ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МНОГОРАКЕТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ КРЕЙСЕРА

STRATEGIC SUBMARINE CRUISER WITH A LARGE NUMBER OF MISSILES



СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МНОГОРАКЕТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ КРЕЙСЕРА

Первый в мире атомный подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон » вступил в строй в декабре 1959 – это головной корабль в серии из 5 ед., являлся одним из компонентов системы «Поларис», включавшей ПЛАРБ с 16 баллистическими ракетами, плавучие и наземные средства обеспечения боевой деятельности ПЛ и подготовки ракет. Вслед за кораблями серии “Джордж Вашингтон” в США вступили в строй серия ПЛАРБ типа “Итен Аллен” с ракетами “Поларис” А-2 и А-3 , повышенной дальности и, наконец, 1 апреля 1967 г. в состав ВМС США вошла РПКСН SSBN-659 “Уилл Роджерс” — последней, 31-й по счету, подводной лодкой типа “Лафайетт”, оснащенной 16 ракетами “Поларис” А3. Численность американского подводного ракетоносного флота достигла запланированного уровня ? 41 ПЛАРБ с 656 баллистическими ракетами “Поларис” А2 и A3 с подводным стартом на борту. Завершилась одна из крупнейших программ в истории мирового военного кораблестроения. В ходе ее реализации за 10 лет была создана морская составляющая стратегической триады Соединенных Штатов, ставшая в дальнейшем основой ядерного могущества этой страны.
В нашей стране в середине 1960-х гг. было всего 37 подводных лодок проектов В611, АВ611, 629 и 658 со 104 баллистическими ракетами малой дальности, шло перевооружение по проектам 629А и 658М под ракетный комплекс Д-4 средней дальности с подводным стартом. Построенных в 1955 — 1962 гг., не могли составить серьезную конкуренцию американской системе Polaris как по характеристикам самих ракет, так и их носителей. Поэтому Советский Союз не мог допустить одностороннего усиления своего основного потенциального противника. Наиболее приемлемым решением по критерию “эффективность ? стоимость” ? радикального увеличения боекомплекта каждой ракетной подводной лодки. Но для этого необходимо было иметь ракету с приемлемыми массо-габаритными характеристиками, с подводным стартом и дальностью стрельбы соизмеримой с американским ракетами.

ПОИСК ДАЛЬНЕЙШЕГО ПУТИ РАЗВИТИЯ

По постановлению правительства с 1960 года в ЦКБ-7 (гл. конструктор П.А.Тюрин), наряду с разработкой ракетного комплекса Д-6, были развернуты научные исследования по созданию нового комплек¬са малогабаритной дальнобойной ракеты на твердом топливе Д-5Т с дальностью стрельбы 1500-2000 км. Ракетный комплекс Д-5Т предполагалось использовать в составе вооружения ско¬ростных АПЛ на базе пр. 661 (разработчик ЦКБ-16). Длина ракеты не должна была превышать 10,6 м, а диа¬метр корпуса — 1,49 м. По результатам проект¬ных проработок ракета стартовым весом 14,35 т с легкой головной частью могла достичь дальности 1700 км.
В ЦКБ-16 под комплекс Д-5Т было проработано несколько вариантов атомных подводных лодок, с размещением ракетных шахт в носовой части корабля, перед ограждением рубки ПЛ. Было разработано два варианта АПЛ с шестью ракетами, шахты размещались в прочном корпусе. По первому варианту шахты располагались в два ряда, во втором — в один ряд. В первом вариант АПЛ имела один реактор и одновальную установку. Во втором предусматривалось два реактора и две линии вала. Другие два варианта АПЛ на 12 и 16 ракет предусматривали расположение ракетных шахт вне прочного корпуска корабля. Атомная энергетическая установка обеспечивала мощность на валу 2х25000 л.с.
Одновременно в соответствии с приказом председателя ГКС от 19 июля 1960 г. СКБ-143 (основными исполнителями были И.М.Бороденков и А.Б.Петров) выполнило на уровне предэскизного про¬екта проработки скоростных подводных лодок, вооружен¬ных такими ракетами. Учитывая рекомендации ЦНИИ-45 и результаты соб¬ственных исследований, СКБ-143 разработало следующие два варианта АПЛ: I вариант — одновальная однореакторная АПЛ водоизмещением около 4400 т с паропроизводящей установкой ОКБМ, ГТЗА мощностью 31 тыс. л.с, корабельным оборудованием по АПЛ пр.671 с 16 ракетами в два ряда по 8 ракет внутри проч¬ного корпуса; II вариант — двухвальная двухреакторная АПЛ водоизмещением около 5000 т с АППУ по теме В-3 и ГТЗА мощностью 2 х 25 тыс. л.с. с 16 ракетами, размещенных вне прочного корпуса, прочный корпус в районе расположения шахт был принят в виде «восьмерки».
С целью уменьшения длины АПЛ и водоизмещения был разработан III вариант с подвариантами IIIА и IIIБ (по расположению шахт) на базе оборудования АПЛ пр.671 с АППУ и ГТЗА мощностью 40 тыс. л.с. аналогич¬но применённому на АПЛ пр.705. Кроме того, был подготовлен вариант IV на базе оборудования и предварительных данных по АПЛ пр.705 с 8 ракетами внутри прочного корпуса. Предэскизные проработки СКБ-143 были представлены в ГКС в ноябре 1960 года.
В ответ на работы ЦКБ-7 по ракетному комплексу Д-5 СКБ-385 представило свои разработки, предусматривавшие применение в жидкостных ракетах систем управления небольшой массы и боевых зарядов предназначенных для новых твердотопливных ракет.
В начале 1961 г. В.П.Макеев предложил свой вариант Д-5, он получил обозначение Д-5Ж, с малогабаритной жид¬костной ракетой на дальность 1800 км, после чего комплекс с твердотопливными ракетами ЦКБ-7 стали именовать Д-5Т.
Работы по комплексу Д-5Ж велись в 1961 году, создание комплекса предполагалось в 1963 году. Первоначально проектирование лодки проекта 667 велось в расчете на ракету Р-21 комплекса Д-4, массогабаритные параметры которой были несоизмеримы с параметрами американской ракеты «Polaris» А-1 (длина 14.2 против 8.7 м). Вскоре стало ясно, что создание принципиально нового ракетоносца ВМФ СССР немыслимо без создания ракеты, удовлетворяющей требованиям корабля.
Новый ракетный комплекс предполагалось размещать на ПЛ пр. 667, технический проект которой был выполнен в 1961 году в ЦКБ-18. Проектом предусматривалось несколько вариантов ПЛ, которые имели 16 или 24 стальные шахтные ПУ для ракет комплекса Д-5Ж.
В тоже время, 4 апреля 1961 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №316-137 была задана разработка СКБ-385 (гл. конструктор В.П.Макеев) нового ракетного комплекса Д-7 с баллистической ракетой РТ-15М на твердом топливе вместе с сухопутными МБР РТ-2 (ОКБ-1), БРСД РТ-15 (ЦКБ-7) и РТ-25 (СКБ-172). Разработку смесевых топлив велась НИИ-130 (руководитель А.М.Секалин), НИИ-125 (гл. конструктор Б.П.Жуков), НИИ-6 (руководитель Р.А.Малахин) и ГИПХ (руководитель В.С.Шпак).
Разработка ракеты РТ-15М согласно ТТЗ велась в двух вариантах. Первый вариант при старте из шахты ПЛ за счет собственных двигателей должен был обладать дальностью 1200-1500 км; второй — при старте из шахты ПЛ с помощью стартовых двигателей рассчитывался на дальность 2000-2400 км.
Ракета РТ-15М (4К22), длина 10,5 м и диаметр 1,5 м, была выполнена в двух ступенях. Для выполнения габаритных ограничений, 2-ю ступень пришлось скомпоновать в относительно большом диаметре, пожертвовав оптимальностью и унификацией с близкими по массе топлива двигателями других ракет с РДТТ. Для старта использовалась связка небольших двигателей малого удлинения.
Одним из первых для размещения комплекса Д-7 с ракетами РТ-15М был разработан ЦКБ-18 (гл. конструктор С.Н.Ковалев) проект А658 с целю определения основных тактико-технических элементов подводной лодки, вооруженной 16 твердотопливными ракетами РТ-15М. Энергетическая установка лодки была принята атомной мощностью 2 х 17500 л.с. Турбогенераторная установка рассмотрена в двух вариантах — с приводом от ГТЗА и автономная. Предэскизная проработка проекта А658 была завершена в мае 1961 года.
К тому времени уже прорисовывался облик будущего «классического» отечественного подводного ракетоносца. Тому же ЦКБ-18 и главному конструктору С.Н.Ковалеву Постановлением Совета Министров №316-137 от 4 апреля 1961 года была задана разработка большой атомной ракетной подводной лодки проекта 667А с 16 твердотопливными ракетами комплекса Д-7, размещаемыми в стационарных вертикальных шахтах. В дальнейшем работы по проекту 667А уточнялись Постановлениями Совмина №565-234 от 21 июня 1961 года и №188-66 от 14 февраля 1963 года. Технический проект корабля был выполнен в 1962 году.
Специально для проведения испытаний ракеты РТ-15М в ЦКБ-16 (гл. конструктор Я.Е.Евграфов) был разработан проект неподвижного подводного стенда ПСД-7. Его изготовление было выполнено на Черноморском судостроительном заводе №444 на базе стенда ПСД-6. Еще для проведения испытаний на Севастопольском судостроительном заводе была переоборудована подводная лодка проекта 613Д4 по проекту 613Д7 (разработчик ЦКБ-16). В июне-июле 1963 года они были отправлены на полигон. Летно-конструкторские испытания ракет проводились с 1964 года. В связи с трудностями в разработке твердых смесевых топлив постановлением правительства от 16 июля 1963 года работы по РТ-15М приостановили до получения положительных результатов по РТ-2, а решением ВПК №4007 от 24 марта 1964 года работу по комплексу Д-7 прекратили.
Однако к тому времени у морских твердотопливных комплексов появилась хорошая альтернатива — малогабаритная одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета Р-27, работы по которой, как уже указывалось выше, в инициативном порядке были начаты в СКБ-385 под руководством В.П.Макеева, тогда комплекс именовался Д-5Ж.
На начальных стадиях работ по созданию модификации АПЛ пр.705 с бал¬листическими ракетами были использованы имевшиеся данные по отечественным ракетам разрабатывавшихся в то время комплексов. Однако применительно к АЛЛ пр.705 из-за значительных массогабаритных характеристик эти ракеты приводили к существенным архитектурным изменениям базового корабля проекта 705. Поэтому по инициативе СКБ-143 научным руководителем работ А.П.Александровым перед разработчиками ракет был под¬нят вопрос о необходимости создания малогабаритной, но достаточно эффективной баллистической ракеты класса Polaris. Подобные ракеты в количестве восьми единиц позволяли скомпоновать отсек вписывающийся в корабль.
Уже в конце 1960 года СКБ-385 (гл. конструктор В.П.Макеев) подготовило предложение по новому ракетному комплексу с требуемыми данными по ракете, этапами и сроками её создания. В соответствии с решением главкома ВМФ, СКБ-143 раз¬вернуло работы по эскизному проекту АПЛ пр.705Б с новыми ракетами. Вскоре был рыл проработан и согласован с ЦНИИ ВК проект тактико-технического задания.
Первоначально работы проводились по противокорабельной баллистической ракете с самонаведением для поражения, прежде всего авианосцев. Инициативно и параллельно с твердотопливной ракетой РТ-15М велись работы по ракете для поражения наземных целей в тех же габаритах шахты, как у противокорабельной ракеты. Постановлением Правительства от 27 мая 1961 года № 485-201 в развитие Постановления Правительства от 23 июня 1960 года было задано создание опытной подводной лодки проекта 705Б с 8 малогабаритными баллистическими ракетами в шахтах диаметром 1,6-1,7 и длиной 9,5 м.
Полученные проектные результаты дали основание главным конструкторам В.П.Макееву, А.М.Исаеву и Н.А.Семихатову предложить в декабре 1961 года двухэтапную разработку комплекса Д-5: с баллистической ракетой для поражения наземных стратегических объектов и с баллистической ракетой для поражения подвижных надводных целей, прежде всего авианосцев. Последняя ракета должна была составить конкуренцию крылатым ракетам П-6 ОКБ-52 (генеральный конструктор В.Н.Челомей).

ПЕРВАЯ МНОГОРАКЕТНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИЛИ «ИВАН ВАШИНГТОН»

Работы по комплексу Д-5 официально начаты согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР №386-179 от 24 апреля 1962 года. За счет ряда оригинальных технических решений новую ракету удалось поместить в шахту, по объему в 2,5 раза меньшую шахты ракеты Р-21. При этом Р-27 имела на 1180 км большую, чем ее предшественница, дальность пуска. Революционным новшеством в ракетостроении стала и разработка технологии заправки баков ракеты компонентами топлива с их последующей “ампулизацией” на заводе-изготовителе. На ракете впервые применен «утопленный» в баке горючего двигатель с центральной камерой сгорания с дожиганием окисленного газа и рулевым блоком, состоящим из двух качающихся камер сгорания, разработанный в КБХМ под руководством А.М.Исаева.
Система управления ракетой Р-27 разрабатывалась НИИ-592 (НПО автоматики), командные приборы для нее в НИИ-49.В состав системы управления специалисты НИИ-592 впервые включили гиростабилизированную платформу. Боеголовку создавал НИИ-1011 (гл. конструктор Л.Ф.Клопов), заряд разрабатывало КБ-11 (гл. конструктор Е.А.Негин). Комплекс наземного оборудования для ракетного комплекса Д-5 разрабатывался в ГСКБ (КБТМ).
Для автоматизации процессов предстартовой подготовки в НПО «Агат» (гл. конструктор И.Ф.Мусатов) для комплекса Д-5 была разработана первая отечественная ЦВМ для подводных лодок, ее производительность имела более 50000 опер./с. Исходные данные для стрельбы, в том числе и по боеголовке, вырабатывала первая боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Туча», созданная в НПО «Агат» (гл. конструктор Р.Р.Бельский). Это была первая отечественная многоцелевая автоматизированная корабельная система, обеспечивавшая применение ракетного и торпедного оружия. Кроме того, «Туча» осуществляла сбор и обработку информации об окружающей обстановке, а также решение навигационных задач.
Уже в техническом проекте 667А, выполненном ЦКБ-18 в 1961 году, вместе с установкой твердотопливного комплекса Д-7, рассматривались варианты корабля с 14 и 16 ракетами комплекса Д-5 при водоизмещении соответственно в 7500 и 7250 м3. В дальнейшем, результате прекращения разработки Д-7 и переориентации проекта 667А на новый ракетный комплекс Д-5 с меньшими массогабаритными характеристиками, появилась возможность разместить 16 ракетных шахт в прочном корпусе лодки вертикально в два ряда.
Количество ракетных шахт, а следовательно, и длина ракетоносца были выбраны с учётом возможности реализации оптимальной технологии постройки, обеспечивающей ежегодное строительство на стапельных местах “Севмашпредприятия” г. Северодвинска наибольшего количества этих кораблей.
Практически параллельно с работами по проекту 667А, в 1962 году СКБ-143 (гл. конструктор М.Г.Русанов), а затем в 1964-1965 гг. ЦКБ-16 (гл. конструктор В.В.Борисов) под комплекс Д-5 на базе высокоскоростной автоматизированной атомной торпедной лодки проекта 705 велись разработки РПКСН соответственно проекта 705Б и проекта 687. Одновременно на базе другой торпедной атомной подводной лодки проекта 671 в том же СКБ-143 (гл. конструктор Г.Н.Чернышев) создавался ракетоносец проекта 679 (671Б). Однако обе эти разработки не получили дальнейшего продолжения. Руководство государство приняло решение сосредоточить все работы по созданию атомных подводных лодок с баллистическими ракетами в ЦКБ-18, под ракетный комплекс Д-5 продолжилась разработка одного проекта 667А.


МОДЕЛЬ ПЛ ПРОЕКТА 667А НА ИСПЫТАНИЯХ (1961 Г.)

Во второй половине 1962 года ЦКБ-16 (гл. конструктор Я.Е.Евграфов) разработало проект переоборудования стенда ПСД-7 для отработки подводного старта ракет Р-27 комплекса Д-5, стенд получил обозначение ПСД-5. В августе 1963 года рабочие чертежи на стенд были переданы на завод №444, его изготовление было закончено в 1965 году.
По решению ВПК ВСНХ от 7 августа 1963 году ЦКБ-16 приступило к проектированию ПЛ-стенда проекта 613Д5 (гл. конструктор Я.Е.Евграфов), она переоборудовалась из подводной лодки проекта 613Д7.
Для исследования условий подводного старта ракет Р-27 (4К10) из затопленной шахты с неподвижного стенда ПСД-5 с глубины 40-50 м было произведено в сентябре 1965 года два пуска макетов ракет Р-27Б. После этого было принято решение удлинить шахту на 380 мм. Еще четыре пуска проведены в марте — апреле 1966 года.
Летно-конструкторские испытания ракет Р-27 проходили с качающегося стенда на полигоне в Капустином Яре. На испытаниях с июня 1966 года по апрель 1967 года было проведено 17 пусков ракет, из которых пять были аварийными и один неуспешным. С января 1967 года начались испытания натурных макетов ракет Р-27 с подводной лодки — стенда пр.613Д5, всего было выполнено шесть пусков с глубины 45-50 м при скорости хода лодки до 4 узлов.
Государственная комиссия по проведению испытаний посчитала, что результаты пусков с наземного стенда подтвердили безопасность старта и позволили принять решение о переходе к испытаниям с подводной лодки проекта 667А. Испытания комплекса Д-5 проводились с головной АПЛ К-137 пр.667А, первая стрельба произведена 28 августа 1967 года, вторая — 27 сентября 1967 года. Испытания закончились в октябре 1967 года, произведено шесть пусков, в том числе двухракетный и трехракетный залпы.
На вооружение комплекс Д-5 был принят Постановлением СМ №162-164, подписанным в марте 1968 года, только с ракетой Р-27 (4К10).

Постройка корабля проекта 667А была поручена в 1962 году заводу №402 (Северному машиностроительному предприятию, директор Е.П.Егоров) в Северодвинске. Стапельная сборка была организована в цехе 50 завода — самом крупном в мире на тот момент крытом эллинге с двумя сухими доками длиной по 300 м. В каждом доке было по две стапельные линии, разделенные уникальными эстакадами со всеми системами обеспечения. На каждой нитке размещалось по две АПЛ.

Головная АПЛ К-137 (командир В.Л.Березовский, командир БЧ-2 А.С.Ильин) проекта 667А была заложена на заводе №402 4 ноября 1964 года, 25 августа 1966 года она была спущена и осенью 1967 года предъявлена на Государственные испытания (председатель правительственной комиссии вице-адмирал А.И.Петелин). 30 мая 1967 года ракетоносец был продемонстрирован высшему руководству страны во главе с Л.И.Брежневым. 1 сентября на К-137 был поднят военно-морской флаг и начались сдаточные испытания. В тот же день, в присутствии на борту корабля его главного конструктора, на максимальных оборотах турбин была достигнута скорость 28,3 узла, на 3,3 узла превысившая заданную. Таким образом, по своим динамическим характеристикам новый ракетоносец фактически сравнялся со своими основными потенциальными противниками в «подводных дуэлях» — американскими противолодочными атомоходами типа «Трейшер» и «Стерджен» (29 — 30 узлов).

5 ноября 1967 г., накануне празднования 50-й годовщины Октябрьской революции, К-137 вступила в строй. В дальнейшем кораблю было присвоено имя «Ленинец». 11 декабря ракетоносец прибыл в состав 31-й дивизии, базировавшейся в бухте Ягельная, а 24 ноября лодка была передана в новую 19-ю дивизию, став ее первым кораблем. Северный флот начал быстро пополняться ракетоносцами проекта 667А. Последние северодвинские лодки достраивались уже по усовершенствованному проекту 667АУ с ракетным комплексом Д-5У.
В Комсомольске-на-Амуре на заводе им. Ленинского Комсомола (директор А.Т.Деев) строительство подводных лодок проекта 667А началось несколько позже. Для организации поточно-позиционной постройки новых кораблей потребовалась существенная реконструкция завода — в частности, построен сборочно-сварочный цех, реконструированы эллинги «А» и «Б» и наливной бассейн. Для спуска и транспортировки АПЛ по Амуру построен новый плавдок проекта 1757. Первый «дальневосточный» атомоход К-399 вступил в состав ТОФ 24 декабря 1969 года В 1969 — 1974 гг. в Комсомольске построено 10 АПЛ проектов 667 и 667АУ. Их испытания проводились на сдаточной базе завода в Большом Камне.
Всего по проекту 667А и 667АУ на двух заводах было построено 34 ракетоносца.

ПРОГРАММА ПОСТРОЙКИ АПЛ II ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ 667А, 667АУ

Проект

N

Завод-строитель

Заводской номер

Год сдачи

Флот

667А

1

СМП

420

1967

СФ

2

СМП

421

1967

СФ

3

СМП

422

1968

СФ

4

СМП

423

1968

СФ

5

СМП

424

1968

СФ

6

СМП

400

1968

СФ

7

СМП

401

1969

СФ

8

СМП

402

1969

СФ

9

СМП

414

1969

СФ

10

СМП

415

1969

СФ

11

СМП

416

1969

ТОФ

12

ЗЛК

151

1969

ТОФ

13

СМП

430

1970

СФ

14

СМП

431

1970

СФ

15

СМП

432

1970

СФ

16

СМП

440

1970

СФ

17

СМП

441

1970

СФ

18

СМП

442

1970

ТОФ

19

ЗЛК

152

1970

ТОФ

20

ЗЛК

153

1970

ТОФ

21

СМП

450

1971

СФ

22

СМП

451

1971

СФ

23

СМП

452

1971

СФ

24

СМП

460

1971

СФ

25

ЗЛК

154

1971

ТОФ

26

ЗЛК

155

1971

ТОФ

27

ЗЛК

156

1972

ТОФ

28

ЗЛК

157

1972

ТОФ

29

СМП

462

1972

СФ

30

СМП

470

1972

СФ

667АУ

1

СМП

461

1972

СФ

2

ЗЛК

158

1973

ТОФ

3

ЗЛК

159

1973

ТОФ

4

ЗЛК

160

1974

ТОФ

С созданием нового по качеству второго поколения атомных ракетоносцев пр. 667А с середины 1960-х гг. началось формирование отечественной стратегической ракетно-ядерной подводной системы. Первыми в освоение новой техники стали командиры подводных лодок проекта 667А: В.Л.Березовский, Л.К. Задорин, Г.Г. Лойкканен, А.И. Павлов, В.В.Лободенко, Г.А. Шабалин, Ю.А. Воронов, А.И. Катышев, Г.Ф. Авдохин и многие другие этой самой большой в мире серии подводных ракетоносцев. Эти ракетоносцы входили в состав 19, 31 и 85 дивизий на Северном флоте и 8 дивизии на Тихоокеанском флоте.

На флоте новые ракетоносцы стали именоваться сначала крейсерскими подводными лодками, затем ракетными подводными крейсерами, а затем и ракетными подводными крейсерами стратегического назначения, что подчеркивало их отличие от ракетных АПЛ проекта 658.
Во время первого выхода на боевую службу второго корабля серии К-140 (командир А.П.Матвеев) из строя вышел реактор левого борта, однако РПКСН успешно завершил 47-суточный поход, выполнявшийся частично подо льдами Гренландии. Осенью 1969 г. К-140 впервые в мире выполнила восьми ракетный залп.
Два ракетоносца 31-й дивизии К-253 и К-395 в апреле-мае 1970 г. приняли участие в крупнейших военно-морских маневрах «Океан», также произведя ракетные пуски. 8 января 19 марта 1971 г. К-408 (командир В.В.Привалов) совершила сложнейший переход с Северного на Тихоокеанский флот без всплытия в надводное положение, походом руководил контр-адмирал В.Н.Чернавин.

31 августа 1971 года подводный ракетоносец К-411 (командир С.Е.Соболевский, старший на борту контр-адмирал Г.Л.Неволин), впервые оснащенный специальной опытной аппаратурой обнаружения полыней и разводий во льду, достиг район Северного полюса. В 1972 г. успешный переход на Камчатку подо льдами Арктики выполнила К-415.
В 1974 г. на К-444 проекта 667АУ отрабатывала ракетную стрельбу без всплытия на перископную глубину, а также из неподвижного положения с использованием стабилизатора глубины.
3 октября 1986 г. лодка К-219 (И.Британов) находившаяся на боевой службе у восточного побережья США, в результате утечки и последующего взрыва ракетного топлива одной из ракет, после 15-часовой героической борьбы за живучесть, затонула в 600 милях от Бермудских островов.
Атомная подводная лодка проекта 667А, как и атомоходы первого поколения, относилась к двухкорпусному типу. Передние горизонтальные рули располагались на ограждении рубки. Кормовое оперение было выполнено крестообразным. Прочный корпус с наружными шпангоутами имел цилиндрическое сечение и относительно большой диаметр, достигающий 9,4 м. Прочный корпус изготавливался в основном из стали АК-29 и разделялся водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков, легкий корпус изготавливался из стали ЮЗ.

Значительное внимание в проекте 667А было уделено вопросам обитаемости. В каждом отсеке лодки была установлена автономная система кондиционирования воздуха (при этом был реализован ряд мер по снижению акустического шума на боевых постах и жилых помещениях). Весь личный состав размещался в каютах или маломестных кубриках. Имелась офицерская кают-компания. Впервые на подводной лодке была предусмотрена столовая для старшинского состава, которая могла быстро трансформироваться в спортивный зал или кинозал.
Главная энергетическая установка номинальной мощностью 52 000 л. с. была двухреакторная и двухвальная, включала два автономных блока левого и правого бортов. Такое решение было продиктовано рядом соображений и обстоятельств: огромный ядерный потенциал, сосредоточенный на каждом ракетоносце; патрулирование в значительном удалении от своих баз, обусловленное относительно небольшой дальностью полета ракет до 2500 км. Каждый блок состоял из водо-водяного реактора ВМ-2-4, паротурбинной установки ОК-700 (турбины Кировского завода, гл. конструктор М.К.Блинов) с турбозубчатым агрегатом ТЗА-635, максимально унифицированными с АПЛ проектов 671 и 670, и турбогенератора с автономным приводом. Атомные паропроизводительные установки ОК-700 существенно отличались от установок первого поколения блочной компоновкой и отсутствием протяженных трубопроводов первого контура, большим резервированием оборудования (пять циркуляционных насосов первого контура вместо двух), отсутствием «йодных ям», препятствовавших запуску установки в любое время ее эксплуатации, а также большим удобством в управлении.

На лодке проекта 667А была применена электроэнергетическая система переменного тока напряжением 380 В, питающаяся только от автономных электрогенераторов. Это повышало надежность электроэнергетической системы, увеличивало продолжительность работы без ремонта и обслуживания, а также давало возможность трансформировать напряжение для обеспечения различных корабельных потребителей.

Для предотвращения провалов на большую глубину, способных привести к катастрофе (как полагают, это явилось причиной гибели американской АПЛ «Трешер»), на РПКСН проекта 667А впервые была реализована комплексная система автоматизированного управления, обеспечивающая, в частности, программное управление кораблем по курсу и глубине, а также стабилизацию без хода по глубине. ГЭУ также управлялась дистанционно (энергоблок каждого борта имел своего оператора). С центрального поста одним оператором управлялись и общекорабельные системы.
Основным информационным средством лодки в подводном положении являлся гидроакустический комплекс «Керчь», разработанный в ОКБ-206 (гл. конструктор М.М.Магид) и обеспечивавший освещение подводной обстановки, выдачу данных целеуказания при торпедной стрельбе, а также обнаружение мин, звукоподводную связь и обнаружение гидроакустических сигналов противника. Станция, и работающая в режимах эхо- и шумопеленгования, имела дальность обнаружения до 20 км.
Подводный крейсер получил боевую информационно-управляющую систему «Туча», явившуюся прообразом всех последующих боевых информационно-управляющих систем. В состав радиоэлектронного вооружения входили ответчик РЛС «свой-чужой» «Хром-КМ» (впервые установленный на подводной лодке), РЛС «Альбатрос» и поисковая РЛС «Залив-П».
Первые четыре РПКСН проекта 667А были оснащены всеширотным навигационным комплексом «Сигма» (гл. конструктор В.И.Маслевский), разработанным в 1960 году.

На лодке К-245 прошел испытания и навигационный комплекс «Тобол» » (главный конструктор О.В.Кищенков) с инерциальной системой. Для проверки его возможностей в конце 1972 г. корабль выполнил поход в район экватора. В состав навигационного комплекса «Тобол» впервые в СССР входили инерциальная навигационная система, абсолютный гидроакустический лаг, измеряющий скорость относительно морского дна, а также система обработки информации на основе цифровой ЭВМ. Комплекс обеспечивал уверенное плавание в арктических водах, а также возможность пуска ракет на широтах вплоть до 85°. С 1972 года «Тобол» начал устанавливаться на корабли проекта 667А. В дальнейшем навигационный комплекс был дополнен космической навигационной системой «Циклон».
Средства связи атомохода включали радиостанции среднего, коротковолнового и ультракоротковолнового частотных диапазонов. С 1970 года на кораблях проекта 667А устанавливался комплекс автоматизированной радиосвязи «Молния» (гл конструктор А.А.Леонов), с 1974 года — «Молния-Л». В состав комплексов вошли, в частности, первое автоматизированное радиоприемное устройство «Базальт», обеспечивающее прием по нескольким каналам KB и одному СДВ, а также радиопередающее устройство «Скумбрия», позволяющее осуществлять скрытую автоматическую настройку на любую частоту рабочего диапазона.
Кроме того лодки 667А проекта оснащались всплывающей СДВ-антенной буйкового типа «Параван», позволяющей принимать целеуказания и сигналы спутниковой навигационной системы, находясь на глубине до 50 м.
Для предотвращения аварий при поступлении компонентов жидкого топлива в шахту при разгерметизации ракеты на РПКСН проекта 667А (667АУ) имелись автоматизированные системы орошения, газового анализа и поддержания микроклимата в заданных параметрах. Пуск ракеты выполнялся из затопленной шахты только в подводном положении лодки, при волнении моря до 5 баллов.
Торпедное вооружение лодки состояло из четырех носовых 533-мм торпедных аппаратов (ТА) с боекомплектом из торпед 53-65К и СЭТ-65, обеспечивающих максимальную глубину стрельбы до 100 м, а также двух носовых 400-мм ТА с предельной глубиной стрельбы около 200 м. Торпедные аппараты оснащались системами быстрого заряжания и электродистанционного управления.
Лодки проекта 667А стали первыми ракетоносцами, получившими на вооружение переносные зенитные ракетные комплексы типа «Стрела-2», предназначенные для обороны корабля, находящегося в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов.
На лодке было установлено мощное размагничивающее устройство, обеспечивающее стабильность магнитного поля. Кроме того, принимались меры по снижению магнитного поля легкого корпуса, прочных наружных цистерн, ограждения выдвижных устройств, рулей и других выступающих частей. Для снижения электрического поля корабля впервые была применена система активной компенсации поля, создаваемого гальванической парой «винт-корпус».
Гребные винты, разработанные в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, имели пониженный уровень шумности. Для снижения гидроакустической заметности фундаменты под главные и вспомогательные механизмы покрывались вибродемпфирующей резиной. Прочный корпус подводной лодки был облицован звукоизолирующей резиной, а на легкий корпус наносилось нерезонансное противогидролокационное и звукоизолирующее резиновое покрытие.
Однако высокие уровни подводного шума безусловно были недостатком подводных лодок проекта 667А. Первые нормы виброактивности комплектующего оборудования были приняты в конце 1960-х годов, в то время, когда разработки и поставки оборудования для головной и части серийных подводных лодок были уже произведены. Да и многие предприятия еще не были готовы к достижению и контролю требуемого уровня виброактивности поставляемого оборудования. В начальной стадии находились и теоретические исследования проблем подводной шумности. Однако уже в ходе серийного строительства на ПЛ пр. 667А были достигнуты заметные успехи по снижению шумности, благодаря тому, что при акустических испытаниях выявлялись и подавлялись наиболее значительные источники. В 1968 г. были разработаны требования к вибрационным характеристикам основного комплектующего оборудования (ВАХ-68), благодаря чему был достигнут значительный прогресс в снижении шумности на подводных лодках пр. 667А, 667Б и 667БД.
Результаты первых лет эксплуатации комплекса Д-5 показали, что его тактико-технические характеристики могут быть сущест¬венно улучшены при проведении незначительной модернизации его составных частей. Работы по модернизации комплекса Д-5 были заданы КБМ (гл. конструктор В.П.Макеев, ведущий конструктор А.П.Гребнев) Постановлением Правительства от 10 июня 1971 года №374-117. По нему разрабатывался ракетный комплекс Д-5У с ракетой Р-27У с увеличенной на 20% дальностью стрельбы, возможностью оснащения ракеты кассетной боевой частью на три боевых блока, повышенной точностью стрельбы на 15% при одинаковой дальности стрельбы с комплексом Д-5. Комплекс Д-5У устанавливался на РПКСН проекта 667АУ.
В дальнейшем в КБМ (гл. конструктор В.П.Макеев) была создана еще одна третья серийная модификация Д-5М, этот комплекс принят на вооружение в 1981 году. Модернизация ракет и бортового оборудования ПЛ производилась Златоустовским машиностроительным заводом и силами ракетно-технических баз флота. Доработка ракеты сводилась к замене боевого блока. Ракетным комплексом Д-5М перевооружались РПКСН проекта 667А.
С постройкой серии АПЛ проекта 667А (34 ед.) — самая большая программа в истории отечественного кораблестроения — в СССР, хотя и на несколько лет позже, была создана эффективная морская стратегическая ядерная система, сопоставимая с американской системой Polaris и способная решить задачу нанесения гарантированного ущерба вероятному противнику в ответном ударе. Роль морской составляющей отечественной стратегической системы резко повысилась. За время эксплуатации ракетоносцы проекта 667А (667АУ) совершили 590 походов общей протяженностью 41300 суток. За весь период эксплуатации комплекса Д-5 (Д-5У) было произведено около 600 пусков ракет, выполнено более 10 тысяч погрузок-разгрузок ракет. Последняя ракета Р-27У была выгружена с РПКСН проекта 667АУ (К-430) Тихоокеанского флота 1 июля 1994 года. В процессе многолетней эксплуатации комплекса Д-5 (Д-5У) было произведено 100 залповых стрельб, в ходе которых запущено 249 ракет. Было выполнено два восьмиракетных залпа (первый в мировой практике восьмиракетный залп состоялся 19 декабря 1969 года, командир ПЛ В.П.Кузнецов), 14 — четырехракетных залпов, 9 — трехракетных и 75 двухракетных.

Подводные лодки проекта 667А являлись первыми многоракетными отечественными ракетоносцами, на основе которых в дальнейшем было создано семейство ракетоносцев проектов 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ.
В ходе строительства и эксплуатации ряд подводных лодок проекта 667А был переоборудован по проектам 667АУ, 667АТ, 667АК, 667АМ и 667М
В 1979 г. на консервацию с вырезанием ракетного отсека были выведены две первые лодки проекта 667А, в дальнейшем этот процесс ускорился, и во второй половине 1990-х гг. в составе советского флота не осталось ни одного ракетоносца проектов 667А и 667АУ. А в начале 2003 года стало известно, что началась утилизация головной подводной лодки проекта 667А – “Ленинец”….

ХАРАКТЕРИСТИКИ
(КОРРЕКТ.ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 1964Г.)

Нормальное водоизмещение,м3 7640
Длина наибольшая, м 127,9
Ширина корпуса наибольшая, м 11,7
Осадка средняя, м 7,8
Запас плавучести, % 29
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Глубина погружения, м 400
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная сталь
Автономность, сут. 60
Экипаж, чел. 91
Энергетическая установка:
— тип ППУ ВМ-4-2(ОК-700)
— число реакторов 2
— тип ПТУ ГТЗА-635
— число х мощность (на валу) ПТУ, л.с. 2 х 20000
— тип ТГ ОК-2А,
переменный ток, 380 в, 50 Гц
— число х мощность, кВт 2 х 3000
— тип ДГ ДГ-460,
постоянный ток, 320 в
— число х мощность, кВт 2 х 460
— тип АБ свинцово-кислотн.ые (изделие 428)
— количество групп АБ х число элементов в группе 2 х 112
— тип РСД ГЭД ПГ-153, постоянный ток,
встроенный в линию вала
— число х мощность , л.с. х частота
вращения, об/мин 2 х 300 х 60
— число гр. валов х частота
вращения, об/мин 2 х 250
— тип ГВ 5- лопастный
Скорость хода, уз.:
— подводная под ГТЗА 25-26
— надводная под ГТЗА 15-16
— подводная под РСД 6

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип ракетного комплекса Д-5
— число ракет 16
— тип ракетных шахт вертикальные
— вид старта подводный
Торпедное:
— число х калибр ТА, мм 4 х 533, 2 х 400
— тип торпед противокорабельные и противолодочные
БИУС «Туча»
Гидроакустическое:
— ГАК «Керчь»
Радиолокационное:
— РЛС кругового обзора «Альбатрос»
— СОРС «Залив-П»
— станция опознавания «Хром-КМ»
Навигационное:
— навигац. комплекс «Сигма-667″
— кораб. приемоиндикатор КПФ-2 и КПИ-4
— дистанцион. магн. компас КДЭ-П
— эхолот НЭЛ-6
— эхоледомер ЭЛ-2
— зенитный перископ ПЗНС-8 и ПЗНГ-8М и др.
Радиосвязное:
Средства радиосвязи, входящие в
состав радиолиний «Дальность», «Глубина», «Акула», «Быстрота», УКВ и др.
Ср-ва радиоразведки «Черника-1″, «Калина», «Панорама-ВК», «Луга»,»Вишня», «Визир-59″, «Весло» и др.

А.В.Карпенко ВТС «БАСТИОН», 23 ноября 2013 г.

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667А (667АУ)
КАК У СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПОЯВИЛАСЬ СВОЯ ПЛАРБ




ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap