12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




650-ММ ДАЛЬНОХОДНЫЕ ТОРПЕДЫ 65-73 (Т-65), 65-76, 65-76А
650 MM LONG-RANGE TORPEDOES 65-73 (T-65), 65-76, 65-76A

25.03.2018

Не имеющая аналогов в мире по мощи российская торпеда 65-76А «Кит» калибра 650 миллиметров, будучи запущена с подводной лодки, способна потопить авианосец, заявил в воскресенье начальник отдела перспективного планирования концерна «Гидроприбор» Глеб Тихонов.
«Торпеда наша 65-76А калибра 650 миллиметров — самая мощная в мире. Ни у кого таких аналогов нет. Одним изделием можно потопить авианосец», — сказал Тихонов в эфире телеканала «Звезда».
Он отметил, что «на Западе больше 533-го калибра торпед нет».
«У нас была создана торпеда 65-76, которая уникальна по своим характеристикам — по скорости, по дальности и по запасу взрывчатки. В комплект входят три торпеды и один прибор гидроакустического противодействия», — добавил Тихонов.
Противокорабельная тепловая дальноходная самонаводящаяся 650-миллиметровая торпеда 65-76А, также известная как «Кит», создана в середине 1980-х годов, принята на вооружение в 1991 году. Является модификацией торпеды 65-76, доработанной для применения с атомных подводных лодок ВМФ России третьего поколения. Ее длина — более 11 метров. Максимальная скорость хода — 50 узлов (1 узел равен 1852 метрам в час). Максимальная дальность хода — 100 километров.
Торпеда Mark-48, которая является ближайшим аналогом российского «Кита» и стоит на оснащении ВМС США, имеет в два раза меньшую дальность хода.
РИА Новости


650-ММ ДАЛЬНОХОДНЫЕ ТОРПЕДЫ 65-73 (Т-65), 65-76, 65-76А

Учитывая опыт второй мировой войны, в послевоенные годы страны НАТО особое внимание обратили на усиление оборонительных возможностей авианосных соединений и конвоев транспортов от атак подводных лодок. В связи с этим для нанесения торпедного удара по крупным боевым кораблям и транспортам с позиций, недосягаемых для противолодочного оружия противника и находящихся за пределами ближнего корабельного охранения, а также для поражения ПЛ, специализированных морских сооружений и объектов, расположенных у уреза воды, были созданы дальноходные противокорабельные торпеды калибра 650 мм.
Конструкторы и специалисты ВМФ пришли к мысли о целесообразности создания для ВМФ СССР торпед калибра 650-мм со скоростью 50 узлов и дальностью хода около 50 км. Поскольку и для торпедных ПЛА главной целью были всегда авианосцы вероятного противника то создание мощного и дальнобойного торпедного оружия для их поражения было актуальным. При наличии ядерной БЧ такая торпеда может эффективно применяться и против морских сооружений и объектов расположенных у уреза воды.
С целью увеличения дальности противокорабельных торпед было предложено увеличить их калибр до 650-мм, вместо традиционных 533-мм. Постановление СМ СССР о разработке перспективной ударной торпеды Т-65 калибра 650 мм вышло 4 марта 1958 г. Основное назначение торпеды — борьба с авианосными ударными группами (АУГ).
Работы по разработке новой торпеде выполнило НИИ-400 (ЦНИИ «Гидроприбор»). В 1973 году на вооружение ВМФ была принята первая такая прямоидущая торпеда 65-73, имеющая дальность хода 50 км и скорость 50 узлов. В боевой части применен спецбоеприпас с дистанционным взрывателем. Силовая установка торпеды с газотурбинным двигателем 2ДТ работала на перекиси водорода и керосине с забортной водой.
Государственные испытния прототип торпеды прошел в 1965 г., но на ПЛ торпеда не размещалась из-за отсутствия носителей. Торпеда производилась заводом им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата). Главный конструктор — В.А.Келейников, зам.главного конструктора по энерго-силовой установке — Г.И.Крестов, по корпусно-механической части — Л.С.Тарасов, по системе управления — В.С.Лужин.
Торпеда предназначалась для нанесения ядерного удара по крупным боевым кораблям и транспортам с позиций, недосягаемых для противолодочного оружия противника и находящихся за пределами ближнего корабельного охранения, а также для поражения подводных лодок, специализированных морских сооружений и объектов, расположенных у уреза воды.
Длина 650-мм торпеды 65–73 составляла около 11 м, а вес — около 5 т. Максимальная скорость хода 50 узлов. Дальность хода — до 50 км. Глубина поражения цели — 14 м.
Естественно, что при отсутствии управления торпедой промах на дистанции 50 км был огромен и применение обычного взрывчатого вещества в боевой части — бесполезно. Поэтому торпеда оснащалась только специальной боевой частью с дистанционным взрывателем.

Энергокомпонентами силовой установки торпеды являлись высококонцентрированная перекись водорода в качестве окислителя, керосин в качестве горючего и забортная вода. Двигатель торпеды — газовая турбина.
Подводная лодка проекта 671РТ создавалась под новое перспективные виды оружие, работы по которым начались в 1960-е годы. Для стрельбы из 650-мм торпедных аппаратов использовались дальноходными противокорабельными торпедами типа 65-73 и 65-76. Для обеспечения ракето-торпедной и торпедной стрельбы в ЦКБ «Полюс» (гл. конструктор Т.Н.Шерементьев) была разработана система управления «Ладога 1В-671РТ». Система управления торпедными аппаратами и устройством быстрого заряжания была разработана в НПО «Аврора» (ведущий разработчик М.Э.Шифман), она обеспечивала подготовку ТА в автоматическом режиме.
Модернизация торпеды Т-65 (усовершенствованного варианта торпеды 65-73) под установку системы самонаведения производилась на основании решения ВМФ и Минсудпрома СССР от 10.07.1969 г. Разработка велась ЦНИИ «Гидроприбор» на основании ТТЗ от 21.11.1969 г., главные конструкторы — В.А.Келейников и Л.С.Тарасов. ОКР по согласованию с заказчиком проводилась без эскизного проекта.
Государственные испытания торпеды 65-76 проводились в два этапа — на озере Иссык-Куль (успешно завершен в апреле 1975 г.) и на Северном флоте (июль-декабрь 1975 г.). В ходе Госиспытаний произведено 8 выстрелов торпедами в ходе 4 выходов в море ПЛА пр.671РТМ. Выстрелы производились в перископной глубины, с глубин 100 и 150 м и полностью подтвердили соответствие изделия ТТЗ.
В 1976 году на вооружение АПЛ проекта 671РТ и 671РТМ была принята эта дальноходная самонаводящаяся торпеда под индексом 65-76. Приказом министра обороны СССР от 19.11.1976 г. на вооружение ПЛА пр.671РТМ принимается модификация торпеды с новой системой самонаведения (ССН) и без ядерного боеприпаса — торпеда 65-76 (обозначение НАТО — Type 65).
Новая торпеда имела акустическую систему самонаведения по кильватерному следу надводного корабля-цели, заряд обычного взрывчатого вещества массой 500 кг (может применяться и СБП), электромагнитный неконтактный и контактный взрыватели.
Оснащение АПЛ проекта 671РТ новым типом дальноходных торпед и ракетоторпед калибром 650мм, наряду с дополнительными мероприятиями по снижению шумности, повысило боевые возможности этого типа подводных лодок.
За создание этой подводной лодки проекта 671РТ главный конструктор Г.Н.Чернышев, его заместитель В.Д.Левашов и главный конструктор по вооружению Л.А.Подвязников были удостоены Государственной премии СССР, а большая группа сотрудников СПМБМ «Малахит» награждена орденами и медалями.
Модернизированная торпеда 65-76А создана в 1980-х гг. Доработка торпеды для применения с ПЛ третьего поколения начата по решению Главкома ВМФ СССР от 31.12.1982 г. в ЦНИИ «Гидроприбор», главный конструктор Б.И.Лаврищев. Новая модификация получила название 65-76А. Межведомственные испытания доработанных торпед проведены в 1983 г. В 1990 г. прошли заключительные испытания торпеды на Северном флоте. Производились стрельбы с ПЛА пр.945. В сентябре-октябре 1990 г. стрельбы практическими торпедами 65-76А проводились с ПЛАРК пр.949А.
Торпеда 65-76А принята на вооружение 25.04.1991 г., начато её серийное производство. Система управления и наведение — активная система самонаведения (ССН) с вертикальным лоцированием кильватерного следа (ВЛКС) цели с использованием ССН Е.Б.Парфенова от торпеды 53-65 (ЦНИИ «Гидроприбор», середина 1960-х годов). Телеуправление не применяется. Неконтактный электромагнитный взрыватель конструкции В.П.Шляхтенко.
Ввод стрельбовых данных на торпеде 65-76 механический («шпиндельный»), на торпеде 65-76А — электрический.
Носителями 650-мм торпед выступали многоцелевые АПЛ проектов 671 РТ и РТМ(К), 945 и 971. Также, супер-торпедами оснащались «батоны» 949 проекта. Каждая из вышеуказанных подлодок имела по два или четыре торпедных аппарата калибра 650 мм, боекомплект варьировался от 8 до 12 «толстых торпед»
По официальной версии, взрыв торпеды 65-76 ПВ, серийный № 1336А, стал причиной гибели в 2000 году подлодки К-141 «Курск». После гибели «Курска» торпеда была снята с вооружения как ненадёжная (снаряжалась перекисью водорода), согласно заключению следствия. К тому времени на флоте существовала статистика происшествий с этим оружием.

МОДИФИКАЦИИ
65-73 (1973 г.) — вариант торпеды с тепловым перекисным двигателем и ядерной боевой частью.
65-76 (1976 г.) — вариант торпеды с ССН по кильватерному следу и обычной боевой частью.
65-76А «Кит» (создание торпеды, испытания — 1986 г., государственные испытания на Северном флоте — 1990 г., принятие на вооружение — 1991 г.) — модификация торпеды 65-76 доработанная для применения с ПЛА третьего поколения. Увеличен срок хранения на носителе. По данным ЦНИИ «Гидроприбор» торпеда создана в 1984 г.

ОСНОВНЫЕ ТТХ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ 650-ММ ТОРПЕД

Характеристики

65-73 (Т-65)

65-76 (65-76А, ДТ)

Состояние

На вооружении с 1973 г.

На вооружении с 1976 г.

Разработчик

НИИ-400

ЦНИИ «Гидроприбор»

Гл.конструктор

В.А.Келейсинов

В.А.Келейсинов

Kалибр, мм

650

650 (650)

Длина, мм

11000

11000 (11000)

Вес торпеды, кг

4700

Более 4000 (4500)

Вес заряда, кг

300 (СБЧ)

450-500 (обычная и СБЧ)

Дальность хода, м

50000

50000 (70000, 100000/50000)

Скорость хода, уз

50

50 (30/50)

Тип двигателя

Газотурбинный 2ДТ

Газотурбинный 2ДТ

разработчик

НИИ «Мортеплотехника»

НИИ «Мортеплотехника»

Рабочее вещество

Керосин + Перекись водорода

Керосин + Перекись водорода

Мощность, л.с.

1070 кВт

1070 кВт

Система управления

.

Активное акустическое самонаведение

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 25.03.2018

Источники: А.В.Карпенко «Исторический обзор развития отечественного торпедного вооружения». рукопись, «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006, sashabodrun.livejournal.com, ru.wikipedia.org, topwar.ru, militaryrussia.ru, armyman.info/ и др.

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ (АПЛ) ПРОЕКТА 949 «ГРАНИТ» И 949А «АНТЕЙ»
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 945
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТМ
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТ
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap