ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ

(СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61

LARGE ANTI-SUBMARINE SHIP (PATROL SHIP) PROJECT 61

19.10.2012
Сторожевой корабль Черноморского флота «Сметливый» отправился в Средиземное море, он примет участие в совместном российско-итальянском военно-морском учении «Ионекс-2012», которое пройдет с 7 по 9 ноября у берегов Италии.

2.11.2012
Российско-итальянское учение «Иониекс-2012» пройдет в заливе Таранто, от Военно-Морского Флота России участие в нем примут сторожевой корабль (СКР) «Сметливый» и морской буксир МБ-304 Черноморского флота.

05.10.2013

Сторожевой корабль Черноморского флота «Сметливый» из состава Средиземноморской эскадры ВМФ России зашел в греческий порт Керкира, чтобы принять участие в «Русской неделе» на Ионических островах, сообщил журналистам начальник отдела информационного обеспечения Черноморского флота (ЧФ) капитан первого ранга Вячеслав Трухачёв.
«Сегодня сторожевой корабль «Сметливый» Черноморского флота, выполняющий задачи в составе группировки ВМФ в Средиземном море, осуществил заход в греческий в порт Керкира на острове Корфу, где его экипаж примет участие в мероприятиях «Русской недели на Ионических островах». Сегодня же в Керкиру для участия в торжествах прибыло килекторное судно КИЛ-158, которое вышло из Севастополя 29 сентября», — сказал Трухачев.
РИА Новости

08.10.2013
Завершился заход сторожевого корабля (СКР) «Сметливый» и килекторного судна «КИЛ-158» Черноморского флота (ЧФ) в греческом порту Керкира на острове Корфу.
Пребывание российских кораблей в Греческой Республике приурочено к проведению XII общественного форума «Русская неделя на Ионических островах», в рамках которого прошли дни памяти прославленного адмирала Федора Ушакова, под командованием которого в 1799 г. русские моряки освободили остров Корфу от иноземных захватчиков.

25.10.2013
Корабль Черноморского флота «Сметливый» идет маршрутом адмирала Федора Ушакова. В настоящее время он находится в порту греческого острова Закинф. Именно его 215 лет назад эскадра великого русского флотоводца освободила от французских захватчиков.

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

06.11.2013
Сторожевой корабль «Сметливый» Черноморского флота из состава группировки кораблей ВМФ в Средиземном море 5 ноября прибыл в итальянский порт Таранто для участия в российско-итальянском военно-морском учении «Иониекс-2013″. От итальянских ВМС в учении будут задействованы эсминец «Дюран де Ла Пенне», фрегат «Эсперо», подводная лодка и самолет морской авиации. После проведения протокольных визитов, предпоходовой конференции и рабочих совещаний экипажи кораблей приступили к проведению мероприятий береговой фазы учения.

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

20.11.2013
Сторожевой корабль Черноморского флота (ЧФ) «Сметливый», входящий в состав постоянного соединения ВМФ России в Средиземном море, завершил пребывание во французском порту Тулон, сообщил журналистам начальник отдела информационного обеспечения ЧФ капитан первого ранга Вячеслав Трухачев.

20.12.2013
Сторожевой корабль «Сметливый» из состава оперативного соединения ВМФ РФ возглавит конвой для сопровождения датских и норвежских контейнеровозов с отравляющими веществами на борту, сообщил «Интерфаксу» 19 декабря военно-дипломатический источник.
«На разных участках перехода ему будут приданы по два больших десантных корабля из состава группировки ВМФ. Управление действиями конвоя будет осуществляться штабом средиземноморской группировки, развернутого на борту крейсера «Петр Великий», — сказал собеседник агентства.
Он уточнил, что российские корабли охранения пока не прибыли в Латакию. «Сметливый» зайдет в порт на следующей неделе из кипрского Лимасола, где корабль пополнит запасы в ближайшие дни

ВОЙНА В СИРИИ

09.02.2014

Сторожевой корабль (СКР) Черноморского флота «Сметливый» вернулся в Севастополь после дальнего похода. В течение пяти месяцев СКР выполнял задачи в различных районах Средиземного моря, пройдя за это время более 22 000 морских миль.
В походе «Сметливый» принял участие в мероприятиях «Русской недели на Ионических островах», представлял Россию в двустороннем российско-итальянском военно-морском учении «Иониекс-2013», взаимодействовал с кораблями и судами Северного и Балтийского флотов, входящих в состав постоянного соединения Военно-Морского Флота в Средиземном море, совершил заходы в порты Греции, Италии, Франции и Мальты.

13.12.2015

13 декабря 2015 года экипаж российского сторожевого корабля «Сметливый», находившийся в 22 километрах от греческого острова Лемнос северной части Эгейского моря, предотвратил столкновение с турецким сейнером.
В 9.03 мск вахтенная служба корабля обнаружила на расстоянии около 1 тыс. метров турецкое судно, приближающееся к стоящему на якоре СК «Сметливый» с правого борта.
Несмотря на многочисленные попытки «Сметливого» экипаж турецкого сейнера не шел на радиоконтакт с российскими моряками и не отвечал на специальные визуальные сигналы светового семафора и сигнальных ракет.
При сближении турецкого сейнера с российским сторожевым кораблем на расстояние около 600 метров, в целях недопущения столкновения кораблей, по ходу движения турецкого судна на расстоянии гарантированного непоражения, было применено стрелковое оружие.
Сразу после этого турецкое судно резко сменило курс и не выходя на контакт с российским экипажем продолжило движение мимо СК «Сметливый» на расстоянии 540 метров.
В связи с происшедшим в Эгейском море инцидентом заместителем Министра обороны РФ Анатолием Антоновым в Минобороны России вызван военный атташе при посольстве Турции в России.
Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

14.12.2015

13 декабря 2015 года атташе по вопросам обороны, военно-морской атташе при посольстве Турции в Москве контр-адмирал Ахмет Гюнеш был срочно вызван в Министерство обороны Российской Федерации для беседы с заместителем Министра обороны России Анатолием Антоновым.
Турецкому военному дипломату сделано жесткое представление о возможных пагубных последствиях безрассудных действий официальной Анкары в отношении российского воинского контингента, выполняющего задачи по борьбе с международным терроризмом в Сирии.
В частности, была доведена глубокая озабоченность очередными провокационными действиями турецкой стороны в отношении российского сторожевого корабля «Сметливый» в Эгейском море, который для предупреждения столкновения с турецким судном «Гечицилер Балик Чилик» был вынужден открыть предупредительную стрельбу из стрелкового оружия на расстоянии, гарантирующем непоражение турецкого корабля.
Только по счастливой случайности удалось избежать трагедии.
Контр-адмирал Ахмет Гюнеш обещал незамедлительно довести до Анкары содержание российского представления.
Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

28.12.2015
ФОТОРЕПОРТАЖ: СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «СМЕТЛИВЫЙ» ВЕРНУЛСЯ В СЕВАСТОПОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

28.12.2015 сторожевой корабль (СКР) Черноморского флота (ЧФ) «Сметливый» под командованием капитана 2 ранга Андрея Зайцева вернулся в Севастополь после выполнения задач в Средиземном море.
СКР вышел в дальний поход 18 сентября. В соответствии с его программой экипаж корабля совершил деловой заход в греческий порт Корфу, где участвовал в мероприятиях в рамках традиционной «Русской недели на Ионических островах», а также посетил греческий порт Патры.
Позднее «Сметливый» действовал в составе постоянного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море.
По случаю возвращения корабля из похода в Севастополе на причале соединения надводных кораблей ЧФ состоялся торжественный митинг.
На основе плановой ротации СКР «Сметливый» в Средиземном море сменил большой противолодочный корабль (БПК) Северного флота «Вице-адмирал Кулаков».
Пресс-служба Южного военного округа

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «СМЕТЛИВЫЙ» ВЕРНУЛСЯ В СЕВАСТОПОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ. 28.12.2015

07.03.2016

Сегодня сторожевой корабль (СКР) Черноморского флота «Сметливый» под командованием капитана 2 ранга Андрея Зайцева вышел из Севастополя и взял курс на черноморские проливы.
7 марта корабль войдет в Средиземное море, где в соответствии с планом похода будет решать задачи в составе постоянного соединения кораблей ВМФ России в этом регионе.
В настоящее время в составе средиземноморской группировки на основе ротации выполняют задачи более 15 кораблей и вспомогательных судов Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов.
Пресс-служба Южного военного округа

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

08.03.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: ВЫХОД ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ «СМЕТЛИВЫЙ»

Предлагаем читателям фоторепортаж ухода на боевую службу в Средиземное море сторожевого корабля «Сметливый». Как сообщала Пресс-служба Южного военного округа, 6 марта 2016 года сторожевой корабль (СКР) Черноморского флота «Сметливый» под командованием капитана 2 ранга Андрея Зайцева вышел из Севастополя и взял курс на черноморские проливы.
Корабль начал съемку с якоря и выход из базы в 09-15 6 марта 2016 года, ее обеспечивали рейдовые буксиры «РБ-412″ и «РБ-389″. В 10-00 прошел по Северной бухте мимо Константиновской батареи и быстро исчез из вида в утренней дымке.
На рассвете 7 марта СКР «Сметливый» начал проход турецких проливов и к 13 часам прошел Дарданеллы. Планируется, что боевая служба «Сметливого» продлится (как минимум) до середины июня 2016 года
В настоящее время в составе средиземноморской группировки на основе ротации выполняют задачи более 15 кораблей и вспомогательных судов Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов.
ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 08.03.2016

ВЫХОД ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ «СМЕТЛИВЫЙ». 06.03.2016
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ

25.04.2016
ФОТОРЕПОРТАЖИ: БПК «СЛАВНЫЙ» ПРОЕКТА 61МП НА ВОЕННО-МОРСКИХ ПАРАДАХ В ЛЕНИНГРАДЕ 1987-1989 ГГ.

В военно-морских парадах в Ленинграде в ноябре 1987 и 1989 годов на Неве принял участие большой противолодочный корабль «Славный» проекта 61МП.
«Славный» был включен в состав ДКБФ 17 октября 1966 года и с этого времени становится почти постоянным представителем флота на морских парадах в Ленинграде. Корабль совершает плавания по Балтике, посещает зарубежные порты. С 28 по 29 октября 1967 и с 3 по 9 октября 1969 года «Славный» заходил в порт Росток (ГДР), ас 17 по 22 августа 1971 года — в столицу Дании Копенгаген. На следующий год «Славный» несет боевую службу в Средиземном море и с 14 июня по 29 июля 1972 года находится в зоне боевых действий, оказывая помощь вооруженным силам Сирии и Египта. С 6 декабря 1973 по 4 декабря 1975 года корабль модернизируется в Ленинграде по проекту 61 МП. Далее — очередные походы и визит на Кубу, в Гавану (11 — 15 октября 1985 г.). В Польшу корабль наносит визиты с 18 по 23 июля 1987 года (Гдыня) и с 19 по 24 июля 1988 года (Щецин). Кораблю требуется ремонт, но 15 декабря 1989 года его выводят из боевого состава ДКБФ на консервацию. С 19 февраля 1991 года «Славный» (под бортовым номером 449) выводится из консервации для ремонта, однако отсутствие средств вынуждает командование флота через четыре месяца списать его на слом. С 24 июня 1991 года «Славный» исключается из состава ВМФ, разоружается и подвергается разграблению. После расформирования экипажа 31 декабря 1991 года корабль попросту затонул у причала в Балтийске. Через несколько лет его корпус был поднят и продан за, рубеж для разделки.
ВТС «БАСТИОН», 25.04.2016

БПК «СЛАВНЫЙ» ПРОЕКТА 61МП НА ВОЕННО-МОРСКОМ ПАРАДЕ В ЛЕНИНГРАДЕ. 07.11.1987
БПК «СЛАВНЫЙ» ПРОЕКТА 61МП НА ВОЕННО-МОРСКОМ ПАРАДЕ В ЛЕНИНГРАДЕ. 04.11.1989

26.10.2016

В соответствии с планом боевой подготовки сторожевой корабль (СКР) Черноморского флота «Сметливый» в морском полигоне в акватории Черного моря выполнил зенитную ракетную стрельбу по имитатору воздушной цели.
Ранее экипаж выполнил артиллерийские стрельбы по морской и воздушной целям, отработал задачи по противодиверсионной подготовке, борьбе за живучесть и проходу минных полей.
По завершении учебных мероприятий в море корабль возвратился в Севастополь.
Данный выход в морские полигоны является плановым и обязательным элементом цикла боевой подготовки кораблей флота.
Пресс-служба Южного военного округа

29.10.2016

28 октября 2016 года сторожевой корабль (СКР) Черноморского флота «Сметливый» вышел из Севастополя в Средиземное море, взяв курс на греческий порт Пирей.
Экипаж СКР примет участие в мероприятиях Года России в Греции, которые пройдут с 31 октября по 1 ноября в Афинах и Пирее.
Многие из них посвящены 165-летию со дня рождения великой княгини Ольги Константиновны Романовой, которая, став королевой Греции, посвятила свою жизнь укреплению и развитию российско-греческих отношений, а также дипломатическому и духовному сближению двух стран.
На палубе СКР «Сметливый» пройдет церемония награждения лауреатов историко-просветительского конкурса исследовательских и творческих работ школьников и студентов Греции, посвященного памяти королевы эллинов Ольги.
Пребывание корабля Черноморского флота в Пирее продлится до 2 ноября.
Пресс-служба Южного военного округа

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

03.11.2016

Экипаж сторожевого корабля (СКР) «Сметливый» Черноморского флота (ЧФ), находящегося с деловым заходом в греческом порту Пирей, принимает участие в мероприятиях Года России и Греции.
Начавшиеся 31 октября в Афинах и Пирее торжественные мероприятия приурочены к 165-летию со дня рождения Великой княгини Ольги Константиновны Романовой, которая, став королевой Греции, посвятила свою жизнь укреплению и развитию российско-греческих отношений, а также дипломатическому и гуманитарному сближению двух стран.
За время стоянки в греческом порту экипаж СКР «Сметливый» почтил память соотечественников на кладбище русских моряков в Пирее, корабль посетили учащиеся школы при Посольстве России в Греции, представители греческих военно-морских сил.
Военный оркестр, прибывший на российском корабле, с успехом выступил на центральной площади Пирея.
Основные мероприятия, посвященные памяти королевы эллинов Ольги, пройдут сегодня в церкви Святой Троицы в Афинах и на борту СКР «Сметливый» в Пирее.
Деловой заход российского военного корабля в греческий порт продлится до 2 ноября.
Пресс-служба Южного военного округа

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

04.11.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: ВЫХОД СКР «СМЕТЛИВЫЙ» ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ НА БОЕВУЮ СЛУЖБУ. 28.10.2016

В настоящее время СКР «Сметливый» в соответствии с планом похода корабля вошел в состав постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море. Как известно, сейчас в этой части Мирового океана собрано самое большое соединение боевых и вспомогательных кораблей и судов с времен Советского Союза, грядут важные события.
Сторожевой корабль (СК) Черноморского флота (ЧФ) «Сметливый» 2 ноября 2016 года завершил деловой заход в греческий порт Пирей, где российские моряки принимали участие в мероприятиях, посвященных 165-летию со дня рождения королевы эллинов — великой княгини Ольги Константиновны Романовой.
Мы предлагаем нашим читателям фоторепортаж о выходе СКР из Севастополя на боевую службу.
В 10:30 28 октября 2016 года в Средиземное море и на визит в Пирей из Севастополя ушел СКР «Сметливый». Этот не молодой корабль до сих пор выполняет свои функции по обороне Отечества. Совсем недавно, перед выходом, корабль прошел все необходимые подготовительные процессы, включая размагничивание. СКР даже отстрелялся из ЗРК «Волна», что потенциальные «друзья» не забывали и возможностях русского оружия. А то они уже думали, что корабль «пустой» и на нем многие комплексы и системы не работаю. Это не так. В настоящее время корабль оснащен современным противокорабельным ракетным комплексом «Уран» с 8 ПКР, на нем установлены новые средства связи и навигации, в том числе и космической. Например, около рубки побортно можно увидеть два колпака станций связи типа «Аурига».
ВТС «БАСТИОН», 04.11.2016

ВЫХОД СКР «СМЕТЛИВЫЙ» ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ НА БОЕВУЮ СЛУЖБУ. 28.10.2016

16.11.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: СКР «СМЕТЛИВЫЙ» ПЕРЕД ВЫХОДОМ В МОРЕ. СЕВАСТОПОЛЬ. 25.10.2016

Сейчас внимание военных специалистов приковано к российской корабельной группировке в Средиземном море, которая вчера, 15 ноября 2016 года приступила к нанесению ударов по террористам в Сирии. Несмотря на то, что ее основу составляют корабли Северного флота, корабли Черноморского флота так же активно несут боевую службу. Одним из них является ветеран флота — сторожевой корабль (СКР) «Сметливый» проекта 61.
А совсем недавно, 25 октября 2016 года СКР «Сметливый» прошел процедуру размагничивания корпуса на стенде в Северной бухте Севастополя. Последний «Поющий фрегат» российского Черноморского флота принял запасы топлива и припасов перед очередным уходом на боевую службу в Средиземное море
28 октября 2016 года СКР «Сметливый» ушел из Севастополя в Средиземное море.
ВТС «БАСТИОН», 16.11.2016

СКР «СМЕТЛИВЫЙ» ПЕРЕД ВЫХОДОМ В МОРЕ. СЕВАСТОПОЛЬ. 25.10.2016


БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ (СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61


Большие противолодочные корабли проекта 61 в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Корабль принципиально отличался от ранее построенных для ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух зенитно-ракетных комплексов и применением в качестве силовой установки всережимной газотурбинной установки. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили “поющими фрегатами”.
Оперативно-тактическое задание (ОТЗ) для разработки проекта тактико-технического задания на корабль ПВО и ПЛО, проект которого в дальнейшем получил номер 61, было утверждено главнокомандующим ВМФ 14 марта 1956 г. Назначением корабля, в соответствии с ОТЗ, являлось: противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет), а так же противолодочная оборона (ПЛО) кораблей и транспортов в море.
Разработка ТТЗ включала выполнение институтом предэскизного проектирования, в результате которого был не только уточнен состав вооружения, но и разработана наиболее рациональная его компоновка (после проработки семи вариантов размещения вооружения). Выбранная линейная схема размещения оружия позволяла использовать на один борт все средства ПВО: два зенитных ракетных и два зенитных артиллерийских комплекса, что было немаловажно при отражении атак групповых целей. После многочисленных проработок н оценок различных вариантов, приняли размещение антенн гидроакустических станций общего обнаружения и управления стрельбой противолодочного оружия в выдвижном обтекателе, что позволило уменьшить осадку корабля с 7 до 4 м (при поднятом обтекателе) и обеспечить условия эксплуатации как и на кораблях без подкплевого обтекателя.
Из ТТЗ исключили противолодочные ракеты, боекомплект ЗУР увеличили до 24 ракет. Проработка показала, что при выполнении всех требований задания и при котлотурбинной энергетической установке, корабль будет иметь стандартное водоизмещение около 3600 т. Проект ТТЗ был, в основном, одобрен с предложением проработать вариант с использованием на корабле газотурбинной энергетической установки (ГТУ), что позволило уменьшить водоизмещение примерно на 15%. При рассмотрении материалов проекта в центральных управлениях ВМФ, это решение было принято окончательно. Таким образом, впервые в мировой практике началось проектирование достаточно большого корабля с ГТУ, предназначенной для использования на всех режимах плавания.
Основные тактико-технические элементы (ТТЭ) корабля ПВО и ПЛО утвердили постановлением Совета Министров Союза ССР 30 апреля 1957 г., после чего приступили к разработке эскизного проекта. Проектирование корабля поручили ЦКБ-53, главным конструктором корабля был назначен Б. И. Купенский. Для наблюдения за проектированием от ВМФ назначили представителя Института военного кораблестроения В. В. Данилова, которого впоследствии сменил О.Т. Сафронов.
В ведущих морских державах мира сложилась практика разработки для ВМС специальных ЗРК или использования разработок ВВС. В отечественном ВМФ выбрали иной путь — модификацию для флота сухопутного ЗРК войск ПВО (главный конструктор ЗУР П. Грушин), которая заключалась в разработке новой пусковой установки и системы хранения, подачи и заряжания ЗУР, а также в доработке системы управления (СУ) и самих ЗУР. Разработка ЗРК «Волна» выполнялась НИИ-10 Мннсудпрома с 1955 г. Состав ЗРК включал: стабилизированную пусковую установку по две ЗУР с системой хранения подачи и заряжания ЗИФ-101 (погреб с двумя вертикальными барабанами на 8 ЗУР каждый), систему управления ЗУР «Ятаган» и 16 ЗУР В-600. ЗУР в этом комплексе наводилась на цель по лучу РЛС СУ до момента срабатывания радиолокационного взрывателя.
В отечественном морском газотурбостроенин был выбран путь создания корабельных газовых турбин на специализированном предприятии — ЮТЗ, что позволило на первых порах создавать турбины, превосходящие зарубежные аналоги. В окончательном варианте для кораблей пр.61 была выбрана двухвальная ГТУ с двумя автономными главными газотурбозубчатыми агрегатами. Срок службы каждого двигателя определялся в 3000 ч, из которых на 100% мощности — 100 ч, на 80% — 200 ч и на мощности 50-60% — 2700 ч. Срок поставки ЮТЗ агрегатов М3 на головной корабль назначался на конец 1959 г.
Для привода главных электрогенераторов решено было также использовать газовые турбины (дизель-генераторов с приемлемым сроком службы не оказалось) ГТУ-6 производства завода «Экономайзер». В состав ЭЭС корабля вошли четыре ГТГ по 600 кВт и два стояночных дизель-генератора ДГ-200.
Корпус корабля был принят (по аналогии с проектами 50, 56 и 57бис) гладкопалубным, но с достаточно плавным подъемом верхней палубы в носовой оконечности и выполнен сварным из стали СХЛ-4 (10ХСНД).

Для получения заданной в ТТЗ скорости хода для корпуса корабля приняли очень острые обводы (отношение длины к ширине 9,5). Это, наряду с постоянным ростом масс вооружения в процессе проектирования, несколько ухудшило остойчивость корабля. Для сохранения необходимой, по требованиям ТТЗ, остойчивости на больших наклонениях, (что очень важно при плавании в штормовых условиях), надводная часть корпуса была уширена и появился слом борта у НП от 45 шп. до транца.
Надстройка имела протяженность около 2/3 длины корпуса корабля и была выполнена из АМГ как и внутренние выгородки, ряд фундаментов отдельных устройств, что позволило уменьшить массу корпуса и понизить положение центра тяжести корабля. Конструкции в районах размещения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем управления, а также ходовой пост выполнялись стальными. Корабль имел четыре газоотводных трубы по две над каждым машинным отделением. Их размеры выбирались, исходя из условий обеспечения возможности замены турбин МЗ и ГТУ-6 через люки в трубах, а также снижения температуры отходящих газов за счет интенсивного смешивания их с воздухом в кожухе трубы.
Корпус корабля был разделен главными поперечными водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Из них два полностью занимала ГТУ (носовое и кормовое машинные отделения). В каждом размещалось по одному газотурбозубчатому агрегату и по два ГТГ ГТУ-6. В отсеках между машинными отделениями (МО) размещались вспомогательные механизмы (успокоители качки, вспомогательные котлы, испарители и т. д.). В междудонном пространстве (протяженность второго дна составляла около 80% длины корпуса корабля) хранилось почти 940 т дизельного топлива, около 70 т пресной воды для обеспечения нужд экипажа и около 13 т котельной воды для вспомогательных котлов. В специальном хранилище под ютом размещалось 5 т авиатоплива для вертолета.
Расположение жилых и служебных помещений на корабле в основном было традиционным. Исключение составляли лишь размещение командных пунктов управления кораблем, главной энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой команды, что было вызвано требованиями по противоатомной защите и сложной системой вооружения корабля. В соответствии с ТТЗ, главный командный пост размещался отдельно от ходового поста в основном корпусе корабля на нижней палубе.
Находясь на главном командном посту, командир мог не только видеть всю надводную, воздушную и подводную обстановку, управлять кораблем, но и осуществлять управление практически всеми системами оружия. В ходовом посту с открытым мостиком остались только приборы управления кораблем для входа и выхода из базы, прохода в узкостях и швартовки. В отличие от кораблей с котлотурбинной установкой, из-за высокого уровня шума в машинных отделениях, управлять газотурбинной энергетической установкой стало возможно только из постов дистанционного управления.
Впервые в практике отечественного ВМФ часть кают офицерского состава была размещена в районе диаметральной плоскости корабля и лишена естественного освещения, кубрики тоже не имели иллюминаторов. Важной особенностью общего расположения корабля пр. 61 было создание сквозного коридора в надстройке с носа в корму, обеспечивающего закрытый проход личного состава практически, ко всем боевым постам корабля. Все выходы на верхнюю палубу в боевой обстановке осуществлялись только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора. Столь высокая степень централизации и автоматизации управления позволяла впервые обеспечить ведение боевых действий кораблем без выхода личного состава на верхнюю палубу и мостики.

Большой противолодочный корабль «Сметливый» 15.07.1966 г. был заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1710), спущен 26.08.1967 г. и 15.06.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Вступил в строй 25.09.1969 г. и 21.10.1969 г. включен в состав Черноморского Флота.
06-12.03.1973 г. нанес визит в Латакию (Сирия),
26.09-01.10.1973 г.- в Сплит (Югославия),
09-13.08.1974 г. — в Варну (Болгария),
26.06-01.07.1980 г.- в Тунис.
19.02.1987 г. был поставлен в Севастополе на капитальный ремонт.
«Сметливый» был модернизирован в 1990-95 гг. по новому пр.01090. Главной особенностью этой модернизации стало применение нового морского неакустического комплекса МНК-300, антенной которого служит буксируемый за кормой 300-метровый кабель, принимающий комплекс различных излучении и реагирующий на тепловой, радиационный и шумовой след субмарины противника.
Так же на месте двух РБУ-1000 установили 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет “Уран”, демонтировали кормовую артиллерийскую башню и в кормовой оконечности надстроили помещение для МНК-300. Около ходовой рубки разместили системы постановок помех ПК-10 и ПК-16, а также несколько дополнительных РЛС и систем управления для ПКР.
В настоящий момент переклассифицирован в СКР, весьма активно используется в боевых службах Черноморского флота. В 2003 году в составе группы кораблей Черноморского флота участвовал в совместных океанских учениях в Индийском океане совместно с Тихоокеанским флотом и с ВМС Индии.
В 2006 году проходил плановый ремонт в Новороссийске.
В 2009 году корабль отметил свое сорокалетие.
В период 30.10-19.11.2011 корабль принимал участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2011″ в Средиземном море.

Назначение:

Противолодочная оборона кораблей и транспортов в море, противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и ракет.

Особенности проекта

Впервые в мире на кораблях данного класса была применена газотурбинная ЭУ большой мощности. Впервые в практике отечественного надводного кораблестроения создана столовая команды (2/3 л/с), обеспечен закрытый проход вдоль корабля к боевым постам.

Постройка кораблей по проекту 61 велась на двух завода:

  • з-д им.А.А. Жданова («Северная верфь»), Ленинград;
  • з-д им. 61 Коммунара, г. Николаев.

Всего по проекту 61 построено 19 кораблей. Последний достраивался по проекту 61М.

Модернизация

В ходе постройки корабли оснащались РЛС МР-310 и МР-500, дооборудовались комплексом помех ПК-16 и др.

  • 61М (МП) – (1+ 5 ед.) размещение к-са УРО с четырьмя ПУ для ПКР П-15, ГАС МГ-335 ("Платина") с подкильной и буксируемой антенной, замена 2-х РБУ-1000 на 4 АУ АК-630 с СУ МР-123 "Вымпел", увеличение носовой надстройки для организации дополнительных кают офицеров;
  • 61Э  – (1ед.) опытный корабль для обработки к-са М-22;
  • 61У – (1ед.) корабль для тренировки экипажей ВМС Индии;
  • 01090 – (1 ед.) – установка неакустического к-са "Кайра", установка к-са УРО "Уран" (2ПУ – 8 ракет).

СЕРИЯ
Наименование Зав.№* Заложен Зачислен Спущен Вступил Прим.
корабля в списки ВМФ в строй
«Комс.Украины» 1701 15.09.1959 10.11.1959 31.12.1960 31.12.1962 До 09.10.1962 — СКР-25.
«Сообразительный» 1702 20.07.1960 25.09.1961 04.11.1961 26.12.1963 До 21.03.1963 — СКР-44.
«Проворный»** 1703 10.02.1961 23.03.1962 21.04.1962 25.12.1964 До 01.10.1964 — СКР-37.
«Отважный» 1704 10.08.1963 03.07.1963 17.10.1964 31.12.1965 До 17.02.1965 — «Орел».
«Стройный» 1705 20.03.1964 24.05.1965 28.07.1965 15.12.1966 Модернизирован по пр.61 МП.
«Красный Кавказ» 1706 25.11.1964 25.11.1964 09.02.1966 25.09.1967
«Решительный» 1707 25.06.1965 24.01.1967 30.06.1966 30.12.1967
«Смышленый» 1708 15.08.1965 01.07.1967 22.10.1966 27.09.1968 Модернизирован по пр.61 МП.
«Строгий» 1709 22.02.1966 12.01.1968 29.04.1967 24.12.1968
«Сметливый» 1710 15.07.1966 15.06.1968 26.08.1967 25.09.1969
«Смелый» 1711 15.11.1966 20.12.1968 06.02.1968 27.12.1969 Модернизирован по пр.61 МП.
«Красный Крым» 1712 23.02.1968 09.02.1970 28.02.1969 15.10.1970
«Способный» 1713 10.03.1969 25.04.1970 11.04.1970 25.09.1971 Начат с модернизацией.
«Скорый» 1714 20.04.1970 20.10.1970 26.02.1971 23.09.1972
«Сдержанный» 1715 10.03.1971 20.10.1970 25.02.1972 30.12.1973 Достроен по пр.61М.
«Огневой» 751 09.05.1962 27.08.1962 31.05.1963 31.12.1964 До 01.10.1964 — СКР-31,
модернизирован по пр.61 МП.
«Образцовый» 752 29.07.1963 29.01.1964 23.02.1964 29.09.1965
«Одаренный» 753 22.01.1963 12.08.1964 11.09.1964 30.12.1965
«Славный» 754 26.07.1964 09.07.1964 24.04.1965 30.09.1966 Модернизирован по пр.61 МП.
«Стерегущий» 755 26.07.1964 09.07.1964 20.02.1966 21.12.1966.
*БПК с заводскими номерами 1701—1715 построены в Николаеве на заводе имени 61 коммунара, а БПК с заводскими номерами 751—755 — в Ленинграде на судостроительном заводе имени А.А. Жданова.
**БПК «Проворный» перестроен в экспериментальных целях по проекту 61Э.

Даты сдачи промышленностью больших противолодочных кораблей для ВМС Индии, построенных по проекту 61-МЭ
Наименование Наименование Зав.№ Заложен Зачислен Спущен Вступил Передан корабля в корабля в списки ВМФ в строй ВМС Индии
ВМФ СССР в ВМС Индии
«Надежный» RAJPUT 2201 11.09.1976 14.04.1976 17.09.1977 30.11.1979 04.05.1980
«Губительный» RANA 2202 29.11.1976 13.02.1978 27.09.1978 30.09.1981 10.02.1982
«Ловкий» RANJIT 2203 29.06.1977 30.10.1981 16.06.1979 20.07.1983 24.11.1983
«Твердый» RANVIR 2204 24.10.1981 11.04.1983 12.03.1983 30.12.1985 1986
«Толковый» RANJIVEY 2205 19.03.1982 11.04.1983 01.02.1986 15.10.1987 1988
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Все пять кораблей построены в Николаеве на заводе имени 61 коммунара.
2. БПК «Губительный» и «Ловкий» предполагалось переименовать 16.5.1977 в «Пытливый» и «Поражающий» (соответственно).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение

Стандартное:

3 550 т

Полное:

4 510 т

Размеры

Длина наибольшая:

144,0 м

Ширина наибольшая:

15,0 м

Осадка при полном водоизмещении:

4,6 м

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Скорость полного хода:

35,0 уз

Скорость оперативно-экономического хода:

18 уз

Дальность плавания:

ок. 3 500 миль

Автономность по запасам провизии:

10 суток

Комплектация:

266 человек

Силовые установки

Главная энергетическая установка:

Газотурбинная суммарной мощностью 72 000 л.с.
ГГТЗА М-3 (2 х 36 000 л.с.),
4 главных котла КВН-95/64

Электроэнергетическая система:

Суммарной мощностью 2 800 кВт.
газотурбогенераторы ГТУ-6 (4 х 600 кВт.),
дизельгенераторы ДГ-200 (2 х 200 кВт.)

Вооружение

Зенитное ракетное:

2 зенитных ракетных комплекса «Волна» каждый в составе пусковой установки ЗИФ-101 (16 ЗУР)
и системы управления 4Р-90 («Ятаган»).

Артиллерийское:

Две 76,2 мм двухорудийные установки АК-726 с двумя системами управления МР-105.

Торпедное и противолодочное:

ПТА-53-1123/2 с системой управления «Тифон-61″;
2 РБУ-6000 и 2 РБУ-1000 с системой управления «Буря-61″.

Радиотехническое:

Две РЛС обнаружения воздушных и надводных целей МР-300;
Гидролокационные станции МГ-311 и МГ-312И;
Две навигационные РЛС «Волга» и НРЛС «Дон»;
Средства РЭП: МРП-11-16, «Бизань-4Б», «Краб -11″, «Краб -12″, 2 миномета Ф-82-ТМ (600 мин) для пассивных помех.

Авиционное:

Вертолет Ка-25 без базирования.

Сроки и время проектирования

ТТЗ:

1956 г.

Эскизный проект:

1957 г.

Технический проект:

1958 г.

Рабочий проект:

1959 г.

Сдача головного заказа:

1962 г.

ВЫХОД СКР «СМЕТЛИВЫЙ» ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ НА БОЕВУЮ СЛУЖБУ. 28.10.2016
СКР «СМЕТЛИВЫЙ» ПЕРЕД ВЫХОДОМ В МОРЕ. СЕВАСТОПОЛЬ. 25.10.2016
ВЫХОД ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ «СМЕТЛИВЫЙ». 06.03.2016
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «СМЕТЛИВЫЙ» ВЕРНУЛСЯ В СЕВАСТОПОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ. 28.12.2015
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ (СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61 ФОТОРЕПОРТАЖИ
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «СМЕТЛИВЫЙ» ПРОЕКТА 61МП ВОЗВРАЩАЕТСЯ В СЕВАСТОПОЛЬ. 27.09.2014
ВЫХОД СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ «СМЕТЛИВЫЙ» ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ К БЕРЕГАМ СИРИИ. ФОТОРЕПОРТАЖ
БПК «СЛАВНЫЙ» ПРОЕКТА 61МП НА ВОЕННО-МОРСКОМ ПАРАДЕ В ЛЕНИНГРАДЕ. 07.11.1987
БПК «СЛАВНЫЙ» ПРОЕКТА 61МП НА ВОЕННО-МОРСКОМ ПАРАДЕ В ЛЕНИНГРАДЕ. 04.11.1989
СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2016/A.V.Karpenko 2009-2016
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap