ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




КАК У СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПОЯВИЛАСЬ СВОЯ ПЛАРБ

AS THE SOVIET UNION GOT ITS OWN SSBN

А.В.Карпенко

КОНСТРУКТОРСКИЕ ЧУДЕСА

ИЛИ КАК У СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПОЯВИЛАСЬ СВОЯ ПЛАРБ

В 1967 году в боевом составе ВМФ Советского Союза появилась совершенно новая подводная лодка проекта 667А с баллистическим ракетами, которая стала значительным этапом в усилении мощи советского ВМФ, всего ракетно-ядерного потенциала СССР. В США и НАТО она получила код «Янки», а у нас ее, шутя, называли «Иван Вашингтон», в основном по тому, что она очень сильно напоминала первый подводный ракетоносец ВМС США «Джордж Вашингтон».
А было ли это простым копированием зарубежного опыта или это логическое продолжение многолетнего поиска и работы ученых и конструкторов, могло ли быть все по-другому? То есть, могли ли мы строить ПЛАРБ, или как они у нас назывались – РПКСН (ракетные подводные крейсера стратегического назначения), оригинальных конструкций, непохожие на западные подводные корабли? И насколько «Иван Вашингтон» соответствовал американским ПЛАРБ. На этот вопрос точно ответить непросто и историю изменить не возможно, но вспомнить некоторые важные факты из истории отечественного подводного кораблестроения вполне возможно.

В конце 1950-х годов еще только начинала формироваться стратегическая ядерная триада, которая сегодня, как известно, состоит из тяжелых (стратегических) бомбардировщиков, межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Такой состав имеют стратегические ядерные силы (СЯС) России и США, к ним подтягивается Китай, а Франция и Англия, отказались от бомбардировщиков и наземных ракет, сделали ставку на подводные ракетоносцы с БРПЛ, остальные страны «ядерного клуба» пока имеют ядерного оружие «местного значения» с ограниченным радиусом действия. Хотя у Индии просматриваются планы по созданию «триады».
В конце 1950-х гг. руководством советского государства была задана разработка атомного подводного корабля с большим боезапасом баллистических ракет на борту с подводным стартом, это была интересная и важная задача для советских судостроителей
До этого, из-за значительных габаритов ракетного вооружения, на всех дизель-электрических (проекты В611, АВ611, 629) и атомных (проекты 639, 658) подводных лодках размещали две-три ракеты с установкой в шахтах в ограждении рубки ПЛ, при этом первоначально старт ракет был надводным. Последнее обстоятельство лишало подводные лодки их основного свойства — скрытности.
Задача судостроительной и ракетной промышленности была поставлена не простая. Новый проект подводного корабля получил №667. К его разработке на первоначальном этапе были привлечены три проектные организации: ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин»), ЦКБ-16 (ЦПБ «Волна») и СКБ-143 (СПМБМ «Малахит»). Как мы сейчас привыкли, фактически проводился закрытый конкурс или тендер. Первые предэскизные проработки конструкторы выполнили уже в 1958 году.
Формальное решение о разработке атомной ПЛ проекта 667, вооруженной ракетами Р-21 комплекса Д-4, было принято в декабре 1958 года, эта же работа была включена в кораблестроительную программу на «семилетку» 1959-1965 гг.



Размещение ракеты Р-13М в шахтной пусковой установке на ПЛ пр 667 вариант 8Д4 (проработка СКБ-143, 1959 год)

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработки этого проекта, выданное ВМФ, предусматривало установку на корабле 6-8 ракет Р-21, применения атомной энергетической установки (АЭУ) мощностью 50000 л.с., которая должна обеспечивать достижение скорости подводного хода 25 узлов.
В тоже время, большие габариты ракеты Р-21 (длина от 15 м, размах по стабилизаторам 2,2 м), а также раздельное хранение весьма токсичных ракетного топлива и окислителя и громоздкая система заправки ракет потребовали от проектантов ПЛ вынужденных сложных конструктивных решений при размещении ракетного комплекса на ПЛ.



Проработка проекта 667 подводной лодки на базе подводной лодки пр. 653 (СКБ-143, 1959 г.



Проработка ЦКБ-16 проекта 667 подводной лодки (вариант II, 1958 г.)



Проработка ЦКБ-16 проекта 667 подводной лодки (вариант IV, 1958 г.)

В соответствии с ТТЗ, всеми бюро (ЦКБ-16, ЦКБ-18 и СКБ-143) в 1958-1959 гг. было выполнено много проектных проработок вариантов ПЛ проекта 667. В дальнейшем, в виду одновременного проектирования нескольких типов атомных подводных лодок различного назначения, было принято решение закрепить за каждым проектным бюро отдельное направление подводного кораблестроения: многоцелевые подводные лодки с торпедным вооружением, подводные лодки с крылатыми ракетами для борьбы с надводными кораблями противника и подводные лодки с баллистическим ракетами для решения стратегических задач. В результате, проектирование подводной лодки проекта 677 с баллистическими ракетами было закреплено за ЦКБ-18 (гл. конструктор А.С.Кассациер).


В октябре 1959 г. ЦКБ-18 закончило разработку эскизного проекта 667, выполненного в трех вариантах, отличающихся друг от друга, в основном, составом ракетного вооружения и конструкцией стартовых установок. Сегодня принятое размещение ракетного вооружение назвали бы экзотикой, а тогда, в конце 1950-х годов никто еще не знал, как это будет в будущем, и конструкторы искали свои способы построения подводных ракетных систем.



Пусковая установка СМ-95 (револьверная система — слева и стеллаж — справа для хранения ракет) для ракет Р-21 по эскизному проекту ПЛ пр.667 (ЦКБ-18, вариант I,1959 г.)

Вариант-1 предусматривал размещение в носовой части ПЛ поворотного блока из двух ракетных шахт, с ракетой в каждой. Перед стартом поворотный блок устанавливался в вертикальное положение. Запасные ракеты в количестве 8 штук хранились в специальном отсеке запасных ракет и могли грузиться в шахты поворотного блока, находящегося в горизонтальном положении через люки в носовой переборке отсека и специальные переходные элементы (надвижные уплотняющиеся тубусы). Хранение ракет предусматривалось в двух вариантах: либо на стеллажах, либо — в специальном устройстве типа вращающегося «барабана». Все это напоминает очень большой револьвер.



Пусковые установки для ракет Р-21 по эскизному проекту ПЛ пр.667 (ЦКБ-18, вариант II, 1959 г.)

По варианту №2 размещение ракет предлагалось в вертикальных стационарных шахтах. Старт каждой ракеты должен был производиться из своей одиночной шахты. Ракетные шахты размещались в двух отсеках, причем в носовом ракетном отсеке было размещено две пары шахт (симметрично ДП), а в кормовом — четыре шахты в ДП. Полученная во втором варианте большая высота корабля (18,6 м) определялась высотой ракетных шахт. Кроме того, из-за размещения ракетных шахт не только в прочном корпусе, но в ограждении «рубки», значительно увеличилась длина этого ограждения и достигала 43 метров.



Эскизный проект ПЛ пр.667 (ЦКБ-18, вариант III,1959 г.)



Пусковая установка для ракет Р-21 по эскизному проекту ПЛ пр.667 (ЦКБ-18, вариант III,1959 г.)



Вариант размещения ракет Р-21 по эскизному проекту ПЛ пр.667 (ЦКБ-18, вариант III,1959 г.)

Вариант-3 предусматривал горизонтальное раздельное хранение корпусов и головных частей запасных ракет в двух отсеках — хранилищах. Старт ракет должен был производиться из двух вертикальных стартовых шахт. Для производства старта запасной ракетой ее головная часть, а затем корпус с помощью специальных механизмов-погрузчиков подавались в вертикальную стартовую шахту, имеющую подъемно-опускную (центральную) часть. Стыковка головной части и корпуса ракеты должны были производиться в самой стартовой шахте. Такая компоновка подводной лодки позволяла разместить на корабле максимальное количество ракет — 10-12 штук.
Как понятно, варианты 1 и 3 были слишком сложные в эксплуатации, вариант 2 из-за больших габаритов ограждения имел увеличенное сопротивление набегающему потоку воды при движении. Но задача, есть задача, и решать ее необходимо.


Сегодня есть версия, что при рассмотрении вариантов проекта 667 руководством страны и Министерства обороны сформировалось следующее мнение: «Если ракеты большой длины и расположить их вертикально в необходимых количествах нельзя, то можно их разместить при транспортировке горизонтально, а перед стартом подымать в вертикальное положение и производить пуск ракет, как это делалось на стартовых установках зенитно-ракетных комплексов».
Поэтому становится понятно, почему в декабре 1959 г. было принято решение о дополнительной проработке четвертого варианта проекта с восемью шахтами ракетного оружия, размещенными по бортам ПЛ и объединенными в два поворотных блока, без перезаряжания.
Разработка четвертого варианта проекта велась ЦКБ-18 с учетом выявившейся возможности хранения топлива и окислителя в баках ракеты в течение всей автономности ПЛ.
Стартовая установка весом 532 тонны этого варианта ПЛ представляла собой поворотный блок из четырех ракетных шахт, расположенных вне прочного корпуса (ПК) попарно с каждого борта. Шахты левого и правого бортов соединялись между собой общей поворотной осью диаметром 2 м, проходящей через ПК. Носовой блок располагался в районе второго отсека, а кормовой в районе четвертого. Прочный корпус корабля в районе размещения ракетных шахт выполнен в виде «восьмерки», два цилиндра друг над другом. Поворотная стартовая установка имела гидравлический механизм, обеспечивавший поворот блока с четырьмя шахтами за 5 минут.



Поворотная пусковая установка СМ-95 для эскизного проекта 667 атомной подводной лодки с ракетой Р-21 (положение для старта ракет, вид спереди)

К разработке стартовой установки привлекли ЦКБ-34, которое хорошо было известно морякам по корабельной артиллерии и первым работам по пусковым установкам для морских ракет, в том числе для подводных лодок с баллистическими ракетами. В этом конструкторском коллективе была спроектирована поворотная стартовая установка СМ-97 для подводного ракетоносца проекта 667.
И ясно, что 4-й вариант появился не случайно, по результате рассмотрения в Министерстве судостроительной промышленности (МСП) и Министерстве обороны (МО) всех вариантов эскизного проекта в марте 1960 г. было принято решение вести дальнейшее проектирование ПЛ на базе четвертого варианта эскизного проекта.



Подводная лодка проекта 667 (технический проект ЦКБ-18 1960 г)

На базе наработок по 4-му варианту был завершен ЦКБ-18 в декабре 1960 года технический проект 667 подводной лодки, однако, решение о строительстве ПЛ по проекту 667 все таки не было принято.
Здесь хочется отметить, что среди кораблестроителей ходит следующая легенда. При демонстрации модели АПЛ проекта 667 на одном из показов для высшего руководства страны было представлено, как стартовая установка переходит из походного положения в боевое. И вот незадача, на макете поворотная часть блока с ракетами отломилась от модели подводной лодки. На что, Н.С.Хрущев заметил, если это происходит на модели, что же будет на боевой службе, в боевой обстановке, и к чему все это может привести. По слухам это и явилось причиной закрытия проекта 667 в таком виде. А главный вывод такой, что такие длинномерные ракеты в вертикальных неповоротных шахтах разместить проблематично, нужны малогабаритные ракеты. К примеру, как у американцев к тому времени – «система «Поларис».
Одновременно руководством советского государства был задан вопрос: «А как американцы размещают ракеты на своих ракетных лодках?». Ответ был таков: «В два ряда вертикально, по восемь ракет в каждом, за ограждением рубки в прочном корпусе субмарины». На что руководство заметило: «Так и нам нужно так делать».
В это же время начались работы по твердотопливным баллистическим ракетам для подводных ракетоносцев, в которых мы отставали от американцев, у них уже заканчивалась первая часть программы «Поларис», на выходе было ракета «Поларис А1» с дальностью стрельбы 2200 км.



Поворотная пусковая установка СМ-113 для эскизного проекта 667 атомной подводной лодки с ракетой вариант «С» комплекса Д-6 (транспортное положение, вид сбоку)

Поэтому при выполнении аналогичных работ по советским твердотопливным ракетным комплексам опирались именно на эти цифры. Тогда, практически одновременно с разработкой Д-4 с жидкостной ракетой Р-21 предпринималась попытка создания комплекса Д-6 с твердотопливной баллистической ракетой (изделие “Р”). Правительство постановлением ЦК КПСС и Совет Министров СССР №1032-492 от 5 сентября 1958 года задало ЦКБ-7 ГКОТ (главный конструктор П.А.Тюрин) работы по Д-6.
Дальность стрельбы ракетой этого комплекса должна была быть не менее 800 км, в тоже время, предусматривалось дальнейшее развитие этого направления, проведение НИР по возможности создания ракеты с дальностью стрельбы до 2500 км. Почему первоначально задавалась такая дальность?
Работая в отечественных архивах, я в свое время натолкнулся на интересные документы. Дело в том, что на тот момент не было достоверных данных о проекте «Поларис», приходилось проводить исследования, делать предположения. В тех документах на основе анализа развития твердотопливной ракетной техники нашими учеными, инженерами и конструкторами был сделан вывод, что дальность стрельбы ракетами «Поларис» с подводных лодок могла составлять порядка 900 км, в перспективе 2500 км. В действительно оказалось все гораздо хуже, вторая модификация «Поларис А2» имел дальность 2800 км, а следующий вариант «Поларис А3» – уже 4500 км.
Для размещения ракетного комплекса Д-6 в ЦКБ-18 прорабатывалась его установка на проект 667 атомной подводной лодки, вместо комплекса Д-4 практически в тех же в поворотных стартовых установках СМ-95. Участь этого проекта описана выше.
Вскоре стало ясно, что создание принципиально нового ракетоносца ВМФ СССР с большим боезапасом немыслимо без создания ракеты, удовлетворяющей требованиям корабля, в основном в части массогабаритных характеристик.
В те годы, когда не получалось идти по одному направлению, предлагались другие варианты решения проблемы. В соответствии с перспективными планами кораблестроения наряду с работкой ЦКБ-7 ракетного комплекса Д-6, прорабатывались твердотопливные ракеты комплекса Д-5 (Д-5Т) с дальностью 1500-2000 км, их предполагалось использовать в составе вооружения скоростных титановых АПЛ на базе пр. 661, разработки ЦКБ-16.
В ЦКБ-16 под комплекс Д-5Т было проработано несколько вариантов атомных подводных лодок. В них всех ракетные шахты предлагалось размещать в носовой части корабля, перед ограждением рубки ПЛ. Было разработано два варианта АПЛ с шестью ракетами, шахты размещались в прочном корпусе. По первому варианту шахты располагались в два ряда, во втором — в один ряд. В первом вариант АПЛ имела один реактор и одновальную установку. Во втором предусматривалось два реактора и две линии вала. Другие два варианта АПЛ на 12 и 16 ракет предусматривали расположение ракетных шахт вне прочного корпуса корабля. Атомная энергетическая установка обеспечивала мощность на валу 2х25000 л.с. В дальнейшем, аналогичные решения были использованы при проектировании атомных подводных лодок следующих поколений.
Важным этапом в рождении облика «стандартного» подводного ракетоносца стали следующие обстоятельства, которые первоначально имели совсем другие задачи. В соответствии с приказом председателя ГКС от 19 июля 1960 г. СКБ-143 (основными исполнителями были И.М.Бороденков и А.Б.Петров) выполнило на уровне предэскизного проекта проработки скоростных подводных лодок, вооруженных такими ракетами комплекса Д-5Т.
Для установки в небольших шахтах длина ракеты не должна была превышать 10,6 м, диаметр — 1,49 м. По результатам проектных проработок с легкой головной частью ракета со стартовой массой 14,35 т могла достичь дальности 1700 км.
С целью определения состава ракетного, торпедного, навигационного, гидроакустического и другого вооружения СКБ-143 в сентябре обратилось в научно-исследовательские институты ГКС, привлеченные к разработке аванпроектов, с просьбой сообщить предварительные рекомендации по составу вооружения по их профилю. Следует подчеркнуть, что рекомендации выдал только ЦНИИ-45.
В качестве ЭУ он рекомендовал одновальную, с резервным движителем, двухреакторную АЭУ с ВВРД. При выполнении проработок подводных лодок-ракетоносцев СКБ-143 исходило из имевшихся им в то время данных по эскизному проекту АПЛ пр.671 и предэскизному проекту АЛЛ пр.705. В качестве АЭУ СКБ-143 приняло, как перспективную, АППУ с ЖМТ. Были рассмотрены преимущества и недостатки расположения ракетных шахт как врезанных в прочный корпус, так и установленных вне его, а также различных способов старта ракет. При сравнении расположения шахт отмечались преимущества шахт, уста-навливаемых внутри прочного корпуса, как со стороны устройств, так и систем, обслуживающих оружие. В этом случае упрощались все коммуникации к шахтам и доступ к ракетам во время их погрузки.
Вместе с тем, расположение шахт по бортам повышало безопасность подводной лодки в случае возникновения пожара и вызванного им нарушения прочности какой-либо из шахт. В этом случае шахты не занимают полезного объема в отсеке и не затесняют расположение корабельного оборудования. Из двух путей старта ракеты из шахты — посредством стартовых пороховых ускорителей или сжатым воздухом — приемлемым для лодки был признан первый путь. Пневмостарт был недопустим для лодки из-за чрезмерно большого расхода сжатого воздуха.
Учитывая рекомендации ЦНИИ-45 и результаты собственных исследований, СКБ-143 разработало следующие два варианта АПЛ: I вариант — одновальная однореакторная АПЛ с паропроизводящей установкой ОКБМ, ГТЗА мощностью 31 тыс. л.с, корабельным оборудованием по проекту 671. Вооружение — 16 ракет (два ряда по 8 ракет внутри прочного корпуса). По сравнению с АПЛ пр.671, была выполнена некоторая перекомпоновка отсеков с целью сокращения длины подводной лодки. Водоизмещение лодки — около 4400 т; II вариант — двухвальная двухреакторная АПЛ с АППУ по теме В-3 и ГТЗА мощностью 2 х 25 тыс. л.с. Вооружение — 16 ракет, размещенных за бортом. Прочный корпус в районе расположения шахт был принят в виде «восьмерки». Водоизмещение лодки — около 5000 т.
С целью уменьшения длины АПЛ и водоизмещения был разработан III вариант с подвариантами IIIА и IIIБ (по расположению шахт) на базе оборудования АПЛ пр.671 с АППУ и ГТЗА мощностью 40 тыс. л.с. аналогично применённому на АПЛ пр.705. Кроме того был представлен вариант IV на базе оборудования и предварительных данных по АПЛ пр.705 с вооружением — 8 ракет внутри прочного корпуса.
По результатам выполненных работ СКБ-143 посчитало возможным положить представленные варианты в основу проработки ТТЗ на подводную лодку с ракетным во-оружением и для дальнейшей работы по эскизному проектированию. Однако, дальнейших работ по этим проработкам СКБ-143 не проводило.
В начале 1961 года СКБ-385 главного конструктора В.П.Макеева предложил свой вариант Д-5 — Д-5Ж с малогабаритной жидкостной ракетой на дальность 1800 км, после чего комплекс с твердотопливными ракетами ЦКБ-7 стали именовать Д-5Т. Создание комплекса Д-5Ж предполагалось завершить в 1963 году.



Технический проект 667 подводной лодки с 16 ракетами комплекса Д-5Ж (ЦКБ-18, 1961 г.)



Технический проект 667 подводной лодки с 16 ракетами комплекса Д-5Ж (ЦКБ-18, 1961 г.)



Технический проект 667 подводной лодки с 24 ракетами Д-5Ж (ЦКБ-18, 1961 г.)

Возвращаясь к техническому проекту 667 необходимо отметить, что ЦКБ-18 проработало несколько вариантов ПЛ с комплексом. По ним подводные корабли имели 16 и 24 стальные вертикальные шахтные пусковые установки (ПУ) для ракет комплекса Д-5Ж. В дальнейшем, спустя много лет, такое расположение ПУ было применено в проекте 949 (949А) атомной подводной лодки с крылатыми ракетами «Гранит».
Однако ракеты на жидких компонентах (горючее + окислитель) более сложны и небезопасны в эксплуатации. Во время создания первых отечественных ракетных комплексов с подводным стартом, в частности ракетного комплекса Д-4 с ракетой Р-21, для повышения безопасности и надежности эксплуатации ракет на подводных лодках родилась идея создания для ПЛ проектов 629 и 658 баллистических ракет с двигателями на твердом топливе.
К тому же, к началу 1960-х годов возникли предпосылки для создания морских ракет нового поколения — относительно малых габаритов, с большей дальностью и точностью стрельбы, с улучшенными эксплуатационными характеристиками, что позволяло перейти к созданию ракетоносца с большим количеством ракет, размещенных в стационарных вертикальных шахтах.
Разработка комплекса Д-7 началась в апреле 1961 году. 4 апреля постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №316-137 и приказом ГКС от 27 апреля 1961 года было принято решение о создании нового ракетного комплекса Д-7 с БР РТ-15М на твердом топливе вместе с сухопутными МБР РТ-2 (ОКБ-1), БРСД РТ-15 (ЦКБ-7) и РТ-25 (СКБ-172). Морская ракета РТ-15М с дальностью 2000 км должна была разрабатываться исходя из не превышения длины 10,5 м при диаметре до 1,5 м.



Подводная лодка проекта А-658 (разработчик ЦКБ-18,1960 г.)

Одним из первых подводных лодок для размещения нового комплекса Д-7 с ракетами РТ-15М стал проект А658 (главный конструктор С.Н.Ковалев). Целью предэскизной проработки проекта А658 было определение основных тактико-технических элементов подводной лодки, вооруженной 16 твердотопливными ракетами РТ-15М комплекса Д-7. Энергетическая установка принята мощностью 2 х 17500 л.с. Турбогенераторная установка рассмотрена в двух вариантах — с приводом от ГТЗА и автономная. Автономные ТГ размещены без увеличения длины отсека за счет отказа от ГЭД. Предэскизная проработка проекта А-658 была завершена в мае 1961 г.
Однако, к тому времени Постановлениями СМ №316-137 от 4 апреля 1961 года и №565-234 от 21 июня 1961 года ЦКБ-18 (главный конструктор С.Н.Ковалев) была задана разработка проекта 667А большой атомной подводной лодки с тем же комплексом. Технический проект этой ПЛ был выполнен в 1962 году.
Несмотря на начало летно-конструкторских испытаний ракет РТ-15М (4К22Б) со стенда ПСД-7 в связи с трудностями в разработке твердых топлив постановлением от 16 июля 1963 г. работы по РТ-15М приостановили до получения положительных результатов по «сухопутной» МБР РТ-2, а фактически стало ясно, что в заданные сроки эту морскую твердотопливную ракету не создать.
Но время берет свое. Как известно, развитие стратегических ракетных комплексов морского базирования в США и СССР на начальном этапе базировалось на использовании баллистических ракет на жидком топливе, других управляемых БР большой дальности просто не было. Однако, в США после первых неудач в проектировании была сделана ставка на твердотопливные ракеты типа «Поларис», а в СССР более удачными оказались результаты работ по баллистическим ракетам с ракетными двигателями на жидких компонентах топлива.
В это время стал заметным прогресс в разработке СКБ-385 малогабаритной жидкостной ракеты Р-27 комплекса Д-5. Основным носителем этого ракетного комплекса должна была стать «малогабаритная» АПЛ проекта 705Б СКБ-143 (Главный конструктор Г.Я.Светаев), первоначально с восемью, затем с 12 ракетами. Именно проекту 705 автоматизированной атомной подводной лодке обязан рождением ракетный комплекс Д-5, но «пригодился» и реализовался он для другого проекта АПЛ.



Продольный разрез подводной лодки проекта 705Б

В то время, при рассмотрении технического проекта 667А было предложено предусмотреть возможность размещения на подводной лодке, наряду с твердотопливными ракетами комплекса Д-7, жидкостные ракеты комплекса Д-5. Так в техническом проекте 667А, выполненном в 1961 году, уже рассматривались варианты корабля с 14 и 16 ракетами комплекса Д-5 при водоизмещении соответственно в 7500 и 7250 м3.
В июле 1962 года глава государства Н.С.Хрущев вместе с министром обороны Р.Я.Малиновским посетил Североморск. 16 июля им было продемонстрировано самое современное вооружение и корабли ВМФ, в том числе моряки продемонстрировали подводный пуск ракеты Р-21 с опытной подводной лодки проекта 629Б. При обсуждении на технической позиции результатов смотра, Н.С.Хрущев спросил: «Сколько ракетных шахт на «Поларисе»?. Ему ответили – шестнадцать. «А у нас?». На опытной подводной лодке проекта 629Б и предназначенных для переоборудование под Д-4 ПЛ проектов 629А и 658М было всего по три шахты. Тут представитель ЦКБ-18 П.П.Пустынцев в гробовой тишине ответил: «Если нужно сделаем тридцать две». Таким ответом Н.С.Хрущев остался доволен.



Подводная лодка проекта 667А

И как результат, в откорректированном техническом проекте 667А было предусмотрено размещение комплекса Д-5, проект был закончен в 1963 году.
В ходе корректировки технического проекта выявилась несовместимость размещения этих комплексов, к тому же разработка ракетного комплекса Д-7 задерживалась, и по своим ТТХ он уступал комплексу Д-5. C учетом указанных обстоятельств корректированный технический проект 667А был утвержден в 1964 г. с 16 ракетами комплекса Д-5. Пусковые установки ракет размещались в вертикальных стационарных шахтах, равнопрочных ПК. Шахты располагались симметрично ДП в два ряда по 8 шахт в IV и V отсеках. Габариты ракеты, компактная конструкция пусковой установки позволили разместить ракеты в шахтах диаметром 1,7 м и длиной 10,1 м.

Так и родился, такой похожий, и такой не похожий «Иван Вашингтон» или советский атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667А. Небывалые темпы строительства именно кораблей этого типа позволили нам в кратчайшие сроки достичь паритета с американцами в морских стратегических ядерных вооружениях (МСЯС). С 1967 года по 1974 год на судостроительных предприятиях Северодвинска и Комсомольска-на-Амуре было построено и передано ВМФ 34 подводных ракетоносца.

А.В.КАРПЕНКО, ВТС «БАСТИОН», МАЙ 2013

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667А (667АУ)
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ (продолжение)
БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ВМФ РОССИИ (Планшет)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap