ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПРОЕКТ 664 АТОМНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ —

МИННОГО ЗАГРАДИТЕЛЯ

THE PROJECT 664 NUCLEAR TRANSPORT SUBMARINE — MINE LAYER

В августе 1959 г. Главное управление кораблестроения (ГУК) по согласованию с Госкомитетом Совета министров СССР по судостроению (ГКС) выдало проектным организациям ЦНИИВК и ЦКБ-16 оперативно-тактическое задание на большую транспортную атомную подводную лодку проекта 664. После выполнения проектных проработок Институт и Бюро разработали тактико-техническое задание (ТТЗ), которое 1 марта 1960 г. было утверждено Министром обороны СССР. В соответствии с ним корабль предназначался для:
• снабжения ударных подводных лодок, действующих на океанских и морских коммуникациях противника, ракетным и торпедным оружием, топливом, смазочным маслом, провизией, пресной водой и средствами регенерации воздуха;
• постановки минных заграждений и банок;
• перевозки личного состава десанта и грузов в отдаленные необорудованные пункты побережья. Кроме того, лодка должна была обеспечивать боевое использование гидросамолетов, снабжая их топливом и другими видами запасов.
По условиям ТТЗ подводная лодка проекта 664 с нормальным водоизмещением (без шумопоглощающего покрытия) 7920 тонн, должна была иметь предельную глубину погружения 400 м, полную скорость подводного хода 20 узлов и автономность по запасам провизии 80 суток.
С целью изыскания оптимальных конструктивных решений эскизный проект разрабатывался в четырех вариантах. КБ рекомендовало к дальнейшей разработке первый из них – с прочным корпусом цилиндрической формы и размещением транспортируемого топлива в междубортных цистернах, а боезапаса – в двух отсеках прочного корпуса. КБ также предложило отказаться от требования ТТЗ по снабжению гидросамолетов авиационным топливом, так как эта операция могла быть осуществлена при использовании самоходных транспортных плавучих средств и только на тихой воде. Разместить такие средства на лодке не представлялось возможным.
Работы над эскизным проектом 664 возглавлял Н.А. Киселев. Они продолжались в течение девяти месяцев 1960 года. Одновременно с ними велись отдельные проектные проработки по наиболее сложным и проблемным техническим вопросам. Эскизный проект, после рассмотрения, был утвержден совместным решением командования ВМФ и руководства ГКС от 26 ноября 1960 г.

Схема перегрузки в море торпед с транспортной ПЛА пр.664 на дизельную торпедную ПЛ пр.641

После этого от ЦКБ-16 потребовали к февралю 1961 г. разработать так называемый «нулевой вариант» технического пр.664 с учетом замечаний по эскизному проекту. По результатам этой разработки планировалось принять окончательное решение об основных тактико-технических элементов (ТТЭ) ПЛА пр.664. На этом этапе проектирования бюро было вынуждено (по требованию заказчика) увеличить количество транспортируемого топлива на 650 тонн, с 18 до 20 количество перевозимых крылатых ракет, с 64 до 80 – торпед. Кроме того, численность десанта принимаемого на борт, возросла с 170 до 350 (при автономности по запасам провизии 30 суток) или до 500 человек (при автономности по запасам провизии пять суток). При этом, заявленное в эскизном проекте нормальное водоизмещением, практически не изменилось и составило порядка 8800 тонн.
«Нулевой вариант» технического проекта, после рассмотрения, был утвержден совместным решением командования ВМФ и руководства ГКС от 3 июля 1961 г. В процессе его рассмотрения были уточнены требования ТТЗ на разработку технического проекта 664. Работы над ним велись до декабря 1961 г.
Для перевозки грузов и размещения мин на ПЛ предусмотрено 2 отсека ПК, расположенных в корму от ЦП. Выгрузку с ПЛ крупногабаритных грузов предусматривалось осуществлять через горизонтальный грузовой люк большого диаметра, снабженный двумя прочными крышками и расположенный в верхней части кормового грузового отсека. Через грузовой люк грузы перемещались в развитую надстройку ПЛ. Для передачи грузов с транспортной ПЛ на ударные ПЛ в море на волнении в проекте предусмотрены специальное швартовое устройство с амортизированными кранцами и грузовой кран с направляющей вертикального перемещения грузов, шарнирно закрепляемой на ударной ПЛ и стреле грузового крана.
К моменту утверждения корректированного технического проекта на судостроительном заводе №402 в Северодвинске изготовили натурные макеты холодильных машин, санпропускника и выдвижных устройств ПЛ. Кроме того, предприятие получило от бюро рабочие чертежи по всем отсекам и помещениям корабля, техническую документацию для плазовой разметки корпусных конструкций. К концу 1963 г. ЦКБ-16 полностью обеспечило ССЗ №402 чертежами по корпусным конструкциям, а в целом по лодке – на 75%. Предполагалось, что весь комплект – в общей сложности 12 913 чертежей – будет поставлен во втором квартале 1964 года.
Отработка конструкций по обеспечению передачи боезапаса в море первоначально планировалась путем переоборудования одного из эсминцев. Однако ССЗ № 402 представил обоснованную мотивировку своего отказа от выполнения данных работ. Тогда в 1964 году ее передали СРЗ-82 ВМФ, который занимался дооборудованием для этой цели серийной подводной лодки пр. 611, причем вместо эсминца для отработки устройств перегрузки боезапаса выделили транспорт вспомогательного флота «Хопер». Этим заводом в следующем году на транспорте был установлен и сдан в эксплуатацию специальный, снабженный следящей за волной системой кран, изготовленный на Хабаровском машиностроительном заводе. Все работы по созданию этого оригинального и сложного механизма курировал ведущий конструктор ЦКБ-16 В.М. Ланговой.

Для отработки же конструкции минно-сбрасывающего устройства на ССЗ № 402 по чертежам бюро был изготовлен специальный натурный наземный стенд, правда, с опозданием от графика более чем на полгода. На нем в течение 1965 г. межведомственная комиссия, в состав которой входили и разработчики МСУ (начальник отдела ЦКБ-16 Н.П. Седунов и ведущий конструктор В.Г. Марков), провела обширные испытания, отсняв на пленку процесс выхода из трубы МСУ мин всех типов, предусмотренных спецификацией. Итоговый акт комиссии подтверждал полную работоспособность устройства и давал основание рекомендовать его установку на подводный минзаг.

В 1965 г. в Северодвинске начали обрабатывать металл и изготавливать корпусные конструкции ПЛА пр.664. Но в мае того же года завод №402 прекратил все работы по постройке лодки и обратился к руководству МСП с предложением передать заказ на нее одному из ленинградских ССЗ, обещая взамен построить две стратегические ПЛА пр.667А.
И хотя к этому времени данный завод уже выполнил на ПЛА пр. 664 (заводской заказ № 305) сварочные работы по формированию 600 т корпусных конструкций и обработал еще около 400 т металла, в июне произошло расторжение договора с поставщиками комплектующего оборудования и материалов для нее, а также с бюро-проектантом.
Тем не менее, в ЦКБ-16 в течение всего 1965 года продолжалась разработка технической и эксплуатационной документации. Она была полностью завершена в первой половине 1966 г., но в соответствии с совместным решением командования ВМФ и руководства МСП от 11 ноября 1966 г. работы по созданию большой транспортно-десантной ПЛА проекта 664 полностью прекратили. Это решение объяснялось необходимостью освободить производственные мощности для постройки подводных лодок с баллистическими ракетами.
В запасниках Центрального военно-морского музей (ЦВММ) хранилась модель уникального проекта 664 атомной транспортной подводной лодки — минного заградителя. Данный подводный корабль не был построен, но сама идея строительства таких подводных лодок и конструктивные особенности до сих пор представляют определенный интерес у специалистов и любителей военно-морской техники.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
(технический проект, 1962 г.)

Проектант ЦПБ «Волна»
Гл. конструктор Н.А. Киселев
разработки начато строительство на СМП, работы прекращены в 1967 г.
Нормальное водоизмещение (с топливом в перегруз), м3 10600(11600)
Длина наибольшая, м 141
Ширина наибольшая, м 14,2
Средняя осадка (с топливом в перегруз), м 10,1(ок.11,0)
Запас плавучести, % 26
Энергетическая установка:
— тип атомная
ППУ, число х тип ЯР 2 х ВВР типа ВМ-4
ПТУ:
— тип ГТЗА
— число х номин. мощность
ГТЗА, л.с. 2 х 15000
— число х мощность АТГ, кВТ 2 х 3000
— число гребных валов 2
Резервные источники энергии
и средства движения:
— число ДГ 2
— число групп АБ 2
— число и
тип РСД 2 ГЭД на линии вала
Скорость хода, уз.:
— полная подводная 18
— при ходе под РСД 5,0
Архит.-констр. тип двухкорпусн.
Глубина погружения, м 300
Автономность, сут.:
— для экипажа 80
— для войск 5
— для раненых 30
Экипаж, чел. 79

ВООРУЖЕНИЕ

Торпедное:
— число х калибр ТА, мм 6 х 533
— общее число торпед 18
Минное:
— число и тип МСУ 2 горизонтальные прочные минные трубы с кормовым выходом мин
— число (длина, м) мин
в минных трубах, ед.: 36(ок.4)
— число (длина, м) мин*
в груз. отсеках, ед.: 126(ок.4)
— тип мин ПЛТ-6 и др.
Радиоэлектронное:
— предусмотрено по типу, принятому на АПЛ 1-ого поколения
Транспортируемый десант и грузы (принимается один из вариантов загрузки ПЛ):
— подразделения сухопутных войск
с носимым оружием, чел. 500
или- раненые с
обслуживающим
персоналом, чел. 330
или
— боеприпасы для войск, т 590
или
— крылатые ракеты, ед. 20
или
— торпеды клб. 533 мм, ед. 80
Грузы, принимаемые в каждом варианте загрузки ПЛ:
— дизельное топливо, т 1000
— смазочное масло, т 60
— пресная вода, т 75
— продовольствие с тарой, т 30

ВТС «БАСТИОН», 25.04.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
Гусев А. Подводные лодки специального назначения. СПб.: «Галерея Принт», 2002. С. 77-82
Ильин В., Колесников А. Большая транспортная ПЛА проекта 664. // Техника и Вооружение. 2000. №5-6. С.77-78.
Жарков В. Тюрин Б. Большая транспортная ПЛА-минзаг проекта 664. // Морской сборник. 1995. №7. С.66-69.
Ильин В., Колесников А. Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник. М.: Астрель, 2002. С.274-275.
Широкорад А.Б. Советские подводные лодки послевоенной постройки М.: Арсенал-Пресс, 1997. С. 118-121.
http://otvaga2004.ru

МОДЕЛЬ АТОМНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ — МИННОГО ЗАГРАДИТЕЛЯ ПРОЕКТА 664
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap