РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ 55Ж6 «НЕБО» RADAR STATION 55ZH6 «NEBO»


РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ 55Ж6 «НЕБО»
RADAR STATION 55ZH6 «NEBO»

Трехкоординатная РЛС метрового диапазона 55Ж6 разработана ННИИРТ.
Постановлением Совета министров СССР в начале 1975 г. было задано проведение ОКР «Небо» по разработке двух унифицированных трехкоординатных РЛС метрового диапазона волн для войск ПВО страны в транспортабельном исполнении (РЛС 55Ж6 «Небо») и для ПВО сухопутных войск в мобильном исполнении (1Л13 «Небо-СВ»). В том же 1975 г. вышло еще одно Постановление Совмина СССР, в котором ОКР «Небо» была включена в перечень важнейших работ пятилетки. Наряду с ОКР была задана НИР «Угол» по исследованию возможности создания трехкоординатной РЛС в метровом диапазоне.
Разработка РЛС 55Ж6 в рамках ОКР «Небо» велась горьковским НИИРТ (г.Горький, ныне — Нижний Новгород, с 1991 г. — ННИИРТ), главный конструктор — Александр Зачепицкий. Государственные испытания РЛС 55Ж6 были начаты на полигоне Капустин Яр в 1982 г.
Комплекс РЛС 55Ж6 принят на вооружение в 1982 г. За разработку РЛС в 1987 г. коллектив НИИРТ удостоен Государственной премии СССР.
Начало поставок в ВС СССР 1986 год.
РЛС предназначена для обнаружения, опознавания, измерения трех координат и сопровождения воздушных целей, включая самолеты, изготовленные по технологии «стелс». Применяется в войсках ПВО в составе АСУ или автономно.
В состав комплекта РЛС 55Ж6 «Небо» входят:
— количество транспортных единиц — 7-8 фургонов-полуприцепов (на трех полуприцепах — антенно-мачтовое устройство, на двух — аппаратура, на трех прицепах — система автономного энергоснабжения)
— выносное устройство, транспортируемое в тарных ящиках.
РЛС была построена по принципу «дальномер высотомер» с использованием оригинальной конструкции антенной решетки крестообразной формы. Горизонтальная часть креста работала как приемопередающая ФАР дальномера, формирующая традиционную для РЛС метрового диапазона волн зону обнаружения — широкую (до 16°) в угломестной плоскости и достаточно узкую (3° — на прием-передачу) в азимутальной. Вертикальная часть креста представляла собой ФАР высотомера и работала только на прием.
Сигналы 5-и подрешеток антенны дальномера после усиления в широкополосных антенных УВЧ комбинировались в высокочастотном диаграммообразующем устройстве, образуя основной канал приема -суммарный — и два дополнительных канала разностного типа (с «нулями» приема в направлении нормали к антенне) для автокомпенсации помех и пеленга. Кроме того, для этих же целей имелось еще несколько дополнительных антенн с ДН, перекрывающими возможные направления прихода помех. Сигналы 16 и строк ФАР высотомера усиливались в широкополосных антенных УВЧ и через токосъемник поступали в аппаратную кабину, преобразовывались к промежуточной частоте и проходили через автокомпенсаторы помех. Принципиально новый способ внутриимпульсного сканирования лучом ДН высотомера в каждом элементе разрешения по дальности был реализован без использования электрически управляемых фазовращателей. В усилителе мощности передающего устройства (ПДУ) использовался созданный ЛОЗП «Светлана» широкополосный электровакуумный прибор с жидкостным охлаждением -эндотрон. Модулятор был выполнен по групповому принципу из 30-и параллельно включенных одинаковых модулей на полупроводниковых элементах — тиристорах, также разработанных ЛОЭП «Светлана». При выходе из строя даже нескольких модулей модулятора мощность передатчика уменьшалась незначительно. В процессе эксплуатации эндотроны работали поочередно по графику, обеспечивающему их регулярное «жестчение» и, следовательно, постоянную готовность к работе. Переключение основного и резервного эндотронов осуществлялось дистанционно с пульта управления РЛС. Оригинальный высокочастотный переключатель эндотронов «Бриз» был разработан НИИ электромеханических приборов (г. Пенза).
Для проверки работоспособности РЛС на закрытых частотах использовался метод однократного излучения импульса закрытой частоты, встроенного в один из зондирующих сигналов, занимавший часть его длительности. Такое решение позволило отказаться от эквивалента антенны и переключателя «антенна-эквивалент».
Помехозащищенность от активных помех обеспечивалась адаптивной перестройкой рабочей частоты и многоканальной системой автокомпенсации. Система СДЦ была выполнена на основе межпериодной корреляционной автокомпенсации помех с использованием ультразвуковых линий управляемой задержки, подстраивающей каждую линию задержки с дискретностью до единиц наносекунд (при длительности задержки 5 мсек). В систему СДЦ было введено устройство межобзорной селекции, обеспечивающее автоматическое выделение областей пассивных помех и включение в них аппаратуры СДЦ, что избавляло от необходимости ручной установки стробов пассивных помех при боевой работе. Впервые для защиты от комбинированных помех была реализована пространственно-временная развязка систем защиты от активных и пассивных помех. Встроенный малогабаритный (в объеме одного блока) программируемый спецвычислитель выполнял задачу автосъема координат, включая трассовое сопровождение целей.
РЛС работает в метровом диапазоне волн и совмещает функции дальномера и высотомера. В этом диапазоне радиоволн РЛС мало уязвима от снарядов самонаведения и противорадиолокационных ракет, действующих в других диапазонах, а в рабочем диапазоне эти средства поражения в настоящее время отсутствуют. В вертикальной плоскости реализовано (без использования фазовращателей) электронное сканирование высотомерным лучом в каждом элементе разрешения по дальности. Помехозащищенность в условиях воздействия активных помех обеспечивается адаптивной перестройкой рабочей частоты и многоканальной системой автокомпенсации. Система защиты от пассивных помех также построена на базе корреляционных автокомпенсаторов. Впервые для обеспечения помехозащищенности в условиях воздействия комбинированных помех реализована пространственно-временная развязка систем защиты от активных и пассивных помех..
Дальность обнаружения цели типа истребитель на высоте 20 км — до 400 км; на высоте 500 м — до 65 км. Размещается в 7 фургонах — полуприцепах.
Аппаратура РЛС и автономная дизельная электростанция размещаются на шести транспортных единицах (антенно-мачтовое устройство — на трех полуприцепах, аппаратура — на двух и система автономного энергоснабжения — на одном). Возможно электропитание от промышленной сети.
РЛС имеет три выносных рабочих места операторов для дистанционного (на удалении до 1000 м) контроля за воздушной обстановкой, управления системами РЛС, приема и передачи данных.
Производилась РЛС 55Ж6 «Небо» Горьковским телевизионным заводом (АО «Нител», г.Нижний Новгород).
В целом при разработке РЛС 55Ж6 был сделан существенный шаг к полной автоматизации работы. Защита от активных и пассивных помех, а также многочисленные автоматические настройки, основанные на корреляционной автокомпенсации включались автоматически в необходимый момент времени. Всего в РЛС 55Ж6 были задействованы 72 корреляционные обратные связи. Защита от несинхронных помех и задача стабилизации решались, как и в РЛС П-70, за счет глубокого ограничения сигналов перед согласованными фильтрами.
РЛС размещалась на восьми транспортных единицах (на трех полуприцепах — АМУ, на двух — аппаратура, на трех прицепах- система автономного электроснабжения). Выносное устройство транспортировалось в тарных ящиках. С 1984 г. выпущено более 120 изд., из них 2 поставлено на экспорт.

Модификации:
• 55Ж6 «Небо» — первоначальный базовый вариант РЛС.
• 55Ж6-1 «Небо» — модернизированный вариант РЛС. Подвижная трехкоординатная радиолокационная станция метрового диапазона волн 55Ж6-1 «НЕБО» предназначена для обнаружения и сопровождения воздушных целей, в том числе изготовленных по технологии «стеле», на большой дальности, определения государственной принадлежности и выдачи координат целей (азимута, дальности, высоты) на индикаторы и сопрягаемые с РЛС устройства.
• 55Ж6У «Небо-У» (экспортная версия «Небо-УЕ» 55Ж6УЕ) — модернизация РЛС 55Ж6 «Небо». Разработка ННИИРТ 1986—1992 годы. Начало поставок в ВС России 1995 год. На 2011 год станция в производстве.
• «Небо-УМ» — подвижная трёхкоординатная радиолокационная станция средних и больших высот дежурного режима, представляющая дальнейшую модернизацию РЛС 55Ж6У «Небо-У», с 2017 года начала поступать в войска. Обнаружение аэродинамических и баллистических целей, источников радиоэлектронных помех на высоте до 80 км и в радиусе до 600 км.
• 55Ж6М «Небо-М» (экспортная версия «Небо-МЕ» 55Ж6МЕ) — новый трехдиапазонный комплекс с раздельными РЛС сантиметрового (модификация РЛС 64Л6 «Гамма-С1»), дециметрового (модификация РЛС «Противник-Г») и метрового диапазонов (модификация РЛС «Небо-СВУ»). Предположительное начало поставок в ВС России 2012 год.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Диапазон частот — метровый
Зона измерения трех координат цели (типа «истребитель»):
— по дальности на высоте:
— 500 м — 65 км;
— 10000 м — 300 км;
— 20000 м и более — 400 км;
— по углу места-16°;
— по высоте — 60 км ;
Точность измерения координат:
— дальности — 500 м;
— азимута — 24°;
— высоты на дальностях:
— до 200 км — 850 м;
— от 200 до 300 км — 2000 м;
Вид выходной информации — координатные точки
Объем информации, выдаваемой на АСУ, количество координатных точек — не менее 300
Темп обновления данных -10 с;
Потребляемая мощность — 100 кВт.
Время развертывания — 22 ч.
Коэффициент подавления, дБ:
• активных помех — не менее 20
• пассивных помех — не менее 45
Период обновления данных, с — 10/20
Обслуживающий персонал, чел. — 4
Условия эксплуатации:
• температура, °С — ±50
• влажность, проц. — до 98
• высота над уровнем моря, м — 1000
• устойчивость при скорости ветра, м/с — до 45

Источники: dfnc.ru, www.mil.by, www.russianarms.ru, sovetarmy.forum2x2.ru, ru.wikipedia.org и др.

МОБИЛЬНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ И БАЛЛИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ 55Ж6МЕ «НЕБО-М»
НАЗЕМНАЯ ДВУХКООРДИНАТНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ ДЕЖУРНОГО РЕЖИМА 1Л119 НЕБО-СВУ
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «НЕБО-У»
НИЖЕГОРОДСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ (ННИИРТ)
РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ «НИОБИЙ» И «НЕБО»
РАДИОЛОКАЦИЯ, СРЕДСТВА ОБНАРУЖЕНИЯ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap