ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 659

NUCLEAR SUBMARINE WITH CRUISE MISSILES OF PROJECT 659

Постановление правительства о создании атомной подводной лодки с крылатыми ракетами проекта 659 было принято 25 августа 1956 г. В сентябре 1956 г., одновременно с началом разработки ПЛАРБ пр. 658. ЦКБ-18 приступило к разработке технического проекта атомных подводных лодок, вооруженных шестью крылатыми ракетами П-5 — проекту 659. Разработка обоих проектов велась параллельно в одни и те же сроки. Главным конструктором проекта 659 был назначен П.П. Пустынцев, его заместителем — Н. А. Климов. Главный наблюдающий от Военно-Морского Флота Ю.С. Вольфсон.
23 октября 1956 г., когда значительная часть проекта уже была разработана, Главнокомандующий ВМФ С.Г.Горшков утвердил тактико-техническое задание на разработку атомной подводной лодки с реактивным вооружением — комплексом П-5, предназначавшейся для нанесения ударов самолетами-снарядами по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории в пределах досягаемости полета самолетов-снарядов.
В I квартале 1957 г. разработка технического проекта ПЛАРК пр. 659 была завершена и проект был представлен на утверждение, после чего, не ожидая утверждения в высоких инстанциях, ЦКБ-18 приступило к разработке рабочего проекта. Несмотря на трудности, возникшие при разработке рабочего проекта, (испытания ракетного комплекса П-5 шли сложно и затянулись до 1959 г.) разработка рабочих чертежей была закончена в октябре 1957 г., что обеспечило возможность строительства подводных лодок — в сентябре 1958 г. первые секции прочного корпуса были доставлены на стапель (док № 3 эллинга «А») и 20 декабря 1958 г. состоялась закладка головной подводной лодки проекта 659.
В 1969 г., после того, как П.П.Пустынцев стал главным конструктором проекта 949, главным конструктором проекта 659 был назначен Н.А.Климов, а его заместителями — О.Я.Марголин и В.К.Станкевич. От ВМФ главными наблюдающими были И.И.Чуфрин и Ю.С.Вольфсон.

Лодка проекта 659 была вооружена шестью КР комплекса П-5, расположенными попарно в надстройке в поднимаемых при старте на 15 градусов контейнерах. Контейнеры в опущенном положении «прятались» в надстройку, аналогичное решение было предложено еще на неосуществленном проекте 646. Наружные обводы, исходя из условий использования комплекса реактивного оружия в надводном положении, выбирались так же, как и на проекте 658. Общее расположение механизмов, оборудования и энергетической установки подводных лодок проектов 658 и 659 было чрезвычайно близко, несмотря на разницу в количестве отсеков. Многие отсеки полностью соответствовали друг другу: четвертый отсек проекта 659 был аналогичен пятому проекта 658, пятый — шестому и т.д. Степень достигнутой внутрипроектной унификации проектов 658, 659, 675 была чрезвычайно высока.
АПЛ имела двухкорпусную архитектуру. 6,8-метровый прочный корпус делился на девять водонепроницаемых отсеков. Конструкцией обеспечивалась надводная непотопляемость при заполнении любого из отсеков.
Заострение обводов носовой оконечности проекта 659 позволило обеспечить незаливаемость палубы на скоростях вплоть до полной надводной. Особое внимание было уделено поиску таких обводов наружного корпуса, которые при размещении контейнеров с крылатыми ракетами не приводили бы к резкому увеличению буксировочного сопротивления в подводном положении. После рассмотрения нескольких вариантов, было решено поднять палубу надстройки на высоту, равную диаметру ракетных контейнеров, что обеспечило размещение всех контейнеров под палубой надстройки.
Корабль был оснащен ГЭУ номинальной мощностью 35000 л. с., включавшей два водо-водяных реактора ВМ-А (2х70 мВт). Имелось две группы аккумуляторов по 112 элементов, два электродвигателя подкрадывания ПГ-116 (2х450 л. с.) и два дизельгенератора постоянного тока ДГ-400.

Ракета П-5 на АПЛ транспортировалась в герметическом контейнере длиной 12 м и диаметром 1,65 м, заполненном азотом. Ракета подготавливалась к старту с пульта управления дистанционно. Пульт управления располагался в первом отсеке подлодки. Время подъема контейнера в боевое положение (14 градусов) составляло 125 секунд. Контейнеры размещались по три на один борт в надстройке. Старт мог выполняться исключительно из надводного положения при скорости хода менее 8 узлов и волнении моря до 5 баллов.

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) ПОДВОДНЫХ ЛОДОК П-5 (4К34,4К77)

Торпедное вооружение ПЛАРК 659-го проекта включало четыре 533-мм носовых торпедных аппарата (20 торпед СЭТ-65 и 53–61, максимальная глубина стрельбы — 100 м), а также четыре кормовых ТА калибром 400 мм (максимальная глубина стрельбы — 240 м).
Для обеспечения стрельбы ракетами П-5 на АПЛ установили навигационный комплекс «Сила-Н». В состав НК «Сила Н», разработанного ЦНИИ «Электроприбор» (главный конструктор В.И.Маслевский, наблюдающие от ВМФ Л.К.Овчинников и А.П.Князев), входили два апериодических ГК «Маяк» (главный конструктор Г. Д. Блюмин из МНИИ-1), гироазимут «Сила ГА» (главный конструктор В. И. Маслевский), гировертикаль «Сила ГВ» (главный конструктор А. И. Коган), ртутный лаг ЛР-8 («Бурун»), автопрокладчик «Сила В», АНС «Лира-П», система «Сила ПС» — приборы пи¬тания, связи и сигнализации (глав¬ный конструктор Ю. Д. Рихтерман). Комплекс «Сила Н» проходил государственные испытания на головной атомной ПЛ проекта 659 на ТОФ и был принят на вооружение в 1961 году. Эта навигационная система устанавливалась так же на ракетные ПЛ проектов 651 и 675.
Строительство подводных лодок проекта 659 осуществлялось заводом им. Ленинского Комсомола в г. Комсомольске-на-Амуре (директор Г.К.Волик). Всего по проекту 659 было построено пять подводных лодок: К-45 (командир В.Г.Белашов), К-59 (командир А.В.Ганрио), К-66 (командир В.Г.Туманов), К-122 (командир В.В.Смирнов) и К-151 (командир И.В.Василенко).

ПРОГРАММА ПОСТРОЙКИ АПЛ I ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ 659

Проект

Заводской номер

Тактический номер

Год закладки

Год сдачи

Флот

Примечание

659

140

К-45

Декабрь 1958

1961

ТОФ

Переоборудована по проекту 659Т

141

К-59

Сентябрь 1959

1961

ТОФ

тоже

142

К-66

Март 1960

1962

ТОФ

тоже

143

К-122

Январь 1961

1962

ТОФ

тоже

144

К-151

Апрель 1962

1963

ТОФ

тоже

Продольный разрез АПЛ пр. 659:
1 – антенна ГАС «Свет-М»; 2 – антенна ГАС «Свияга»; 3 – антенна ГАС МГ-10; 4 – носовой горизонтальный руль; 5 – носовой 400-мм ТА; 6 – 533-мм ТА; 7 – баллоны системы ВВД; 8 – аварийные буи; 9 – контейнер ПКРК П-5; 10 – привод гидравлического подъемника контейнера ПКРК П-6; 11 – прочная рубка; 12 – ходовой мостик; 13 – перископ ПЗН-10; 14 – перископ ПР-14; 15 – ПМУ СОРС «Накат»; 16 – ПМУ АП РЛК «Альбатрос»; 17 – ПМУ АП радиопеленгатора «Рамка»; 18 – ПМУ ВАН; 19 – ПМУ устройства РКП; 20 – ПМУ «Ива»; 21 -дизель-генераторы; 22 – холодильные машины; 23 – компенсаторы объема; 24 – главный циркуляционный насос; 25 – маневровое устройство; 26 – главная паровая турбина; 27 – зубчатая передача; 28 – пост управления главной энергетической установкой; 29 – кубрики личного состава; 30 – якорный шпиль; 31 – кормовой входной люк; 32 – запасная 400-мм торпеда; 33 -привода кормовых рулей; 34 – 400-мм ТА; 35 – ЦГБ; 36 – кормовая дифферентная цистерна; 37 – девятый (кормовой торпедный) отсек; 38 – восьмой (кормовой жилой) отсек; 39 – седьмой (электроэнергетический) отсек; 40 – шинно-пневматическая муфта; 41 – шестой (турбинный) отсек; 42 – конденсатор; 43 – парогенераторы; 44 – пятый (реакторный) отсек; 45 – реакторы; 46 – четвертый (вспомогательных механизмов) отсек; 47 – цистерны дизельного топлива; 48 – центральный пост; 49 – третий (центрального поста) отсек; 50 – группы АБ; 51 – второй (аккумуляторный и жилой отсек); 52 – каюты офицеров; 53 – первый (носовой торпедный и жилой) отсек; 54 – носовая дифферентная цистерна; 54 – цистерна кольцевого зазора; 55 – антенна ГАС «Арктика-М».

При первых пусках ракет П-5 с подводной лодки проекта 659, было отмечено влияние работающих маршевых и стартовых двигателей стартующих ракет на работу маршевых двигателей ракет, готовящихся к старту. На первых порах казалось, что неустойчивая работа маршевых двигателей ракет при залповой стрельбе вызывается повышенным сопротивлением газоотводных выгородок. Однако испытания, проводившиеся в июле-августе 1960 года на спе¬циальном двухконтейнерном стенде, показали, что выбранные форма и конструкция газоотводных выгородок не оказывают решающего влияния на работу маршевых двигателей ракет. Эти же испытания выявили, что работающий маршевый двигатель ракеты, готовящейся к старту, засасывает через воздухозаборник часть отходя¬щих газов маршевого двигателя и стартовика ракеты, стартующей из смежного контейнера, в связи с чем теряется устойчивость работы двигателя ракеты и понижаются его обороты на 10-15%. С целью определения ме¬роприятий, необходимых для обеспечения залповой стрельбы от двух и более ракет в залпе, двухконтейнерный стенд был переоборудован в четырехконтейнерный универсальный стенд, позволяющий изменять взаимное расположение любых двух соседних блоков контейнеров с их газоотводами в пределах, допускаемых надстройками подводных лодок. Для проведения испытаний на этом четырехконтейнерном стенде была создана межведомственная комиссия из представителей заинтересованных ведомств под председательством П.П.Пустынцева. После чего был определен порядок старта ракет с ПЛ
За разработку и создание ракетного комплекса П-5 Указом Президиума Верхов¬ного Совета СССР от 25 июня 1959 года ОКБ-52 было награждено орденом Ленина, а 505 непосредственных участников работы — правительственными наградами. В апреле 1959 года за выдающиеся достижения в области науки и техники авторскому коллективу в составе: Челомей В.Н., Пузрин СБ., Лифшиц М.И., Самойлов В.Е., Модестов В.А., Коровкин А.И., Шумилов И.М., Хрущев С.Н., Крылов В.В.была присуждена Ленинская премия. Ленинской премии удостоились также главный конструктор ЦКБ-18 Пустынцев П.П. и главный конструктор НИИ-923 Антипов Е.Ф.
Но в процессе эксплуатации и развития военно-морской техники у нас и за рубежом стало ясно, что эффективность крылатых ракет комплекса П-5 оказалась низкой: малая точность стрельбы, чувствительность ракет к направлению и скорости ветра, невозможность полета над местностью сложного рельефа (с возвышенностями и горами), зависимость дальности полета от температуры воздуха и др. привели к снятию этой ракеты с вооружения уже в 1966 г. Предпринимавшиеся попытки улучшить боевые качества этой ракеты путем установки допплеровского измерителя пути и сноса ракеты (комплексы П-5Д и П-7) не дали желаемых результатов, что и привело к решению о снятии ракетного вооружения с подводных лодок проекта 659.
Кроме этого в ЦКБ-18 (гл. конструктор Н.А.Климов) прорабатывался вариант переоборудования АПЛ проекта 659 под ракетный комплекс П-6, он получил обозначение проект 659А, и в качестве носителя ретрансляционного комплекса связи — проект 659Р. Проект развития не получил.
В связи с технической невозможностью переоснастить ПЛАРК 659-го проекта новым ракетным противокорабельным комплексом было принято решение переоборудовать данные ПЛА в торпедные (включало в себя снятие всех контейнеров, переделку надстройки и увеличение торпедного вооружения). Переоборудование всех пяти ПЛ было произведено в период проведения средних ремонтов (1968–1976 гг.).
Переоборудование лодок по проекту 659Т включало в себя снятие всех контейнеров, переделку надстройки и увеличение торпедного вооружения — число торпед калибра 533 мм увеличивалось с 4 до 16, торпед калибром 400 мм с 4 до 8.

ПЛА К-66 в 1980 году после аварии поставили на консервацию. На К-122 21.08.1983 произошел пожар. В результате этого погибло 14 человек (подлодку решили не восстанавливать).
В 1990-х гг. все АПЛ проекта 659Т были выведены из состава флота и переданы на утилизацию.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-18
Гл.конструктор П.П. Пустынцев, Н.А. Климов
Завод-строитель им. Ленинского комсомола
Число кораблей в серии 5
Сроки вступления в строй, г 1961-1963
Нормальное водоизмещение, м3 ок. 3730
Длина наибольшая, м 111,2
Ширина корпуса наибольшая, м 9,2
Осадка средняя, м 6,35
Запас плавучести, % 32
Архит.-конструкт. тип двухкорпусн.
Глубина погружения, м 300
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная
сталь
Автономность, сут. 50
Экипаж, чел. 90
Энергетическая установка:
— тип ППУ ВМ-А
— число реакторов 2
— тип ПТУ ГТЗА-601
— число х мощность (на валу)
ПТУ, л.с. 2 х 17500
— тип ТГ ГПМ-21 с приводом от ГТЗА, постоянный ток, 320 в
— число х мощность, кВт 2 х 1400
— тип ДГ ПГ-117, постоянный ток, 320 в, дизель М-820
— число х мощность, кВт 2 х 460
— тип АБ свинцово-кислотная с эл. 28 СМ
— число групп АБ х число элементов в группе 3 х 112
— тип РС ГЭД ПГ-116, постоянный ток, встроенный в линию вала
— число х мощность , л.с. х частота
вращения, об/мин 2 х 450 х 140
— число гребных валов х частота вращения, об/мин 2 х 500
— тип ГВ 5-лопастный
Скорость хода, уз.:
— полная под ГТЗА 23-24
— надводная под ГТЗА 15-16
— подводная под ГЭД 6
— надводная под ДГ и ГЭД 7-8
Дальность плавания
под ДГ и ГЭД, мили 500

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип ракетного комплекса П-5
— число ракет 6
— система управления
стрельбой «Север А-659″
— тип рак. контейнеров подъемные
— вид старта надводный
Торпедное:
— число х калибр
носовых ТА, мм 4 х 533, 2 х 400
— число х калибр кормовых ТА, мм 2 х 400
— общее число х
калибр торпед, мм 4 х 533,12 х 400
— система управления
стрельбой «Ленинград-659″
— тип торпед противокорабельные и противолодочные
Гидроакустическое:
— ГЛС — ШПС «Арктика-М»
— ГАС «Тулома»
— ГАС ОГС «Свет-М»
— ГАС миноискания «Радиус»
— ГАС ЗПС «Свияга»
Радиолокационное:
— РЛС
кругового обзора «Альбатрос»
— СОРС «Накат»
— станция опознавания «Хром-К»
Навигационное:
— навигац. комплекс «Сила Н-659″
— эхолоты НЭЛ-5 и «Лед»
— радиопеленгатор АРП-53
— корабельный индикатор КИ-55
— магнитный компас КДМ
— два зенитных перископа ПЗН-10 с навигационным устройством и др.
Радиосвязное:
— р/передатчики КВ «Искра-1″,»Тантал»
— р/приемник КВ «Оникс-П»
— приемо-передатчик УКВ «Графит-1″
— р/приемник ДВ «Глубина»
и др.

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 21.02.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 659Т
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 675 (675МК, 675МКВ)
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) ПОДВОДНЫХ ЛОДОК П-5
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap