ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 66. HEAVY CRUISER OF PROJECT 66



ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 66
HEAVY CRUISER OF PROJECT 66

Идея создания «среднего» крейсера, занимающего промежутоочное положение между тяжелыми и легкими крейсерами и вооруженного 180 мм артиллерией (для борьбы с легкими крейсерами противника), появилась у командоования ВМФ еще в 1945 г., при разрабоотке предложений по плану военноого судострооения на 1946 — 1955 г.г., но была отвергнута И.В.Сталиным.
Вторично она возникла в 1947 г., когда по ОТЗ ВМФ ЦКБ-17 был разработан не получивший развиития предэскизный проект ЛКР-22 быстроходного (36 — 38 уз) корабля водоизмещениием 16500 — 19500 т уже с 220-мм артиллерией, но слабым бронироованием.

На одном из совещаний по военному судостроению в начале 1951 г. И.В.Сталин отметил, что ВМС США пополняются крейсерами с 203-мм артиллерией (достраивались корабли типа “Де Мойн”, начатые еще в годы войны), а мы строим легкие крейсера пр.68бис со 152-мм орудиями, которые с ними не справятся, использовать же для этой цели корабли пр.82 экономически не оправдано. Было предписано срочно приступить к созданию “средних” крейсеров водоизмещением ок.24000 т, превосходящих американские по калибру артиллерии ГК, дальности ее стрельбы (было принято 9 х 220-мм орудий) и скорости хода (не менее 35 уз). Так родился пр.66 (явившийся, по сути, воплощением первоначального замысла ВМФ по пр.82).
Было предписано срочно приступить к созданию быстроходного «среднего» крейсера водоизмещением 24000 т с 220-мм артиллерией и сдать головной корабль в 1957 г. Осенью 1951 г. было утверждено ОТЗ ВМФ на проект 66, а Постановлением Правительства от декабря 1951 г. предусматривалось строительство 4-х кораблей (с закладкой головного в 1953 г.) и сдачей в 1957 — 1959 г.г.
Разработку предэскизного проекта 66 крейсера с 220-мм артиллерией по ОТЗ ВМС, утвержденному Н.Г.Кузнецовым, ЦКБ-17 завершило в начале 1952 года. Разработкой проекта руководил главный конструктор Н. А. Киселев. Главным наблюдающим ВМС по проекту 66 назначили капитана 1 ранга Е. А. Карпухина, его заместителем — капитан-лейтенанта А. А. Борисова. Наблюдение по своим специальностям вели А. Ф. Филимонов, П. Г. Грищенко, А. И. Пухов и другие.

Негативное заключение по корректированному эскизному пр.66 было выдано ЦНИИ-45 летом 1953 г. Командование же ВМФ, несмотря на возражения руководства судостроительной промышленности, резонно указывавшего на незащищенность корабля от атак авиации, настаивало на продолжении разработки проекта.
С января 1945 года в Морском артиллерийском центральном конструкторском бюро осуществлялось проектирование 220-мм трехорудийной башенной артиллерийской установки, предназначавшейся сначала для крейсера проекта 82. В 1954 году изготовили опытный образец 220-мм орудия.
В соответствии с заключением по эскизному проекту 66, выданному Главному управлению кораблестроения ВМС и утвержденному Н. Г. Кузнецовым в марте 1953 года, он подлежал корректировке с изменением расчетных толщин бронирования верхней и главной (средней) палуб по данным отстрела на полигоне опытного отсека с учетом превышения разработчиком массы башен главного калибра против заданной, а также других замечаний и предложений заказчика. Эту работу ЦКБ-17 завершило в августе 1953 года.
23 декабря 1953 года Главный штаб ВМС выдал задание Военно-морской академии всесторонне оценить основные тактико-технические элементы крейсера проекта 66, что коллектив академии выполнил к 1 марта 1954 года путем проведения исследовательской тактической игры.

После смерти И.В.Сталина появилась возможность безнаказанно сомневаться в целесообразности создания крупных артиллерийских кораблей. Окончательно вопрос был решен в начале 1954 г., после проведения Военно-Морской Академией исследовательской тактической игры по оценке эффективности корабля пр.66 в бою с крейсером типа “Де Мойн”, давшей однозначно отрицательные результаты.
Крейсер проекта 66 стал последним крупным артиллерийским кораблем, разработанным в СССР. Дальнейшая разработка этого артиллерийского корабля в условиях проходившего в середине XX века интенсивного развития и совершенствования новых видов морского оружия, в первую очередь ракетного (корабельного и авиационного), вполне закономерно была признана нецелесообразной.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние Корректированный эскизный проект(1953 г.)
Проектант ЦКБ-17
Гл.конструктор Н.А. Киселев

ОБЩЕКОРАБЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Водоизмещение, т:
— стандартное 26230
— полное 30748
Главные размерения, м:
— длина наибольшая (по КВЛ) 252,5 (242)
— ширина наибольшая(по КВЛ) 25,7 (25,7)
— высота борта, м:
— в носу 17,6
— на миделе 13,8
— в корме 15,2
— осадка при полном водоизмещении (по КВЛ) 10,18(8,35)
Коэффициенты теоретического чертежа (при осадке 9,78 м):
— общей полноты 0,544
— полноты мидель-шпангоута 0,719
— полноты ватерлинии 0,886
Главная энергетическая установка:
— тип котлотурбинная
— параметры пара:
— давление, кгс/см2 65
— температура, 0 С 460
— число х мощность ГТЗА, л. с. 3 х 70000
— число главных котлов х паропроизводительность, т/час 9 х 110
Электроэнергетическая установка:
— род тока (напряжение, В) переменный (380)
— число х мощность и тип генераторов, кВт 4 х 1000 ТГ, 5 х 600 ДГ
Скорость полного хода, уз. 34,5
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) 5000(17,1)
Автономность, сут. 20
Экипаж, чел.: 1411

КОНСТРУКТИВНАЯ ЗАЩИТА

Бронирование цитадели, мм
(протяженность 143,8 м):
— главный пояс 155
— верхний пояс 20
— подводное бортовое бронирование с продольной переборкой в районе носового погреба ГК 90
— подводное бортовое бронирование погребов ГК 95_75
— траверзы:
— носовой 170-145
— кормовой 135-50
— палубы:
— верхняя 50
— средняя 70(90 — в районе погребов боезапаса)
— нижняя 50
Бронирование оконечностей, мм:
— борт 20
— палуба 20
Бронирование башен, мм:
— главный колибр:
— лобовая стенка 300
— боковые стенки 180
— задняя стенка 265
— крыша 125-110
— барбет 180-120
— универсальный калибр:
— стенки 25
— крыша 25
— барбет 20
Бронирование рубок, мм:
— ГКП:
— стенки 210-270
— крыша 130
— пол 70
— труба защиты проводов 75
— ЗКП 30
Бронирование рулевого и
румпельного отделений, мм:
— борт 155
— крыша 90
— траверзы 155
Бортовая подводная защита (на протяжении цитадели):
— тип с продольными переборками
— глубина, м 2,55
— высота, м 9,2
— число переборок 2
— толщины переборок, мм 8+35
Днищевая подводная защита:
— высота, м 1,4
— толщины связей, мм:
— наружная обшивка 26
— второе дно 22

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское
Артиллерия ГК:
— число башен х число стволов-калибр 3 х 3 — 220 — мм
— шифр CМ-6 (боекомплект, ед.) (1080)
— тип системы ПУС «Молот-66»
— число дальномеров 2
— число и тип стрельбовых РЛС 2 «Залп»
— число и тип башенных радиодальномеров 2 «Грот»
Артиллерия УК:
— число АУ х число стволов-калибр 4 х 2 — 130 — мм
— шифр БЛ-109А (боекомплект, ед.) (1600)
— тип системы ПУС «Метель-66»
— число и тип стабилизированных постов наводки 2 СПН-500
— число и тип стрельбовых РЛС 2 «Якорь»
— число и тип башенных радиодальномеров 2 «Штаг-Б»
Артиллерия ЗК:
— число АУ х число стволов-калибр 6 х 4 — 45 — мм
— шифр СМ-20-ЗИФ (боекомплект, ед.) (19200)
— число и тип радиолокационных систем управления 4 Фут-Б
— число АУ х число стволов-калибр 6 х 4 — 25 — мм (боекомплект, ед.) (24000)
Радиоэлектронное:
— РЛС общего обнаружения «Риф-А», «Фут-Н», «Вахта»
— средства РПД «Мачта-П6», «Мачта Р-11-14», «Коралл-11А», «Коралл-14»
— теплопеленгаторы 2 «Солнце-1»
Гидроакустическое:
— тип ГАС «Геркулес-2»

ВТС «БАСТИОН», 09.04.2014

Источники: А.М.Васильев «Крупные надводные корабли в программах советского военного кораблестроения (1936-1960 годы)», «Невский Бастион», архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, «Тяжелый крейсер адмирала Кузнецова», С. И. Титушкин, «Гангут» №6 и др.

ТЯЖЕЛЫЕ КРЕЙСЕРА ПРОЕКТА 66 И 82 В ЭКСПОЗИЦИИ ЦВММ
КРУПНЫЕ НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ В ПРОГРАММАХ СОВЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ (1936-1960 годы)
НЕВСКОE ПРОЕКТНО — КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap