ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 670

NUCLEAR SUBMARINE WITH CRUISE MISSILES PROJECT 670

Кроме СКБ-143 и ЦКБ-18, к числу проектантов атомных подводных лодок в 1957 году присоединилось и ЦКБ-112, там в обстановке особой секретности небольшая группа конструкторов под руководством В.К.Шапошникова выполнила проработки тактико- технического задания (ТТЗ) на проектирование атомной торпедной подводной лодки. Вскоре, в 1958-1959 годах Госкомитет по судостроению провел проектный конкурс между ЦКБ-16, ЦКБ-18, ЦКБ-112 и СКБ-143 по разработке четырех проектов 667, 669, 670 и 671 атомных подводных лодок 2-го поколения.
Первоначально лодка проекта 670 задумывалась как малая торпедная. Ракетное вооружение на ней не предусматривалось. Разработка эскизного проекта 670 была задана Постановлением правительства от 3 декабря 1958 года.
По эскизному проекту 670, выполненному СКБ-143 (гл. конструктор А.В.Угрюмов), АПЛ имела нормальное водоизмещение 4050 т, вооружение состояло из шести ракет П-5 и П-6, шести 533-мм торпедных аппаратов. Подводная скорость АПЛ была в 16-17 узлов, она обеспечивалась АЭУ ВМ-8М с мощностью ГТЗА 2 х 5800 л.с.
ЦКБ-112 представило на рассмотрение этот проект 670 со следующими тактико- техническими элементами водоизмещение – 1800т; вооружение: шесть 533 мм и два 400 мм торпедных аппарата с боезапасом 18 торпед калибра 533 и 8 – калибра 400; предельная глубина погружения 400м; полная подводная скорость- 22 уз.; автономность – 50 суток.
Архитектурно ПЛ была выполнена однокорпусной на большей части длины, средняя группа ЦГБ размещалась внутри прочного корпуса. Форма легкого корпуса представляла собой тело вращения — растянутый в длину т.н. профиль Г.Е.Павленко. Прочный корпус был разделен на шесть отсеков. Одновальная и однореакторная АЭУ мощностью 12500 л.с.
В результате конкурса дальнейшие разработки проекта 670 средней АПЛ с торпедным вооружением для массовой постройки поручили ЦКБ-112. В заключении по конкурсному проекту было рекомендовано довооружить лодку крылатыми ракетами (КР).
По предложению руководства ЦКБ-112 (начальник В.П.Воробьев) решили применить, разрабатываемый в то время ОКБ-52 (генеральный конструктор В.Н.Челомей) новый ракетный комплекс «Аметист» с подводным стартом. В ЦКБ-112 в инициативном порядке был проработан дополнительный вариант АПЛ с размещением ракет «Аметист».
Вскоре было откорректировано и 9 мая 1960 года утверждено ТТЗ на проектирование АПЛ проекта 670. Разработка технического проекта 670 была задана ЦКБ-112 Постановлением Совета Министров от 30 ноября 1960 года №1231-525.
По проекту этой лодки работала группа главного конструктора В.П.Воробьева, включающая заместителей главного конструктора В.К.Шапошникова, В.А.Алексеева, А.Г.Лещева, М.М.Пилярского, проектный и корпусный отделы (начальники А.П.Овчинников и А.С. Знаменский).
Разработка технического проекта 670 проходила в необычных условиях – очень большая часть основного оборудования разрабатывалась параллельно с проектом ПЛ без опережения последнего по стадиям разработки. На момент защиты проекта не были утверждены технические условия (ТУ) почти по 150 единицам основного оборудования. По ракетному комплексу «Аметист», по ГТЗА, АТГ, парогенераторам ППУ, гидроакустическому комплексу «Керчь» ТУ на поставку утверждались в процессе испытаний и сдачи корабля.
Эти обстоятельства послужили одной из причин двух корректировок техпроекта. Первая 1961 года была связана с реализацией замечаний при утверждении техпроекта и с корректировкой технического проекта ППУ ОК-350, была произведена замена материала трубной системы. Более серьезную корректировку технического проекта корабля пришлось осуществить в 1963 году, когда на заводе- строителе «Красное Сормово» уже были изготовлены несколько секций прочного и легкого корпусов, добавив 7 шпаций ПК, увеличив водоизмещение почти на 200 т.

Первой особенностью АПЛ пр. 670 было органичное единство рационального размещения оборудования и оптимально выбранной формы корпуса. Этому способствовало в первую очередь оригинальное расположение ракетного оружия — полностью внутри легкого корпуса, т.е. без нарушения хорошо обтекаемых обводов, обеспечивающих высокие мореходные качества корабля.
Восемь наклонных под 32,50 ракетных контейнеров СМ-97 для противокорабельных ракет «Аметист» размещены по четыре побортно вдоль прочного корпуса, выполняемого в этом районе в виде т.н. «тройной восьмерки», которая, кроме того, позволила сместить постоянный плавучий объем в корму благодаря чему даже при наличии большой массы энергетического оборудования удалось исключить жилые помещения в корме, как это практиковалось ранее.
ПУ СМ-97А была разработана в конструкторском комплексе №4 ЦКБ-34 (с 1966 г. Конструкторское бюро средств механизации, с 1989 г. Конструкторское бюро специального машиностроения) под руководством главного конструктора Б.Г. Бочкова.
Твердотопливная ракета П-70 (4К-66) имела стартовую массу 2900 кг, максимальную дальность 80 км, скорость 1160 километров в час. Ракета выполнялась по нормальной аэродинамической схеме, имела складное крыло, раскрывающееся после старта автоматически. Полёт ракеты проходил высоте 50-60 метров, что затрудняло ее перехват средствами противовоздушной обороны кораблей противника. Радиолокационная система самонаведения противокорабельных ракет обеспечивала автоматический выбор самой крупной в ордере цели (то есть цели, которая имеет наибольшую отражающую поверхность). Типовой боекомплект подлодки состоял из двух ракет, оснащенных ядерными боеприпасами (мощность 1 кт) и шести ракет с обычными боевыми частями массой около 1000 кг. Огонь противокорабельными ракетами мог выполняться с глубины до 30 метров двумя четырёхракетными залпами при скорости под лодки до 5,5 узлов, при волнении моря менее 5 баллов. Существенным недостатком ракет П-70 «Аметист» являлся сильный дымный след, оставляемый твердотопливным ракетным двигателем, который демаскировал субмарину во время пуска противокорабельных ракет.

Корабельная система управления комплекса «Аметист» работала совместно с ГАК «Керчь-670», навигационным комплексом «Сигма-670», со счетнорешающей системой «Ладога П-670», получая от них пеленг цели, скорость изменения пеленга, дистанцию до цели, параметры движения цели (курс, скорость), курс свой и свою скорость, углы бортовой и килевой качки.
Торпедное вооружение корабля состояло из четырех носовых 533-мм торпедных аппаратов с боезапасом из 12-14 торпед типа 53-65К и СЭТ-65. Вместо торпед можно было брать до 26 мин. По корректируемому проекту АПЛ предусматривались также два 400-мм аппаратов для торпед типа СЭТ-40 и МГТ-2. Из торпедных аппаратов могли применяться приборы противодействия МГ-14 «Анабар».
Оригинальность проекта не ограничивалась размещением ракетного оружия, лодка с самого начала проектировалась одновальной и однореакторной – впервые в СССР. Для АПЛ проекта 670 предусматривалась однореакторная установка с ППУ ОК-350 и паротурбинные установки одновальными с ГТЗА-615. Такая схема движения позволяла иметь меньшее водоизмещение, большую скорость при той же мощности и меньшую шумность.

В связи с применением на ПЛ однореакторной и одновальной ГЭУ в процессе разработки проекта особое внимание обращено на повышение ее живучести за счет дублирования всех вспомогательных механизмов, установки резервных движителей — водометов и аварийного дизель-генератора. В составе ППУ и ПТУ удалось применить унифицированное для АПЛ 2-го поколения основное оборудование (блок ЦНПК- парогенератор, холодильник 1-го контура, турбогенератор, ГТЗА).
Специально для АПЛ пр. 670 был спроектирован реактор большой мощности с большим числом секций компенсационной решетки, холодильник 3-го контура, исключающий испарение воды 4-го контура в реакторный отсек, приняты насосы 3-го контура с увеличенным напором, обеспечивающие расхолаживание установки через парогенераторы и холодильники 3-го контура. Охлаждение 3-го контура обеспечено насосами циркуляционных трасс ГТЗА, а также насосами 4-го контура разработки ЦКБ- 112.
Насосная выгородка реакторного отсека отсутствовала, а традиционно размещенные в ней насосы 3-го и 4-го контуров расположили в отсеках смежных с реакторным. Такое расположение обеспечивало охлаждение реактора в случае обесточивания или другой крупной аварии в одном любом отсеке. Трубопроводы забортной воды, охлаждающей оборудование ГЭУ, удалось максимально упростить за счет исключения традиционных перемычек между бортами.
С той же целью в электроэнергетической системе использован переменный трехфазный ток частотой 50Гц и напряжением 380В, который обеспечивал повышение надежности электрооборудования, увеличивал продолжительность его работы без ремонта и обслуживания, позволял трансформировать напряжение, расширял возможность автоматизации электро- энергетической системы (ЭЭС) и упрощал ее обслуживание в целом.

Благодаря принятому схемному решению ЭЭС стало возможным разнести в разные отсеки, группы аккумуляторных батарей (АБ), обратимые преобразователи, главные распредщиты, создав в третьем отсеке автономный энергетический узел, включающий группу АБ, обратимый и четырехсотгерцовый преобразователь с распредщитами. Такого не было ни на одной лодке… Что повышало надежность и живучесть ЭЭС- при самых невероятных авариях — электрическое питание реактора было обеспечено.
Для повышения надежности питания циркуляционных насосов 1-го контура (ЦНПК) на главных распределительных щитах были выделены секции ЦНПК со специальной перемычкой и устройством переключения питания (УПП).
Для повышения боевой эффективности АПЛ, надежности, живучести и сокращения численности экипажа на корабле был установлен комплекс систем управления боевыми и техническими средствами с высокой степенью автоматизации процессов управления и контроля, обеспечивая в том числе и комплексное автоматизированное управление АЭУ и ЭЭС, жизнь подтвердила эксплуатационную живучесть системы управления ППУ.
На АПЛ пр. 670 был внедрен ряд других интересных нововведений: для уменьшения сопротивления воды движению впервые (как и на пр. 671 СКБ «Малахит») на ПЛ установлены закрытия шпигатных и вентиляционных отверстий в надстройке; для повышения живучести система гидравлики разделена на три автономные системы, обеспечивающие работу приводов общекорабельных устройств, контейнеров ракетного оружия и рулей; для компенсации реактивного момента от гребного винта, развернуты в разные стороны (1,250) стабилизаторы разных бортов; для повышения звукопрозрачности применен безнаборный обтекатель главной антенны гидроакустического комплекса; для снижения заметности ПЛ по гидролокационному и гидроакустическому полям наружная поверхность легкого корпуса, надстройки и ограждения рубки облицованы противогидролокационным резиновым покрытием, а наружная поверхность прочного корпуса облицована звукоизолирующим резиновым перекрытием, на фундаменты виброактивных механизмов, переборки и палубные настилы нанесены вибродемпфирующие покрытия; для повышения критической скорости хода установлен малошумный гребной винт; для компенсации собственного магнитного поля предусмотрена установка размагничивающего устройства и др.
Для изготовления прочного корпуса использовалась сталь АК-29. На протяжении 21 метра в носовой оконечности прочный корпус имел форму «тройной восьмерки», которую образовывали цилиндры относительно малого диаметра. Данная форма обуславливалась необходимостью размещения ракетных контейнеров в лёгком корпусе. Корпус субмарины разделялся на семь водонепроницаемых отсеков:
Первый отсек (составлен из трёх цилиндров) – аккумуляторный, жилой и торпедный;
Второй отсек – жилой;
Третий отсек – аккумуляторный, центральный пост;
Четвертый отсек – электромеханический;
Пятый отсек – реакторный;
Шестой отсек – турбинный;
Седьмой отсек – электромеханический.
Концевая носовая переборка и шесть межотсечных переборок – плоские, рассчитанные на давление до 15 кгс/см2.
Для изготовления лёгкого корпуса, прочной рубки и балластных цистерн была использована маломагнитная сталь и АМГ. Для надстройки и ограждения выдвижных устройств рубки использовался алюминиевый сплав. Обтекатели гидроакустических антенн, проницаемые части кормовой оконечности, и кормовое оперение изготовлены с использованием титановых сплавов. Применение разнородных материалов, образующих в ряде случаев гальванические пары, потребовало специальных мер для защиты от коррозии (прокладки, цинковые протекторы и тому подобное).
Чтобы снизить гидродинамический шум при движении на больших скоростях, а также для улучшения гидродинамических характеристик впервые на отечественных подлодках применили механизмы закрытия вентиляционных и шпигатных отверстий.
26 сентября 1963 года разработанный и представленный технический проект 670 АПЛ с КР подводного старта был утвержден. Необходимые исправления чертежной документации по двум корректировкам техпроекта были проведены оперативно.
Для строительства АПЛ проекта 670 определили завод «Красное Сормово» (директор М.А.Юрьев) в Горьком, потому, что основные мощности заводов №402 и 199 в Северодвинске и Комсомольска-на-Амуре были заняты в тот период реализацией стратегической программы. На тот момент в Горьком заканчивалась программа строительства дизель-электрических лодок с крылатыми ракетами проекта 651.
Корабли проекта 670 стали первыми атомными, строительство которых предусматривалось в Горьком, что потребовало серьезной реконструкции завода по судостроительной части. Этими работами руководили главный инженер завода П.А.Черноверхский, главный технолог завода М.М.Сперанский и главный строитель завода К.Н. Гордеев и др.
Головной корабль К-43 (зав. №701) был заложен на «Красном Сормово» (Гл. строитель В.В.Семашко, ответственный сдатчик Ф.Г.Преображенский, сдаточный механик А.И.Нахров, ведущий военпред С.Н.Варваркин) 9 мая 1964 года, его спустили на воду 2 августа 1964 года. Комплексные швартовные испытаний АЭУ с физическим пуском реактора провели с 21 по 27 июня 1967 года. На заключительном этапе испытаниями руководил зам. начальника 1-го Главного Управления МСП И.В.Коксанов. Заводские испытания прошли с 26 августа по 5 октября 1967 года, а государственные — с 6 октября по 5 ноября 1967 года.
За 10 лет завод «Красное Сормово» построил 11 кораблей проекта 670, которые успешно несли службу на Северном и на Тихоокеанском флотах.

ПРОГРАММА ПОСТРОЙКИ АПЛ II ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ 670

Заводской номер

Тактический номер

Завод-строитель

Год сдачи

Флот

Год вывода из боевого состава

701

К-43

«Красное Сормово»

1967

СФ-ТОФ

1992

702

К-87

1968

СФ-ТОФ

1990

703

К-25

1968

СФ-ТОФ

1991

704

К-143

1969

СФ-ТОФ

1993

705

К-313

1969

СФ-ТОФ

1992

711

К-308

1970

СФ-ТОФ

1992

712

К-302

1970

СФ-ТОФ

1993

713

К-320

1971

СФ-ТОФ

1994

714

К-325

1971

СФ-ТОФ

1991

715

К-429

1972

ТОФ

1992

721

К-201

1972

ТОФ

1994

Постройка АПЛ велась на горизонтальных построечных местах в крытом эллинге, а спуск в Волгу осуществлялся с помощью поперечного слипа. Перевод лодок по внутренним водным путям на сдаточную базу на территории завода №402 в Северодвинске обеспечивали транспортные доки проекта 1753.
Строительство АПЛ пр. 670 не было простым: одновременно осваивалась новая марка материала корпуса — стали АК-29, новая АЭУ (ППУ и ПТУ), новый вид оружия — КР «Аметист», новое РЭВ, включая гидроакустический комплекс «Керчь», широкая автоматизация корабельных системой «Ключ» и т.д.
Для оперативной координации совместных работ по комплексу управления стрельбой ракетами во время строительства корабля была образована межведомственная комиссия под председательством главного инженера ЦКБ-112 Н.И.Квашы, в которой деятельное участие принимали многие конструкторы, в первую очередь представители ЦНИИ «Гранит» – разработчика этого комплекса.
Для отработки новых конструктивных решений было выполнено более 20 крупных опытных работ: построен масштабный макет (М 1:5) размещения оборудования, разработаны и построены магнитная, электрическая модели и крупно-масштабные стенды (для испытания ударостойкости). Кроме того, на заводе- строителе в процессе подготовки сварщиков и изолировщиков при освоении новых марок материала были изготовлены сотни конструкционных узлов в различных вариантах изготовления.
Электромонтажники (начальник цеха – А.Б.Бейм, строитель – В.И.Самулеев) впервые применили новый метод трассировки магистральных кабелей при блочной технологии монтажа корпуса («бухтовка» на поперечных переборках). Вместе с контрагентами для отработки монтажа АСУ общекорабельными системами «Ключ» на заводе – строителе собран специальный стенд, на котором установили все исполнительные механизмы системы, что позволило отработать связи на пульте управления, выявить недостатки соединений и своевременно (до установки на корабль) их устранить.
Контрольный пуск ракеты «Аметист» с головной атомной подводной лодки К-43 проекта 670 состоялся 1 ноября 1967 года. Через 3 года 5 месяцев и 27 дней после закладки головного корабля 5 ноября 1967 года в г. Северодвинске председатель Государственной приемной комиссии вице- адмирал А.И.Сорокин подписал приемный акт. Первая сормовская АПЛ под командованием капитана 1 ранга В.В.Савицкого, старшего помощника капитана 2 ранга Е.Н. Золотарева, заместителя капитана 2 ранга П.А.Яичницына и командира БЧ-5 капитана 2 ранга Л.Б. Никитина начала службу на СФ.
Вскоре подводные лодки 670-го проекта приступили к несению боевой службы, они осуществляли слежение за американскими авианосцами, активно привлекались к участию в раз¬личных учениях и маневрах, наиболее крупными из которых были «Океан-75», «Север-77», «Разбег-81» и другие.
Постепенно география походов «североморских» лодок 670-го проекта расширялась. В январе-мае 1974 года состоялся уникальный 107-суточный переход К-201 (командир В.Д.Хайтаров) совместно с АПЛ К-314 проекта 671 с Северно¬го на Тихоокеанский флот по южному маршруту через Индийский океан. В апреле 1977 года К-429 (командир В.Т.Коз¬лов, старший на борту контр-адмирал Е.Д.Чернов) совершила переход Северным морским путем с СФ на ТОФ, где 30 апреля 1977 г. ПЛАРК вошла в состав флоти¬лии подводных лодок на Камчатке. В августе-сентябре 1979 года подобный переход, продолжавшийся 20 суток, выполнила К-302 (командир М.А.Мажуго). В дальнейшем этим же маршрутом на Тихий океан в 1980-1986 гг. прибыли К-43, К-121, К-143, К-308 и К-313.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПКР «АМЕТИСТ»

Тип комплекса «Аметист»
Тип ракеты 4К66
Разработчик
Состояние На воор. С 1968 г.
Дальность стрельбы, км 70
Высота полета, м 60
Скорость полета, м/с 310
Стартовый вес, кг 3650
Длина, м 7,0-8,2
Диаметр корпуса, м 0,55
Тип топлива твердое
Тип старта Подводный

На двух подводных лодках серии произошли крупные аварии с человеческими жертвами: на К-320 во время строительства на стапеле произошла самопроизвольная цепная реакция (18 января 1970г.) с выбросом радиоактивного пара. Другая подводная лодка К-429 этого типа во время дифферентовки затонула на небольшой глубине в 40 метров 25 июня 1983 года в б. Саранная в районе Петропавловска-на-Камчатке. 102 человека экипажа благодаря умелым действиям командира Н.М.Суворова вышли через торпедный аппарат и спасательный люк и спаслись. Лодку подняли 9 августа 1983 года. Интересно, что та же АПЛ вторично затонула в 1985 г. у стенки судоремонтного завода, после чего использовалась только в учебных целях. Такие неприятности происходили не только у нас, аналогичная история произошла в 1969 г. с американской АПЛ Guitarro типа Sturgeon.
В дальнейшем за службу и походы на подводных лодках проекта 670 шестерым морякам присвоено звание Героя Советского Союза: Р.А.Голосов, А.А.Гусев, Е.А.Томко, В.П.Лушин, Е.Д.Чернов и В.Т.Козлов. Пять АПЛ проекта 670 К-25, К-87, К-320, К-325, К-429 были награждены вымпелом Министерства обороны «За мужество и воинскую доблесть», одна К-25 награждена Ленинской юбилейной почетной грамотой, другая К-308 – почетной грамотой ЦК КПСС ВС и СМ СССР в честь 50-летия образования СССР.
Создание АПЛ пр. 670 в 1970 году было отмечено Ленинской премией, ее получили В.П.Воробьев, Ю.Б.Бабанский, К.С.Страцев, В.И.Субботин, Ф.И.Чуев, И.В.Чурдалев.
Пять ПЛАРК 670-го проекта (К-212, -302, -308, -313, -320) в 1980-х годах были подвергнуты модернизации. Гидроакустический комплекс «Керчь» был заменен новым ГАК «Рубикон». Также, на всех подлодках перед ограждением выдвижных устройств рубки установили гидродинамический стабилизатор, представлявший собой плоскость имеющую отрицательный угол атаки. Стабилизатор компенсировал излишнюю плавучесть «раздутого» носа подлодки. На некоторых субмаринах данной серии прежний гребной винт был заменен новыми малошумными четырёхлопастными винтами диаметром 3,82 и 3,92 м, установленные на одном валу тандемно.

В 1983 г. атомная подводная лодка с крылатыми ракетами К-43, намеченная для продажи Индии, прошла капремонт и модернизацию по проекту 06709. В результате субмарина получила гидроакустический комплекс «Рубикон». Также в ходе работ установили систему кондиционирования воздуха, оборудовали новые кубрики для личного состава и каюты для офицеров, сняли секретную аппаратуру управления и связи. После завершения проведения обучения индийских экипажей подлодка опять встала на ремонт. К лету 1987 г. она была полностью подготовлена к передаче. 5 января 1988 года К-43 (переименовали в УТС-550) во Владивостоке подняла индийский флаг и отбыла в Индию.
С 5 января 1988 по 5 января 1991г.г. в соответствии с межправительственным соглашением она находилась в составе ВМС Республики Индия под тактическим номером S-71 и названием ‘Chakra’ . За 3 года АПЛ S-71 совершила 24 выхода в море, прошла 46256 миль (87% под водой) и ее материальная часть успешно выдержала испытания при интенсивной эксплуатации в тропических условиях.
28 апреля 1992 года «Chakra», вновь зачисленная в состав ВМФ России, прибыла своим ходом на Камчатку, где завершила свою службу. Из боевого состава флота ее исключили 3 июля 1992 года.
Менее всего, пожалуй, повезло К-429. 24 июня 1983 г. в результате ошибочных действий экипажа она затонула на глубине 39 м на полигоне боевой подготовки в бухте Саранная (вблизи берегов Камчатки). При этом погибло 16 человек. 9 августа 1983 г. лодка была поднята (сама операция по подъему тоже не обошлась без происшествий. Были “дополнительно” затоплены еще четыре отсека, что значительно усложнило проведение работ). Восстановительный ремонт, обошедшийся казне в 300 млн. рублей, завершился в начале сентября 1985 г., однако через несколько дней, 13 сентября, в результате грубых нарушений требований живучести, несчастливый корабль вновь затонул у стенки СРЗ в Большом Камне. В 1987 г. так и не введенная в строй лодка была исключена из состава флота и переоборудована в учебно-тренировочную станцию УТС-130, базирующуюся на Камчатке и использующуюся до настоящего времени.
Вслед за К-429, в силу своей невезучести, оставившей боевой строй первой, в 1990-х годах были списаны и другие лодки 670-го проекта. В 1990 г. военно-морской флаг спустила К-87, в 1991 г. — К-25 и К-325, в 1992 г. — К-43, К-313 и К-308, в 1993 г. — К-143 и К-302, в 1994 г. — К-320 и К-201.
Несмотря на достоинства, главным из которых являлся подводный старт, ракетный комплекс «Аметист» имел и недостатки, это прежде всего малая дальность стрельбы. Поэтому в 1965 году ЦКБ-112 по заданию ВМФ выполнило проектную проработку перевооружения АПЛ проекта 670 ракетами П-120 и противолодочными ракетами «Вьюга» и «Шквал». Здесь просматривалась лодка новой постройки и модернизация под новое оружие уже строящихся кораблей.
А уже в 1968 году на основании совместного решения ВМФ и МСП ЦКБ «Лазурит» разработало новый технический проект 670А, который в процессе эксплуатации получил название пр. 670М, модернизации АПЛ пр. 670 под ракетный комплекс П-120 «Малахит» и с установкой нового ГАК «Скат-М».
Применение комплекса «Малахит» расширило боевые возможности АПЛ благодаря большей дальности полета ракет до 120 км, более высокой избирательности захвата цели системой наведения, повышенной помехозащищенности бортовой аппаратуры и сокращению времени предстартовой подготовки.
Разработка ракетного комплекса «Малахит» с ракетой П–120, имеющей увеличенную по сравнению с ПКР «Аметист» дальность стрельбы, началась в ОКБ-52 в 1962 году. В отличие от ракеты П–25, ранее создаваемой этим бюро для катеров, ракета П–120 была универсальной по использованию с различных носителей – подводных лодок и надводных кораблей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-112
Гл.конструктор В.Н. Воробьев
Завод-строитель «Красное Сормово»
Число кораблей в серии 11
Сроки вступления в строй, г 1967-1972
Нормальное водоизмещение, м3 ок. 3570
Длина наибольшая, м 95,6
Ширина корпуса наибольшая, м 9,6
Осадка средняя, м 6,9
Запас плавучести, % 27
Архит.-конструкт. тип смешанный — двухкорпусная и однокорпусная на части длины
Энергетическая установка:
— тип ППУ ВМ-4-1 (ОК-350)
— число реакторов 1
— тип ПТУ ГТЗА-615/70
— число х мощность (на валу) ПТУ, л.с. 1 х 20000
— тип ТГ ОК-2, переменный ток, 380 в,50 Гц
— число х мощность, кВт 2 х 2000
— тип ДГ ДГ-500/1В, переменный ток, 380 в, 50 Гц
— число х мощность, кВт 1 х 500
— тип АБ свинцово-кислотная с эл. 28-СМ
— количество групп АБ х число элементов в группе 2 х 112
— тип РСД ГЭД переменного тока
— число х мощность , л.с. 2 х 370
— тип движителя РСД водомет
— число гр. валов х частота вращения, об/мин 1 х 250
— тип ГВ 5- лопастный
Скорость хода, уз.:
— подводная под ГТЗА 25-26
— надводная под ГТЗА 12-13
— подводная под РСД 4-4,5
— надводная под ДГ и РСД 3,0-3,4
Дальность плавания под ДГ и РСД, мили 1100
Глубина погружения, м 300
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная сталь
Автономность, сут. 60
Экипаж (в т.ч. офицеров) , чел. 77(20)

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип ракетного комплекса «Аметист»
— число ракет 8
— сист. упр. стрельбой «Аметист»
— тип ракетных контейнеров стационарные, наклонные
— вид старта подводный
Торпедное:
— число х калибр ТА, мм 4 х 533
— общее число торпед 14
— система управления стрельбой «Ладога-П-670″
— тип торпед противокорабельные и противолодочные торпеды
ГАК «Керчь»
Радиолокационное:
— РЛС кругового обзора «Альбатрос»
— СОРС «Залив-П»
— станция опознавания «Хром-КМ»
Навигационное:
— навигац. комплекс «Сигма-670″
— кораб. приемоиндикатор КПИ-4,
КПФ-2-3
— дистанцион. магн. компас КДЭ-П
— эхолот НЭЛ-6
— эхоледомер ЭЛ-2
— зенитный перископ ПЗНС-10 и др.
Средства радиосвязи:
— р/передатчики КВ «Искра-1″, «Окунь-ПЛ»
— р/приемники КВ «Брусника»
— р/приемники ДВ «Глубина»
— радиостанции УКВ «Графит-1″ и др.
Средства радиоразведки «Черника-1″,
«Русалка-М», «Визир-59″,»Панорама-ВК»,
«Луга-К», «Весло» и др.

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 06.03.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
https://topwar.ru
http://www.soldati-russian.ru

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 670М
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»
ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО»
ЦКБ «ЛАЗУРИТ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap