ФРЕГАТ ПРОЕКТА 61МЭ (ИНДИЯ/СССР). PROJECT 61ME FRIGATE (INDIA/USSR)


ФРЕГАТ ПРОЕКТА 61МЭ (ИНДИЯ/СССР)
PROJECT 61ME FRIGATE (INDIA/USSR)

23.05.2021

В пятницу, 21 мая, на военно-морской базе Вишакхапатнам ВМС Индии провели церемонию вывода из строя своего первого эсминца «Раджпут». Как отмечает Naval Today, корабль прослужил в индийском флоте более 40 лет.
До передачи индийскому флоту корабль нес службу в составе ВМФ Советского Союза под наименование «Надежный». Его построили как большой противолодочный корабль проекта 61-МЭ (по классификации НАТО – Kashin-II class) на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве (УССР). В 1980 году его поставили Индии уже в качестве эсминца.
За четыре десятилетия «Раджпут» выполнял задачи в составе как Западного, так и Восточного флотов ВМС Индии. За это время на капитанском мостике сменился 31 командир корабля.
Эсминец, в частности, участвовал в операции «Аман» в рамках поддержки миротворческой операции на Шри-Ланке в период с 1987 по 1990 годы и в операции «Кактус» по предотвращению военного переворота членами вооруженной организации «Тигры освобождения Тамил-Илама» (ТОТИ) на Мальдивских островах в 1988 году. Кроме того, корабль привлекался к многочисленным двусторонним и многонациональным учениям.
https://flot.com


ФРЕГАТ ПРОЕКТА 61МЭ

Большой противолодочный корабль проекта 61МЭ — модифицированный экспортный вариант пр. 61 для ВМС Индии. На кораблях по проекту устанавливались комплекс противокорабельных ракет П-20 «Термит-Э», усиленное зенитное, радиотехническое и гидроакустическое вооружение. Технический проект разрабатывался под руководством главного конструктора А. А. Шишкина в 1975 году.
Назначение: Уничтожение боевых надводных кораблей и транспортов противника в удаленных районах морей и океанов, противовоздушная и противолодочная оборона кораблей и транспортов в море.


Корпус корабля удлинили до 146,2 метров. Для уменьшения внутреннего шума главные и вспомогательные механизмы установили на амортизаторы, впервые применили звукопоглащающие изоляционные покрытия и установили в шахтах приёма воздуха специальную систему шумопоглащения. Надстройка и котельные кожухи выполнялись из высокоуглеродистой стали марки Ст3с, а внутренние выгородки и некоторые фундаменты из алюминиево-магниевых сплавов АМГ-5В толщиной 3-мм. В самой кормовой части корабля смонтировали, приподнятую над надстройкой, взлётно-посадочную площадку (ВПП) размером 10х12 метров для вертолёта КА-25ПЛ. Расположение жилых и служебных помещений в основном сохранялось по исходному проекту, включая ГКП, машинные отделения (МО), каюты офицерского состава, коридоры и столовую команды. Минные рельсы и кормовые скаты для постановки мин, а так же обе РБУ-1000 были удалены. В носовой части побортно установили по 2 контейнера с противокорабельными ракетами П-20 «Термит-Э». В кормовой части побортно смонтировали две батареи (4 шт.) спаренных 30-мм автоматов АК-230М на специальной площадке, а вместо кормовой АУ и РЛС МР-105 «Турель» — полуутопленный ангар для постоянного базирования вертолёта.
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков/

Сроки и время проектирования
Технический проект: 1974 (1982) г
Рабочий проект: 1976 (1983) г
Сдача головного заказа: 1979 (1985) г

Особенности проекта: Проект 61МЭ разработан на базе проектов 61 и 61М с учетом тропических условий для ВМС Республики Индия. Корабли данного проекта являются первыми кораблями большого водоизмещения спроектированные и построенные специально для экспорта. Строительство велось на заводе им.61 Коммунара, г. Николаев.
Строительство:
Николаев — завод имени 61 коммунара в Николаеве (верфь № 445).
Ленинград — завод им. А. А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (верфь 190).
Корабли проекта 61-МЭ, построенные а по заказу Индии временно зачислялись в состав ВМФ СССР. Для них с скобках указано советское название корабля. В колонке «Списан» указана дата передачи корабля ВМФ Индии.
Модернизация: На головном корабле серии – «Раджпут» в 2002г. был установлен и успешно испытан комплекс УРО «БраМос» совместной индийско-российской разработки.


Даты сдачи промышленностью больших противолодочных кораблей для ВМС Индии, построенных по проекту 61-МЭ
Наименование Наименование Зав.№ Заложен Зачислен Спущен Вступил Передан корабля в корабля в списки ВМФ в строй ВМС Индии
ВМФ СССР в ВМС Индии
«Надежный» RAJPUT 2201 11.09.1976 14.04.1976 17.09.1977 30.11.1979 04.05.1980
«Губительный» RANA 2202 29.11.1976 13.02.1978 27.09.1978 30.09.1981 10.02.1982
«Ловкий» RANJIT 2203 29.06.1977 30.10.1981 16.06.1979 20.07.1983 24.11.1983
«Твердый» RANVIR 2204 24.10.1981 11.04.1983 12.03.1983 30.12.1985 1986
«Толковый» RANJIVEY 2205 19.03.1982 11.04.1983 01.02.1986 15.10.1987 1988
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Все пять кораблей построены в Николаеве на заводе имени 61 коммунара.
2. БПК «Губительный» и «Ловкий» предполагалось переименовать 16.5.1977 в «Пытливый» и «Поражающий» (соответственно).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение стандартное: ок. 4100 (4185) т
Водоизмещение полное: ок. 5000 (5055) т
Длина наибольшая: 146,2 м
Ширина наибольшая: 15,8 м
Осадка средняя при полном водоизмещении: 4,85 (4,87) м
Скорость полного хода (при Т° воздуха 40°С): ок. 32 узл.
Скорость оперативно-экономического хода: 18 узл.
Дальность плавания: ок. 3500 миль
Автономность по запасам провизии: 25 суток
Комплектация: 312 (315) человек

Энергетическая установка
Главная энергетическая установка: Газотурбинная, полной мощностью:
72 000 л.с.( при Т° наружного воздуха 15°С) и
55 000 л.с. (при Т° наружного воздуха 40°С).
2 ГГЗА М3ЕЭ.
Электроэнергетическая система: Cуммарной мощностью 3500 кВт.
(2 газотурбогенератора ГТГ 1250Э,
2 дизельгенератора ДГАС 600/1 ТМ5)

Вооружение для зак.зав№ № 2201 — 2203 (2204 — 2205)
Ударное ракетное: Ракетный комплекс П-20 (П-20М) в составе 4-х ПУ КТ-97БЭ с СУ «Коралл-НКЭ»
Зенитное ракетное: Два зенитно-ракетных комплекса «Волна» («Волна-П»), каждый в составе ПУ ЗИФ-101 и системы управления 4Р-90 (4Р-90П)
Артиллерийское: 76,2 мм двухорудийная АУ АК-726 с СУ МР-105;
4 — 30 мм автоматических АУ АК-230 (АК-630) с двумя СУ МР-104 (МР-123).
Противолодочное и противоторпедное: Торпедный аппарат ПТА-53-61МЭ с системой управления «Зуммер-61МЭ»;
Две РБУ-6000 с системой управления «Буря-61МЭ».
Радиотехническое: Радиолокационные станции обнаружения воздушных и надводных целей МР-310 и МР-500;
Гидроакустический комплекс МГК-335 с подкильной и буксируемой антеннами;
Две навигационные РЛС «Волга»;
Станции разведки и активных помех МРП-11-14М, МРП-11-16М, «Краб-11» и «Краб-12» (Комплексная система радиотехнической обстановки и помех МП — 401Э);
Комплекс постановки пассивных помех ПК-16 (4 ПУ).
Авиационное: Вертолет Ка-25ПЛ (Ка-28) в ангаре

Примечание:
* — Основные кораблестроительные данные для зак. зав. №№ 2201 — 2203 (2204 — 2205)

Источники:
• http://spkb.air.spb.ru/ships/vts/61me/
• Костриченко В.В., Простокишин А.А. Поющие фрегаты. Большие противолодочные корабли проекта 61.. — М.: Моделист-Конструктор, 1999
• http://sea-transport.ru/protivolodochnie-korabli/408-proekt-61.html
• http://and-kin2008.narod.ru/pr61.html

БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ (СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61МП
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ (СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61М
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ (СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
ФРЕГАТЫ АЗИИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ, ФРЕГАТЫ)
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ, ФРЕГАТЫ)
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap