ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 670М

NUCLEAR SUBMARINE WITH CRUISE MISSILES PROJECT 670M

Несмотря на достоинства, главным из которых являлся подводный старт, ракетный комплекс «Аметист» имел и недостатки, это прежде всего малая дальность стрельбы. Поэтому в 1965 году ЦКБ-112 по заданию ВМФ выполнило проектную проработку перевооружения АПЛ проекта 670 ракетами П-120 и противолодочными ракетами «Вьюга» и «Шквал». Здесь просматривалась лодка новой постройки и модернизация под новое оружие уже строящихся кораблей.
А уже в 1968 году на основании совместного решения ВМФ и МСП ЦКБ «Лазурит» разработало новый технический проект 670А, который в процессе эксплуатации получил название пр. 670М, модернизации АПЛ пр. 670 под ракетный комплекс П-120 «Малахит» и с установкой нового ГАК «Скат-М».
Применение комплекса «Малахит» расширило боевые возможности АПЛ благодаря большей дальности полета ракет до 120 км, более высокой избирательности захвата цели системой наведения, повышенной помехозащищенности бортовой аппаратуры и сокращению времени предстартовой подготовки.
Разработка ракетного комплекса «Малахит» началась в ОКБ-52 в 1962 году. Постановление СМ на разработку N 250-89 вышло 28 февраля 1963 г. В 1964 г. был выполнен эскизный проект ракеты. В отличие от ракеты П–25, ранее создаваемой этим бюро для катеров, ракета П–120 была универсальной по использованию с различных носителей – подводных лодок и надводных кораблей.
Ракета П-120 имела две головки: радиолокационную головку самона¬ведения (РГС) и тепловую головку самонаведения (ТГС). Обе системы создавались в ВНИИРЭ (НИИ-10). Главными конст­рукторами РГС и ТГС были назначены соответственно И.А.Скородумов и В.С.Марчик, после смерти В.С.Марчика — А.Н.Крюков. Одновременно в ВНИИРЭ (НИИ-10) шли разработки корабельной системы управления, автопилота и аппаратуры контроля ракет на технической позиции. Главным конструктором всей системы управления комплекса П-120 был В.Е.Краснов.
При разработке РГС для ракеты П-120 необходимо было решить не¬сколько новых, ранее не поднимавшихся задач, таких как автоматический выбор главной цели, устранение возможности «захвата» взволнованной морской поверхности при поиске цели по всей дистанции, обеспечение со¬вместной работы РГС, ТГС и автопилота и др. Был принят ряд оригиналь­ных технических решений. Особенно большие трудности выпали на долю разработчиков ТГС.
Дальнейшим развитием установок СМ-97, СМ-97А явились стартовая установка СМ-156 (1963-1967) для крылатых ракет П-120, размещаемая на ПЛ проекта 670М. Отработка отдельных узлов и механизмов проводилась на специально спроектированных и изготовленных стендах СМ-101, СМ-103, СМ-107. Расположение восьми контейнерных ПУ СМ-156, разработанных для ракет «Малахит» в ЦКБ-34 (главные конструкторы Б.Г. Бочков и А.Ф. Уткин), было таким же, как и на АПЛ проекта 670.
При создании этих комплексов коллективом КБ-4 КБСМ и предприятия были решены многие технические и специальные вопросы, в том числе специфические требования к материалам, применяемым в морских пусковых установках: требования по немагнитности, высокой коррозийной стойкости, высоким механическим свойствам.
Для крылатых ракет было принято впервые разработанное в НИИ «Поиск» (главный конструктор В.С.Волков) взрывательное устройство 4В85. Оно представляло собой многобпочную систему, состоящую из функциональных блоков, различных контактных датчиков цели и кабельной сети. Для обеспечения высоких требований по надежности применено дублирование всех состав¬ных частей ВУ. Конструкции функциональных блоков и схема компоновки этого изделия легли в основу принятого на вооружение позже ВУ 4В80 аналогичного назначения8.
Основным для ракеты П-120 был выбран твердотопливный двигатель. В 1962 г. в ОКБ-670 (главный конструктор М.М.Бондарюк) прорабатывались проекты оснащения крылатых ракет П-120 и П-700 сверх­звуковыми ПВРД.
Аванпроект «Малахита» был закончен в сентябре 1963г., а эскизный проект — в феврале 1964г. В начале 1968г. завод N 301 им.Лавочкина изготовил первые образцы ракеты.
Для испытаний ракеты П–120 ЦПБ «Волна» (гл. конструктор Я.Е.Ефграфов) в 1963–1968 гг. разработало проект переоборудования стенда ПС–А, предназначенного для ракет «Аметист» в стенд ПС–120 под ПКР «Малахит». Испытания ракет на нем проходили в 1968–1969 гг. После трех успешных пусков ракеты П–120 с погружаемого стенда было предложено продолжить испытания с боевых кораблей. В 1970–1972 гг. комплекс «Малахит» проходил испытания с малого ракетного корабля (МРК) «Буря» проекта 1234, а в 1974–1975 гг. с – ПЛ проекта 670М.

Расположение стартовых устройств нового ракетного комплекса на АПЛ пр. 670М было выполнено аналогично такому комплексу «Аметист» пр. 670. Для ракет комплекса «Малахит» в развитие пусковых установок СМ–97 и СМ–97А в ЦКБ-34 — КБСМ (гл. конструкторы Б.Г.Бочков и А.Ф.Уткин) была создана стартовая установка СМ–156, размещаемая на ПЛ проекта 670М. В отличие от пр. 670 замещение отрицательной плавучести ракет производилось автоматически приемом воды из-за борта в специальные цистерны с управлением специальной системой «Куб».
На атомных подводных лодках проекта 670М ракеты П-120 размещались в восьми пусковых установках СМ-156 побортно вне прочного корпуса, наклонно под углом около 32° и сочетались с гидроакустическим комплексом «Рубикон», имеющим дальность обнаружения более 150км. Таким образом, подводная лодка получала возможность применять комплекс «Малахит» на полную дальность, без внешнего целеуказания. Автоматизированная предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась КСУ «Дунай-670М», построенной на основе цифровой ЭВМ. КСУ проверяла все восемь ПКР одновременно и обеспечивала их старт. Были предельно сокращены и автоматизированы ручные операции по подготовке и пуску ракеты. По сравнению с комплексом «Аметист» (имеющим аналоговую аппаратуру) время предстартовой подготовки сократилось в 1,3 раза. Для надежного обеспечения стабилизации подводной лодки в период старта ракет было введено автоматическое программное управление по глубине и дифференту лодки, которое осуществлялось с помощью рулей и системы замещения отрицательной плавучести.

Пусковая установка СМ-156 представляла собой конструкцию цилиндрической формы со сферическим дном и откидной сферической крышкой. Старт ракеты выполнялся из подводного положения с глубины 50м из контейнера предварительно заполненного водой («мокрый старт»).
Вследствие установки нового ракетного комплекса, резервирования весов и объемов под ГАК «Скат-М» и применение нового противогидролокационного покрытия водоизмещение увеличилось на 700 м3, длина возросла до 104,5М, количество отсеков прочного корпуса увеличилось до 8.
VII отсек — электромоторный
По проекту 670М завод «Красное Сормово» построил шесть кораблей, которые также достойно несли службу, как и АПЛ пр. 670.

ПРОГРАММА ПОСТРОЙКИ АПЛ II ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ 670М

Тактический номер

Завод-строитель

Год сдачи

Год вывода из боевого состава

К-452

«Красное Сормово»

1974

1998

К-458

1976

1991-1995

К-479

1977

К-503

1979

К-508

1980

К-209

1981

На этом развитие проекта 670 не закончилось. Кроме «глобальных» модернизаций под ракетный комплекс «Гранит», которые выполнило ЦКБ «Лазурит», был выполнен целый ряд не менее значимых, но меньших по объему, модернизаций, например, замена навигационного комплекса, замена ГАК «Керчь» на «Рубикон» и на «Скат-КС». В начале 1990-х годов были выполнены проработки переоборудования АПЛ пр. 670 в научно- исследовательскую ПЛ для Арктических морей.
Большая работа проделана ЦКБ «Лазурит» на головном корабле «К-43» при подготовке его к сдаче в аренду Республике Индия. Эта атомная подводная лодка получила новый шифр проект 06709 (гл. конструктор А.ГЛещев).

КОРАБЕЛЬНЫЕ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ

Тип комплекса

«Аметист»

«Малахит»

«Яхонт»

Тип ракеты

4К66

П-120

3М55

Разработчик

ЦКБМ

НПО машиностроения

Состояние

На воор. С 1968 г.

На воор. С 1972 г.

Проходит испытания для иностранного заказчика

Дальность стрельбы, км

70

110

300

Высота полета, м

60

60

10-14000

Скорость полета, м/с

310

0,9М

2-2,5М

Стартовый вес, кг

3650

3800

2500-3000

Длина, м

7,0-8,2

8,8-9,15

Ок. 8

Диаметр корпуса, м

0,55

0,8

0,67

Размах крыльевв, м

.

2,5

1,7

Тип БЧ

обычная

Тип топлива

твердое

жидкое

Тип старта

Подводный

В конце 1980-х гг. предусматривалась модернизация АПЛ проекта 670М в соответствии с новым проектом 06704 для ракетного комплекса «Оникс» с дальностью стрельбы вдвое большей, чем у ракетного комплекса «Малахит».
Еще в Советском Союзе ракетами 3М55 предполагалось перевооружить атомную подводную лодку Б-452 (зав. №901) проекта 670М, до этого оснащенную РК «Малахит». Для этого ее в 1986-1992 гг. переоборудовали на судоремонтном заводе №10 в Полярном по проекту 06704 (разработчик ЦКБ «Лазурит») и вместо ракетных контейнеров РК «Малахит» установили пусковые установки СМ-315, разработанные в КБСМ и изготовленные заводом «Большевик» в 1991 году.

Пусковая установка СМ-315 предназначена для размещения трех КР в ТПС СМ-324 на ПЛ проекта 670М, обеспечения условий надежного и безопасного старта одной или последовательно всех КР, а также для обеспечения условий аварийного выброса КР штатными средствами ракеты. На этой АПЛ (К-452) были размещены восемь ПУ СМ-315 для транспортно-пусковых стаканов (ТПС) СМ-324 с крылатыми ракетами «Оникс» (по три ТПС в одной ПУ). Оборудование ПУ размещалось в контейнере АПЛ. В связи с ограниченными радиальными зазорами между блоком крылатых ракет, размещённых в ТПС, и внутренними поверхностями контейнера в ПУ не была предусмотрена система амортизации. ПУ СМ-315, ТПС СМ-324, а также устройство СМ-330 для загрузкивыгрузки ТПС-324 с крылатыми ракетами 3М-55 были разработаны в конструкторском комплексе №2 КБСМ под руководством главного конструктора В.Ф. Потапова.
Старт КР осуществляется из подводного или надводного положений ПЛ с постоянным углом возвышения.
КБСМ разработало загрузочное устройство СМ-330 для загрузки — выгрузки ТПС СМ-324 с КР 3М55 в контейнер ПУ СМ-315 ПЛ проекта 670М. В 1988 году НПО «Вымпел» изготовило комплект ЗУ и передало на испытания на судостроительный завод «Нерпа».
После монтажа ПУ на судостроительном заводе «Нерпа», АПЛ была принята в эксплуатацию. В 1986 году Подводная лодка несколько раз выходила в море для испытаний РК «Яхонт».
В 1991 г. ПУ была введена в опытную эксплуатацию. При испытаниях и опытной эксплуатации АПЛ К-452 с ракетным комплексом «Оникс» в 1992 – 1998 гг. были подтверждены заданные параметры проекта
06704. Однако решение о переоборудовании по проекту 06704 подводных лодок проекта 670М и принятии их на вооружение не было принято, а АПЛ К-452 проекта 06704, переименованная сначала
в Б-452, а затем в «Новгород Великий», была исключена из состава ВМФ в мае 1998 г. Разработка вышеуказанного проекта и испытания АПЛ К-452 способствовали накоплению опыта оснащения кораблей
ВМФ универсальными ракетными комплексами.
В конце 1960-х годов, когда впервые АПЛ пр. 670 вышли на боевое дежурство в Северную Атлантику и Средиземное море, американские адмиралы обратили на них самое пристальное внимание, справедливо расценивая эти подводные лодки как реальную угрозу авианосным соединениям (тогда ВМС США имели 13 авианосцев). Подводные лодки проекта 670 были первыми в мире действующими автономными подводными крейсерами с крылатыми ракетами подводного старта.
Спустя небольшое время, Конгресс США рассмотрел вопрос об отставании США в производстве ракет морского базирования и принял развернутую программу, по их разработке и производству. В настоящее время все американские многоцелевые АПЛ имеют ракеты «Томогавк».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-112
Гл.конструктор В.Н. Воробьев
Завод-строитель «Красное Сормово»
Число кораблей в серии 6
Сроки вступления в строй, г 1973-1980
Нормальное водоизмещение, м3 ок. 4250
Длина наибольшая, м 104,5
Ширина корпуса наибольшая, м 10,0
Осадка средняя, м 6,9
Запас плавучести, % 24
Архит.-конструкт. тип смешанный — двухкорпусная и однокорпусная на части длины
Энергетическая установка:
— тип ППУ ОК-350
— число реакторов 1
— тип ПТУ ГТЗА-631
— число х мощность (на валу)
ПТУ, л.с. 1 х 18800
— тип ТГ ОК-2, переменный ток, 380 в, 50 Гц
— число х мощность, кВт 2 х 2000
— тип ДГ ДГ-500/1В, переменный ток, 380 в, 50 Гц
— число х мощность, кВт 1 х 500
— тип АБ свинцово-кислотная 426-11
— количество групп АБ х число элементов в группе 2 х 112
— тип РСД ГЭД переменного тока
— число х мощность , л.с. 2 х 370
— тип движителя РСД водомет
— число гр. валов х частота вращения, об/мин 1 х 250
— тип ГВ 5- лопастный
Скорость хода, уз.:
— подводная под ГТЗА 24
— надводная под ГТЗА 12-13
— подводная под РСД 4-4,5
— надводная под ДГ и РСД 3,0-3,4
Дальность плавания под ДГ и РСД, мили 1100
Глубина погружения, м 300
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная сталь
Автономность, сут. 60
Экипаж (в т.ч. офицеров) , чел. 83(21)

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип ракетного комплекса «Малахит»
— число ракет 8
— сист. упр. стрельбой «Дунай-670М»
— тип ракетных
контейнеров стационарные, наклонные
— вид старта подводный
Торпедное:
— число х калибр ТА, мм 4 х 533
— общее число торпед 14
— система управления
стрельбой УСТА-670
— тип торпед противокорабельные и противолодочные торпеды
ГАК «Керчь»
Радиолокационное:
— РЛС кругового обзора МРК-50
— СОРС «Залив-П»
— станция опознавания «Хром-КМ»
Навигационное:
— навигац. комплекс «Сигма-М»
— кораб. приемоиндикатор КПИ-4,
КПФ-2-3
— дистанцион. магн. компас КДЭ-П
— эхолот НЭЛ-6
— эхоледомер ЭЛ-3
— зенитный перископ ПЗНС-10 и др.
Средства радиосвязи:
— р/передатчики КВ «Искра-1″, «Окунь-ПЛ»
— р/приемники КВ «Брусника»
— р/приемники ДВ «Глубина»
— радиостанции УКВ «Графит-1″ и др.
Ср-ва радиоразведки «Черника-1″, «Русалка-М», «Визир-59″,»Панорама-ВК», «Луга-К», «Весло» и др.

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 06.03.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
http://rbase.new-factoria.ru

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 670
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНОЙ РАКЕТОЙ «ОНИКС» («ЯХОНТ»)
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МАЛАХИТ»
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»
ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО»
ЦКБ «ЛАЗУРИТ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap