ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ

(СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61

LARGE ANTI-SUBMARINE SHIP (PATROL SHIP) PROJECT 61

07.03.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «СМЕТЛИВЫЙ» ВЕРНУЛСЯ В СЕВАСТОПОЛЬ

Вчера утром, около 10-00 в Севастополь возвратился с боевой службы в Средиземном море СКР «Сметливый». Экипаж сторожевого корабля Черноморского флота «Сметливый» вернулся в место постоянного базирования Севастополь из Средиземного моря, где выполнял задачи в составе группировки ВМФ России.
ВТС «БАСТИОН», 07.03.2017

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «СМЕТЛИВЫЙ» ВЕРНУЛСЯ В СЕВАСТОПОЛЬ. 06.03.2017

17.05.2017

В ближайшее время группировка постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море будет усилена сторожевиком «Сметливый». Основное вооружение корабля — 8 пусковых установок противокорабельных ракет Х-35У «Уран».
В Средиземном море уже находятся носители крылатых ракет «Калибр» фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», а также подводная лодка «Краснодар». Кроме того, в регионе несут боевую службу большой десантный корабль «Ямал», тральщик «Валентин Пикуль», средний разведывательный корабль «Кильдин», морской буксир МБ-174 и плавучая мастерская ПМ-138.
Ударные возможности двух фрегатов и подводной лодки позволяют выпустить в одном залпе до 35 крылатых ракет «Калибр-НК» и «Калибр-ПЛ». Оперативное соединение ВМФ РФ в Средиземном море насчитывает около 10 кораблей и судов.
Независимая газета

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

20.05.2017

В полигоне боевой подготовки сторожевой корабль (СКР) Черноморского флота «Сметливый» провёл плановое одиночное учение по отражению атаки средств воздушного нападения противника.
Корабль выполнил пуски двух зенитных ракет комплекса «Волна» и артиллерийскую стрельбу по мишени, имитирующей воздушную цель. Постановка мишени была обеспечена экипажем противолодочнного самолёта-амфибии Бе-12 Морской авиации ЧФ.
Пресс-служба Южного военного округа

22.05.2017

Сторожевой корабль (СКР) Черноморского флота (ЧФ) «Сметливый», который накануне принял участие в противолодочном учении и выполнил стрельбу зенитными ракетами по воздушной мишени, приступил к выполнению задач планового перехода из Севастополя в Средиземное море.
Планируется, что уже сегодня корабль войдёт в состав сил постоянного оперативного соединения Военно-Морского Флота России в дальней морской зоне, где в настоящий момент действуют до 10 боевых кораблей и судов обеспечения ЧФ, в том числе новейшие фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен».
Пресс-служба Южного военного округа

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ


БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ (СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61


Большие противолодочные корабли проекта 61 в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Корабль принципиально отличался от ранее построенных для ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух зенитно-ракетных комплексов и применением в качестве силовой установки всережимной газотурбинной установки. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили “поющими фрегатами”.
Оперативно-тактическое задание (ОТЗ) для разработки проекта тактико-технического задания на корабль ПВО и ПЛО, проект которого в дальнейшем получил номер 61, было утверждено главнокомандующим ВМФ 14 марта 1956 г. Назначением корабля, в соответствии с ОТЗ, являлось: противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет), а так же противолодочная оборона (ПЛО) кораблей и транспортов в море.
Разработка ТТЗ включала выполнение институтом предэскизного проектирования, в результате которого был не только уточнен состав вооружения, но и разработана наиболее рациональная его компоновка (после проработки семи вариантов размещения вооружения). Выбранная линейная схема размещения оружия позволяла использовать на один борт все средства ПВО: два зенитных ракетных и два зенитных артиллерийских комплекса, что было немаловажно при отражении атак групповых целей. После многочисленных проработок н оценок различных вариантов, приняли размещение антенн гидроакустических станций общего обнаружения и управления стрельбой противолодочного оружия в выдвижном обтекателе, что позволило уменьшить осадку корабля с 7 до 4 м (при поднятом обтекателе) и обеспечить условия эксплуатации как и на кораблях без подкплевого обтекателя.
Из ТТЗ исключили противолодочные ракеты, боекомплект ЗУР увеличили до 24 ракет. Проработка показала, что при выполнении всех требований задания и при котлотурбинной энергетической установке, корабль будет иметь стандартное водоизмещение около 3600 т. Проект ТТЗ был, в основном, одобрен с предложением проработать вариант с использованием на корабле газотурбинной энергетической установки (ГТУ), что позволило уменьшить водоизмещение примерно на 15%. При рассмотрении материалов проекта в центральных управлениях ВМФ, это решение было принято окончательно. Таким образом, впервые в мировой практике началось проектирование достаточно большого корабля с ГТУ, предназначенной для использования на всех режимах плавания.
Основные тактико-технические элементы (ТТЭ) корабля ПВО и ПЛО утвердили постановлением Совета Министров Союза ССР 30 апреля 1957 г., после чего приступили к разработке эскизного проекта. Проектирование корабля поручили ЦКБ-53, главным конструктором корабля был назначен Б. И. Купенский. Для наблюдения за проектированием от ВМФ назначили представителя Института военного кораблестроения В. В. Данилова, которого впоследствии сменил О.Т. Сафронов.
В ведущих морских державах мира сложилась практика разработки для ВМС специальных ЗРК или использования разработок ВВС. В отечественном ВМФ выбрали иной путь — модификацию для флота сухопутного ЗРК войск ПВО (главный конструктор ЗУР П. Грушин), которая заключалась в разработке новой пусковой установки и системы хранения, подачи и заряжания ЗУР, а также в доработке системы управления (СУ) и самих ЗУР. Разработка ЗРК «Волна» выполнялась НИИ-10 Мннсудпрома с 1955 г. Состав ЗРК включал: стабилизированную пусковую установку по две ЗУР с системой хранения подачи и заряжания ЗИФ-101 (погреб с двумя вертикальными барабанами на 8 ЗУР каждый), систему управления ЗУР «Ятаган» и 16 ЗУР В-600. ЗУР в этом комплексе наводилась на цель по лучу РЛС СУ до момента срабатывания радиолокационного взрывателя.
В отечественном морском газотурбостроенин был выбран путь создания корабельных газовых турбин на специализированном предприятии — ЮТЗ, что позволило на первых порах создавать турбины, превосходящие зарубежные аналоги. В окончательном варианте для кораблей пр.61 была выбрана двухвальная ГТУ с двумя автономными главными газотурбозубчатыми агрегатами. Срок службы каждого двигателя определялся в 3000 ч, из которых на 100% мощности — 100 ч, на 80% — 200 ч и на мощности 50-60% — 2700 ч. Срок поставки ЮТЗ агрегатов М3 на головной корабль назначался на конец 1959 г.
Для привода главных электрогенераторов решено было также использовать газовые турбины (дизель-генераторов с приемлемым сроком службы не оказалось) ГТУ-6 производства завода «Экономайзер». В состав ЭЭС корабля вошли четыре ГТГ по 600 кВт и два стояночных дизель-генератора ДГ-200.
Корпус корабля был принят (по аналогии с проектами 50, 56 и 57бис) гладкопалубным, но с достаточно плавным подъемом верхней палубы в носовой оконечности и выполнен сварным из стали СХЛ-4 (10ХСНД).

Для получения заданной в ТТЗ скорости хода для корпуса корабля приняли очень острые обводы (отношение длины к ширине 9,5). Это, наряду с постоянным ростом масс вооружения в процессе проектирования, несколько ухудшило остойчивость корабля. Для сохранения необходимой, по требованиям ТТЗ, остойчивости на больших наклонениях, (что очень важно при плавании в штормовых условиях), надводная часть корпуса была уширена и появился слом борта у НП от 45 шп. до транца.
Надстройка имела протяженность около 2/3 длины корпуса корабля и была выполнена из АМГ как и внутренние выгородки, ряд фундаментов отдельных устройств, что позволило уменьшить массу корпуса и понизить положение центра тяжести корабля. Конструкции в районах размещения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем управления, а также ходовой пост выполнялись стальными. Корабль имел четыре газоотводных трубы по две над каждым машинным отделением. Их размеры выбирались, исходя из условий обеспечения возможности замены турбин МЗ и ГТУ-6 через люки в трубах, а также снижения температуры отходящих газов за счет интенсивного смешивания их с воздухом в кожухе трубы.
Корпус корабля был разделен главными поперечными водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Из них два полностью занимала ГТУ (носовое и кормовое машинные отделения). В каждом размещалось по одному газотурбозубчатому агрегату и по два ГТГ ГТУ-6. В отсеках между машинными отделениями (МО) размещались вспомогательные механизмы (успокоители качки, вспомогательные котлы, испарители и т. д.). В междудонном пространстве (протяженность второго дна составляла около 80% длины корпуса корабля) хранилось почти 940 т дизельного топлива, около 70 т пресной воды для обеспечения нужд экипажа и около 13 т котельной воды для вспомогательных котлов. В специальном хранилище под ютом размещалось 5 т авиатоплива для вертолета.
Расположение жилых и служебных помещений на корабле в основном было традиционным. Исключение составляли лишь размещение командных пунктов управления кораблем, главной энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой команды, что было вызвано требованиями по противоатомной защите и сложной системой вооружения корабля. В соответствии с ТТЗ, главный командный пост размещался отдельно от ходового поста в основном корпусе корабля на нижней палубе.
Находясь на главном командном посту, командир мог не только видеть всю надводную, воздушную и подводную обстановку, управлять кораблем, но и осуществлять управление практически всеми системами оружия. В ходовом посту с открытым мостиком остались только приборы управления кораблем для входа и выхода из базы, прохода в узкостях и швартовки. В отличие от кораблей с котлотурбинной установкой, из-за высокого уровня шума в машинных отделениях, управлять газотурбинной энергетической установкой стало возможно только из постов дистанционного управления.
Впервые в практике отечественного ВМФ часть кают офицерского состава была размещена в районе диаметральной плоскости корабля и лишена естественного освещения, кубрики тоже не имели иллюминаторов. Важной особенностью общего расположения корабля пр. 61 было создание сквозного коридора в надстройке с носа в корму, обеспечивающего закрытый проход личного состава практически, ко всем боевым постам корабля. Все выходы на верхнюю палубу в боевой обстановке осуществлялись только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора. Столь высокая степень централизации и автоматизации управления позволяла впервые обеспечить ведение боевых действий кораблем без выхода личного состава на верхнюю палубу и мостики.

Большой противолодочный корабль «Сметливый» 15.07.1966 г. был заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1710), спущен 26.08.1967 г. и 15.06.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Вступил в строй 25.09.1969 г. и 21.10.1969 г. включен в состав Черноморского Флота.
06-12.03.1973 г. нанес визит в Латакию (Сирия),
26.09-01.10.1973 г.- в Сплит (Югославия),
09-13.08.1974 г. — в Варну (Болгария),
26.06-01.07.1980 г.- в Тунис.
19.02.1987 г. был поставлен в Севастополе на капитальный ремонт.
«Сметливый» был модернизирован в 1990-95 гг. по новому пр.01090. Главной особенностью этой модернизации стало применение нового морского неакустического комплекса МНК-300, антенной которого служит буксируемый за кормой 300-метровый кабель, принимающий комплекс различных излучении и реагирующий на тепловой, радиационный и шумовой след субмарины противника.
Так же на месте двух РБУ-1000 установили 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет “Уран”, демонтировали кормовую артиллерийскую башню и в кормовой оконечности надстроили помещение для МНК-300. Около ходовой рубки разместили системы постановок помех ПК-10 и ПК-16, а также несколько дополнительных РЛС и систем управления для ПКР.
В настоящий момент переклассифицирован в СКР, весьма активно используется в боевых службах Черноморского флота. В 2003 году в составе группы кораблей Черноморского флота участвовал в совместных океанских учениях в Индийском океане совместно с Тихоокеанским флотом и с ВМС Индии.
В 2006 году проходил плановый ремонт в Новороссийске.
В 2009 году корабль отметил свое сорокалетие.
В период 30.10-19.11.2011 корабль принимал участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2011″ в Средиземном море.

Назначение:

Противолодочная оборона кораблей и транспортов в море, противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и ракет.

Особенности проекта

Впервые в мире на кораблях данного класса была применена газотурбинная ЭУ большой мощности. Впервые в практике отечественного надводного кораблестроения создана столовая команды (2/3 л/с), обеспечен закрытый проход вдоль корабля к боевым постам.

Постройка кораблей по проекту 61 велась на двух завода:

  • з-д им.А.А. Жданова («Северная верфь»), Ленинград;
  • з-д им. 61 Коммунара, г. Николаев.

Всего по проекту 61 построено 19 кораблей. Последний достраивался по проекту 61М.

Модернизация

В ходе постройки корабли оснащались РЛС МР-310 и МР-500, дооборудовались комплексом помех ПК-16 и др.

  • 61М (МП) – (1+ 5 ед.) размещение к-са УРО с четырьмя ПУ для ПКР П-15, ГАС МГ-335 ("Платина") с подкильной и буксируемой антенной, замена 2-х РБУ-1000 на 4 АУ АК-630 с СУ МР-123 "Вымпел", увеличение носовой надстройки для организации дополнительных кают офицеров;
  • 61Э  – (1ед.) опытный корабль для обработки к-са М-22;
  • 61У – (1ед.) корабль для тренировки экипажей ВМС Индии;
  • 01090 – (1 ед.) – установка неакустического к-са "Кайра", установка к-са УРО "Уран" (2ПУ – 8 ракет).

СЕРИЯ
Наименование Зав.№* Заложен Зачислен Спущен Вступил Прим.
корабля в списки ВМФ в строй
«Комс.Украины» 1701 15.09.1959 10.11.1959 31.12.1960 31.12.1962 До 09.10.1962 — СКР-25.
«Сообразительный» 1702 20.07.1960 25.09.1961 04.11.1961 26.12.1963 До 21.03.1963 — СКР-44.
«Проворный»** 1703 10.02.1961 23.03.1962 21.04.1962 25.12.1964 До 01.10.1964 — СКР-37.
«Отважный» 1704 10.08.1963 03.07.1963 17.10.1964 31.12.1965 До 17.02.1965 — «Орел».
«Стройный» 1705 20.03.1964 24.05.1965 28.07.1965 15.12.1966 Модернизирован по пр.61 МП.
«Красный Кавказ» 1706 25.11.1964 25.11.1964 09.02.1966 25.09.1967
«Решительный» 1707 25.06.1965 24.01.1967 30.06.1966 30.12.1967
«Смышленый» 1708 15.08.1965 01.07.1967 22.10.1966 27.09.1968 Модернизирован по пр.61 МП.
«Строгий» 1709 22.02.1966 12.01.1968 29.04.1967 24.12.1968
«Сметливый» 1710 15.07.1966 15.06.1968 26.08.1967 25.09.1969
«Смелый» 1711 15.11.1966 20.12.1968 06.02.1968 27.12.1969 Модернизирован по пр.61 МП.
«Красный Крым» 1712 23.02.1968 09.02.1970 28.02.1969 15.10.1970
«Способный» 1713 10.03.1969 25.04.1970 11.04.1970 25.09.1971 Начат с модернизацией.
«Скорый» 1714 20.04.1970 20.10.1970 26.02.1971 23.09.1972
«Сдержанный» 1715 10.03.1971 20.10.1970 25.02.1972 30.12.1973 Достроен по пр.61М.
«Огневой» 751 09.05.1962 27.08.1962 31.05.1963 31.12.1964 До 01.10.1964 — СКР-31,
модернизирован по пр.61 МП.
«Образцовый» 752 29.07.1963 29.01.1964 23.02.1964 29.09.1965
«Одаренный» 753 22.01.1963 12.08.1964 11.09.1964 30.12.1965
«Славный» 754 26.07.1964 09.07.1964 24.04.1965 30.09.1966 Модернизирован по пр.61 МП.
«Стерегущий» 755 26.07.1964 09.07.1964 20.02.1966 21.12.1966.
*БПК с заводскими номерами 1701—1715 построены в Николаеве на заводе имени 61 коммунара, а БПК с заводскими номерами 751—755 — в Ленинграде на судостроительном заводе имени А.А. Жданова.
**БПК «Проворный» перестроен в экспериментальных целях по проекту 61Э.

Даты сдачи промышленностью больших противолодочных кораблей для ВМС Индии, построенных по проекту 61-МЭ
Наименование Наименование Зав.№ Заложен Зачислен Спущен Вступил Передан корабля в корабля в списки ВМФ в строй ВМС Индии
ВМФ СССР в ВМС Индии
«Надежный» RAJPUT 2201 11.09.1976 14.04.1976 17.09.1977 30.11.1979 04.05.1980
«Губительный» RANA 2202 29.11.1976 13.02.1978 27.09.1978 30.09.1981 10.02.1982
«Ловкий» RANJIT 2203 29.06.1977 30.10.1981 16.06.1979 20.07.1983 24.11.1983
«Твердый» RANVIR 2204 24.10.1981 11.04.1983 12.03.1983 30.12.1985 1986
«Толковый» RANJIVEY 2205 19.03.1982 11.04.1983 01.02.1986 15.10.1987 1988
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Все пять кораблей построены в Николаеве на заводе имени 61 коммунара.
2. БПК «Губительный» и «Ловкий» предполагалось переименовать 16.5.1977 в «Пытливый» и «Поражающий» (соответственно).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение

Стандартное:

3 550 т

Полное:

4 510 т

Размеры

Длина наибольшая:

144,0 м

Ширина наибольшая:

15,0 м

Осадка при полном водоизмещении:

4,6 м

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Скорость полного хода:

35,0 уз

Скорость оперативно-экономического хода:

18 уз

Дальность плавания:

ок. 3 500 миль

Автономность по запасам провизии:

10 суток

Комплектация:

266 человек

Силовые установки

Главная энергетическая установка:

Газотурбинная суммарной мощностью 72 000 л.с.
ГГТЗА М-3 (2 х 36 000 л.с.),
4 главных котла КВН-95/64

Электроэнергетическая система:

Суммарной мощностью 2 800 кВт.
газотурбогенераторы ГТУ-6 (4 х 600 кВт.),
дизельгенераторы ДГ-200 (2 х 200 кВт.)

Вооружение

Зенитное ракетное:

2 зенитных ракетных комплекса «Волна» каждый в составе пусковой установки ЗИФ-101 (16 ЗУР)
и системы управления 4Р-90 («Ятаган»).

Артиллерийское:

Две 76,2 мм двухорудийные установки АК-726 с двумя системами управления МР-105.

Торпедное и противолодочное:

ПТА-53-1123/2 с системой управления «Тифон-61″;
2 РБУ-6000 и 2 РБУ-1000 с системой управления «Буря-61″.

Радиотехническое:

Две РЛС обнаружения воздушных и надводных целей МР-300;
Гидролокационные станции МГ-311 и МГ-312И;
Две навигационные РЛС «Волга» и НРЛС «Дон»;
Средства РЭП: МРП-11-16, «Бизань-4Б», «Краб -11″, «Краб -12″, 2 миномета Ф-82-ТМ (600 мин) для пассивных помех.

Авиционное:

Вертолет Ка-25 без базирования.

Сроки и время проектирования

ТТЗ:

1956 г.

Эскизный проект:

1957 г.

Технический проект:

1958 г.

Рабочий проект:

1959 г.

Сдача головного заказа:

1962 г.

БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ (СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61. НОВОСТИ 2012 — 2016

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «СМЕТЛИВЫЙ» ВЕРНУЛСЯ В СЕВАСТОПОЛЬ. 06.03.2017
ВЫХОД СКР «СМЕТЛИВЫЙ» ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ НА БОЕВУЮ СЛУЖБУ. 28.10.2016
СКР «СМЕТЛИВЫЙ» ПЕРЕД ВЫХОДОМ В МОРЕ. СЕВАСТОПОЛЬ. 25.10.2016
ВЫХОД ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ «СМЕТЛИВЫЙ». 06.03.2016
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «СМЕТЛИВЫЙ» ВЕРНУЛСЯ В СЕВАСТОПОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ. 28.12.2015
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ (СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61 ФОТОРЕПОРТАЖИ
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «СМЕТЛИВЫЙ» ПРОЕКТА 61МП ВОЗВРАЩАЕТСЯ В СЕВАСТОПОЛЬ. 27.09.2014
ВЫХОД СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ «СМЕТЛИВЫЙ» ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ К БЕРЕГАМ СИРИИ. ФОТОРЕПОРТАЖ
БПК «СЛАВНЫЙ» ПРОЕКТА 61МП НА ВОЕННО-МОРСКОМ ПАРАДЕ В ЛЕНИНГРАДЕ. 07.11.1987
БПК «СЛАВНЫЙ» ПРОЕКТА 61МП НА ВОЕННО-МОРСКОМ ПАРАДЕ В ЛЕНИНГРАДЕ. 04.11.1989
СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap