ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АТОМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР

СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667АМ

NUCLEAR MISSILE SUBMARINE

STRATEGIC PURPOSE OF THE PROJECT 667AM

В конце 1960-х годов встал вопрос о модернизации атомных подводных ракетоносцев проекта 667А, в первую очередь его ракетного вооружения. На конкурсной основе были рассмотрены два проекта ракетных комплексов: на твердом топливе Д-5МТ- КБ «Арсенал» (главный конструктор П.А.Тюрин) и на жидком ракетном топливе Д-5М — КБМ г. Миасс (главный конструктор В.П.Макеев). По итогам конкурса, проведенного ВМФ, выбор пал на проект КБ «Арсенал». ВМФ и Минсудпром вошли в Правительство с предложением создать твердотопливный морской ракетный комплекс Д-11 (развитие Д-5МТ) на среднюю дальность и установить его на ПЛ пр. 667А во время капитального ремонта с модернизацией ее под новый комплекс.
Постановление Правительства на разработку Д-11 вышло, причем по этому Постановлению разработчику надлежало намного улучшить характеристики по сравнению с ракетным комплексом Д-5: увеличить дальность, точность стрельбы, обеспечить более высокую боеготовность и надежную безопасность при эксплуатации на ПЛ — 7 лет, при хранении на базах — 10 лет, без каких-либо снаряжательных работ и заводских регулировок.
Комплекс Д-11 предназначен для поражения стратегических объектов противника. БРПЛ Р-31 комплекса Д-11 была первой твердотопливной баллистической ракетой ВМФ находящейся в эксплуатации.
Технический проект 667AM переоборудования АПЛ проекта 667А под комплекс Д-11 был разработан ЛПМБ «Рубин» в 1972 г. под руководством главного конструктора С. Н. Ковалева и утвержден совместным решением ВМФ и промышленности в июле 1972 г. В дальнейшем все работы по нему передали в группу главного конструктора О.Я.Марголина того же бюро, заместитель главного конструктора Е.А.Горигледжан.
Твердотопливная ракета Р-31 имела ряд эксплуатационных особенностей: был реализован подводный старт ракеты с использованием порохового аккумулятора давления из «сухой» шахты подводной лодки, герметизированной на верхнем срезе «мягкой» мембраной; корпус ракеты, выполненный из композиционных материалов, требовал ограничения передаваемых на него эксплуатационных нагрузок; ракета с завода-изготовителя поставлялась полностью собранной и снаряженной, с пристыкованным головным обтекателем, но без боевого отсека, и транспортировалась по всему маршруту прохождения в контейнере; необходимо было обеспечивать более жесткий температурно-влажностный режим содержания ракеты на маршруте прохождения и при хранении.

Вследствие больших, чем у прежнего ракетного комплекса, габаритов, число ракетных шахт было уменьшено до 12 вместо 16 по базовому проекту 667А.
Повышенные требования в ТТЗ на комплекс Д-11 по скорострельности и точности привели к необходимости замены боевой информационно-управляющей системы (БИУС) «Туча» на БИУС «Алмаз-АМ» с выделением АКЦВС «Атолл-АМ» в отдельную систему, уже после утверждения технического проекта. Также был заменен навигационный комплекс «Сигма-667» на «Тобол-М» с улучшенными точностными параметрами.

В связи с размещением аппаратуры комплекса Д-11 была произведена частичная перекомпоновка в центральном посту и в обоих ракетных отсеках, вызванная установкой новой аппаратуры системы управления комплексом с системой компенсации динамических ошибок, оборудования системы повседневного и предстартового обслуживания с аппаратурой управления, системы прицеливания, автоматизированной цифровой вычислительной системы «Атолл-АМ», а также нового навигационного комплекса «Тобол-М».
Внешне модернизированный корабль отличался от АПЛ проекта 667А кормовой надстройкой, имеющей несколько меньшую длину и большую высоту. Немного возросло и полное водоизмещение подводной лодки.
Старт ракеты производился посредством порохового аккумулятора с глубины до 50 м, без предварительного заполнения шахты водой (что повышало скрытность боевого применения, так как поступление воды в кольцевой зазор демаскировало корабль во время предстартовой подготовки). Пуск был возможен при волнении моря до 8 баллов. Весь боекомплект выстреливался в течении одной минуту единым залпом. Время предстартовой подготовки составляло 3,5 мин.
Для подготовки и производства пуска ракеты с ПЛ были разработаны корабельные системы комплекса ракетного оружия Д-11, в их числе: корабельная аппаратура системы управления (КАСУ) разработки НИИА, главный конструктор Н.А.Семихатов; система прицеливания (СПр) разработки киевского ПО «Арсенал» им. В.И. Ленина, главный конструктор С.П.Парняков; система документирования регестрирующая (СДР) разработки НПО измерительной техники, главный конструктор О.Д.Комиссаров; аппаратура управления корабельными систе-мами повседневного и предстартового обслуживания (АУ КСППО) разработки КБ «Арсенал», главный конструктор П.А.Тюрин; автономная корабельная цифровая вычислительная система «Атолл-АМ» разработки ЦНИИ «Агат», главный конструктор А.Я.Хетагуров.
КЦВС «Атолл-АМ» для ракетного комплекса Д-11 создан ЦНИИ «Агат» (главный конструктор В.Н. Карпов), он по приборному составу и структуре аналогична системе «Атолл» и создана для ракетного комплекса подводной лодки проекта 667АМ, вооруженной 12 твердотопливными ракетами Р-31 разработки КБ «Арсенал». В связи с различиями в ракете (твердотопливная), в способе старта, в комплексе и подводной лодке система «Атолл-АМ» отличалась от предшественников составом и содержанием программно-математического обеспечения, а также функциональными задачами.
Впервые для комплекса Д-11 в ЦКБ «Арсенал» под руководством С.П.Парнякова был разработан двухкоординатный фотоэлектрический угломер, который размещался в герметичной выгородке на шахте на уровне приборного отсека. Доступ к прибору был возможен только после извлечения ракеты из шахты, прибор после установки закрывался крышкой с иллюминатором. Всего для комплекса Д-11 в ЦКБ «Арсенал» было разработано четыре комплекта аппаратуры системы прицеливания: 3Ч17, 3Ч17РА, 3И16 и 3Ч17Т.

Переоборудование и ремонт АПЛ К-140 (зав. № 421, командир А.П.Головкин, В.Н.Турыгин — 2-й экипаж) по проекту 667АМ начались на заводе «Звездочке» (директор А.Ф.Зрячев, гл. строитель А.И.Тихонов) в ноябре 1971 года, причем выбор именно этого корабля объяснялся тем, что на нем требовалась замена аварийного реактора одного борта, и поэтому он первым из серии 667А стал в заводской ремонт.

22 декабря 1976 г. в нашей стране впервые произвели старт твердотопливной баллистической ракеты Р-31 (изделие 3М17, зав. №821) комплекса Д-11 с борта АПЛ, находящейся в подводном положении в Кандалакшском заливе в Белом море с глубины 50 метров при скорости подводной лодки 5 узлов. Стрельбу обеспечивал буксир «Садко». Тем самым было положено начало новому направлению отечественного морского ракетостроения, которое было продолжено созданием самого мощного комплекса ракетного оружия с твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой Р-39 для тяжелых РПК СН пр. 941.

С 1977 года ЛКИ проводились параллельно с наземного стенда и с ПЛ пр. 667АМ. В 1978 году отработка Р-31 была завершена с наземного стенда, в 1979 году — с ПЛ. Во время испытаний с ПЛ было выполнено две стрельбы на максимальную дальность более 4000 км, они производились из района о.Новая Земля по боевому полю «Кура» на Камчатке. Всего за время Летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) был произведен 51 пуск ракеты Р-31. Председателем Госкомиссии по кораблю был И.М.Монаков, по системе «Атолл» был Д.Т.Сорокин.
В заключении Командующего СФ, датированным 14 сентября 1979 г., комплексу Д-11 давалась следующая характеристика: “Испытания в целом показали хорошие эксплуатационные качества, высокую скорострельность при малом времени подготовки, безопасность использования и простоту обслуживания, принятие комплекса… позволит расширить боевые возможности ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр.667А, продолжить ознакомление опыта эксплуатации твердотопливных баллистических ракет с целью его использования при дальнейшем проектировании перспективных ракетных комплексов”.

По результатам испытаний ракетного комплекса Д-11 с БР Р-31 Госкомиссия рекомендовала принять комплекс на вооружение, такое же отношение к нему было и со стороны командования Северным флотом. Однако с сентября 1980 года комплекс был принят только в опытную эксплуатацию на одной РПКСН К-140. На первую боевую службу (БС) РПКСН К-140 проекта 667АМ вышел 14 сентября, а вернулся 2 декабря 1980 года. Подводный ракетоносец с ракетным комплексом Д-11 находился в боевом составе до 1990 года, показал полную безопасность в обращении с ракетами на твердом топливе на боевом дежурстве, при хранении и на пусках.
Промышленность выпустила, в общей сложности, 36 серийных ракет Р-31, 20 из которых были израсходованы в процессе испытаний и практических стрельб.
Комплекс Д-11 находился в эксплуатации ВМФ в период 1980-1990 годов и был ликвидирован по договору ОСВ-1. В связи с реализацией Договоров ОСВ-2 и СНВ-1 в середине 1990 года вышел приказ Минобороны об утилизации всех ракет Р-31 методом отстрела. Для пусков было отобрано 10 ракет, ещё 6 были утилизированы на берегу. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 года, все они прошли успешно. В 1990 году ПЛ проекта 667АМ выведена из боевого состава флота. 17 декабря 1990 года К-140 была отправлена в Северодвинск для утилизации.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЛПМБ «Рубин»
Гл.конструктор О.Я.Марголин
Завод-строитель МП «Звездочка»
Число переоборудов. кораблей 1
Срок вступления в строй, г. 1977
Водоизмещение, м3:
— надводное 7760
— подводное 9600
Длина наибольшая, м 132
Ширина корпуса наибольшая, м 11,6
Осадка, м 8
Атомная энергетическая установка:
— по проекту 667А
— число гребных валов 2
Скорость хода, уз.:
— подводная 27
— надводная 13
Архит.-конструкт. тип двухкорпусн.
Автономность, сут. 70
Экипаж, чел. 120

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип ракетного комплекса Д-11
— тип ракеты БР Р-31
— число ракет 12
— вид старта подводный
Торпедное:
— число х калибр ТА, мм 4 х 533
— тип торпед противокорабельные и противолодочные
БИУС «Алмаз-АМ»
Навигационный комплекс «Тобол-М»

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 10.04.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г.
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
http://armyman.info
http://www.navy.su

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-11 С БРПЛ Р-31 (3М17)
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667А (667АУ)
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap