БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ (СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61 ФОТОРЕПОРТАЖИ. LARGE ANTI-SUBMARINE SHIP (PATROL SHIP) PROJECT 61 PHOTOS


БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ
(СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61 ФОТОРЕПОРТАЖИ
LARGE ANTI-SUBMARINE SHIP
(PATROL SHIP) PROJECT 61 PHOTOS


БПК (в н.в. — СКР) «Сметливый» проекта 01090 (61МП)
Большой противолодочный корабль «Сметливый» 15.07.1966 г. был заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской №1710), спущен 26.08.1967 г. и 15.06.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Вступил в строй 25.09.1969 г. и 21.10.1969 г. включен в состав Черноморского Флота.
19.02.1987 г. был поставлен в Севастополе на капитальный ремонт. 01.06.1992 г. корабль был переклассифицирован в сторожевой корабль (СКР),
«Сметливый» был модернизирован в 1990-1995 гг. по пр.01090. Главной особенностью этой модернизации стало применение нового морского неакустического комплекса МНК-300 «Кайра», антенной которого служит буксируемый за кормой 300-метровый кабель, принимающий комплекс различных излучении и реагирующий на тепловой, радиационный и шумовой след субмарины противника. На корабле демонтировали кормовую артиллерийскую башню и в кормовой оконечности надстроили помещение для МНК-300. Около ходовой рубки разместили системы постановок помех ПК-10 и ПК-16, а также несколько дополнительных РЛС и систем управления для ПКР. А в 2002 г. на месте двух РБУ-1000 установили 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет “Уран”.
В октябре 2019 г. сторожевой корабль «Сметливый» был выведен из состава сил постоянной готовности Черноморского флота. Для планируемой музеефикация для постановки в качестве корабля-музея в Севастополя Главнокомандующим ВМФ было выделено 30 миллионов рублей. Корабль прошел докование в июле 2020 г. в Северном доке Севастополя, где была произведена его конвертация: сняты валолинии и винты, заглушена подводная арматура.
28.08.2020 г. на корабле был спущен флаг ВМФ, и корабль был передан в систему парка «Патриот» Южного военного округа России.


76-мм артустановка АК-726


ПУ ЗИФ-101 ЗРК «Волна»


ПУ ЗИФ-101 ЗРК «Волна»


ПУ РК «Уран»

БПК ПРОЕКТА 61МП. ДЕНЬ ВМФ В ЛЕНИНГРАДЕ 1987 ГОДА. ФОТОРЕПОРТАЖ, НЕВА.

Фотографии А.В.Карпенко.


7 ноября в Советском Союзе отмечался День Великой Октябрьской революции 1917 года. В этот день обычно в Ленинграде проводился Военно-морской парад. Корабли Балтийского флота вставали в парадную линию на реке Нева. Обычно, между мостом Лейтенанта Шмидта и Дворцовым мостом, между Дворцовым мостом и Кировским мостом. Иногда, корабли выставляли и за Кировским мостом.
В Военно-морском параде в ноябре 1987 года в парадном строю были установлены большой противолодочный корабль (БПК) «Славный» (борт. №480) проекта 61МП, сторожевые корабли (СКР) «Сильный» (борт. №753) и «Свирепый»(борт. №725) проекта 1135 (до 1977 года классифицировались как большие противолодочные корабли (БПК), МРК (борт. №570) проекта 12341, СКР (борт. №500) проекта 50 и учебный корабль «Смольный» (борт. №230).


Большой противолодочный корабль проекта 61 «Славный»
9 июля 1964 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 26 июля 1964 года заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 754), спущен 24 апреля 1965 года, вступил в строй 30 сентября 1966 года и 17 октября 1966 года включен в состав ДКБФ. С 28 по 29 октября 1967 года, с 3 по 9 октября 1969 года и с 23 по 28 октября 1987 года
нанес визиты в Росток (ГДР), с 17 по 22 августа 1971 года — в Копенгаген (Дания), с 11 по 15 октября 1985 года — в Гавану (Куба), с 18 по 23 июля 1987 года — в Гдыню и
с 19 по 24 июля 1988 года — в Щецин (Польша). С 14 июня по 29 июля 1972 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. В период с 6 декабря 1973 года по 4 декабря 1975 года модернизирован в Ленинграде по проекту 61-М, 15 декабря 1989 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 19 февраля 1991 года расконсервирован и вновь введен в строй, а 24 июня 1991 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31 декабря 1991 года расформирован.
31 декабря 1991 года корабль затонул у стенки в Балтийске. В 2000 году корпус поднят ОАО Калининградвтормет и продан на разделку.

Большие противолодочные корабли проекта 61 в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Корабль принципиально отличался от ранее построенных для ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух зенитно-ракетных комплексов и применением в качестве силовой установки всережимной газотурбинной установки. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили “поющими фрегатами”.
Оперативно-тактическое задание (ОТЗ) для разработки проекта тактико-технического задания на корабль ПВО и ПЛО, проект которого в дальнейшем получил номер 61, было утверждено главнокомандующим ВМФ 14 марта 1956 г. Назначением корабля, в соответствии с ОТЗ, являлось: противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет), а так же противолодочная оборона (ПЛО) кораблей и транспортов в море.
На основании ОТЗ, Институт военного кораблестроения приступил к разработке ТТЗ на проектирование нового корабля (пр.61), которое и было утверждено главнокомандующим ВМФ 3 декабря 1956 г.
Разработка ТТЗ включала выполнение институтом предэскизного проектирования, в результате которого был не только уточнен состав вооружения, но и разработана наиболее рациональная его компоновка (после проработки семи вариантов размещения вооружения). Выбранная линейная схема размещения оружия позволяла использовать на один борт все средства ПВО: два зенитных ракетных и два зенитных артиллерийских комплекса, что было немаловажно при отражении атак групповых целей. После многочисленных проработок н оценок различных вариантов, приняли размещение антенн гидроакустических станций общего обнаружения и управления стрельбой противолодочного оружия в выдвижном обтекателе, что позволило уменьшить осадку корабля с 7 до 4 м (при поднятом обтекателе) и обеспечить условия эксплуатации как и на кораблях без подкплевого обтекателя.
Из ТТЗ исключили противолодочные ракеты, боекомплект ЗУР увеличили до 24 ракет. Проработка показала, что при выполнении всех требований задания и при котлотурбинной энергетической установке, корабль будет иметь стандартное водоизмещение около 3600 т. Проект ТТЗ был, в основном, одобрен с предложением проработать вариант с использованием на корабле газотурбинной энергетической установки (ГТУ), что позволило уменьшить водоизмещение примерно на 15%. При рассмотрении материалов проекта в центральных управлениях ВМФ, это решение было принято окончательно. Таким образом, впервые в мировой практике началось проектирование достаточно большого корабля с ГТУ, предназначенной для использования на всех режимах плавания.
Основные тактико-технические элементы (ТТЭ) корабля ПВО и ПЛО утвердили постановлением Совета Министров Союза ССР 30 апреля 1957 г., после чего приступили к разработке эскизного проекта. Проектирование корабля поручили ЦКБ-53, главным конструктором корабля был назначен Б. И. Купенский. Для наблюдения за проектированием от ВМФ назначили представителя Института военного кораблестроения В. В. Данилова, которого впоследствии сменил О.Т. Сафронов.
В ведущих морских державах мира сложилась практика разработки для ВМС специальных ЗРК или использования разработок ВВС. В отечественном ВМФ выбрали иной путь — модификацию для флота сухопутного ЗРК войск ПВО (главный конструктор ЗУР П. Грушин), которая заключалась в разработке новой пусковой установки и системы хранения, подачи и заряжания ЗУР, а также в доработке системы управления (СУ) и самих ЗУР. Разработка ЗРК «Волна» выполнялась НИИ-10 Мннсудпрома с 1955 г. Состав ЗРК включал: стабилизированную пусковую установку по две ЗУР с системой хранения подачи и заряжания ЗИФ-101 (погреб с двумя вертикальными барабанами на 8 ЗУР каждый), систему управления ЗУР «Ятаган» и 16 ЗУР В-600. ЗУР в этом комплексе наводилась на цель по лучу РЛС СУ до момента срабатывания радиолокационного взрывателя.
В отечественном морском газотурбостроенин был выбран путь создания корабельных газовых турбин на специализированном предприятии — ЮТЗ, что позволило на первых порах создавать турбины, превосходящие зарубежные аналоги. В окончательном варианте для кораблей пр.61 была выбрана двухвальная ГТУ с двумя автономными главными газотурбозубчатыми агрегатами. Срок службы каждого двигателя определялся в 3000 ч, из которых на 100% мощности — 100 ч, на 80% — 200 ч и на мощности 50-60% — 2700 ч. Срок поставки ЮТЗ агрегатов М3 на головной корабль назначался на конец 1959 г.
Для привода главных электрогенераторов решено было также использовать газовые турбины (дизель-генераторов с приемлемым сроком службы не оказалось) ГТУ-6 производства завода «Экономайзер». В состав ЭЭС корабля вошли четыре ГТГ по 600 кВт и два стояночных дизель-генератора ДГ-200.
Корпус корабля был принят (по аналогии с проектами 50, 56 и 57бис) гладкопалубным, но с достаточно плавным подъемом верхней палубы в носовой оконечности и выполнен сварным из стали СХЛ-4 (10ХСНД).
Для получения заданной в ТТЗ скорости хода для корпуса корабля приняли очень острые обводы (отношение длины к ширине 9,5). Это, наряду с постоянным ростом масс вооружения в процессе проектирования, несколько ухудшило остойчивость корабля. Для сохранения необходимой, по требованиям ТТЗ, остойчивости на больших наклонениях, (что очень важно при плавании в штормовых условиях), надводная часть корпуса была уширена и появился слом борта у НП от 45 шп. до транца.
Надстройка имела протяженность около 2/3 длины корпуса корабля и была выполнена из АМГ как и внутренние выгородки, ряд фундаментов отдельных устройств, что позволило уменьшить массу корпуса и понизить положение центра тяжести корабля. Конструкции в районах размещения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем управления, а также ходовой пост выполнялись стальными. Корабль имел четыре газоотводных трубы по две над каждым машинным отделением. Их размеры выбирались, исходя из условий обеспечения возможности замены турбин МЗ и ГТУ-6 через люки в трубах, а также снижения температуры отходящих газов за счет интенсивного смешивания их с воздухом в кожухе трубы.
Корпус корабля был разделен главными поперечными водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Из них два полностью занимала ГТУ (носовое и кормовое машинные отделения). В каждом размещалось по одному газотурбозубчатому агрегату и по два ГТГ ГТУ-6. В отсеках между машинными отделениями (МО) размещались вспомогательные механизмы (успокоители качки, вспомогательные котлы, испарители и т. д.). В междудонном пространстве (протяженность второго дна составляла около 80% длины корпуса корабля) хранилось почти 940 т дизельного топлива, около 70 т пресной воды для обеспечения нужд экипажа и около 13 т котельной воды для вспомогательных котлов. В специальном хранилище под ютом размещалось 5 т авиатоплива для вертолета.
Расположение жилых и служебных помещений на корабле в основном было традиционным. Исключение составляли лишь размещение командных пунктов управления кораблем, главной энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой команды, что было вызвано требованиями по противоатомной защите и сложной системой вооружения корабля. В соответствии с ТТЗ, главный командный пост размещался отдельно от ходового поста в основном корпусе корабля на нижней палубе.
Находясь на главном командном посту, командир мог не только видеть всю надводную, воздушную и подводную обстановку, управлять кораблем, но и осуществлять управление практически всеми системами оружия. В ходовом посту с открытым мостиком остались только приборы управления кораблем для входа и выхода из базы, прохода в узкостях и швартовки. В отличие от кораблей с котлотурбинной установкой, из-за высокого уровня шума в машинных отделениях, управлять газотурбинной энергетической установкой стало возможно только из постов дистанционного управления.
Впервые в практике отечественного ВМФ часть кают офицерского состава была размещена в районе диаметральной плоскости корабля и лишена естественного освещения, кубрики тоже не имели иллюминаторов. Важной особенностью общего расположения корабля пр. 61 было создание сквозного коридора в надстройке с носа в корму, обеспечивающего закрытый проход личного состава практически, ко всем боевым постам корабля. Все выходы на верхнюю палубу в боевой обстановке осуществлялись только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора. Столь высокая степень централизации и автоматизации управления позволяла впервые обеспечить ведение боевых действий кораблем без выхода личного состава на верхнюю палубу и мостики.
Таким образом впервые в составе флота появились корабли, надежность действия ГЭУ которых была очень высокой, а благодаря агрегатной замене двигателей даже относительно старые и долго неремонтируемые корабли были способны легко развивать полную скорость хода. Несмотря на установленную ТТЗ 18-ти узловую скорость экономического хода, при эксплуатации чаще всего использовалась скорость 22-24 уз., так как благодаря ГТУ дальность плавания при такой скорости считалась приемлемой для решения поставленных перед кораблем задач. Благодаря очень острым носовым образованиям и относительно большой высоте надводного борта в носу, корабли легко шли против волны, а ходовой мостик не подвергался интенсивному забрызгиванию. По сравнению с кораблями, имевшими котлотурбинные установки, БПК пр.61 имели сухие и относительно чистые трюмы. Корабли этого проекта явились этапными не только в отечественном, но и в мировом военном кораблестроении. Принятая в пр. 61 схема ГТУ оказалась весьма перспективной именно для кораблей классов эсминец н крейсер.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение:
— стандартное 3500 тонн,
— полное 4390 тонн
Длина наибольшая: 144 метра
Длина по КВЛ: 132 метра
Ширина наибольшая: 15,8 метра
Ширина по КВЛ: 14 метров
Высота борта в носу: 13,2 метра
Высота борта на миделе: 8,1 метра
Высота борта в корме: 5,2 метра
Осадка по корпусу: 4,45 метра
Силовая установка: 2 газотурбозубчатых агрегата М-3 по 36 000 л. с.,
2 винта РШ, 1 руль
Электроэнергетическая
система: 4 газотурбогенератора ГТУ-6 по 600 кВт, 2 ДГ-200/1
по 200 кВт, переменный ток 380 В, 50 Гц.
Скорость хода: полная 35 узлов, оперативно-экономическая 20 узлов
Дальность плавания: 3500 миль при скорости хода 20 узлов
Мореходность: до 7 баллов по применению оружия с активными
успокоителями качки и до 4 баллов без них
Автономность: 7 суток
Экипаж: 266 человек (22 офицера, 18 старшин)

ВООРУЖЕНИЕ:
артиллерийское: 2х2 76-мм башни АК-726 от 2 РЛС МР-105 «Турель»
ракетно-зенитное: 2х2 ПУ ЗИФ-101 ЗРК «Волна» от 2 РЛС УРЗО «Ятаган»
торпедное: 1х5 533-мм ПТА-53-61 с ПУТС «Зуммер-61».
противолодочное: 2 бомбомёта РБУ-6000 «Смерч-2» от ПУСБ «Буря-61»,
2 бомбомёта РБУ-1000 «Смерч-3» от ПУСБ «Буря-61»
минное: нет данных о количестве и типе мин
авиационное: 1 вертолёт КА-25ПЛ
гидроакустическое: 1 ГАС кругового поиска МГ-312 «Титан»,
1 ГАС управления оружием МГ-311 «Вычегда»,
1 ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста».
радиотехническое: 2 РЛС МР-300 «Ангара», аппаратура «Нихром»,
1 радиопеленгатор АРП-50, 1 БИУС «Планшет-61»,
1 РЛС РТР МРП-11-14 «Залив», 1 СГА «Дозор-1».
навигационное: 1 НРЛС «Дон», 1 гирокомпас «Курс-4», 1 лаг МГЛ-50,
1 эхолот НЭЛ-4СУ, 1 автопрокладчик «Путь-2»
химическое: противоатомная(ПАЗ), 10 дымовых шашек МДШ

БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ (СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61
ВЫХОД СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ «СМЕТЛИВЫЙ» ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ К БЕРЕГАМ СИРИИ. ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОЕННО-МОРСКОЙ ПАРАД, ЛЕНИНГРАД, 7 НОЯБРЯ 1987 Г. ЧАСТЬ 1
ВОЕННО-МОРСКОЙ ПАРАД, ЛЕНИНГРАД, 7 НОЯБРЯ 1987 Г. ЧАСТЬ 2
СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (БОЛЬШИЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ) ПРОЕКТА 61 (ФОТОГРАФИИ)
СТОРОЖЕВЫЕ, ПАТРУЛЬНЫЕ КОРАБЛИ, ФРЕГАТЫ, КОРВЕТЫ (ФОТОГРАФИИ)
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ (ФОТОГРАФИИ)
КОРАБЛИ И ВОЕННО-МОРСКАЯ ТЕХНИКА (ФОТОГРАФИИ)
ВОЕННО-МОРСКИЕ ПАРАДЫ В ЛЕНИНГРАДЕ
ВОЕННО-МОРСКИЕ ПАРАДЫ, ДЕНЬ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА(ВМФ)


__      
© А.В.Карпенко 2009-2022/A.V.Karpenko 2009-2022
Яндекс цитированияMap