ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667А (667АУ)
NUCLEAR MISSILE SUBMARINES OF STRATEGIC PURPOSE OF THE PROJECT 667А (667AU)

09.11.2012
6 НОЯБРЯ В ДОМЕ ТЕХНИКИ СЕВМАША ПРОШЛО ТОРЖЕСТВЕННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 45-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СДАЧИ ВМФ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К-137 «ЛЕНИНЕЦ» – РОДОНАЧАЛЬНИКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОДВОДНЫХ РАКЕТОНОСЦЕВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
5 ноября 1967 года Правительственная комиссия под председательством героя Советского Союза вице-адмирала Александра Петелина приняла в состав ВМФ головную подводную лодку проекта 667А, отметив, что ракетоносцы этого проекта являются сильнейшими подводными лодками современности и знаменуют собой выдающиеся достижения отечественной науки и промышленности.
АПЛ К-137 «Ленинец» проекта 667А открыла серию атомоходов второго поколения, несших на борту 16 баллистических ракет и способных запускать их из-под воды. Только Севмаш за 6 лет построил 24 таких АПЛ.
Головная подводная лодка, разработанная в ЦКБ МТ «Рубин», стала родоначальницей «золотой» серии кораблей проектов 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ с более совершенными ракетными комплексами. Всего завод построил 59 ракетоносцев этого семейства, постоянно совершенствуя технологию постройки, внедряя агрегатно-модульный метод монтажа оборудования, накапливая опыт проведения испытаний, оттачивая мастерство и профессионализм рабочих кадров.
Корабли проекта 667 БДРМ и ныне являются основой морской составляющей стратегических ядерных сил России.
За создание АПЛ проекта 667А 304 работника Севмаша награждены орденами и медалями. «Ленинец» и для экипажа стал школой мужества. 25 офицеров, служивших в разные годы на этой подлодке, впоследствии стали командирами кораблей. Почти двум десяткам присвоены адмиральские звания. За 27 лет напряженной боевой службы подводная лодка совершила 20 автономных походов. За этот период более двухсот человек были награждены государственными наградами. В 2004 году выведенная из состава флота К-137 была утилизирована на предприятии «Звездочка» в Северодвинске.
На мероприятии памяти корабля присутствовали те, кто строил, испытывал «Ленинец», нес на его борту боевую службу, участвовал в ремонтах. В тёплой дружественной обстановке корабелы и моряки поделились яркими воспоминаниями.
И.о. генерального директора ОАО «ПО «Севмаш» Сергей Маричев, обращаясь к ветеранам, сказал: «Уважаемые корабелы и моряки-подводники, нам есть что вспомнить. Ваши бесценный опыт и обширные знания – предмет нашей гордости. Сегодня мы строим корабли уже четвертого поколения, и в этом есть огромная ваша заслуга. Желаю всем доброго здоровья и благополучия».
пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»

20.03.2015
ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОТО: КРЕЙСЕР К-140 НА ЗАВОДСКИХ ХОДОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ

На Блоге пресс-службы Центра судоремонта «Звездочка» http://zvezdochka-ru.livejournal.com размещена историческая фото из музейного архива. Крейсер К-140 на заводских ходовых испытаниях. Корабль был переоборудован по проекту 667АМ с размещением на нем ракетного комплекса Д-11.
14 сентября 1976 г. корабль вышел на заводские испытания. На борту кроме экипажа находились сдаточная команда, ведущие специалисты, конструкторы всех систем во главе с первым заместителем главного конструктора Горигледжаном Евгением Алексеевичем. Всего — более 400 человек, при штатной численности 120. В таком составе мы пробыли в море 25 суток.
21 декабря 1976 г. состоялся первый пуск ракеты Р-31 с РПКСН проекта 667АМ. Стрельба прошла успешно. По ее результатам экипажу была объявлена благодарность командующего.
В 1977 г. испытания РК продолжились. Было произведено 6 пусков, но только один — успешно. Шли доработки и усовершенствования. В том же году корабль в целом успешно прошел госиспытания.
В 1978 г. в ходе испытаний РК были проведены пуски 7 ракет, почти все успешно, Летом следующего года корабль вновь пришел на завод «Звездочка», где в течение трех месяцев устраняли замечания. Выполнив стрельбу, в сентябре 1979 г. ПЛ вернулась в бухту Ягельную.
На первую боевую службу (БС) РПКСН К-140 пр.667АМ вышел 14 сентября, а вернулся .2 декабря 1980 г.

ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ТВЕРЛОТОПЛИВНЫЙ РК Д-11
КОМПЛЕКС РАКЕТНОГО ОРУЖИЯ Д-11 С ТВЕРДОТОПЛИВНОЙ РАКЕТОЙ Р-31
МОРСКОЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-11 (1996, ВИДИО)

22.08.2015
ФОТОРЕПОРТАЖ: ПЯТНИЧНОЕ РЕТРО ОТ ZVEZDOCHKA-RU.LIVEJOURNAL.COM

Жаркое лето 1976 года. АПЛ проекта 667А «К-210″ (зав. №401).

15.09.2015
ФОТОФАКТ: ПАРАД УТИЛЕЙ. 1995 ГОД. ДЕНЬ ВМФ

Блог пресс-службы Центра судоремонта «Звездочка» опубликовал ретрофото » Парад утилей. 1995 год. День ВМФ» из Северодвинска. На нем РПКСН проекта 667А и 667АУ на отстое перед утилизацией.

23.03.2017
ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА: РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-5 С РАКЕТОЙ Р-27

Работы по комплексу Д-5 начаты согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР №386-179 от 24 апреля 1962 года. Ракетный комплекс Д-5 разрабатывался с ракетой Р-27 (4К10) для поражения наземных стратегических целей на дальностях до 2300 км (первоначально у ракеты предполагалась дальность стрельбы в 1800 км) и с ракетой Р-27К (4К18) для поражения надводных кораблей большого водоизмещения на удалении до 800 км. Постановлением были заданы габариты ракеты (длина 8,7 м, калибр — 1,4 м) обеспечивающие возможность установки в размещаемых на АПЛ пр 705Б и 667А шахтах высотой 9,5м и диаметром 1,7 м. Летные испытания ракет с баллистической ГЧ планировалось на первое полугодие, а с самонаводящейся ГЧ — на конец 1964 г.
Испытания комплекса Д-5 проводились на ПЛ пр.667А (К-137), первая стрельба произведена 28 августа 1967 года, вторая — 27 сентября 1967 года. Испытания закончились в октябре 1967 года, произведено шесть пусков, в том числе двухракетный и трехракетный залпы.
На вооружение комплекс Д-5 был принят Постановлением СМ №162-164, подписанным в марте 1968 года, только с ракетой Р-27 (4К10), кораблем-носителем комплекса стала только ПЛ пр.667А, оснащенная 16 шахтами с ракетами. Комплекс Д-5 предназначен для поражения стратегических объектов на средних дальностях.
Всего на верфях Северного машиностроительного предприятия в Северодвинске и Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре с 1967 по 1974 годы было построено 34 ПЛ проекта 667А (АУ). Эти ракетоносцы входили в состав 19, 31 и 85 дивизий на Северном флоте и 8 дивизии на Тихоокеанском флоте. За время эксплуатации ракетоносцы совершили 590 походов общей протяженностью 41300 суток.
За весь период эксплуатации комплекса Д-5 (Д-5У) было произведено около 600 пусков ракет, выполнено более 10 тысяч погрузок-разгрузок ракет, 590 боевых патрулирований в различных районах Мирового океана.
ВТС «БАСТИОН» 23.03.2017

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-5 С РАКЕТОЙ Р-27
ПРОРАБОТКИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА Д-5


АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667А (667АУ)


Работы по комплексу Д-5 официально начаты согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР №386-179 от 24 апреля 1962 года. За счет ряда оригинальных технических решений новую ракету удалось поместить в шахту, по объему в 2,5 раза меньшую шахты ракеты Р-21.
В техническом проекте 667А, выполненном ЦКБ-18 в 1961 году, вместе с установкой твердотопливного комплекса Д-7, рассматривались варианты корабля с 14 и 16 ракетами комплекса Д-5 при водоизмещении соответственно в 7500 и 7250 м3. В дальнейшем, результате прекращения разработки Д-7 и переориентации проекта 667А на новый ракетный комплекс Д-5 с меньшими массогабаритными характеристиками, появилась возможность разместить 16 ракетных шахт в прочном корпусе лодки вертикально в два ряда.
Количество ракетных шахт, а следовательно, и длина ракетоносца были выбраны с учётом возможности реализации оптимальной технологии постройки, обеспечивающей ежегодное строительство на стапельных местах “Севмашпредприятия” г. Северодвинска наибольшего количества этих кораблей.
Разработкой систем управления стрельбой баллистических ракетных комплексов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения СПКБ НКСП (ЦНИИ «Агат») стало заниматься с 1960-х гг., когда была создана первая в мире боевая информационно-управляющая система (БИУС) подводных лодок. Это была знаменитая в ВМФ БИУС «Туча» ракетных подводных крейсеров проекта 667А – прообраз современных интегрированных систем боевого управления. Она создавалась как единая система многоцелевого назначения, комплексно решающая широкий круг задач управления боевой деятельностью ПЛ и использования всех видов ее оружия.
Входящий в состав БИУС ракетный контур решал весь необходимый набор задач применения ракетного комплекса Д-5, в том числе расчет залпа, полетного задания для каждой ракеты и др.
Постройка корабля проекта 667А была поручена в 1962 году заводу №402 (Северному машиностроительному предприятию, директор Е.П.Егоров) в Северодвинске. Стапельная сборка была организована в цехе 50 завода — самом крупном в мире на тот момент крытом эллинге с двумя сухими доками длиной по 300 м. В каждом доке было по две стапельные линии, разделенные уникальными эстакадами со всеми системами обеспечения. На каждой нитке размещалось по две АПЛ.

Головная АПЛ К-137 (командир В.Л.Березовский, командир БЧ-2 А.С.Ильин) проекта 667А была заложена на заводе №402 4 ноября 1964 года, 25 августа 1966 года она была спущена и осенью 1967 года предъявлена на Государственные испытания (председатель правительственной комиссии вице-адмирал А.И.Петелин). 30 мая 1967 года ракетоносец был продемонстрирован высшему руководству страны во главе с Л.И.Брежневым. 1 сентября на К-137 был поднят военно-морской флаг и начались сдаточные испытания. В тот же день, в присутствии на борту корабля его главного конструктора, на максимальных оборотах турбин была достигнута скорость 28,3 узла, на 3,3 узла превысившая заданную. Таким образом, по своим динамическим характеристикам новый ракетоносец фактически сравнялся со своими основными потенциальными противниками в «подводных дуэлях» — американскими противолодочными атомоходами типа «Трейшер» и «Стерджен» (29 — 30 узлов).
5 ноября 1967 г., накануне празднования 50-й годовщины Октябрьской революции, К-137 вступила в строй. В дальнейшем кораблю было присвоено имя «Ленинец». 11 декабря ракетоносец прибыл в состав 31-й дивизии, базировавшейся в бухте Ягельная, а 24 ноября лодка была передана в новую 19-ю дивизию, став ее первым кораблем. Северный флот начал быстро пополняться ракетоносцами проекта 667А. Последние северодвинские лодки достраивались уже по усовершенствованному проекту 667АУ с ракетным комплексом Д-5У.
В Комсомольске-на-Амуре на заводе им. Ленинского Комсомола (директор А.Т.Деев) строительство подводных лодок проекта 667А началось несколько позже. Для организации поточно-позиционной постройки новых кораблей потребовалась существенная реконструкция завода — в частности, построен сборочно-сварочный цех, реконструированы эллинги «А» и «Б» и наливной бассейн. Для спуска и транспортировки АПЛ по Амуру построен новый плавдок проекта 1757. Первый «дальневосточный» атомоход К-399 вступил в состав ТОФ 24 декабря 1969 года В 1969 — 1974 гг. в Комсомольске построено 10 АПЛ проектов 667 и 667АУ. Их испытания проводились на сдаточной базе завода в Большом Камне.
Всего по проекту 667А и 667АУ на двух заводах было построено 34 ракетоносца.


1975 год. Никаких публичных озвучиваний номеров заказов, никаких наименований кораблей. Просто «заказ тов. Калганова». И только потомки узнают, что это был РПКСН пр. 667А «К-210″ с заводским номером 401. Заказ ответственного сдатчика Вильяма Тихоновича Калганова.

На РПКСН проекта 667А БР были расположены в средней части корабля в двух отсеках ПК общей длиной 22 м. При переоборудовании вместо них были врезаны отсеки с ТА, расположенными под углом к ДП корабля, и с запасными КР и торпедами на стеллажах. В районе выхода ТА из ПК в корпусе АПЛ предусмотрена выемка, выполненная из конических обечаек. Компоновка вооружения механизмов и оборудования в других отсеках ПК в т.ч. в носовом торпед -ном и энергетических отсеках осталась без изменений. На переоборудованной АПЛ было установлено РЭВ, используемое в основном, на АПЛ III поколения. В целом длина врезанных отсеков ПК оказалась большей, чем ракетных отсеков. В результате наибольшая длина и водоизмещение АПЛ, переоборудованной по проекту 667AT, стало большим чем у РПКСН проекта 667А.
По договору ОСВ-1 АПЛ АПЛ проектов 667 и 667АУ были выведены из состава МСЯС и затем либо были утилизированы, либо переоборудованы в АПЛ другого назначения.
Первой ПЛАРБ пр.667-А, выведенной из состава СЯС в результате советско-американских договоренностей в области сокращения вооружений, стала К-411. В январе-апреле 1978 г. у этого, еще сравнительно «молодого», корабля «ампутировали» ракетные отсеки, которые впоследствии были утилизированы, а сам РПКСН переоборудовали по проекту 09774 в атомную подводную лодку специального назначения – носитель СМПЛ и боевых пловцов
В лодку спецназначения по пр.667-АК (шифр «Аксон-1»), а затем по пр.09780 (шифр «Аксон-2») был трансформирован и ракетоносец К-403. На нем в опытном порядке разместили специальную аппаратуру и мощный гидроакустический комплекс с протяженной буксируемой антенной в обтекателе на хвостовом оперении.
РПКСН К-420 была модернизирована в 1981-82 гг. по пр.667-М (шифр «Андромеда») для испытаний стратегических высокоскоростных крылатых ракет «Гром» («Метеорит-М») разработки ОКБ-52. В 1989 году испытания закончились неудачей и программу свернули.
Три ракетоносца К-253, К-395 и К-423 были переоборудованы по проекту 667AT в подводные носители КР «Гранат» (сданы флоту в 1986-1991 гг.).

Одна лодка (К-219) была потеряна во время несения боевой службы 6 октября 1986 года в 600 милях от Бермудских островов. На ПЛАРБ К-219 под командованием капитана 2-го ранга И.Британова, находившейся на боевой службе у восточного побережья США, произошла утечка, а затем и взрыв ракетного топлива одной из ракет. После 15-часовой героической борьбы за живучесть экипажу пришлось покинуть корабль из-за быстрого поступления воды в прочный корпус и объёмного пожара в трюмах 4-го и 5-го отсеков. Лодка затонула на глубине 5000 метров, унеся с собой два ядерных реактора и 15 ракет с ядерными боезарядами. Во время аварии погибли два человека, при этом матрос С.А.Преминин ценой своей жизни вручную заглушил реактор правого борта, предотвратив ядерную катастрофу. Посмертно он был награжден орденом Красной Звезды, а 7 августа 1997 г. Указом президента РФ ему было присвоено звание Героя Российской Федерации.

За весь период эксплуатации ракетные подводные лодки проектов 667-А и 667-АУ выполнили 590 боевых патрулирований.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Надводное водоизмещение – 7766 тонн;
Подводное водоизмещение – 11500 тонн;
Наибольшая длина (по КВЛ) – 127,9 м (н/д);
Наибольшая ширина – 11,7 м;
Осадка по КВЛ – 7,9 м;
Главная энергетическая установка:
— 2 ВВР типа ВМ-2-4, суммарной мощностью 89,2 мВт;
— 2 ППУ ОК-700, 2 ГТЗА-635;
— 2 паровых турбины, суммарной мощностью 40 тыс. л.с. (29,4 тыс. кВт);
— 2 турбогенератора ОК-2А, мощностью по 3000 л.с.;
— 2 дизель-генератора ДГ-460, мощность каждого 460 кВт;
— 2 ЭД экономического хода ПГ-153, мощностью 225 кВт;
— 2 вала;
— 2 пятилопастных гребных винта.
Надводная скорость хода – 15 узлов;
Подводная скорость хода – 28 узлов;
Рабочая глубина погружения – 320 м;
Предельная глубина погружения – 550 м;
Автономность – 70 суток;
Экипаж – 114 человек;

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное вооружение
16 ПУ БРПЛ Р-27 / Р-27У комплекса Д-5 / Д-5У
Зенитное ракетное вооружение
2…4 ПУ ПЗРК 9К32М «Стрела-2М»
Торпедное вооружение:
— 533-миллиметровые торпедные аппараты – 4 носовых;
— 533-миллиметровые торпеды – 12 шт;
— 400-миллиметровые торпедные аппараты – 2 носовых;
— 400-миллиметровые торпеды – 4 шт;
Минное вооружение – 24 мины вместо части торпед;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – «Туча»;
Радиолокационная система общего обнаружения – «Альбатрос»;
Гидроакустическая система – гидроакустический комплекс «Керчь»;
Средства радиоэлектронной борьбы – «Залив-П» («Калина», «Черника-1», «Луга», «Панорама-ВК», «Визир-59», «Вишня», «Весло»);
Средства ГПД – 4 ГПД МГ-44;
Навигационный комплекс:- «Тобол» или «Сигма-667»;
— КНС «Циклон-Б» (последние модификации);
— радиосекстант;
— ИНС;
Комплекс радиосвязи:
— «Молния-Л»;
— буксируемая буйковая антенна «Параван» (СДВ);
— УКВ и КВ-радиостанции («Глубина», «Дальность», «Быстрота», «Акула»);
— станция звукоподводной связи;
РЛС госопознавания – «Хром-КМ».

Источники: ПО Севмаш, bastion-karpenko.narod.ru, www.oborona.ru и др.

МОДЕЛЬ РПКСН ПРОЕКТА 667А В ЦВММ 2004 Г
КАК У СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПОЯВИЛАСЬ СВОЯ ПЛАРБ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МНОГОРАКЕТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ КРЕЙСЕРА
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-5 С РАКЕТОЙ Р-27
ПРОРАБОТКИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА Д-5
АМУРСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap