МОДЕРНИЗАЦИЯ РАКЕТНЫХ ПОДВОДНЫХ КРЕЙСЕРОВ 2-ГО ПОКОЛЕНИЯ. MODERNIZATION OF 2ND-GENERATION MISSILE SUBMARINES


МОДЕРНИЗАЦИЯ РАКЕТНЫХ ПОДВОДНЫХ КРЕЙСЕРОВ 2-ГО ПОКОЛЕНИЯ
MODERNIZATION OF 2ND-GENERATION MISSILE SUBMARINES

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ МОРСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

В 1980-х годах СССР, как и США, вернулся к размещению на лодках стратегических крылатых ракет. При этом такое оружие было размещено как в торпедных аппаратах многоцелевых АПЛ, так и на ударных подводных лодках, переоборудованных из АПЛ с баллистическими ракетами, выводимых из состава морской стратегической системы.
В ответ на развертывание США крылатых ракет нового поколения «Томагавк», НПО машиностроения получило задание на разработку дальней сверхзвуковой стратегической крылатой ракеты нового поколения в качестве одного из средств сохранения баланса стратегических ядерных сил.
Предназначенная для базирования на атомных подводных лодках, самолетах-ракетоносцах или наземных средствах, оснащенная уникальным «интеллектом», позволяющим совершать любые маневры на траектории с точным выходом на заданную цель, эта ракета являлась бы практически неуязвимой на присущих ей высотах полета для средств противоракетной обороны.
Постановлением Правительства от 9 декабря 1976 года НПО машиностроения определялось головной организацией по разработке комплекса авиационного, морского и наземного базирования с унифицированной ракетой «Метеорит» с дальностью полета до 5000 км и скоростью до 3000 км/ч.
В качестве носителей предполагалось использовать подводные лодки пр. 949, модернизируемые по пр. 949М. Однако проектные проработки, которые выполнило ЛПМБ «Рубин» совместно с ЦКБМ, показали, что для размещения ракет 3М-25 в пусковых контейнерах ракетного комплекса «Гранит» необходимо радикальное изменение конструкции ракеты ввиду ее большой длины, а для установки второго комплекта аппаратуры управления потребуется увеличить длину корабля на 5-7 м. Попытки создания унифицированной аппаратуры для обоих комплексов успехом не увенчались.
Защита эскизного проекта комплекса морского базирования «Метеорит-М» состоялась в декабре 1978 года, а комплекса авиационного базирования — в январе 1979 года. Рабочая техдокументация передавалась на один из наиболее высокотехнологичных серийных заводов, где велось изготовление крылатых ракет.
Большой объем наземной стендовой отработки удалось выполнить в сжатые сроки. Проведенные испытания подтвердили правильность технических решений по обеспечению заданных характеристик.
20 мая 1980 года на полигоне провели первый пуск крылатой ракеты с наземного стенда, он был неудачным, как и три последующих пуска. Пусковая установка имела ту же конструкцию, что и спроектированная для подводной лодки. Трасса полета обеспечивала проведение испытаний на все заданные дальности. Первый успешный пуск ракеты состоялся 16 декабря 1981 года.
Предусматривался этап испытаний и с погружаемого стартового комплекса (ПСК). Для испытаний ракеты «Метеорит» на черноморском судостроительном заводе был создан погружаемый стартовый комплекс МКУ-63 (морской кабелеукладчик). Стенд имел подводное водоизмещение более 2300 т и представлял собой отсек прочного корпуса большой подводной лодки со штатным креплением бортовых контейнеров и открывающимся щитом легкого корпуса. Первый пуск ракеты с ПСК на Черном море из подводного положения произвели 29 января 1982 года.
Первоначально корабельные испытания комплекса предполагалось проводить с одной из подводных лодок пр. 675, но в дальнейшем, по предложению ЛПМБ «Рубин», приняли решение переоборудовать для этой цели один из РПК СН пр. 667А, выводимых из состава стратегических сил по договору ОСВ-1, имея в виду не только проведение на этой АПЛ испытаний, но и последующую эксплуатацию лодки как боевой единицы.
Технический проект 667М переоборудования АПЛ проекта 667А под ракетный комплекс «Метеорит-М» ЛПМБ «Рубин» разработало в 1 квартале 1979 г. Проектом предусматривалось размещение 12 пусковых контейнеров с ракетами 3М25, расположенных побортно вне прочного корпуса — в междубортном пространстве под углом 45°. Для этого потребовалось сформировать новый средний блок корпуса взамен вырезанных ракетных отсеков базовой ПЛ, увеличить длину корабля примерно на 20 м и ширину до 15 м, что привело к измене¬нию архитектурного облика ПЛ после переоборудования.
В новых отсеках корабля размещалась аппаратура предстартовой подготовки и пуска «Клевер», аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания (АУ КСППО) «Коршун-44», пневмогидросистемы КСППО, а также жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа. Некоторую перекомпоновку произвели и в центральном посту в связи с установкой новой системы управления комплексом ракетного оружия, нового навигационного комплекса «Тобол-АТ», комплекса средств радиосвязи «Молния-ЛМ1» и гидроакустического комплекса «Рубикон». С целью удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему управления «Бор».
Для переоборудования выделили из боевого состава АПЛ К-420 (зав. № 432), на которой были вырезаны и уничтожены ракетные отсеки и выполнен необходимый ремонт. Заводом-строителем назначили Севмашпредприятие (генеральный директор Г.Л.Просянкин).
Вскоре атомная подводная лодка К-420 была переоборудована для испытаний стратегических высокоскоростных крылатых ракет «Метеорит» (разработчик НПО машиностроения) по проекту 667М «Андромеда», на это ушло два года. 18 июня 1980 г. лодку поставили в эллинг, уже 15 октября 1982 г. полностью сформированную ПЛ спустили на воду, а с 1 ноября 1982 г. по 4 августа 1983 г. она прошла швартовные и заводские ходовые испытания.
Государственные испытания К-420 проходили с 16 августа 1983 г. по 1 ноября 1983 г., но без комплекса ракетного оружия из-за его неготовности к летно-конструкторским испытаниям на корабле. По результатам госиспытаний был оформлен акт об окончании переоборудования лодки для проведения совместных испытаний комплекса (председатель комиссии госприемки капитан 1 -го ранга Б.М.Макшанчиков).
27 декабря 1983 г. были начаты летно-конструкторские испытания комплекса с АПЛ, они продолжались по 1986 г. включительно (один пуск в 1984 г. и один пуск в 1986 г.). Пуски на Белом море проводились по различным трассам полета.
Совместные (государственные) испытания комплекса «Метеорит-М» начались только в 1988 г., сначала с наземного стенда (4 пуска), а затем с ПЛ (3 пуска). К сожалению, количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных, так как комплекс все же не был доведен до «ума». Это обстоятельство, а также необходимость постройки специализированных носителей, привели к тому, что по совместному решению промышленности и ВМФ работы по комплексу «Метеорит-М» в конце 1989 г. прекратили. Корабельную часть комплекса передали на ответственное хранение личному составу ПЛ, а саму лодку в 1990 г. сдали флоту в торпедном варианте.

Одновременно с постановлением о разработке ракетного комплекса «Метеорит-М» вышло и другое постановление Совмина — о создании ракетного комплекса «Гранат» (3К10) со стратегической крылатой ракетой 3М10, стартующей из торпедных аппаратов калибра 533 мм. Проектирование поручили СМКБ «Новатор» (главный конструктор Л. В. Люльев).
Эскизный проект комплекса был закончен в 1977 г. В том же году постановление правительства определило проекты подводных лодок для вооружения этим ракетным комплексом, в том числе и некоторые РПК СН пр. 667А — после демонтажа с них ракетного комплекса Д-5 и переоборудования в торпедные лодки по проекту 667AT “Груша“.
Технический проект 667АТ большой АПЛ был разработан ЛПМБ “Рубин”. (гл. конструктор Е.А.Горигледжан) в 1978 г. С целью значительного повышения боевого потенциала корабля предусматривалось размещение бортовых торпедных аппаратов с большим количеством боезапаса в новом среднем блоке отсеков, который вваривался в прочный корпус взамен вырезаемых и утилизируемых ракетных отсеков. Подобное решение потребовало разработки специальной конструкции корпуса, не имевшей аналогов в отечественном кораблестроении, и проведения натурного макетирования. По суммарному количеству ракетно-торпедного боезапаса АПЛ пр. 667АТ превосходила все отечественные и зарубежные подводные лодки.
Кроме аппаратуры комплекса «Гранат», проектом предусматривалась установка в процессе переоборудования модернизированного навигационного комплекса «Тобол-АТ», боевой информационно-управляющей системы «Омнибус-АТ», гидроакустического комплекса МГК-400, комплекса средств радиосвязи «Молния-ЛМ1», а также усовершенствованных средств радиолокации.
С целью повышения боевой устойчивости АПЛ был разработан перечень мероприятий по снижению шумности и снижению помех работе гидроакустического комплекса, которые планировалось реализовать при переоборудовании и ремонте.
Первоначально, согласно десятилетнему плану кораблестроения, предполагалось переоборудовать по проекту 667АТ шесть подводных лодок пр. 667А, в том числе три — на дальневосточном заводе «Звезда» с привлечением завода им. Ленинского комсомола для изготовления новых блоков, и еще три — на ПО «Север» в кооперации с Севмашпредприятием. Причем, головной подводной лодкой этого проекта должна была стать АПЛ зав. № 153 со сдачей в 1985 г. Однако, из-за ряда причин, в связи с неготовностью завода «Звезда» к столь крупному переоборудованию, работы на Дальнем Востоке велись очень медленно, и в дальнейшем головной подводной лодкой пр. 667АТ стала К-423 (зав. № 440), прибывшая на ПО «Север» в октябре 1982 г.
АПЛ зав. № 440 была спущена на воду 25 июля 1985 г. и после проведения швартовных, заводских и государственных испытаний (председатель комиссии госприемки капитан 1-го ранга П. М. Маргулис) сдана флоту 27 декабря 1986 г.
В процессе госиспытаний провели два успешных залпа комплексом «Гранат» с фактическим пуском по одной ракете 3М10 в каждом залпе. В последующем на ПО «Север» (генеральный директор А.Ф.Зрячев) были переоборудованы и сданы ВМФ еще две ПЛ: зав. № 414 — в 1988 г. и зав.№415-в1991 г.
Завод им. Ленинского комсомола изготовил два новых блока корпуса для ПЛ зав. № 153 и 151. На первой из них была даже произведена вварка нового блока и полностью сформирован корпус. Однако в связи с неоднократными срывами сроков и сокращением финансирования в 1990 г. работы по переоборудованию на ДВЗ «Звезда» были прекращены. По плану предполагалось переоборудование 6 АПЛ, но реально удалось осуществить эти работы только на трех кораблях. Модернизацию по проекту 667АТ “Груша“ прошли К-26, К-395, К-408 и К-423.
АПЛ пр. 667АТ стали первыми в мире специализированными носителями стратегических крылатых ракет морского базирования 3М10 комплекса “Гранат”. Необходимо отметить, что кроме переоборудования РПКСН проекта 667А, этими ракетами вооружались многоцелевые атомные подводные лодки проектов 671РТМ, 971, 945А и др.
Старт ракет 3М10 осуществлялся из штатных торпедных апаратов калибра 533 мм. Для увеличения боевого потенциала на АПЛ проекта 667АТ было принято бортовое, под углом к ДП, размещение 8 ТА с большим количеством боезапаса в среднем блоке отсеков, врезанных в ПК взамен демонтируемых и утилизируемых по договору СНВ-1 ракетных отсеков с баллистическими ракетами. Для решения этой задачи была применена специальная конструкция корпуса, не имеющая аналогов в отечественном кораблестроении, выполнен большой объем исследовательских и проектных работ, включая натурное макетирование. При переоборудовании были существенно модернизированы навигационный комплекс, БИУС, гидроакустическое вооружение, разработаны мероприятия по снижению уровней подводного шума и помех работе ГАС.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ

Характеристики

Проекты подводных лодок

667М

667АТ

Проектант

ЛПМБ «Рубин»

ЛПМБ «Рубин»

Гл. конструктор

О.Я.Марголин, Е.А.Горигледжан

О.Я.Марголин, Е.А.Горигледжан

Завод -строитель

Севмашпредприятие

«Звезда», ПО «Север»

Состояние

Передана ВМФ в 1983 г.

Переданы ВМФ в 1986-1991 гг.

Водоизмещение, т:

Надводное

10500

8700-8880

Подводное

13500-13600

11400-13800

Главные размерения, м:

Длина макс.

152,0

141,7

Ширина макс.

14,7-15,0

12,8

Осадка по КВЛ

8,7

7,8-8,0

Тип главной энергетической установки

Атомная паротурбинная

Атомная паротурбинная

Скорость полного хода, узл.:

надводная

16,5

15,3-16,5

подводная

27,0

25-27,0

Глубина погружения, м

320-400

320-400

Автономность, суток

70

70

Численность экипажа, чел.

120

118-121

Вооружение:

Ракетное:

— комплекс

— число х тип ракет

«Метеорит-М»

12 х 3М25

«Гранат»

до 32 х 3М10

торпедное

4 х 533-мм, 2 х 400-мм ТА

12х533-мм, 2 х 400-мм ТА

ПЗРК

«Стрела-2М»

6 х «Стрела-2М»

ИСПЫТАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ГИДРОАКУСТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

Современные сложные комплексы радиоэлектронного вооружения до установки на боевые корабли требуют проведения широкомасштабных исследований и отработки в лабораторных условиях и на специально оборудованных стендах, а также поэтапных испытаний и доводки опытных образцов в реальных морских условиях. Отработка и сдача таких комплексов непосредственно на боевых кораблях превращаются в весьма длительный процесс, сопряжены с многочисленными доработками программного обеспечения и материальной части, расходованием ресурса аппаратуры и корабля в целом.
Как правило, для предварительной оперативной обработки результатов испытаний непосредственно в море требуется установка нештатной измерительной и компьютерной аппаратуры, оборудование помещений для приборов и испытателей, что в условиях затесненности боевой подводной лодки крайне затруднительно. Поэтому в преддверии серийного строительства АПЛ третьего поколения было принято решение о целесообразности проведения опережающей морской отработки перспективных гидроакустических комплексов (ГАК) на одной из выводимых из боевой эксплуатации ПЛ пр. 667А, специально переоборудованной в ПЛ — лабораторию.
Для этих целей из состава ВМФ выделили ПЛ К-411 (зав. № 450). Она стала первой подводной лодкой 667-го проекта, выведенной из состава стратегических ядерных сил в результате советско-американских договоренностей в области сокращения вооружений. В январе апреле 1978 г. у этого корабля вырезали ракетные отсеки, которые впоследствии были утилизированы, а сам РПКСН переоборудовали в атомную подводную лодку специального назначения.
Технорабочий проект переоборудования лодки в ПЛ-лабораторию по пр. 667АК «Аксон» ЛПМБ «Рубин» разработало в 1981 г., а в 1983 г. на ПО «Север» завершили работы на корабле, что позволило выполнить важные этапы наладки и морской отработки как отдельных подсистем ГАК, включая буксируемую антенну, так и ГАК в целом до начала серийной поставки комплексов на строящиеся корабли. Кроме того, на этой ПЛ, получившей тактический номер КС-403, провели испытания ряда других опытных образцов акустического и неакустического радиоэлектронного вооружения.
По мнению специалистов плавучая лаборатория «Аксон» имеет исключительное значение для морской отработки новых ГАК. В полной мере ее роль прояви¬лась при отладке беспрецедентно большого по объему программного обеспечения первого отечественного цифрового ГАК «Скат-3». Плавучая лаборатория оснащена измерительно-координатным устройством с длиной стрелы 50 м, что позволяет измерить параметры антенны совместно с обтекателем, оценить качество формирования характеристи¬ки направленности (ХН) антенны и др.

В середине 1980-х годов головным разработчиком ГАК для ПЛ четвертого поколения был поставлен вопрос о необходимости морской отработки этого комплекса на экспериментальной ПЛ. Для этих целей была выделена ПЛ зав. № 424 пр. 667А и вышло постановление правительства, в соответствии с которым ЛПМБ «Рубин» в 1985 г. разработало технический проект 09780 «Аксон-2» переоборудования. В последующем по предложению бюро, с целью сокращения финансовых затрат и сроков переоборудования, было решено вторично переоборудовать ПЛ КС-403 (зав. № 450) по проекту 09780 после завершения на ней программы испытаний. Корректированный технический проект 09780 применительно к этой ПЛ был разработан бюро в 1988 г.
АПЛ зав. № 450 направили на второе переоборудование в ПО «Север» в 1990 г., в процессе которого были решены многие принципиально новые технические и технологические вопросы, имеющие важное значение как для создания экспериментальной лодки, так и для постройки серийных кораблей нового поколения. К числу основных относятся: создание уникальной конструкции носовой оконечности с размещением в ней основных антенн ГАК в условиях, обеспечивающих наименьший уровень акустических и электрических помех; отработка технологии прокладки волоконно-оптических кабелей и их герметизации при проходе через прочные конструкции; создание разветвленной системы водяного охлаждения аппаратуры с возможностью регулировки расхода воды каждым прибором и др.
В августе 1995 г. МП «Звездочка» завершило все работы по переоборудованию и ремонту ПЛ «Аксон-2», однако из-за неготовности комплекса к испытаниям, ее сдачу перенесли на 1996 г. Приемный акт утвержден командующим Северным флотом в ноябре 1996 г. В настоящее время шефство над этой подводной лодкой взял Татарстан, и ей присвоено имя «Казань».

НОСИТЕЛЬ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ

В декабре 1990 г. МП «Звездочка» сдало ВМФ лодку КС-411 (зав. № 430), переоборудованную по пр. 667АН в большую АПЛ для научно-исследовательских работ по изучению Мирового океана, физических полей Земли и морского дна в интересах ВМФ и народного хозяйства. Технический проект переоборудования РПК СН пр. 667А по пр. 667АН разработан ЛПМБ «Рубин» в 1982 г. Проектом предусматривалась вставка нового среднего блока взамен вырезанных ракетных отсеков, в котором должны размещаться научно-исследовательская аппаратура и оборудование, а также каюты и бытовые помещения для экипажа и исследователей.
Учитывая назначение ПЛ, была существенно увеличена автономность плавания, что потребовало не только размещения большего количества запасов, но и создания комфортных ус¬ловий для жизнедеятельности экипажа и исследователей.
Переоборудование осуществлялось МП «Звездочка» в кооперации с ПО «Севмашпредприятие», которое изготовило новый блок корпуса. Подводную лодку поставили в эллинг МП «Звездочка» в октябре 1983 г., а спустили на воду — в июне 1990 г. Успешно пройдя швартовные, заводские ходовые и государственные испытания (председатель комиссии госприемки капитан 1 -го ранга В. Н. Ефимов), подводная лодка в 1991 г. была принята в состав ВМФ. Шефство над лодкой взяла на себя Оренбургская область, ей присвоено имя «Оренбург».
В 1970-х и 1980-х годах в ЛПМБ «Рубин» были выполнены многочисленные проработки и эскизные проекты создания на базе выводимых из состава МСЯС ракетоносцев пр. 667А следующих типов специальных подводных лодок: минного заградителя, спасательной подводной лодки, носителя сверхмалых ПЛ, подводной лодки управления, плавучей электростанции и теплоэлектроцентрали. Однако в связи с загруженностью верфей строительством новых серий ПЛ и ремонтом кораблей, а в дальнейшем и сокращением финансирования, эти проекты не были реализованы

ВТС «Бастион» 31.07.2020

На основе рукописи, подготовленной А.В.Карпенко 2007 году для книги «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, дополнено другими материалами

Источники:

1. Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
2. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
3. Оружие России. Каталог, том III. Корабли и вооружение Военно-Морского Флота. М: Военный Парад, 1996
4. Корабли Военно-Морского Флота. Том VI. Оружие и технологии России. Энциклопедия. XXI век. М: ИД «Оружие и технологии», 2003
5. В.П.Кузин, В.И.Никольский «Военно-морской флот СССР 1945-1991». СПБ: Историческое Морское Общество, 1996
6. История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит». Том 1. Специальное конструкторское бюро № 143 — Союзное проектно монтажное бюро машиностроения 1948-1974 годы. СПб: Гангут, 2002 г.
7. История отечественного судостроения. Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.)/А.М.Васильев, С.И.Логачев, О.П.Майданов, В.Ю.Маринин и др. – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 544, ил
8. «Российская наука — Военно-морскому флоту» под редакцией академика А.А.Саркизова — «Наука», М: 1997
9. Захаров И.Г., Никольский В.И. «Современное кораблестроение России» — Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России. В 2 т. Т. 2. – СПб: Наука, 2002. 855 с., 214 ил.
10. Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы 1926-1996. СПб: Гангут, 1996
11. Корабли и судьбы. Амурскому судостроительному заводу 70 лет. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2002
12. Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России. Том 1 и 2. СПБ: Наука, 2001 и 2002

Статьи, публикации ведущих специалистов и руководителей предприятий судостроительной промышленности, реклама, информационные сообщения и материалы музеев и архивов ЦВММ, ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит», ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крыловаи др.

РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 667М «АНДРОМЕДА»
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 667АТ
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667АН
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТОВ 667АК «АКСОН-1» И 09780 «АКСОН-2»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ЛОДОК С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ
ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ, ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ И ПОДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ И СУДОСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap