ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




КРЕЙСЕРСКАЯ АТОМНАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 661 «АНЧАР»

CRUISING NUCLEAR MISSILE SUBMARINE OF THE PROJECT 661 «ANCHAR»

25.07.2008
НА «СЕВМАШЕ» ПОХОРОНИЛИ «ЗОЛОТУЮ РЫБКУ»


На «Севмаше» на утилизацию проводили атомную подводную лодку К-162, передает корреспондент ИА «Росбалт-Север».
Утилизацией лодки, сошедшей в свое время со стапелей «Севмаша», будут заниматься специалисты судоремонтного завода «Звездочка». Как отметил генеральный директор «Севмаша» Николай Калистратов, рекорд лодки «Золотая рыбка» до сих пор не побит, в том числе американцами, которые пытались создать подобные проекты.
АПЛ К-162 («Анчар», в классификации HАТО PAPA) была заложена 28 декабря 1963 года в Северодвинске и принята в эксплуатацию 31 декабря 1969 года. Свое второе название «Золотая рыбка» лодка получила за то, что ее корпус был изготовлен из титанового сплава. Hа АПЛ была установлена скорость в 44,7 узла (более 80 км/ч), что и до настоящего времени является абсолютным мировым рекордом для подводных лодок.
По мнению специалистов, крупным тактическим недостатком проекта, затруднявшим эффективное применение подводного крейсера по основным целям — авианосцам являлось то, что весь ракетный боекомплект мог быть выпущен в двух залпах, интервал между которыми составлял три минуты.
В марте 1989 года «Золотая рыбка» была выведена из боевого состава ВМФ и с тех пор простаивала у причала СМП с невыгруженной активной зоной.
Первоначально предполагалось, что после постройки головной субмарины последует закладка еще 10 серийных кораблей. Однако в дальнейшем от этого отказались: флот не удовлетворяла высокая подводная шумность, а также ряд тактических недостатков ракетного оружия. К тому же уже было развернуто серийное строительство более дешевых и малошумных подводных лодок 670 проекта.
Росбалт

02.03.2010
НА СЕВЕРОДВИНСКОЙ «ЗВЕЗДОЧКЕ» УТИЛИЗИРУЕТСЯ УНИКАЛЬНАЯ ТИТАНОВАЯ АПЛ
Специалисты северодвинского Центра судоремонта «Звездочка» приступили к утилизации уникальной атомной подводной лодки К-222 («Анчар»), прозванной «Золотая рыбка».
«Работы ведутся в рамках гособоронзаказа. Операция по утилизации АПЛ уникальна, как и сама лодка, так как резка идет без выгрузки топлива», — сообщил «Интерфаксу» источник в администрации Северодвинска.
Он подчеркнул, что «при организации работ учитываются все необходимые меры безопасности».
Собеседник агентства при этом не стал объяснять причины, по которым было принято решение утилизировать АПЛ до решения Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) о результатах тендера по выбору международного консультанта по проекту выгрузки отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов АПЛ.
Ранее в ЕБРР «Интерфаксу» сообщили, что заказчиком этого проекта является Федеральный центр по ядерной и радиационной безопасности. Финансирование проекта осуществляется из фонда экологической поддержки «Северное измерение». Сам же контракт касается двух проектов — выгрузки ОЯТ из единственной российской титановой подлодки и утилизации плавтехбазы «Лепсе», базирующейся в Мурманске.
Первая титановая атомная подводная лодка К-222 находится у причала Центра судоремонта «Звездочка». По оценке специалистов, это опытная высокоскоростная АПЛ — уникальная субмарина, до сих пор не имеющая аналогов в мировом кораблестроении.
В 1989 году подлодка была исключена из состава ВМФ, в 1999 году отбуксирована для утилизации на «Севмаш». Однако уникальность проекта не позволила применить традиционные технологии разделки субмарин. На протяжении почти десяти лет гражданский экипаж предприятия обеспечивал живучесть корабля, а затем выполнил перевод субмарины в ЦС «Звездочка».
АПЛ К-222 была заложена 28 декабря 1963 года в Северодвинске и принята в эксплуатацию 31 декабря 1969 года.
В 1971 году на ней была установлена скорость в 44,7 узла, что и до настоящего времени является абсолютным мировым рекордом для подводных лодок.
Носовая часть подводной лодки его состоит из двух цилиндров диаметром 5,5 м каждый. Расположены они друг над другом так, что в сечении представляют «восьмерку». Верхний цилиндр — первый отсек, а нижний — второй. Начиная с четвертого отсека, к которому примыкает восьмерка, уже идет корпус цилиндрической формы диаметром 9 м. Всего отсеков — девять.
Первоначально предполагалось, что после постройки головной субмарины последует закладка еще 10 серийных кораблей. Однако в дальнейшем от этого отказались. Это объясняется значительными технологическими трудностями, длительностью строительства столь уникального корабля. Не удовлетворяла флот и высокая подводная шумность, а также ряд тактических недостатков ракетного оружия. К тому же уже было развернуто серийное строительство более дешевых и малошумных подводных лодок 670 проекта.
Интерфакс.

УТИЛИЗАЦИЯ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 661

03.04.2015

В последних числах марта специалисты и рабочие «Звездочки» завершили выгрузку отработавшего ядерного топлива и герметизацию реакторов АПЛ «К-162» – знаменитой и именитой «Золотой рыбки». В перечне атомоходов, утилизированных на ягринской верфи, этот корабль занимает особое место.
На судоремонтном заводе «Звёздочка» (г. Северодвинск) завершена выгрузка ОЯТ из утилизируемой титановой АПЛ К-162 проекта 661. Контракт на операцию по извлечению ОЯТ между заказчиком (АО
«ФЦЯРБ») и исполнителем («ЦС «Звездочка») был подписан в 2013 году. Реактор левого борта был выгружен к 1 декабря 2014 года, а 18 марта 2015 года завершилась выгрузка ОЯТ и из второго реактора «Золотой рыбки». Уникальность выгрузки заключалось в том, что реакторная установка этой АПЛ исполнена, в единственном экземпляре, также как и оборудование, предназначенное под выгрузку ОЯТ. После первой перезарядки в 1984 году прошло очень много времени. В июле 2009 года с соблюдением всех военно-морских традиций уникальную субмарину передали Центру судоремонта «Звездочка». «К-162» встала к своему последнему причалу. Непосредственно операцию по буксировке реакторного блока планируется осуществить в навигацию 2015 года.

УТИЛИЗАЦИЯ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 661

20.06.2015

На Блоге пресс-службы Центра судоремонта «Звездочка» опубликована фотография как трёхотсечник легендарной подлодки К-222 (проект «Анчар»), в народе прозванной «Золотой рыбкой», уходит в пункт долговременного хранения. На помним, что атомная подводная лодка проекта 661 стала самой скоростной подводной лодкой в мине. Во время испытаний она развила скорость хода более 44 узлов под водой. АПЛ этого проекта было построена в единственном экземпляре, и теперь, в связи с ее утилизацией таких уникальных титановых кораблей больше не осталось. Данные корабли должны были бороться с американским авианосцами, КУГами и конвоями потенциального противника, для этого на АПЛ было установлено 10 противокорабельных крылатых ракет «Аметист» с подводным стартом. ВТС «БАСТИОН»

06.07.2015
Российский подводный флот не имеет нужды в скоростных кораблях, выполненных из титанового сплава, таких как экспериментальная советская субмарина проекта 661 «Анчар», прозванная «Золотой рыбкой». Об этом в ходе Международного военно-морского салона в Петербурге заявил заместитель главкома ВМФ Виктор Барсук, передает «Интерфакс».
Заявление прозвучало в ответ на слова генерального директора концерна НПО «Аврора» Константина Шилова о том, что у оборонной промышленности есть возможность, основываясь на новых технологиях, создать подлодку, подобную «Золотой рыбке».
В марте 2015 года в судоремонтном центре «Звездочка» закончились уникальная в своем роде операция по выгрузке отработавшего ядерного топлива и герметизации подлодки К-222 «Золотая рыбка». Lenta.ru


СКОРОСТНОЙ ПОДВОДНЫЙ РАКЕТОНОСЕЦ «АНЧАР»

В 1958 году между проектными организациями судостроительной промышленности был проведен конкурс на разработку предэскизных проектов атомных подводных лодок различного назначения, включая и проект 669 большой торпедной подводной лодки. Она как раз и предназначалась для действия против крупных кораблей, авианосных соединений и ракетоносцев противника на удаленных океанских коммуникациях.
Тактико-техническое задание предусматривало следующие основные элементы корабля: торпедное вооружение из 8-10 торпедных аппаратов (ТА) калибром 533 или 650 мм с боезапасом не менее 20 торпед и четыре ТА калибром 400 мм с боезапасом 12-16 торпед; скорость полного подводного хода — 27-30 узлов; глубина погружения — 400 м; автономность — 75 суток.
На конкурс бюро-проектанты представлены следующие предэскизные проработки: два варианта ЦКБ-16; шести вариантов ЦКБ-18, из них проект С-669 в трех вариантах, М-669 в двух вариантах и В-669 в одном варианте; один вариант СКБ-143. Все варианты подводных лодок, выполненные ЦКБ-16 и ЦКБ-18 были двухвальными, а вариант СКБ-143 — одновальным. В различных вариантах проработок были получены данные: водоизмещение на ПЛ рассматривалось в диапазоне от 3100 м3 до 4200 м3; скорость полного подводного хода — от 27 до 32 узлов; мощность атомной энергетической установки в 35000-50000 л.с.
Несмотря на задание разработать «чисто» торпедную АПЛ в некоторых вариантах наряду с торпедным вооружением предусматривалось размещение ракетного вооружения, в том числе в отличие от АПЛ проекта 659 и 675 с подводным стартом ракет. Например, в варианте III проекта С-669 было предусмотрено размещение четырех ракет «Аметист», а в варианте I проекта М-669 предусматривалось размещение 2 ракет комплекса П-6 или 4 ракет «Аметист».
В процессе конкурсного проектирования бюро был предложен ряд новых технических решений, однако в связи с развертыванием работ по проекту 661 опытной АПЛ с характеристиками, значительно превосходящими заданные для лодок проекта 669, дальнейшие работы по проекту 669 не проводились и были прекращены.
28 августа 1958 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, энергетических установок новых типов и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». Подводная лодка получила шифр проекта «661», она предназначалась для борьбы с авианосно — ударными соединениями.
Головными исполнителями работ по проектированию, постройке и отработке опытной подводной лодки проекта 661 стали ЦКБ-16 и завод № 402 Госкомитета по судостроению. Главным конструктором корабля стал начальник бюро Н.Н.Исанин, а его заместителями В.В.Борисов, Н.Ф.Шульженко, П.И.Семенов, В.А.Положенцев и А.П.Антонович. Позднее заместителем главного конструктора был назначен Е.С.Корсуков. Главными наблюдающими от ГУК ВМФ были Ю.Г.Ильинский и В.Н.Марков. Руководителями группы технической помощи бюро на заводе-строителе были Ф.Г.Дергачев и Б.Е.Пукшанский.
Постановление обязывало в ближайшие 5-6 лет выполнить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на решение массы актуальнейших задач, в том числе на создание: атомных энергетических установок новых типов небольших размеров с уменьшенной в 1,5 — 2 раза суммарной удельной массой, позволяющих вдвое увеличить скорости подводного хода; новых материалов, позволяющих увеличить в 1,5 раза глубину погружения подводных лодок; новых комплексов оружия — малогабаритных и дальнобойных, с возможным стартом из-под воды, баллистических и крылатых ракет, а также дальноходных торпед; гидроакустической и навигационной аппаратуры, приборов и автоматики, обеспечивающих возможность управления и боевого использования АПЛ новых типов на полных скоростях; технических средств позволяющих значительно улучшить условия обитаемости личного состава АПЛ, влияющие на автономность подводных лодок и уровень боеспособности экипажей и т. д.
Для решения поставленных правительством задач привлекались: по энергетической установке — Институт атомной энергии Академии наук СССР (научный руководитель академик А.П.Александров) и НИИ-8 (гл. конструктор Н.А.Доллежаль); по гидродинамике, прочности и защите — ЦНИИ-45 (директор В.И.Першин); по созданию металлических материалов и их сварки — ЦНИИ-48 (руководитель работ Г.И.Капырин); по бесконтактной системе автоматического управления, регулирования и защиты реакторной установки — МНИИ-1 (гл. конструктор Е.К.Беляков); по гид¬роакустическому вооружению — НИИ-3 (гл. конструктор Н.Н.Свиридов); по навигационному оборудованию — НИИ-303 (гл. конструктор В.И. Маслевский); по системе стабилизации по глубине и автоматического управления движением подводной лодки — НИИ-49 (главный конструктор В.Ф.Печурин). К выполнению задания привлекались и заводы: Ижорский, Кировский, Балтийский, «Электросила», Мос¬ковский электролизный, Харьковский электро¬механический и многие другие.
ЦКБ-16 было приказано до конца 1958 года выдать основные технические задания контрагентам и принять меры по обеспечению техническими заданиями исполнителей, выполняющих работы по заказам учреждений ВМФ, а если не представляется возможным, выдать предварительные технические задания, предусматривающие уменьшение массогабаритных характеристик создаваемого оборудования с одновременным улучшением его тактико-технических характеристик. Запрещалось использовать что-либо из существующего – на корабле все должно быть вновь разработанным.

В начале проектных работ выявилось большое число сложных научных и технических проблем. К числу принципиальных вопросов относились: количественный состав и тип основного ракетного оружия, архитектурный тип корабля (состав и тип главной энергетической установки, число гребных валов, запас плавучести и связанная с ним конструктивная схема корабля), материал корпуса (высокопрочная сталь или алюминиевый или титановый сплавы). Поиск оптимального варианта велся широким фронтом. Прорисовывались, вчерне обсчитывались и рассматривались самые различные варианты, различавшиеся составом оружия, материалом корпуса, составом энергетической установки и т. д.
Предэскизный проект 661 был проработан ЦКБ-16 в 18 вариантах и представлен на рассмотрение и утверждение ВМФ и Госкомитету по судостроению в 14 вариантах в июле 1959 года. Представленные варианты корабля отличались архитектурой корпуса и его материалом, типом и составом энергетических установок и составом оружия.
Для рассмотрения представленных проработок было организовано несколько экспертных комиссий: по кораблестроительной части, энергетической установке, электротехнической части, по материалам и т. д. В ходе рассмотрения предэскизного проекта серьезно обсуждался вопрос о целесообразности применения в качестве материала корпуса титановых сплавов. Создание конструкционного титанового сплава и его производство в необходимых количествах и необходимом ассортименте проката из него находилось в зачаточном состоянии. Однако, учитывая большую перспективность титановых сплавов: их антикоррозионность и немагнитность, относительно малый удельный вес, позволяющий уменьшить водоизмещение корабля, было принято решение создавать проект 661 из титанового сплава.
После рассмотрения предэскизного проекта 661 выяснилось, что по водоизмещению только один вариант соответствовал требованиям постановления, но при этом из-за недостаточной мощности энер¬гетической установки заданная скорость не обеспечивалась. По нему подводная лодка была бы одновальной и имела уменьшенное количество контейнеров ракетного оружия, что, по мнению ЦКБ-16, являлось совершенно неприемлемым. В остальных вариантах достичь близкого к заданному значению водоизмещения можно было только за счет снижения требований тактико-технического задания, выданного флотом, в части надежности и боевой эффективности. Более того, для успешного решения задачи борьбы с авианосцами проектировщики предложили увеличить число крылатых ракет с восьми до десяти -двенадцати, указывая что водоизмеще¬ние при этом возрастет незначительно.
В качестве основного оружия на этой стадии проектирования рассматривались два комплекса: стартующие из надводного положения самолеты-снаряды (гл. конструктор Г.М.Бериев) и крылатые ракеты со стартом из-под воды (генеральный конструктор В.Н.Челомей). Вопрос был решен в пользу последнего.
Учитывая особенности проекта и его стоимость, рассмотрение продолжалось 6 месяцев. Только в январе 1960 года Главнокомандующий ВМФ С.Г.Горшков и председатель Госкомитета Совета Министров СССР по судостроению Б.Е.Бутома представили в Правительство предложения Бюро по тактико-техническим элементам подводной лодки. Предложения были приняты к рассмотрению и 9 апреля утверждены специальным постановлением.
26 января 1960 г. тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование подводной лодки было утверждено Министром Обороны СССР. Согласно ТТЗ подводная лодка проекта 661 предназначалась для уничтожения крылатыми ракетами авианосцев и быстроходных кораблей из состава авианосно-ударных соединений противника, а так же проверки основных тактико-технических характеристик, установленных на подводной лодке, новых образцов вооружения и техники, а также проверки работоспособности новых материалов корпуса, устройств, систем и механизмов.
ЦКБ-16 пришлось разрабатывать несколько вариантов корабля, отличающихся архитектурой прочного и легкого корпусов , а также, частично, составом энергетической установки. В мае 1960 года эскизный проект в пяти вариантах был представлен в Москву. На этот раз рассмотрение материалов прошло оперативно и 6 июля эскизный проект был утвержден. Технический проект предлагалось разрабатывать на базе рекомендованного Бюро первого варианта.
Работы по техническому проекту 661 были начаты ЦКБ-16 в марте – апреле, еще до окончания эскизного проекта. Параллельно в ЦНИИ-45 и ЦАГИ испытывались модели, в том числе самоходные, исследовались различные способы снижения шумности ПЛ и выполнялась масса других исследований, результаты которых незамедлительно использовались в проектных работах. Параллельно над созданием оборудования корабля работали предприятия – контрагенты, уточнялись массогабаритные и энергетические характеристики создаваемого оборудования и вооружения, создавались стенды и переоборудовались корабли для испытаний средств вооружения, корпусных конструкций и энергетики.
В разработке технического проекта участвовало 133 научно-исследовательских института, проектно-конструкторских бюро и завода. Ход выполнения этих работ неоднократно был предметом обсуждения в Правительственных учреждениях, но, несмотря на это, сроки выполнения поставок систематически срывались. Однако в декабре 1960 г. Бюро представило в Москву на рассмотрение и утверждение технический проект.
Подводная лодка проекта 661 водоизмещением ок. 5200 м3 с глубиной погружения 400 м и длительной скоростью подводного хода ок.40 узлов, должна была стать первым ко¬раблем второго поколения, по сравнению с предшественниками имела увеличенную в несколько раз мощность главной энергетической установки, значительно больший объем автоматизации и дистанционного управления, новое оружие из ракет П-70 комплекса «Аметист», но¬вые гидроакустический и навигационный комп¬лексы, переменный ток бортовой сети, давление 400 кгс/см2 в системе ВВД и 150 кгс/см2 в системе гидравлики.
Энергетическая установка корабля состояла из двух атомных реакторов типа В-5, двух главных турбозубчатых агрегатов типа 618 мощностью 40000 л.с., двух турбогенераторов ОК-3, двух групп аккумуляторных серебряноцинковых батарей. Натурный металлический макет реакторного отсека изготавливался на Ижорском заводе, там же проводились испы¬тания опытного образца паропроизводительной установки (реактор с имитированной активной зоной, приводы системы управления и защиты, парогенераторы, главные и вспомогательные насосы первого контура).
В ЦНИИ «Морфизприбор» был выполнен ряд НИР, результаты которых установили четкую взаи¬мосвязь между площадью антенны и дальностью действия шумопеленгатора. Была показана целесообразность и эффективность размещения крупногабаритной гидроакустической антенны в носовой, самой малошумной, части ПЛ. Таким образом, была накоплена необходимая «критическая масса» для осуществления прорыва в вопросе повышения дальности шумопеленгования. Все эти принципиально новые подходы были реализованы при создании в НИИ-3 (ЦНИИ «Морфизприбор») в 1960 — 1965 годы ГАК МГК-300 «Рубин» (гл. конструктор Н.Н.Свиридов, руководитель разработки тракта ШП АМ.Дымшиц) для новых АПЛ прежде всего для ПЛ проекта 661.
ЦКБ-16 (гл. конструктор Н.Н.Исанин) сумели разместить в носовой оконечности ПЛ гидроакустическую антенну с беспрецедентно большими по тем временам размерами. Результаты испытаний опытного образца и эксплуатации серийных образцов ГАК «Рубин» подтвердили возможность уверенного обнаружения морских целей, прежде всего авианосных ударных групп, в дальних зонах акустической освещенности, т. е. на расстояниях до нескольких сотен километров. Этот показатель был выше, чем у американского ГАК AN/BQQ-2 тех же лет разработки.
В НИИ-3 для лодки проекта 661 была создана первая отечественная гидроакустическая станция обнаружения якорных мин «Радиан-1». Она, как и гидроакустический комплекс «Рубин», впоследствии использовалась на многих проектах атомных подводных лодок II поколения. Аналогичная «Радиану-1» станция обнаружения якорных мин и навигационных препятствий была создана в США только в 1975 году.
Кроме того, на ПЛ установили навигационный комплекс «Сигма-661», радиолокационную станцию РЛК-101, систему госопознования «Нихром», автоматизированные системы управления кораблем «Шпат», «Турмалин» и «Сигнал», перископ ПЗНС-9.
Создание новых образцов в ряде случаев потребовало, кроме проверок на испытательных стендах, отработки и испытаний в реальных морских и океанических условиях будущего использования. С этой целью Военно-Морской Флот выделил подводные лодки, которые прошли переоборудование по проектам ЦКБ-16: во Владивостоке на «Дальзаводе» лодка проекта 611 под проект 611РУ для испытаний гидроакустического комплекса «Рубин»; в Мурманске на СРЗ-35 — лодка проекта ПВ611 под проект 611 РА для испытаний гидроакустической станции миноискания «Радиан-1».
Для проведения корабельных испытаний на атомной подводной лодке К-3 (зав. №254) проекта 627 были установлены опытные образцы аппаратуры автоматического управления движением под¬водной лодки «Шпат» и «Турмалин», а головной образец навигационного комплекса «Сигма» (разработчик НИИ-303) установили, для проведения корабельных испытаний, на атомной подводной лодке К-181 (зав. №287) проекта 627А. В программу этих испытаний входил и поход лодки в район Северного полюса.


Торпедное вооружение состояла из четырех 533-мм носовых торпедных аппаратов, устройства быстрого заряжания УСТА-661, системы управления торпедными аппаратами, боезапаса в 12 торпед, системы управления торпедной стрельбой «Ладога-П-611» (гл. конструктор Т.Н.Шереметьев), разработанную в НИИ-49 совместно с СКБ-209 заводом им. А.А.Кулакова. Последняя использовалась для выдачи целеуказания ракетному комплексу.
С целью повышения безопасности эксплуатации ракетного оружия руководство ВМФ стремилось создать противокорабельную крылатую ракету с двигателем на твердом топливе (РДТТ), что давало возможность реализовать и подводный старт.
Разработка ракетного комплекса «Аметист» с твердотопливной КР 4К66 для вооружения скоростной атомной подводной лодоки проекта 661 началась в ОКБ–52 (генеральный конструктор В.Н.Челомей) с июля 1958 г. 1 апреля 1959 года вышло постановление правительства о разработке первой в мире противокорабельной крылатой ракеты с подводным стартом «Аметист». В состав основных разработчиков вошли: по ракете — ОКБ-52, по пусковой установке — ЦКБ-34 (гл. конструктор Б.Г.Бочков), по системе управления — НИИ-49 (гл. конструкторы Б.А.Митрофанов и С.Т.Зайцев), по маршевому РДТТ – КБ-2 (гл. конструктор И.И.Картуков).
При разработке комплекса «Аметист» впервые создавались конструкции герметичного корпуса ракеты без эксплуатационных люков, герметичных соединений отсеков, гермовводов кабелей, трубопроводов и механизмов консолей крыльев для их складывания и автоматического раскрытия на подводном участке движения. Была решена проблема «мокрого» способа старта ракеты из герметичных контейнеров, заполняемых водой перед стартом.
Ракета имела радиолокационную головку самонаведения (РЛ ГСН), в которой использовался принцип избирательного поражения главных целей из состава соединений надводных кораблей. Наведение ракеты на надводную цель осуществлялось автономно по принципу «выстрелил и забыл»..
При создании КР «Аметист» пришлось решить много проблем, связанных с динамикой движения ракеты под водой, а также переходом из водной среды в воздушную. Разработку неподвижного ПСА и подвижного стендов – ПЛ проекта 613А для испытания ракет «Аметист» производило ЦКБ–16 (гл. конструктор А.П.Антонович, зам. гл. конструктора Е.С.Корсуков). Пусковые установки для испытаний СМ-101, СМ-107 и размещения ракет на подводных лодках СМ-97 разрабатывались в ЦКБ–34 (гл. конструктор Б.Г.Бочков), изготовлялись заводом «Большевик» и Ленинградским металлическим заводом.
Испытания ракеты «Аметист» с подвижного стенда – подводной лодки проекта 613А (переоборудована на Николаевском заводе №444) проводились с ноября 1962 г. по сентябрь 1967 г. на морском полигоне под Феодосией. Для проведения испытаний лодка проекта 613А была дооборудована по проекту 613АД, всего было произведено 39 пусков ракет. Ракетный комплекс «Аметист» принят на вооружение подводных лодок ВМФ в 1968 году.
Этот комплекс с подводным стартом противокорабельных крылатых ракет стал первым в мире. На испытаниях максимальная дальность стрельбы составила 70 км.
Наряду с достоинствами ракета «Аметист» имела и ряд недостатков, это были малая дальность стрельбы, недостаточные помехозащищенность, кроме того, пуск ракеты производился только с погруженной подводной лодки. Это во многом повлияло на то, что комплекс «Аметист» поступил на вооружение только подводных лодок проектов 661 и 670.
Конструктивно подводная лодка проекта 661 была двухкорпусной. Легкий корпус на большей части длины имел форму тела вращения с полусферической носовой оконечностью. Только кормовая оконечность была выполнена несколько эллипсообразной с переходом на раздвоенные т. н. «штаны», заканчивавшиеся гребными винтами.
Прочный корпус корабля прочными был разделен на 9 отсеков. В носовой части имел оригинальную конструкцию, что было вызвано необходимостью размещения вне прочного корпуса контейнеров для крылатых ракет «Аметист». Контейнеры установили стационарно, по пять с правого и левого бортов прочного корпуса, наклонив их на 32,5о от вертикали. В районе установки контейнеров прочный корпус был выполнен в виде «восьмерки» высотой 9 м. При этом роль переборки между 1 и 2-м отсеками выполняла горизонтальная платформа между верхним и нижним цилиндрами. В верхнем цилиндре – 1 отсеке – торпедном, на верхней палубе разместили 4 торпедных аппарата, стеллажи с запасными торпедами и все необходимые цистерны; на нижней палубе – пост с аппаратурой управления стрельбой крылатыми ракетами, медблок, гальюн, выгородку с агрегатами системы вентиляции и кондиционирования воздуха и т. д. В нижнем цилиндре – 2 отсеке – на верхней палубе разместили аппаратуру гидроакустического комплекса, под ней, в трюме – одну группу серебряно-цинковой аккумуляторной батареи и трюмный пост.
Третий отсек конструктивно представлял собой такую же «восьмерку», но горизонтальная платформа не была герметичной. По назначению это был жилой и аккумуляторный отсек. Четвертый отсек имел форму цилиндра внутренним диаметром 9 м, в нем размещался главный командный пункт, пост управления пароэнергетической установкой, рубки радиосвязи и радиоразведки, штурманская выгородка и гиропост с агрегатной, а также жилые помещения. Пятый отсек – реакторный или отсек ППУ (паропроизводящей установки). Шестой отсек – турбинный или отсек ПТУ. Седьмой отсек – турбогенераторный. Восьмой отсек – вспомогательных механизмов и оборудования. Здесь были размещены обратимые преобразователи с электрощитами, главные холодильные машины, электрокомпрессора. Девятый отсек – отсек рулевых приводов, в котором кроме приводов больших и малых кормовых горизонтальных (БКГР и МКГР) и вертикальных рулей, размещались кормовые дифферентные цистерны и кормовой трюмный пост.
К 1961 году учеными ЦНИИ-48 был создан свариваемый титановый сплав 48-ОТ3 с пределом текучести не менее 60 кГс/мм2, разработаны технологии изготовления на металлургических заводах крупногабаритных листов толщиной от 5 до 60 мм, профилей, поковок, фасонных отливок, а также отработана совместно со специалистами ЦНИИ-138 технология ручной, полуавтоматической и автоматической сварки сплава. С целью проверки работоспособности конструкций из титанового сплава в ЦНИИ-45 был проведен комплекс экспериментально-теоретических исследований, включающий испытания опытных полунатурных отсеков СМТ60-1 и ДМТ60-2.
Для решения проблемных вопросов, возникающих в процессе создания нового материала и технологических средств Приказом пред¬седателя Госкомитета по судостроению Б.Е.Бутомы был создан совет директоров, предсе¬дателем которого стал главный конструктор ЦКБ-16 Н.Н.Исанин; членами совета были: директор ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова В.И.Першин (затем — А.И.Вознесенский), директор ЦНИИ-48 Г.И.Капырин, директор ЦНИИ-138 В.В.Мещеряков, замдиректора ЦНИИ-138 М.В.Орлов, главный инженер завода № 402 В.И.Вашанцев. Заседания совета директоров проходили с участием начальников ЦНИИ ВК Л.А.Коршунова. Первое заседание совета директоров состоялось 1 декабря 1960 года, а последнее, двадцать второе, — 14 января 1970 года на подводной лодке проекта 661 после ее сдачи в опытную эксплуатацию. Совет директоров сыграл значительную роль в ускорении решений по кардинальным техническим вопросам, связанным со строительством подводной лодки проекта 661.
Технический проект 661 был утвержден в 1961 году, в 1962 году ЦКБ-16 завершило выпуск рабочих чертежей. В конце 1963 года Н.Н.Исанин получил назначение на должносгь начальника СКБ-143 и с этого времени до 1965 года обязанности главного конструктора проекта 661 он исполнял по совместительству; затем на должности глав¬ного конструктора проекта его сменил новый начальник ЦКБ-16 Н.Ф.Шульженко.
Строительство опытного корабля было поручено заводу № 402 (Директор Е.П.Егоров, гл. строитель П.В.Гололобов, ответственный сдатчик К.М.Палкин, зам. Гл. конструктора на заводе был П.М.Гром) в г. Северодвинске. Завод начал подготовку к строительству еще в 1959 г. с обучения рабочих и организации опытного участка в цехе № 42 по освоению технологии сварки корпусных деталей из титанового сплава, а также подготовки литейного и кузнечного цехов для изготовления отливок и поковок из титановых сплавов.
Официальную закладку подводной лодки К-162 (зав. № 501, командир Ю.Ф.Голубков) проекта 661 состоялась 28 декабря 1963 года на стапеле цеха № 42. Однако строительство корабля продвигалось очень тяжело. Поставщики оборудования постоянно отодвигали сроки поставок, в недостаточном объеме поступал металл, к тому же изготовление деталей из него сопровождалось трудоемкими технологическими операциями с механической обработкой кромок. Из-за постоянных срывов поставок оборудования техническая готовность строящегося корабля на 1 января 1966 года составляет 46%.
Только 14 декабря 1968 года ПЛ была выведена из цеха, а 21 декабря состоялся ее спуск на воду. Готовность корабля была такова, что 26 декабря корабль был предъявлен на швартовные испытания. В их период, несмотря на произведенный перед выводом из цеха 100%-ный люминесцентный контроль обшивки, была выявлена негерметичность десяти цистерн главного балласта, в результате чего возник даже крен корабля. Пришлось ставить корабль в док и заменять остальную часть обшивки. Только к самому концу года удалось начать заводские ходовые испытания.
Вопреки давней флотской традиции, в понедельник, да к тому же 13-го декабря 1969 года корабль К-162 (командир Ю.Ф.Голубков) «вытолкнули» в море, на заводские ходовые испытания. Старшим на борту был командир бригады строящихся кораблей капитан 1 ранга В.В.Горонцов. Председателем государственной комиссии по приемке был контр-адмиралом Ф.И.Маслов. 17-го декабря при проверки работы энергетической установки на полной мощности АПЛ достигла скорости по показаниям лага более 42 узлов, такого в мире еще не было.
Во время испытаний при движении на скоростях более 35 узлов столкнулись с неизвестным дотоле явлением – сильным гидродинамическим шумом, создаваемым турбулизацией потока при обтекании корпуса корабля, напоминающим гул реактивного самолета. Из-за громадных гидродинамических напоров при неоднократных циркуляциях на двенадцатичасовом режиме полного хода – на скорости 42 узла в пределах небольшого по размерам полигона – сорвало входную дверь в ограждение рубки, вырвало три лючка на носовой надстройке и обтекатель аварийного буя в корме, выломало несколько планок на входных решетках главных циркуляционных трасс, обломки которых создавали дополнительный шум в корме. Несмотря на эти явления государственные испытания были продолжены до 25 декабря, после чего АПЛ вернулась на завод для проведения ревизии и ликвидации повреждений.
По результатам доклада председателя госкомиссии Ф.И.Маслова и главного конструктора Н.Ф.Шульженко командованием ВМФ и руководством МСП было принято решение о прекращении испытаний и оформлении приемного акта с передачей корабля Флоту в опытную эксплуатацию на два года, последний был подписан 31 декабря 1969 г. в Северодвинске.
Опытная эксплуатация продолжалась с января 1970 года по декабрь 1971 года. За это время подводная лодка находилась в море 179 суток, прошла 39 083 мили, из них в подводном положении 31 410 миль, совершив 655 погружений на различные глубины. На заключительном этапе опытной эксплуатации, после межпоходового ремонта с доковым осмотром, проведенного заводом при участии личного состава, подводная лодка К-162 с 25 сентября по 4 декабря 1971 года совершила полностью автономный поход в тропические широты Атлантического океана. За 1681 ходовой час лодка прошла 20 718 миль, из них под водой 20 574 мили за 1661 час.
В ходе опытной эксплуатации подводная лодка показала высокие боевые и маневренные качества, способность перемещаться в короткие сроки на большие расстояния, действовать самостоятельно и в составе высокоманевренных быстроходных соединений однородного и разнородного составов, а также быстро уклоняться от противолодочных сил.


В период опытной эксплуатации при полном использовании паропроизводительности (при 100%-ной мощности ППУ) подводная лодка достигла на мерной миле скорости в подводном положении 44,7 узла, что до сих пор остается непревзойденным мировым рекордом.
После окончания опытной эксплуатации подводная лодка совер¬шила переход в Северодвинск для очередного среднего ремонта на Северном машино¬строительном предприятии, после которого в 1974 году вновь вернулась в состав Красно¬знаменного Северного флота. После выработки ресурса К-162 (тактический номер в 1978 году был изменен на К-222) перевели в 1988 году в резерв и законсервировали, а затем вывели из состава флота.
Еще во время строительства АПЛ К-162 в перспективных планах на шестидесятые годы предусматривалось строительство десяти серийных подводных лодок этого проекта, затем это количество было сокращено до трех — пяти. В десятилетнем плане строительства подводных лодок, принятом Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР 10 августа 1964 года, серийные подводные лодки проекта 661 не были предусмотрены совсем. Однако ЦКБ-16 выступило с предложением о включении в десятилетний план строительства серии этих подводных лодок.
В обоснование своего предложения Бюро выполнило предэскизную проработку двух вариантов серийной подводной лодки проекта 661 на базе рабочей документации и с учетом того, что изготовление вооружения, технических средств, оборудования, автоматизированных систем и приборной техники для подводных лодок проекта 661 уже было освоено промышленностью, а поставки налажены.
Первым вариантом (водоизмещение 4700 т) предусматривалась замена: комплекса ракетного оружия «Аметист» на комплекс П-120 с ракетами большей дальности полета; паропроизводительной установки В-5 на установку АКУ-80, создававшуюся на базе установки В-5; главных турбозубчатых агрегатов и турбогенераторов на совмещенные блочные агрегаты, скомпонованные из обеих установок.
Второй вариант (водоизмещение 5500 т) от первого отличался только заменой титана на сталь для изготовления прочного и легкого корпусов с целью уменьшения стоимости подводной лодки. Предложения по вариантам серийных АПЛ проекта 661 были направлены в Госкомитет в феврале 1965 года, но так и остались без ответа.
Во второй половине 1966 года ЦПБ «Волна» выполнило дополнительное исследовательское проектирование серийной подводной лодки проекта 661 в шести вариантах (три основные варианта и три дополнительные – отличались материалом корпуса), не изменяя общей принципиальной схемы и архитектуры и комплектации ее техническими средствами, а варьируя только тип и количество ракетного и торпедного оружия. На базе оборудования и технических средств, разработанных для опытной подводной лодки проекта 661, выполнены инициативные проработки серийных скоростных атомных подводных лодок: вариант 661А с ПКР П-120 «Малахит», вариант 661Б с ракетным комплексом Д-9 с МБР и вариант 661С с ракетами «Аметист».
Эта проработка была поддержана основными участниками создания подводной лодки: директором Севмашпредприятия Е.П.Егоровым, научным руководителем работ по энергетической установке академиком А.П.Александровым, главным конструктором ППУ академиком Н.А.Доллежалем, генеральный конструктор комплекса «Аметист» академиком В.Н.Челомеем, директором ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова А.И.Вознесенским, директором ЦНИИ «Морфизприбор» В.В.Громковским, директором ЦНИИ «Прометей» Г.И.Капыриным, директором ЦНИИ «Гранит» В.В.Павловым, директором ЦНИИ «Электроприбор» В.М.Грибовым. 25 января 1967 года докладная записка от имени ЦПБ «Волна» и перечисленных организаций была направлена министру судостроительной промышленности Б.Е.Бутоме и главнокомандующему ВМФ С.Г.Горшкову. По их указанию была создана экспертная комиссия, которая так и не пришла к единому мнению. Там были высказаны опасения, что включение в кораблестроительную программу модернизированных вариантов проекта 661 приведут к ее срыву и др.
Однако Минсудпром в январе 1968 года поручил СМП и ЦПБ «Волна» проработать вопрос возможности строительства серийных АПЛ по проекта 661А. В 1970 году, после передачи флоту опытной подводной лодки, был поднят вопрос о строительстве серии кораблей проекта 661М. Бюро подготовило три варианта проекта 661М: два с ракетами П-120 (в первом число ракет и торпед оставалось без изменения, во втором разместили 16 ПКР и боезапас торпед довели до 20) и один с 16 ПКР «Гранит» и ГАК «Скат». Водоизмещение корабля было в пределах 5316-6208 тонн, длина от 111 до 124 м. Однако в силу ряда тактических недостатков ракетного оружия, значительной подводной шумности, недостаточного ресурса основных механизмов и оборудования корабля, а также большой затяжки ее строительства по времени (в этот период на флот уже поступали серийные атомные подводные лодки II поколения других проектов) было решено не осуществлять серийное строительство атомных подводных лодок по проекту 661.
Предложенный ЦПБ «Волна» (бывшее ЦКБ-16) проект модификации для постройки, предусматривавший установку ракетного комплекса П-120 (с заменой в дальнейшем на комплекс «Гранит») не был востребован в связи с готовившимся переоборудованием под комплекс П-120 подводных лодок проекта 670 и намечавшимся проектированием подводной лодки проекта 949 с ракетным комплексом «Гранит».
Просто невозможно переоценить опыт и научно-технический задел, полученный специалистами научно-исследовательских институтов и проектных организаций различных отраслей промышленности и военно-морского флота в процессе создания опытной АПЛ проекта 661. Корабль проекта 661, проложивший дорогу атомным подводным лодкам 2-го и, отчасти, 3-го поколения, является знаменательным этапом в истории отечественного флота и подводного кораблестроения, свидетельством мастерства нашего народа, чьими руками и разумом был построен один из уникальных подводных кораблей двадцатого века
Государственное значение внедрения титановых сплавов в подводное кораблестроение на проектах 661 и 705 было отмечено Государственной премией СССР, которой в числе лауреатов был удостоен и В.В.Борисов – первый заместитель главного конструктора проекта 661.
Служба подлодки К-162 с перерывами на ремонт продолжалась до 1984 года, когда ее поставили на прикол. В 1978 году АПЛ переименовали в К-222, под этим номером она и окончила свою службу в ВМФ. В марте 1989 года «Золотую рыбку» исключили из боевого состава военно-морского флота, а через десять лет спустили флаг.
Далее несколько лет подводный корабль К-222 простоял у пирса в ожидании утилизации, которая началась в 2008 году. 23 июля 2008 года лодка переведена с ПО «Севмаш» к причалу центра судоремонта «Звёздочка» для дальнейшей утилизации. В начале 2010 года ЦС «Звёздочка» приступил к ее утилизации в рамках гособоронзаказа.


ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
• нормальное ………………… 5197 м3
• полное ……………………. 7000 м3
Длина наибольшая ……………… 106,9 м
Ширина наибольшая …………….. 11,5 м
Средняя осадка ……………….. 8,1 м
Энергетическая установка: Двухвальная, двухбортная.
• 2 водо-водяных реактора (номинальной тепловой мощностью 2х177,4 МВт)
• 2 ППУ — В-5Р (паропроизводительность 2 х 250 тонн пара в час).
• 2 турбозубчатых агрегата ГТЗА-618
• 2 автономных трёхфазных турбогенератора ОК-3 (380В 50Гц, мощностью 2 х 3000 кВт.)
• — Аккумуляторная батарея —
• Система управления ОКС — «Сигнал-661»
Предельная глубина погружения ….. 400 м
Полная скорость подводного хода … 44,7 уз.
Надводная скорость ……………. 19,0 уз.
Автономность …………………. 70 сут.
Экипаж ………………………. 80 чел.

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное вооружение:
10 крылатых ракет 4К66 «Аметист»

Торпедное вооружение:
1. 4 носовых 533-мм торпедных аппарата, глубина стрельбы до 200 метров.
2. Запасных торпед — 8
3. Автомат торпедной стрельбы — «Ладога-П-661»

Навигационное вооружение:
• Навигационный комплекс «Сигма-661»
• Радиосекстан «Самум-1»
• Система управления «Шпат»
• Система стабилизации «Турмалин»
• Перископ — ПЗНС-9

Радиолокационное вооружение:
• РЛК-101 «Альбатрос»
• РЛС опознавания «Нихром»
• МТП-10

Гидроакустическое вооружение:
• ГАК МГК-300 «Рубин»
• ГАС обнаружения якорных мин «Радиан-1»
• МГ-509
• МГ-29

Средства связи ПЛАРК пр.661:
КВ передатчики —
УКВ приёмо-передатчик —
Радиоприёмник —

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», ноябрь 2013 г.


Источники:
1. «История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения. Том 2. Ценральное конструкторское бюро №16 — Центральное проектное бюро «Волна», СПб: СПМБМ «Малахит», 1995
2. Проектирование и строительство отечественных подводных лодок” (авторский коллектив) ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова , СПб, Галея-Принт, 2005.
3. История отечественного судостроения. т. V. Судостроение в начале XX века. Л., Судостроение, 1995
4. Буров В.Н. Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории. СПб., Судостроение, 1995
5. «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» том 2. СПб: Наука, 2002 г.
6. Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 – Северного машиностроительного предприятия (1942-2001), справочник, Северодвинск: СМП, 2004 г.

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 661. В.И. ЖАРКОВ, ВТС «БАСТИОН»
УТИЛИЗАЦИЯ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 661
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap