ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА БС-153 ПРОЕКТА 619

BIG SUBMARINE BS-153 PROJECT 619

Опытно-конструкторская разработка комплекса Д-19 была начата по сентябрьскому (1973 г.) постановлению правительства о создании стратегической морской ракетной системы «Тайфун. Разработка была полностью ориентирована на новые технические решения и помимо традиционной цели — повышения боевых возможностей комплекса — предусматривала улучшение условий эксплуатации ракет на ПЛ.
В ходе работ над комплексом и ракетой Р-39 в максимальной степени использованы задел и опыт, накопленный при создании боеголовок, систем управления с астрокоррекцией, корабельных вычислительных средств, корабельной системы управления.
Ракетный комплекс Д-19 предназначен для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях. БРПЛ Р-39 (3М65) -первая в ВМФ твердотопливная трехступенчатая ракета с межконтинентальной дальностью стрельбы.
Для бросковых испытаний морской твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты Р-39 ракетного комплекса Д-19 в 1975 году был создан плавучий стенд ПС-65 его строительство было выполнено на Черноморском судостроительном заводе.
На ПО «Севмаш» (СМП) в обеспечение испытаний этой ракеты из проекта 629А по проекту 619 была переоборудована дизель-электрическая ПЛ К-159 в БС-153 (заводской №816). На лодке разместили одну ракетную шахту под МБР Р-39.
Подводная лодка «БС-153″ была заложена 07.12.1960 г. по исходному проекту 629А под наименованием «К-153″ на заводе №402 (Северное машиностроительное предприятие) в Северодвинске, заводской номер — №815. Спущена на воду 27.09.1961 г., вступила в строй 15.12.1961 г.
Вошла в состав 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ Северного флота (Ягельная). Участвовала в общефлотских учениях 1966 года, 10.05.1966 г. — ракетная стрельба, оценка «отлично».
19 сентября 1975 год подводная лодка была выведена из боевого состава для переоборудования в плавстенд ракетного комплекса Д-19. С ноября 1975 года по июль1978 года подводная лодка прошла модернизацию по проекту 619 на СМП (г.Северодвинск) и была временно включена в состав 339-й СБрСРПЛ БелБМБ.
25 июля 1977 года ПЛ переименована в Б-153, а 3 августа 1977 года переименована в БС-153.
В сентябре — октябре 1978 года БС-153 переведена по внутренним водным путям из Белого в Азовское море.
26 октября 1978 года ПЛ вошла в состав 155-й БрПЛ 1—й ДиПЛ КЧОФс базированием на Балаклавскую бухту (г.Севастополь).

Для ракеты Р-39 создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на ракете. Амортизационная ракетно-стартовая система включает корпус с крышкой, систему съема и увода, систему формирования каверны. Система съема и увода содержит два пороховых двигателя: увода – размещен под крышкой, съема – является частью корпуса.
Ракетно-стартовая система обеспечивает амортизацию ракеты и герметизацию полости шахты. Применена “висячая” схема размещения ракеты в шахте — ракета висит на кольце верхнего среза шахты на специальной амортизированной ракетно-стартовой системе (АРСС). Старт ракеты производится из незатопленной шахты за счет порохового аккумулятора давления (ПАД), который устанавливается на днище шахты и размещается в сопле двигателя первой ступени. Для уменьшения гидродинамических нагрузок на ракету в момент старта на АРСС зарядами твердого топлива создается газовая каверна. Система формирования каверны включает пороховой газогенератор, совмещенный с крышкой.

При погрузке ракеты в шахту корпус двигателя съема устанавливается на резинометаллическое кольцо пусковой установки. Амортизационная система обеспечивает: защиту передней части ракеты на всех этапах эксплуатации, стыковку с корабельными системами обслуживания, создание необходимых гидродинамических условий обтекания для стабилизации ракеты, герметизацию шахты для обеспечения «сухого» старта, безопасность ракеты при глубоководном погружении ракетоносца с открытой или негерметичной крышкой шахты. После выхода из воды амортизационная ракетно-стартовая система снимается с ракеты при работающем двигателе первой ступени и уводится от столкновения.
При проведении бросковых испытаний ракет третьего поколения ракеты стали поставляться на полигон в частично снаряженном и заправленном состоянии. Макет твердотопливной ракеты Р-39 имел существенно увеличенный вес по сравнению с ранее испытываемыми ракетами, которые были почти в пять раз легче. По этой причине к испытаниям привлекался кран «Богатырь» грузоподъемностью 300 тонн Черноморского морского пароходства, который базировался в порту Одессы, и на каждую погрузку ракеты необходимо было буксировать его из Одессы в Балаклаву, что организационно было связано с определенными трудностями.
29 декабря 1978 года с подводной лодки «БС-153″ произвела под Балаклавой первый в ВМФ СССР пуск макета ракеты комплекса Д-19. В 1979 г. были произведены ещё 6 удачных пусков. В этот период лодкой командовал капитан 1 ранга В.Веденеев.
Всего с октября 1977 года на полигонах ВМФ было выполнено 9 пусков со стенда ПС-65 и 6 пусков с ПЛ проекта 619.

На подводной лодке «БС-153″ при испытаниях новой техники в сентябре 1982 г. побывал генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» И.Спасский, а в 1986 г. — член Политбюро ЦК КПСС Е.Лигачёв.

Летные испытания ракеты Р-39 начались 28 января 1980 года пуском с наземного стенда. Председателем Государственной комиссии был вице-адмирал Н.И.Баравенков. С наземного стенда ГЦМП запущено 17 ракет, не все они были удачными в основном из-за неполадок в двигателях первой и второй ступеней. В ходе испытаний с ПЛ пр.941 (ТК-208, командир А.В.Ольховиков) было произведено 13 пусков, 11 из которых были успешными.

В дальнейшем, до 1987 г., подводная лодка «БС-153″ под командованием капитана 1 ранга М.Горишного обеспечивала испытания новой техники, затем с января 1987 г. была переведена в состав 153-й БРПЛ, готовилась к испытаниям по плану объединения «Рубин». Но в сентябре 1990 г. в связи с невозможностью дальнейшего использования по прямому назначению и нецелесообразностью восстановления она была исключена из состава ВМФ.
В 1992 году подлодка была разделана на металл на Инкерманской базе «Вторчермета» в Севастополе.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
— надводное 2820
— подводное 3090
Размерения, м:
• длина 98,9
• ширина 8,2
• осадка 8,0
Скорость хода, уз.:
• надводная 15,5
• подводная 12,5
Энергетическая установка: дизель — электрическая, дизеля типа 37Д, электромоторы 1 х ПГ102, 2 х ПГ101, 3 вала
Мощность дизелей, л.с. 6000
Мощность электромоторов, л.с. 5400
Тип аккумуляторных батарей, число групп х число элементов 48СМ, 4 х 112
Дальность плавания (скорость, уз.), миль:
• в подводном положении 400 (2)
• в надводном положении 27000 (8)
Глубина погружения, м:
• рабочая 260
• предельная 300
Конструктивный тип двухкорпусная
Автономность, сут. 70
Экипаж, чел. 59

ВООРУЖЕНИЕ:

1 шахта с баллистической ракетой Р-39
4 носовых 533-мм торпедных аппарата
2 кормовых 533-мм торпедных аппарата
Общее число торпед 6

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 12.04.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г.
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
www.kchf.ru
www.deepstorm.ru

БОЛЬШАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 629
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-19 С МБР Р-39 (СИСТЕМА “ТАЙФУН”)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap