ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 651. DIESEL-ELECTRICAL SUBMARINE MISSILES PROJECT 651



ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 651
DIESEL-ELECTRICAL SUBMARINE MISSILES PROJECT 651

Одновременно с АПЛ пр. 675 создавалась дизельная ПЛ проекта 651 с четырьмя крылатыми ракетами П-5 и П-6. Ее разработка была задана ЦКБ-18 Постановлением Совета Министров №39-19 от 9 января 1958 года. Разработка проекта 651 дизель-электрической подводной лодки с ракетным вооружением велась на основании Постановлений Совета министров №1149-592 от 17.08.1956 и №1190-610 от 25.08.1956, а также тактико-технического задания военно-морского флота, утверждённого 28.01.1957. Главным конструктором ПЛ был назначен А.С.Кассациер, его заместителями были К.З.Саравайский, Ф.А.Шаров и С.Е.Липелис. От ВМФ главным наблюдающим был И.А.Коцюбин. Эскизный проект 651 большой дизельной подводной лодки с ракетным вооружением и серебряно-цинковой аккумуляторной батареей был разработан и утвержден в мае 1958 года, технический проект 651 утвердили в январе 1959 года. Разработка рабочих чертежей и технической документации была завершена в первом квартале 1960 года. Лодка предназначалась для действий на морских и океанских коммуникациях против кораблей и судов противника, а так же по его стационарным береговым целям.
ПЛ проекта 651 была двухкорпусной с развитыми ограждением рубки и надстройкой. Она имела прочный корпус из стали повы¬шенной прочности, энергетическое оборудование новой разработки и обладала большими скоростью, даль¬ностью плавания и автономностью для выполнения боевых задач в отдален¬ных районах. Наружный корпус ПЛ, изготовленный из маломагнитной ста¬ли, был облицован акустическим покрытием.
Дизель-электрическая энергетическая установка лодки состояла из двух дизелей 1Д43 мощностью по 4000 л.с., дизель-генератор с дизелем 1ДЛ42 мощностью 1000 л.с., двух главных гребных электродвигателей ПГ-141 мощностью по 6000 л.с., двух гребных элекродвигателей экономического хода ПГ-100 мощностью по 200 л.с., серебряно-цинковых или свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. Она обеспечивала дальность плавания в режиме РДП 18000 миль со скоростью хода до 7 узлов. Время непрерывного пребывания ПЛ под водой определялось до 800 часов.
На лодке был применен движительный комплекс в составе малошумного гребного винта и направляющей насадки. Общесудовые системы и устройства подводной лодки проекта 651, в основном, принципиальных отличий от подводных лодок проекта 641 не имели, за исключением отдельных элементов.

Ракеты были расположены в четырех прочных подъемных попарно расположенных в надстройке ПЛ контейнерах. В них предусматривалось размещение ракет двух типов: П-6 — для стрельбы по морским целям и П-5 — по береговым целям. Старт ракет был надводный из контейнеров под углом 15 град. к горизонту, при волнении моря до 4 баллов, при скорости хода ПЛ до 8 уз. На подводных лодках была предусмотрена возможность аварийного сброса ракет при старте с помощью их стартовых двигателей. В остальном конструкция ракетных контейнеров была такой же, как и на АПЛ пр. 675.
Для выполнения стрельбы на ПЛ были установлены две системы управления «Север-А-651У» (для ракет П-5) и «Аргумент» (для ракет П-6), два типа бортразъемов, при этом для замены ракет одного ти¬па на другой требовалось от двух до трех суток. Для приема данных целеуказания ракетам П-6 на лодке устанавливалась аппаратура системы «Успех-У» (гл. конструктор И.В.Кудрявцев).
Определение пеленга на цель и дальности до цели производилось корабельной аппаратурой системы «Аргумент» по данным, получаемым от средств разведки и от навигационных средств подводной лодки. Антенна системы «Аргумент» представляла собой практически плоскую конструкцию, площадью около 10 метров2, с выступающей на 1,5-2 метра сферой, несущей излучатели. Эта антенна размещалась в носовой части ограждения рубки на поворотной мачте, В нерабочем положении антенна несколькими последовательными опе¬рациями автоматически заводилась в ограждение рубки, а обтекатель, установленный на той же мачте с задней стороны антенны, в этом случае являлся лобовой частью ограждения рубки. Конструкция поворотного устройства антенны работала надежно и в дальнейшем была принята для последующих проектов подводных лодок.
Торпедное вооружение ПЛ состояла из шести носовых 533-мм и четырех кормовых 400-мм торпедных аппаратов, приборов управления стрельбой «Ленинград-651», на борту размещалось шесть торпед 533 мм калибра и 12 – 400 мм калибра. Стрельба из носовых аппаратов обеспечивалась с глубины до 100 м, из кормовых — до 200-250 м. Торпедные аппараты калибра 400 мм были приспособлены для стрельбы торпедами МГТ-1, МГТ-2 и прибо¬рами помех «Анабар». Кроме этого лодка оснащалась навигационным комплексом «Сила-Н-651» с двухгирокомпасной системой «Маяк», с гироазимутом «Сила-ГА» и гировертикалью «Сила-ГВ», средствами радиолокации РЛК-101, «Накат», госопознования «Нихром-М», гидроакустическими средствами «Арктика-М», МГ-10, МГ-13 и МГ-15, перископом ПЗНГ-8 и средствами радиосвязи.
На первых 3-х ПЛ была установлена серебряно-цинковая аккумуляторные батареи (АБ), которая после отработки ресурса была заменена на свинцово-кислотную 60СМ-П. При работе от серебряно-цинковой АБ гребные электродвигатели развивали полную мощность 6000 л.с.; при работе от свинцово-кислотной АБ мощность каждого ГЭД составляла 5500 л.с.

Технический проект дизель-электрический подводной лодки был утвержден в 1959 году. Разработку рабочих чертежей и тех. документации начали в первом квартале 1959 г. и завершили в первом квартале 1960 г.
В период с 1963 по 1968 г. было построено 16 ПЛ проекта 651 на Балтийском заводе в Ленинграде и заводе «Красное Сор¬мово» в Горьком. Головная подводная лодка К-156 (зав. №552, командир В.Н.Берковченко, командир БЧ-5 М.К.Колбанов) была заложена на Балтийском заводе 16 ноября 1960 года, спущена на воду – 31 июля 1962 года. Государственные испытания ПЛ были закончены 10 декабря 1963 года, председателем комиссии был Е.А.Краснов.

ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА ПЛ ПРОЕКТА 651

Проект

Завод-строитель

Заводский номер

Тактический номер

Дата закладки

Дата подписания приемного акта

651

Красное Сормово

511

К-24

15.10.61 г.

31.10.65 г.

512

К-68

25.01.62 г.

28.12.65 г.

513

К-63

25.04.62 г.

12.06.66 г.

514

К-70

25.08.62 г.

31.12.64 г.

515

К-77

31.01.63 г.

31.10.65 г.

521

К-58

15.07.63 г.

23.09.66 г.

523

К-73

01.08.64 г.

15.12.66 г.

524

К-67

31.01.65 г.

30.09.67 г.

525

К-78

25.07.65 г.

01.11.67 г.

531

К-203

23.12.65 г.

02.12.67 г.

532

К-304

06.08.66 г.

21.08.68 г.

533

К-318

29.03.67 г.

29.09.68 г.

534

К-120

25.03.67 г.

26.12.68 г.

Балтийский завод

552

К-156

16.11.60 г.

10.12.63 г.

553

К-85

25.10.61 г.

30.12.64 г.

651К

Красное Сормово

522

К-81

20.11.63 г.

14.12.65 г.

В дальнейшем вся техдокументация проекта 651 по указанию руководителей МСП была передана в ЦКБ-112 МСП.
ДЭПЛ проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом
плавучести.
Корпус состоял из восьми отсеков:
1. Носовой торпедный отсек;
2. Отсек жилых помещений и передних аккумуляторных батарей;
3. Отсек управления ракетами и аккумуляторных батарей;
4. Отсек управления;
5. Отсек жилых помещений и две группы аккумуляторных батарей;
6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.
7. Отсек электромоторов;
8. Кормовой торпедный отсек.

Большая дальность полета ракеты П-6 требовала обеспечения целеуказанием. Для этого на ПЛ установили систему, предназначенную для приема целеуказания с самолетов, патрулирующих в районе действия ПЛ. При действии ПЛ в удаленных районах данная система оказалась неэффективной, поэтому на ПЛ К-81 (зав. № 522), проект 651К разработан ЦКБ-18 в 1960 году, установили антенну и аппаратуру “Касатка” системы космического целеуказания для получения данных от разведывательных спутников МКРЦ.
В процессе строительства подводных лодок проекта 651 на части подводных лодок во II отсеке были предусмотрены стеллажи для хранения 12 запасных торпед калибра 533 мм с той целью, чтобы на период военного времени за счет некоторого ухудшения размещения личного состава можно было принять 12 запасных торпед калибра 533 мм для носовых торпедных аппаратов вместо штатных 8 запасных торпед калибра 400 мм для кормовых торпедных аппаратов. В этом случае общее-количество торпед на подводной лодке увеличивалось с 18-ти до 22. Погрузка запасных торпед 533 мм осуществлялась через торпедные аппараты и специальные люки в переборке между I и II отсеками. Запасные торпеды предназначались для перезарядки только 4-х торпедных аппаратов.
Проводились и другие работы по возможности повышения эффективности ПЛ проекта 651. В 1965 году ЦКБ-18 был разработан технический проекта 651К с вспомогательной атомной энергетической установкой (ВАУ). В дальнейшем по указанию Министерства судостроительной промышленности вся техническая документация по проекту 651 была передана в ЦКБ-112 (ЦКБ «Лазурит»).
На базе материалов проекта 651К в 1977 году ЦКБ «Лазурит» (гл. конструктор Н.И.Кваша, с 1985 года — Р.И.Лафер) был разработан технический проект 651Э большой ракетной подводной лодки с ВАУ.

В настоящее время из серии остался только один представитель — подводная лодка К-24. В конце 1980-х годов подлодка базировалась в Лиепае (Латвия), где и осталась после распада СССР, пока, в 1998 году её не приобрёл Морской музей Пенемюнде (Германия).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Надводное водоизмещение – 3174 тонн;
Подводное водоизмещение – 3750 тонн;
Основные размерения:
наибольшая длина (по КВЛ) – 85,9 (н/д) м;
наибольшая ширина – 9,7 м;
наибольшая осадка по КВЛ – 6,9 м;
Главная энергетическая установка – дизель-электрическая;
— 2 дизеля 1Д43, суммарной мощностью 8000, л.с. (5880 кВт);
— 2 ГЭД ПГ-141, суммарной мощностью 12000 л.с. (8820 кВт);
— 2 ГЭД экономического хода ПГ-140 суммарной мощностью 400 л.с. (294 кВт);
— 1 дизель 1ДЛ42 оснащенный генератором ПГ-142 мощностью 1720 л.с. (1264 кВт);
— аккумуляторная батарея 60СМ-П (4 группы, 112 элементов) или 30/3 (4 группы, 152 элементов);
— 2 гребных винта;
— 2 вала;
Полная надводная скорость хода – 16 узлов;
Экономическая надводная скорость хода – 8 узлов;
Полная подводная скорость хода (СЦАБ/СКАБ) – 18,1/14,5 узлов;
Экономическая подводная скорость хода – 2,8 узлов;
Дальность плавания:
— в надводном положении – 30000 миль при скорости 8 узлов;
— под РДП – 18000 миль при скорости 7 узлов;
— в подводном положении (СЦАБ) – 810 миль при скорости 2,8 узлов/27,8 миль при скорости 18,1 узлов;
— в подводном положении (СКАБ) – 350 миль при скорости 2,8 узлов/14,5 миль при скорости 14,5 узлов;
Рабочая глубина погружения – 240 м;
Предельная глубина погружения – 300 м;
Автономность – 90 суток;
Экипаж – 78 человек, в том числе 10 офицеров;

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное вооружение:- ПУ ПКР П-6 (П-5) – 4 Х 1;
Торпедное вооружение:
— 533-миллиметровые торпедные аппараты – 6 (носовых);
— 533-миллиметровые торпеды СЭТ-53, 53-56, 53-57, 53-58 – 6 или 18
— 400- миллиметровые торпедные аппараты – 4 (кормовых);
— 400- миллиметровые торпеды МГТ-1, МГТ-2 – 12 или 4;Минное вооружение:- может нести вместо части торпед мины – н/д;
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ:
Радиолокационная система общего обнаружения — РЛК-101;
Гидроакустическая система:- «Арктика-М»;
— шумопеленгатор МГ-10;
— станция ЗПС МГ-15;
— пеленгатор гидролокаторов МГ-13;
— эхолот НЭЛ-6;
— эхоледомер ЭЛ-1;
Радиолокационная система управления огнем:
— «Аргумент» для ПКРК;
— «Успех-У» для целеуказания ПКРК;
— «Касатка-Б» космическое целеуказание для ПКРК, (только на лодках проекта 651-К);
Средства РЭБ:
— «Накат-М» РТР;
— «Ван» РЭБ;
— АРП-53 с приставкой КИ-55 радиопеленгатор;
— Р-670, «Волна-К», Р-309 радиоразведка;
Навигационный комплекс:
— «Сила Н-651»;
— «Лира-П» астронавигация;
Комплекс радиосвязи: 2 р/п «Оникс-П», п/п Р-609М (УКВ), р/п Р-651, Р-657 (КВ), р/п Р-676;
РЛС госопознавания: «Нихром-М».


Модель ПЛ проекта 651 с ПКР П-6

ВТС «БАСТИОН», 05.03.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

ПРОЕКТ 651: БОЕВЫЕ ТРАНСФОРМЕРЫ
МОДЕЛЬ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 651 НА ВЫСТАВКЕ ПОСВЯЩЕННАЯ 300-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО ФЛОТА
БОЛЬШАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 651Э СО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ (ВАУ)
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ П-6(4К88) И П-6М(4К48)
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap