников.
Головная лодка адмиралтейских верфей К-524 (зав.№636, командир С.И.Русанов) была заложена на стапеле Ленинградского Адмиралтейского завода (ЛАО) 7 мая 1976 г., спущена на воду 31 июля 1977 г. и передана ВМФ в декабре 1977 года, в 1990-х гг. она получила наименование «60 лет шефства ВЛКСМ».
Первая АПЛ К-247 (зав. №271, командир Ю.И.Хомяков) проекта 671РТМ постройки ЗЛК была заложе¬на на стапеле 15 июля 1977 г., спущена на воду 13 августа 1978 г., приемный акт подписан 30 декабря 1978 г
Высокие боевые качества АПЛ пр.671РТМ обусловили их строительство крупной серией как на ЗЛК, так и на ЛАО. Строительство АПЛ проекта 671РТМ производилось в 1977-1992 гг., всего построено 26 однотипных кораблей. Подводная лодка К-448 (зав. №696) в 1995 году получила наименование «Тамбов», К-414 (зав. №695) в 1997 году — «Даниил Московский». Командирами АПЛ были В.А.Сметанин, М.И.Клюев, И.О.Аликов, С.В.Кузьмин, М.Иванисов, Алексеев, В.В.Ушаков, Б.Ю.Муратов, Ю.П.Авдейчик, В.А.Терехин и др. В 1984 г., в связи с сосредоточением усилий Г.Н.Чернышева над созданием АПЛ третьего по-коления пр.971 «Барс», главным конструктором АПЛ пр.671РТМ был назначен Р.А.Шмаков.
Подводные лодки проекта 671РТМ с середины 1980-х гг. стали вооружаться ракетным комплексом «Гранат», их часто называют как «проект 671РТМК». Исследования по возможности создания для подводных лодок крылатых ракет с запуском из торпедных аппаратов была начата СМКБ»Новатор» со смежниками с 1975 года по Решению ВПК от 19 ноября 1975 года. Разработка получила в СМКБ обозначение КС-122. Положительные результаты НИР позволили перейти к полномасштабной разработке ракетного комплекса. В кооперацию по созданию комплекса вошли коллективы, возглавляемые А.А.Бришем, О.Н.Фаворским, А.С.Абрамовым, И.Ф.Поповым и другие. К работам были привлечены СПМБМ «Малахит», ЛПМБ «Рубин», ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова и др.
Наземную отработку и пуски ракет проводились со специального стенда 03010, созданного в СПМБМ «Малахит» (гл. конструктор Р.А.Шмаков). Испытания комплекса начались в 1981 году. Для отработки выхода ракеты из торпедного аппарата подводной лодки была переоборудована одна ПЛ по проекту 633КС (гл. конструктор Р.А.Шмаков).
Пуски по программе ЛКИ и Государственных испытаний проводились с наземного стенда КС-128 (разработчик ОКБ «Новатор»), стенда 03010 и подводной лодки проекта 671РТМ (зав. №638) с ноября 1981 года по август 1983 года, более двух третьих пусков были признаны успешными. В августе-сентябре 1983 года Государственная комиссия подписала приемный акт. Ракетный комплекс «Гранат» был принят на вооружение ВМФ Постановлением правительства от 29 апреля 1984 года.
Создание серии АПЛ пр.671РТМ было дважды отмече¬но правительством награждением большой группы сотрудников СПМБМ «Малахит» орденами и медалями, в том числе орденом Ленина был награждён генеральный конструктор Г.Н.Чернышев, а орденом Октябрьской Революции — главный инженер Бюро А.В.Кутейников. В 1977 г. большая группа специалистов за создание и освоение серии АПЛ пр. 671РТМ вооруженных стратегическим комплексом «Гранат», была удостоена звания лауреатов Премии правительства Российской Федерации в области науки и техники, в том числе сотрудники СПМБМ «Малахит»: Р.А.Шмаков, В.А.Остапенко, О.А.Алешков, О.А.Зуев-Носов и В.Ф.Николаев.
Корабли проекта 671 и их модификации действовали на всех морях и океанах, участвовали в трансполярных переходах, огибали Гренландию с северо-востока, скрытно следовали с противолодочными группами флотов НАТО, ходи¬ли под авианосцами США, необнаруженными прорывали рубежи обороны у берегов США. Это были поистине безотказные «рабочие лошадки». В тоже время, по своим данным подводные корабли проекта 671РТМ – последней модификации серии «671-х» вплотную приблизились к новейшим американским АПЛ типа «Лос-Анджелес».
Сейчас все подводные лодки проектов 671 и 671 РТ выведены из состава флота. Та же участь постигла часть субмарин проекта 671РТМ — из-за нехватки средств, сказалось отсутствие своевременных и качественных плановых ремонтов.

ПРОГРАММА ПОСТРОЙКИ АПЛ 671РТМ

Проект

Завод-строитель

Заводской номер

Тактический номер

Год закладки

Год сдачи

671РТМ

Ленинградское Адмиралтейское объединение

636

К-524

1976

1977

638

К-254

1977

1979

641

К-502

1979

1980

643

К-527

1978

1981

645

К-298

1981

1982

647

К-358

1982

1983

649

К-299

1983

1984

652

К-244

1984

1985

655

К-292

1986

1987

657

К-388

1987

1988

659

К-138

1988

1990

695

Б-414

1988

1990

696

Б-448

1991

1992

Завод им. Ленинского комсомола

271

К-247

1976

1978

282

К-507

1977

1979

303

К-492

1978

1979

304

К-412

1978

1979

295

К-251

1979

1980

296

К-255

1979

1980

297

К-324

1980

1980

308

К-305

1980

1981

299

К-355

1980

1981

300

К-360

1981

1982

301

К-218

1981

1982

302

К-242

1982

1983

333

К-264

1983

1984

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН» 8 ноября 2013 г.

МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТМ


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap