ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




БОЛЬШАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 605

LARGE MISSILE SUBMARINE OF PROJECT 605

Первоначально для вооружения подводных лодок, кроме варианта стратегической баллистической ракеты Р-27 (4К10), предназначенной для поражения важных стационарных наземных целей, в комплексе Д-5 впервые в мире в КБМ (гл. конструктор В.П.Макеев) разрабатывался и противокорабельный вариант баллистической ракеты — Р-27К (4К18). Он оснащался уникальной пассивной радиолокационной системой самонаведения и предназначался для поражения крупных надводных целей из состава авианосных ударных групп.
В сравнении с основной ракетой Р-27 комплекса Д-5 дальность противокорабельного варианта была уменьшена вдвое до 900-1100 км. В начале разработки ракета Р-27К (4К18) проектировалась параллельно с ракетой Р-27 (4К10), тогда предполагалось создать универсальный комплекс Д-5 для поражения неподвижных береговых целей и крупных надводных кораблей. В связи с задержкой разработки ракеты Р-27К комплекс Д-5 был принят на вооружение РПКСН проекта 667А только с ракетой Р-27.

К концу 1967г. возникла необходимость создания опытно-боевой лодки, предназначавшейся для отработки ракеты Р-27К. Для испытаний ракеты Р-27К под носитель ракет по проекту 605 была переоборудована дизель-электрическая подводная лодка — К-102 проекта 629. 31 декабря 1967 года в ЦКБ-16 (ЦПБ «Волна») пришло телеграфное указание зам. министра судпрома Ю.Г.Деревянко о необходимости выполнения проработки размещения на ДЭПЛ пр. 629 шести ракет Р-27К комплекса Д-5 с целью проведения их летно-конструкторских испытаний, на это проектанту отводилось три месяца.

Ракетная лодка проекта 605 была создана путем переоборудования ПЛ проекта 629 под новый ракетный комплекс. Проект 605 был выполнен ЦПБ «Волна» (гл. конструктор В.В.Борисов, его заместителями — Л. В. Чернопятов и Д. Ф. Ошеров). Первоначально планировалось установить на подводную лодку вместо трех ракет Р-13 шесть ракет Р-27. Однако в связи с разработкой аппаратуры КСППО блоками один блок на четыре ракеты, было решено установить на подводную лодку только четыре пусковые шахты ракетного комплекса Д-5. Для обеспечения целеуказания для ракеты Р-27К была разработана специальная система приема целеуказания «Касатка-Б» от самолетов Ту-95РЦ.
Для размещения четырех ракет, счетно-решающей аппаратуры «Рекорд-2″, аппаратуры приема и обработки информации целеуказания «Касатка-Б» с двумя антенными постами, выпускного антенного устройства «Зубатка», дополнительных средств кондиционирования и т.д. после демонтажа старого ракетного комплекса и астронавигационного перископа «Лира» было необходимо удлинить на 12,5 м прочный корпус. Поэтому на ПЛ была увеличена длина III отсека, установлены новые отсеки III-бис и IV. Вместо IV ракетного отсека в корпус подводной лодки были врезаны два отсека: III-бис и IV ракетный.
Состав торпедного, гидроакустического и радиолокационного вооружения, ЭЭУ и средств связи соответствовал проекту 629А. Дополнительно была установлена выпускная антенна «Зубатка». а НК «Сигма» был принят в комплектации без АНП «Сегмент».

Проработку рассмотрели на Совете Главных конструкторов с участием представителей ВМФ и положили в основу тактико-технического задания (ТТЗ) на проект 605.
Уже 11 апреля Военно-промышленная комиссия своим решением №79 обязала ВМФ выдать ТТЗ на проектирование корабля, а бюро — представить сразу технический проект в III кв. 1968 г. Минсудпром приказом от 12 мая 1968 года задавало ЦПБ «Волна» параллельно с разработкой технического проекта начать выпуск рабочих чертежей.
11 октября 1968 года техпроект был представлен руководству в Москву.
Переоборудованный на машиностроительном предприятие «Звездочка» (директор А.Ф.Зрячев, гл. строитель Ю.А.Роздин). После демонтажа оборудования на плаву корабль завели в док и на только что введенном в строй судовозном оборудовании завели в цех для разрезки. Новый блок прочного корпуса изготавливался на СМП. Корабль К-102 (зав. №805) вступил в строй в 1969 году. Основные системы и энергоустановка (дизельэлектрическая , дизель 37Д, электродвигатели ПГ-102 и ПГ-101) ПЛ осталась как у базового проекта 629.
Торпедное вооружение корабля состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов (два кормовых). На ПЛ установили навигационный комплекс «Сигма-605», ЦВМ «Рекорд-2» (разработчик ЦНИИПА — ЦНИИ «Гранит», гл. конструкторы О.М.Авроа и О.В.Носиков), комплекс космического целеуказания «Касатка Б-605», средства связи остались по проекту 629.
Испытания комплекса с ракетой Р-27К начались в декабре 1970 года. Цикл наземных испытаний на полигоне Капустин Яр включал в себя 20 пусков (из них 16 признаны успешными).
Во второй половине 1970 года провели швартовные, затем заводские и ходовые испыьания подводной лодки проекта 605. 9 декабря 1970 года вышли на Государственные испытания по общекорабельной программе.
За девять ходовых дней комиссия Госприемки под председательством капитана 1 ранга Ю.А. Мизрахи испытала в действии все, что только можно было испытать без комплекса ракетного оружия, и была вынуждена сделать перерыв.
Весь 1971 г., а затем и 1972 г. прошел в периодических работах по монтажу и испытаниям постепенно прибывающей аппаратуры.

Испытания ракет Р-27К проводились с дизель-электрической ПЛ К-102 (зав. № 805, командир И.Герасимов) проекта 605. В конце 1972 года Госиспытания продолжились, но из-за неполадок в системе «Рекорд-2″ завершить их не удалось. Восемь месяцев следующего, 1973 г прошли в отладке аппаратуры, парных и комплексных стыковках, доработках с привлечением специалистов всех систем комплекса. Только 11 сентября 1973 г. наконец, начались летно-конструкторские испытания ракет Р-27К.
Комиссия по совместным летным испытаниям и комиссия Государственной приемки корабля под председательством контр-адмирала Н.С. Борисеева завершили свою работу только 15 августа 1975 г.. записав в акте об окончании испытаний комплекса Д-5 с ракетами Р-27 и Р-27К и корабельною комплекса целеуказания «Касатка-Б-605″. что ракетный комплекс отвечает заданным в ТТЗ требованиям.
После чего, по Постановлению Правительства от 2 сентября 1975 года №765-240,подводная лодка проекта 605 и ракеты Р-27К находились в опытной эксплуатации до 1982 года.
Комплекс с ракетами Р-27К, по оценкам, обеспечивал поражение крупных надводной цели с вероятностью 0,75-0,8. В дальнейшем в КБМ был разработан проект ракетного комплекса с активной системой наведения на цель. Но из-за разногласий с заказчиком работы в этом направлении не были продолжены.
В экспозиции музее истории СПМБМ «Малахит» представлена модель интересного и малоизвестного подводного ракетоносца проекта 605.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦПБ «Волна»
Гл.конструктор В.В.Борисов
Завод-строитель МП «Звездочка»
Число кораблей 1
Срок вступления в строй, г. 1975
Нормальное водоизмещение, м3 3642
Длина наибольшая, м 116
Ширина корпуса наибольшая, м 8,2
Осадка средняя, м 8,1
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Энергетическая установка:
— тип дизель-электрическая
— тип дизелей 37Д
— число х мощность дизелей 3 х 2000
— тип главных ГЭД ПГ-102, ПГ-101
— число х мощность главных ГЭД:
— 1 х 2700 — на средней линии вала
— 2 х 1350 — на бортовых линиях вала
— тип ГЭД экономич. хода ПГ-104
— число и мощность
ГЭД эк. хода, л.с. 1 х 140
(на средней линии вала)
— тип АБ свинцово-кислотная 48СМ
— число групп АБ х число
элементов в группе 4 х 112
— число гребных валов 3
Скорость хода, уз.:
— полная надводная 13,7
— полная подводная 11,7
— экономическая подводная 2,3
Дальность плавания, мили:
(при скорости хода, уз.)
— надводная 8150 (7-8)
— подводная 13,5(11,7) или 132(2,3)
Глубина погружения, м 300
Автономность, сут 70
Экипаж, чел. 99

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип ракет БР Р-27К
— тип комплекса Д-5 (модифицирован.)
— боекомплект, шт 4
— вид старта подводный
Торпедное:
— число х калибр ТА, мм 6 х 533
(4 НТА и 2 КТА)
Средства навигации, наблюдения и связи:
— НК «Сигма-605″
— ЦВМ «Рекорд-2″
— космич. связь «Касатка Б-605″
Гидроакустические средства:
— ГЛС-ШПС «Арктика-М»
— ШПС МГ-10
— ГАС ОГС «Свет-М»
— ГАС ЗПС «Свияга»
Cредства радиолокации:
— РЛС обн. надв. целей «Альбатрос»
— СОРС «Накат»
— ответч. РЛС опозн. «Хром»

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 23.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«Морские стратегические ракетные комплексы». М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
Архив ЦВМА
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
Коршунов Ю.Л., Кутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», Гангут, Санкт-Петероург, 2002г.
Военно-технический альманах «Тайфун», №3, 2002г.
Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
Жарков В.И. «Подводная лодка проекта 629», Военно-технический альманах «Тайфун», №3, 2002г.
Справочник, составитель Спирихин С.А. «НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 — СМП (1942-2001)», Правда Севера, Архангельск, 2004г.

МОДЕЛЬ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 605. МУЗЕЙ СПМБМ «МАЛАХИТ»
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-5 С РАКЕТОЙ Р-27К (4К18)
БОЛЬШАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 629
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap