ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ КРЕЙСЕРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667Б И 667БД

MISSILE SUBMARINE CRUISER OF STRATEGIC PURPOSE OF THE PROJECT 667B AND 667BD


27.09.2015
ФОТОФАКТ: «ПЯТНИЧНОЕ РЕТРО. «БУКАХА»

Блог пресс-службы Центра судоремонта «Звездочка» опубликовал фото » Пятничное ретро. «Букаха» Почувствуй завод!» из Северодвинска. На нем изображен атомный подводный крейсер К-385 (зав. №324) проекта 667Б (он же «Буки» или как его ласково называли «Букаха»). Снимок сделан в 1984 году при постановке корабля в эллинг.

Ответом на рост морских стратегических ядерных сил США с баллистическим ракетами “Посейдон” С-3 со стороны Советского Союза сначала стало развертывание первых в мире морских баллистических ракет Р-29 (комплекс Д-9) межконтинентальной дальности, затем модернизация этих ракет с РГЧ.
Разработка комплекса Д-9 ракетного вооружения подводных лодок началась в СКБ-385 (КБМ, гл. конструктор В.П.Макеев, Ведущий конструктор Ю.А.Коробейников) по Постановлению СМ СССР №808-33 от 28 сентября 1964 года. Первые варианты проекта ракеты Р-29 появились уже в 1964 году.
Основным носителем ракетного комплекса Д-9 стала РПКСН проекта 667Б, который разработали в ЛПМБ «Рубин» (гл. конструктор С.Н.Ковалев). АПЛ проекта 667Б создавалась на базе оборудования и технических решений РПКСН проекта 667А, однако значительное увеличение массогабаритных характеристик БР комплекса Д-9 по сравнению с БР комплекса Д-5 (масса ракеты увеличилась более чем в 2 раза, длина — в 1,4 раза, диаметр — в 1,2 раза ) потребовало сокращения на новом ракетоносце числа ракетных шахт с 16 до 12, привело к увеличению нормального водоизмещения на 1200 т и снижению скорости полного хода на 2 уз. Шахтные пусковые установки 4С75 были разработаны КБМ, их изготовление осуществлялось заводом «Большевик».
Конструкция АПЛ проекта 667Б была подобна кораблям предыдущей серии проекта 667А — двухкорпусным ПЛ с ракетными шахтами, размещенными в прочном корпусе, разделенном на 10 отсеков. Значительно выросла высота надстройки — ракетного банкета, придав ПЛ характерный для нее вид. Лодка оснащена всплывающей антенной буйкового типа, позволяющей принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации, находясь на большой глубине. На ней применены усовершенствованный навигационный комплекс типа «Тобол-Б» и космическая навигационно-связная система типа «Циклон». Торпедные аппараты оснащены устройством быстрого заряжания. Для серийной ПЛ пр. 667Б с РК Д-9 на базе модулей ЦВМ «Азов» была разработана система «Альфа-3» (гл. конструктор Я.А.Хетагуров).
В 1972-1977 гг. на Севмашпредприятие и заводе им. Ленинского комсомола было построено 18 кораблей по проекту 667Б. Ввод в состав ВМФ первого в мире ракетоносца К-279 (командир В.П. Фролов) проекта 667Б с межконтинентальными ракетами Р-29 показал американцам, что защитного океанского барьера у них больше не существует.


РАКЕТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ КРЕЙСЕРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667Б И 667БД

Дальнейшим развитием атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667 были корабли пр. 667Б (главный конструктор С. Н. Ковалев). Строились они в первой половине 1970 гг. в Северодвинске (10 единиц) и в Комсомольске-на-Амуре (8 единиц). Из-за увеличения массогабаритных характеристик нового комплекса Д-9 пришлось на четверть уменьшить количество ракет на борту и повысить надстройку над их шахтами. Одновременный пуск всех ракет, впервые ставших на ПЛ межконтинентальными, осуществлялся как из подводного, так и надводного положения.


МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ДАЛЬНОСТЬ ДЛЯ РПКСН


Благодаря программе строительства АПЛ проекта 667А и наращиванию числа наземных МБР с шахтными пусковыми установками СССР, создавая свою стратегическую систему, начал приближаться к США в этой области. В ответ на это США в 1970?1978 гг. осуществили массированную программу перевооружения 31 ПЛПРБ типа “Лафайет”, вступивших в строй в 1963-1968 гг., новым ракетным комплексом “Посейдон” С-З, главной особенностью которого, впервые в подводном флоте, было появление на баллистических ракетах разделяющихся головных частей (РГЧ). Ответом на это со стороны Советского Союза сначала стала первые в мире морская баллистическая ракета Р-29 (комплекс Д-9) межконтинентальной дальности, затем ракеты с РГЧ. Этому предшествовали борьба за ракету между проектным организациями и не легкий путь создания морской МБР.
В начале 1960-х годов в ОКБ-52 (генеральный конструктор В.Н.Челомей) были подготовлены предложения по пе6рвой малогабаритной МБР для размещения ее в шахтных пусковых установках. Разработка ракетного комплекса с МБР УР-100 для ракетных войск официально началась 30 марта 1963 года. Кроме головного разработчика ОКБ-52, в работах по ней принимали участие коллективы, возглавляемые С.А.Косбергом, Н.И.Зверевым, С.П.Изотовым, Н.А.Пилюгиным, М.С.Рязанским, В.П.Барминым, И.И.Картуковым и другие. Еще во время обоснования и проектных исследований было предложено использовать ракету УР-100 для решения других задач, предполагалось сделать ее универсальной для различных видов Вооруженных Сил.
В апреле 1963 года генеральный конструктор В.Н.Челомей совместно с руководством Государственного комитета по авиационной технике (ГКАТ) и Государственного комитета по судостроению (ГКС) обратились в правительство с предложением о размещении ракет УР-100 на морских носителях. Предложение было поддержано начальником ЦКБ-18 П.П.Пустынцевым и руководителем государства Н.С.Хрущевым. Руководство ВМФ и МО не поддержали идею, но согласились оценить этот вариант. Решением ВПК №134 от 3 июля 1963 года разработку предэскизного проекта комплекса Д-8 с морским вариантом ракеты УР-100М поручили ОКБ-52.
Система наведения ракеты УР-100М разрабатывалась в двух вариантах. По первому варианту ракета оснащалась инерциальной системой (ИНС) и системой астрокоррекции разработки НИИ-885 (НИИАП) и НИИ-944 ГКРЭ; по второму — ИНС дополнялась системой радиокоррекции, работающей от береговых постов радиоуправления, которые были предложены В.Н.Челомеем. По проекту комплекс Д-8 мог обеспечить залповый обстрел четырьмя ракетами целей в секторе +30 градусов с интервалом между пусками ракет 5-10 секунд, между залпами — 20 минут. Старт ракет прорабатывался из надводного положения с помощью ПАД из пускового контейнера и из под воды.
Проектом комплекса Д-8 предусматривалось его использование на ПЛ проекта 702 в вариантах с 8, 12 и 16 шахтами, разработка предэскизного проекта задана ЦКБ-18 решением ВПК №134 от 3 июля 1963 года. В конце 1963 г. предэскизный проект был завершен. Проект в нескольких вариантах, отличающихся друг от друга энергетическими установками (атомные и дизель-электрические), количеством и размещением ракетных шахт. Все варианты ПЛ имели двухкорпусную стальную конструкцию, прочный корпус всех вариантов был разделен на 8-10 отсеков прочными поперечными переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2.
На всех вариантах были приняты 5-лопастные малошумные гребные винты. Было предусмотрено размещение ГАС «Енисей», НК «Сигма», РЛС «Чибис», СОРС «Бухта», станции опознавания «Хром-КМА», средств радиосвязи, применяемых на ПЛ II поколения. По результатам проработок ЦКБ-18 рекомендовало для дальнейшей стадии проектирования вариант А6-ПЛ с атомной энергетикой и вариант Д2-ПЛ с дизель-электрической установкой. В качестве ГЭУ варианта А6 была принята энергетическая установка АПЛ проекта 671, а для варианта Д2 установка ДЭПЛ проекта 651 с заменой главных ГЭД на ГЭД меньшей мощности. Оба варианта вооружены 12 ракетами комплекса Д-8, размещенными в «опущенных шахтах» стартовой установки СМ-164 (разработчик ЦКБ-34).
Кроме того, предполагалась переоборудование ПЛ пр.629 для размещения 2-3 шахтных пусковых установок МБР УР-100М. Наряду с созданием атомных подвод¬ных ракетоносцев и наземных комплексов межконтинентальных БР в начале 1960-хгг. научно-исследовательскими организациями промышленности НИИ-88 и ЦНИИ-45 проводились поисковые исследования по скорейшего нара¬щивания ракетио-ядерного потенциала за счет создания нетрадиционных систем ба¬зирования БР, обладающих более вы¬сокой скрытностью от обнаружения потенциальным противником.
Одной из первых работ в этом направлении стала проработка ЦКБ-18 (гл. конструктор С.Н.Ковалев) размещения комплекса Д-8 с ракетой УР-100М на погружающихся стартовых установках (ПСУ) проекта 602 «Скат». Прочный корпус ПСУ имел вид вертикального цилиндра с расположенными вокруг него ракетными шахтами. Подводный ракетоносец проекта 602А, в отличие от ПСУ, был спроектирован ЦКБ-18 в виде традиционной ракетной подводной лодки. Ракеты на ПЛ находятся в вертикальных шахтах в прочном корпусе и ограждении рубки. Другим не традиционным размещением БР стала их проработка установки на надводных носителях, дислоцирующихся не только на открытых морях, но и на внутренних водных путях и водоемах.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫХ ПОДВОДНЫХ НОСИТЕЛЕЙ

Характеристики

Проекты

702

602 «Скат»

602А

Тип носителя

Подводная лодка

Погружаемая стартовая установка

Подводная лодка

Проектант

ЦКБ-18

ЦКБ-18

ЦКБ-18

Состояние

Предэскизный проект 1964 г.

Предэскизный проект 1964 г.

Предэскизный проект 1964 г

Водоизмещение, т:

Надводное

6380-7700

2340

5400

Главные размерения, м:

Длина макс.

97-118

18,0

98,0

Ширина макс.

12,4-12,6

17,1

12,6

Осадка по КВЛ

8,65

10,9

9,0

Скорость полного хода, узл.:

подводная

12-22,2

2,4

11,5

Глубина погружения, м

300

100

200

Автономность, суток

60

60

60

Численность экипажа, чел.

63-64

24

64

Вооружение:

Ракетное:

— комплекс

— число х тип ракет

Д-8

8, 12 и 16

Д-8

8 х УР-100М

Д-8

8 х УР-100М

торпедное

4-6 х 533-мм и 2 х 400-мм ТА (боезапас – 12-18)

6 х 533-мм ТА

Практически одновременно с комплексом Д-8, СКБ-385 в начале 1963 года выдвинуло первые предложения по комплексу Д-9 с межконтинентальной баллистической ракетой. 3 июля 1963 года решением ВПК №133 разработку предэскизного проекта комплекса Д-9 поручили СКБ-385.
Кроме рассмотрения потенциальных носителей комплексов Д-8 и Д-9, продолжались работы по определению наиболее перспективного из них для вооружения кораблей ВМФ. В результате рассмотрения предложений по обоим комплексам Д-8 и Д-9 на заседании Совета обороны в июле 1964 года предпочтение было отдано комплексу Д-9, после чего разработка морского варианта ракеты УР-100М и кораблей носителей для него была прекращена. Несмотря на выбор в пользу Д-9 В.Н.Челомей добился принятия решения ВПК от 28 июля 1964 года №213 о продолжении проектных работ по УР-100М, но уже только применительно к более «экзотическим» схемам размещения ракеты на погружающихся платформах, транспортных судах, на островах, в скальных массивах. Окончательно вопрос о примене¬нии УР-100М на флоте был снят после отстранения Н.С.Хрущева от руководства страной.
Разработка комплекса Д-9 ракетного вооружения подводных лодок началась в СКБ-385 (КБМ, гл. конструктор В.П.Макеев, Ведущий конструктор Ю.А.Коробейников) по Постановлению СМ СССР №808-33 от 28 сентября 1964 года. Первые варианты проекта ракеты Р-29 появились уже в 1964 году.
На ракете Р-29 были реализованы следующие новые технические решения: впервые в мире на баллистической ракете применена азимутальная астрокоррекция полета ракеты по звездам и Солнцу, что повысило точность стрельбы; использованы автономная цифровая вычислительная система в корабельной системе управления РО и бортовой цифровой вычислительный комплекс ракеты; обеспечены всепогодность боевого применения и старт ракет из подводного и надводного положения РПКСН на меж¬континентальную даль¬ность; создана пусковая установка с резино-металлическими амортизаторами.
Ракета Р-29 (4К75) стала первой в мире ракетой морского базирования с межконтинентальной дальностью стрельбы. Она выполнена по двухступенчатой схеме с двигателями на жидком топливе (разработчик КБХМ, гл. конструктор А.М.Исаев). Система управления ракеты разрабатывалась НИИА (гл. конструктор Н.А.Семихатов), командные приборы для нее были созданы в НИИ КП (гл. конструктор В.П.Арефьев), система астрокоррекции – в ЦКБ (НПО) «Геофизика» (гл. конструктора В.А.Хрусталев и В.С.Кузьмин). В работах принимал участие НИИ АП (гл. конструктор Н.А.Пилюгин). Приборы прицеливания разрабатывались в ЦКБ «Арсенал» (гл. конструктор С.П.Парняков, руководитель работ О.С.Власенко). Ядерный заряд и боеприпас для ракеты были созданы в ВНИИП (ВНИИТФ, гл. конструктор Л.Ф.Клопов). Боевой блок с ЯБП был разработан совместно КБМ и ВНИИП. Комплекс средств преодоления ПРО типа «Ледокол» разрабатывался в ЦНИРТИ (руководитель разработки В.Герасименко). Комплекс наземного оборудования разрабатывался КБТМ (гл. конструктор В.Н.Соловьев).
В 1963 году по решению ВПК в ЦКБ-16 проводились работы по ПЛ пр. 701. На лодке предполагалось разместить ракетный комплекс Д-9 в составе 12 и 16 пусковых установок, прорабатывались различные варианты энергетических установок корабля (атомные и дизельные). В проработке так же предлагалось переоборудование ПЛ пр. 629 на 3 и 6 шахт для Р-29.
Как и по Д-8, так и по Д-9 в 1964 году прорабатывалась возможность размещения ракет Р-29 в автономных и прибрежных погружаемых контейнерах. В каждом контейнере предполагалось разместить по одной ракете. Для транспортировки контейнеров к местам развертывания прорабатывались транспортные суда пр.567, пр.550, пр.1174 и др., а также ПЛ пр.664.
В 1964 году было принято решение о переоборудовании одной ПЛ проекта 658 для отработки и испытания ракетного комплекса Д-9. Технический проект 701 был разработан ЦКБ-16 (гл. конструктор Н.Ф.Шульженко) в 1965 году, на подводной лодке предусматривалось размещения 6 ракет Р-29 в один ряд (вместо 3-х на ПЛ проекта 658), взамен IV отсека было врезано два новых отсека общей длиной 25,5 м. На ПЛ разместили навигационный комплекс «Сигма-М». Состав основного оборудования сохранился по проекту 658.

Первоначально на ПЛ пр. 701 предполагалось установить ЦВМ «Азов», разработчик НПО «Агат» (гл. конструктор Я.А.Хетагуров). При разработке этой машины учитывался передовой опыт в этой области ведущих американских, английских фирм, а так же отечественные разработки. На ЦВМ «Азов-1» отрабатывались схемно-технологические решения, проводились различные испытания. Позже, на основе этой машины под руководством Я.А.Хетагурова для ракетного комплекса Д-9 на ПЛ пр. 701 была создана система «Альфа-1». Ядром системы был высоконадежный многопроцессорный вычислительный комплекс.
Переоборудование подводной лодки К-145 (зав. №906, командир В.И.Илларионов) в экспериментальную АПЛ по проекту 701 началось на Северном машиностроительном предприятие в 1965 году и было закончено в 1970 году.
Бросковые испытания ракет Р-29 проводились на Черном море с плавающего погружаемого стенда ПСД-9, проект выполнен ЦКБ-16 (гл. конструктор Я.Е.Евграфов) в 1965 году, с глубины 40-50 м.. Его строительство было выполнено на Черноморском судостроительном заводе №444. Первый пуск ракеты со стенда состоялся 23 сентября 1967 года. Всего со стенда ПСД-9 было произведено 7 пусков.
Дальнейшая летная отработка ракет Р-29 была продолжена на 21-м Государственном центральном морском полигоне с наземного стенда. Первый пуск с него был произведен в феврале 1968 года. Всего по декабрь 1971 года было произведено 20 пусков.
Первый испытательный пуск ракеты в морских условиях с борта АПЛ К-145 пр.701 состоялся 25 декабря 1971 года из района Баренцева моря. В ходе испытаний было произведено 13 пусков ракет. Позднее для проведения испытаний была привлечена АПЛ К-279 проекта 667Б, с нее выполнено 6 пусков. Комплекс Д-9 принят на вооружение 12 марта 1974 года Постановлением СМ №177-67, производство ракет Р-29 было развернуто на Красноярском машиностроительном заводе.
Еще в 1964 году под ракетный комплекс Д-9 в ЦКБ-16 (гл. конструктор В.В.Борисов) был разработан проект 601 переоборудования дизель-электрической ПЛ проекта 629. Размещение на лодке нового ракетного комплекса Д-9 с вдвое большим боекомплектом ракет Р-29 привело к существенному изменению технического облика и основных ТТХ ПЛ, выбранной для переоборудования. Наибольшая длина переоборудованной ПЛ увеличилась на 19 м и составила 118 м, нормальное водоизмещение выросло примерно в полтора раза (достигло 4159 м3), а дальность непрерывного подводного плавания экономическим ходом уменьшилась в три раза. На ПЛ были вырезаны отсеки со II до V-ый, вместо них был установлен новый блок, состоящий из двух ракетных отсеков (IV и IVa), нового увеличенной длины центрального поста (III), нового отсека акумуляторными батареями (IIIa) и частей жилых и аккумуляторных отсеков (II и V).


Энергетическая установка состояла из дизеля 2Д42 (установлен вместо 37Д) мощностью 3х1900 л.с. и электродвигателей ПГ-102 (один мощностью 2700 л.с.), ПГ-101 (два мощностью по 1350 л.с.). Дальность плавания под водой 95 миль при скорости 2,3 узла. На корабле установлен БИУС «Альфа-2», навигационный комплекс «Мост-У-601», гидроакстические станции МГ-10, МГ-15, МГ-23, МГ-200 и МГ-13, РЛС «Накат-М», «Хром-КМ» и РЛК-101. ПЛ оборудована перископом ПЗН-9. Торпедное вооружение состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов (два кормовые) и приборов управления торпедной стрельбой Ленинград-629».
Переоборудование К-118 (командир В.Наумов) проекта 601 производилось на машиностроительном предприятие «Звездочка» (директор Г.Л.Просянкин, гл. строитель Ю.А.Роздин), в 1976 году ПЛ вступила в строй.
Основным носителем ракетного комплекса Д-9 стала РПКСН проекта 667Б, который разработали в ЛПМБ «Рубин» (гл. конструктор С.Н.Ковалев). АПЛ проекта 667Б создавалась на базе оборудования и технических решений РПКСН проекта 667А, однако значительное увеличение массогабаритных характеристик БР комплекса Д-9 по сравнению с БР комплекса Д-5 (масса ракеты увеличилась более чем в 2 раза, длина — в 1,4 раза, диаметр — в 1,2 раза ) потребовало сокращения на новом ракетоносце числа ракетных шахт с 16 до 12, привело к увеличению нормального водоизмещения на 1200 т и снижению скорости полного хода на 2 уз. Шахтные пусковые установки 4С75 были разработаны КБМ, их изготовление осуществлялось заводом «Большевик».
Конструкция АПЛ проекта 667Б была подобна кораблям предыдущей серии проекта 667А — двухкорпусным ПЛ с ракетными шахтами, размещенными в прочном корпусе, разделенном на 10 отсеков. Значительно выросла высота надстройки — ракетного банкета, придав ПЛ характерный для нее вид. Лодка оснащена всплывающей антенной буйкового типа, позволяю¬щей принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой на¬вигации, находясь на большой глубине. На ней применены усовершенствованный навигационный комплекс типа «Тобол-Б» и космическая навигационно-связная система типа «Циклон». Торпедные аппараты оснащены устройством быстрого заряжания. Для серийной ПЛ пр. 667Б с РК Д-9 на базе модулей ЦВМ «Азов» была разработана система «Альфа-3» (гл. конструктор Я.А.Хетагуров).


В 1972-1977 гг. на Севмашпредприятие и заводе им. Ленинского комсомола было построено 18 кораблей по проекту 667Б. Ввод в состав ВМФ первого в мире ракетоносца К-279 (командир В.П. Фролов) проекта 667Б с межконтинентальными ракетами Р-29 показал американцам, что защитного океанского барьера у них больше не существует.
На РПКСН проекта 667Б отрабатывались новые тактические приемы, в 1980 г. подводный ракетоносец К-457 (командир В.Н.Ефимов) выполнил первое проламывание льда для использования ракетного оружия корабля. ПЛ проекта 667Б при участии В.Б.Яровенко, Э.Д.Балтина и Л.Р.Куверского в 1981 году осуществили стрельбу двумя ракетами Р-29 при всплытии из-подо льда. Другую стрельбу двумя ракетами выполнили В.В.Патрушев и Г.Г.Лойкканен со всплытием в стартовое положение после подрыва льда торпедами. В 1982 году с ракетоносца К-279 лежащего на грунте была произведена ракетная стрельба, участвовали А.П.Бескаравайный, В.А.Журавлев и А.Ф.Носов.
В дальнейшем носителями ракетного комплекса Д-9 стали АПЛ пр. 667БД. При создании АПЛ проекта 667БД решалась задача увеличения боекомплекта по сравнению с принятым в проекте 667Б (12 шт.) до 16 шт. В связи с этим предусмотрен дополнительный ракетный отсек, всего на ПЛ стало 11 отсеков, длина корпуса выросла на 16 м, нормальное водоизмещение — на 1500 т, скорость полного подводного хода снизилась на 1 уз.
В 1978 году на базе системы «Альфа-3» ракетного комплекса Д-9 была создана в НПО «Агат» (гл. конструктор В.З.Абрамов) и принята на вооружение для ПЛ пр. 667БД система «Диана» с улучшенными характеристиками, она использовалась для предстартовой подготовки ракет Р-29Д. Вариант комплекса Д-9Д с ракетой Р-29Д был создан в 1975 году, вариант Д-9ДУ с ракетой Р-29ДУ — в 1983 году. На последней был установлен новый боевой блок.
Одновременно с ракетами совершенствовалась акустическая защита (была предусмотрена более совершенная амортизация механизмов ПТУ, виброизоляция от корпуса трубопроводов и гидравлических устройств и др.); был реализован комплекс мероприятий по снижению корабельных акустических помех работе ГАК; установлена система электрохимической регенерации воздуха.
Строительство РПКСН проекта 677БД велось на Севмашпредприятие. Головной корабль К-182 (командир В.В.Наумов) проекта 667БД вошел в состав ВМФ в 1975 году. В дальнейшем АПЛ получила наименование «60-летие Великого Октября». В том же 1975 году флот пополнился еще тремя кораблями серии: К-92, К-193 и К-421. Все АПЛ проекта 667БД были выведены из боевого состава в 1996-1999 годах.
С развертыванием на лодках комплекса Д-9 резко повысилась эффективность советской морской стратегической системы, т. к. ракетоносцы, уступающие в скрытности американским АПЛ, получили возможность нанесения удара из районов, контролируемых ВМФ СССР.


ХАРАКТЕРИСТИКИ

Характеристики

667Б

667БД

Проектант

ЛПМБ «Рубин»

ЛПМБ «Рубин»

Гл. конструктор

С.Н.Ковалев

С.Н.Ковалев

Завод -строитель

СМП, СЗЛК

СМП

Состояние

В 1972-1977 гг. построено 18 ПЛ

В 1975 г. построено 4 ПЛ

Водоизмещение, т:

Надводное

8900-9000

10500

Подводное

13700

15750

Главные размерения, м:

Длина макс.

139

155

Ширина макс.

11,7-12

11,7-12

Осадка по КВЛ

8,4

8,6-9

Тип главной энергетической установки

Атомная энергетическая установка, паротурбинная

Скорость полного хода, узл.:

надводная

16

14

подводная

25-26

24-25

Глубина погружения, м

Более 300

Более 300

Автономность, суток

80

80

Численность экипажа, чел.

120

130-135

Вооружение:

Ракетное:

— комплекс

— число х тип ракет

Д-9 (Д-9Д, Д-9ДУ)

12 х Р-29

Д-9 (Д-9Д, Д-9ДУ)

16 х Р-29

торпедное

4 х 533, 2 х 400 ТА

4 х 533, 2 х 400 ТА


ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСА Д-9

Тип комплекса

Д-9

Тип ракеты

Р-29

Разработчик

КБМ

Состояние

На вооружении с 1974 г.

Дальность стрельбы, км

8000

Стартовый вес, кг

33,3-33,35

Длина, м

12,955-13,435

Диаметр корпуса, м

1,80

Тип ГЧ

моноблочная

Число ББ

1

Тип старта

надводный и подводный с глубины до 50 м

Число ступеней

2

Тип топлива

жидкое

Примечание:
ББ – боевой блок;
ГЧ – головная часть;
КБМ – Конструкторское бюро машиностроения;
РГЧ – разделяющаяся головная часть;
РГЧ ИН — разделяющаяся головная часть индивидуального наведения

А.В.Карпенко, ВТС “БАСТИОН», 17 ноября 2013 г.

Источники:
1. Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Отечественные атомные подводные лодки с баллистическим ракетами», ВТС «Бастион» №5, 2001 г.
2. «Вопросы проектирования подводных лодок» выпуск 10 «95-летию ЦКБ МТ «Рубин» — ЦКБ МТ «Рубин», 1996
3. «Вопросы проектирования подводных лодок» выпуск 11 «Третьи макеевские чтения» — ЦКБ МТ «Рубин», 1997
4. «Вторые Макеевские чтения» — «Ракетно-космическая техника», ГРЦ «КБ им. академика В.П.Макеева», 1996
5. «Государственный ракетный центр «Конструкторское бюро им. акад. В.П.Макеева», «Ортех», 2002
6. Ильин В., Колесников А. “Подводные лодки России”, справочник, М. Астрель, АСТ, 2001
7. История отечественного судостроения. Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.)/А.М.Васильев, С.И.Логачев, О.П.Майданов, В.Ю.Маринин и др. – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 544, ил
8. Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами»,
9. СПб. — Москва, 2005 г.
10. Ковалев С.Н. «О создании морских стратегических ядерных сил» — «Судостроение» №2 — 2001
11. Корабли Военно-Морского Флота. Том VI. Оружие и технологии России. Энциклопедия. XXI век. М: ИД «Оружие и технологии», 2003
12. Маринин В.Ю., Поляков В.Н . «Атомные подводные лодки второго поколения» — «Невский Бастион» №2 — 1997
13. «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» том 2. СПб: Наука, 2002 г.
14. Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 – Северного машиностроительного предприятия (1942-2001), справочник, Северодвинск: СМП, 2004 г.
15. Оружие Российского флота (1696-1996)/А.М.Петров и др. – СПб.: Судостроение, 1996. – 280 с., ил.
16. Оружие России. Каталог, том III. Корабли и вооружение Военно-Морского Флота. М: Военный Парад, 1996
17. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок» (Ю.И.Александров, А.Н.Гусев, В.Т.Джеломанов, А.В.Здоровяк, А.В.Карпенко, В.Ю.Маринин, В.А.Мурадян, А.А.Постнов) под научной редакцией академика РАН В.М.Пашина. СПб: ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, 2004
18. «Российская наука — Военно-морскому флоту» под редакцией академика А.А.Саркизова — «Наука», М: 1997


РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667БДР
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667А (667АУ)
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА «ЗВЕЗДОЧКА»
АМУРСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap