ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




152-ММ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА 2С18 «ПАТ-С»

152-MM SELF-PROPELLED HOWITZER 2С18 «PAT-S»

Опытная 152-мм полковая самоходная гаубица 2С18 «Пат-С» создавалась в Специальном конструкторском бюро Курганского машиностроительного завода параллельно с буксируемым вариантом 2А61. Причиной создания послужил перевод полевой артиллерии НАТО на единый калибр 155 мм, после чего советскиеполки и мотострелковые бригады, вооружённые 122-мм гаубицами стали проигрывать по огневому могуществу западным
Было решено построить новую САУ с огневой мощью на уровне боевой машины 2С3 «Акация», но при этом со значительно меньшими габаритами и боевой массой. Так стартовал проект 2С18 «Пат-С». Начало разработки гаубиц полкового звена «Пат-Б» и дивизионно-армейского звена «Мста-Б» — 1978 г. (после окончания НИР «Посох» и «Фирма»). Одновременно разрабатывались самоходные гаубицы 2С18 «Пат-С» и 2С19 «Мста-С».

Гаубица для 2С18 была разработана в ОКБ-9 на артиллерийском заводе № 9 под руководством Голубева В. А. Шасси разрабатывалось под руководством Сушко Н. М., однако после того как машина не была принята на вооружение, шасси было использовано при создании 120-мм САО 2С31 «Вена».
В начале восьмидесятых новый проект дошел до стадии строительства и испытаний первого прототипа. Конструкторам Курганского машиностроительного завода в ходе реализации проекта пришлось решить несколько серьезных задач технического характера, прежде всего касавшихся прочности конструкции. Требовалось найти шасси, способное выдерживать отдачу орудия большого калибра, либо установить на новую САУ пушку с меньшей отдачей. В результате удалось найти оптимальное сочетание базового шасси и оружия, при этом выполнив требования по габаритам и массе. Готовая самоходка с топливом, экипажем и боекомплектом весила порядка 18,7-18,8 тонны, что устраивало заказчика.
В качестве основы для САУ 2С18 взяли недавно разработанное гусеничное шасси боевой машины пехоты БМП-3. В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель УТД-29 с непосредственным впрыском топлива. Максимальная мощность двигателя составляла 450 л.с. Двигатель V-образный, 10-цилиндровый, при этом угол развала цилиндров составлял 144°. Габариты двигателя: 997×1228×598 мм при массе не более 850 кг. Трансмиссия механическая, имела 4 передних и 2 задних передачи.
С такой силовой установкой самоходка «Пат-С» могла разгоняться по шоссе до скорости 70 километров в час и преодолевать на одной заправке до 600 км. Кроме того, благодаря использованию шасси БМП-3, новая боевая машина получила возможность пересекать водоемы вплавь со скоростью до 10 км/ч.
На доработанный погон бронекорпуса установили новую вращающуюся башню сравнительно большого размера.
В качестве основного вооружения использовалась 152-мм нарезная гаубица 2А63, идентичная по баллистике с буксируемым вариантом — 2А61 «Пат-Б». 152-мм орудие изначально создавалось в качестве буксируемой гаубицы для полковой артиллерии, но его решили также использовать и на самоходной артустановке. Перед установкой на самоходное шасси гаубицу доработали, после чего она получила индекс 2А63. При выборе орудия для самоходки учли его сравнительно небольшую отдачу. Орудие может использовать все типы боеприпасов от 152-мм орудий Д-1, МЛ-20 и Д-20. Баллистика приблизительно соответствует орудию МЛ-20 при стрельбе уменьшенным переменным зарядом № 3.

Как и вся отечественная артиллерия калибра 152 миллиметра, гаубица 2А63 имела раздельно-гильзовое заряжание. Для облегчения работы расчета орудие оснастили механизмом досылания. Примечательно, что этот агрегат первоначально создавался для буксируемого варианта гаубицы и был лишь доработан для использования на самоходке. Опытные артиллеристы могли вести огонь из 2А63 со скоростью до восьми выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы – 15200 метров.
Для самообороны самоходку оснастили одним пулеметом ПКМ на турели у одного из башенных люков и дымовыми гранатометами. Кроме того, после принятия на вооружение экипажи самоходных «Патов-С» могли получать личное оружие для самообороны, например, автоматы и гранаты. При этом количество автоматов могло быть значительным, поскольку экипаж САУ состоял из пяти или семи человек (при подаче боеприпасов с грунта).
В итоге получилась сравнительно небольшая и легкая самоходная артиллерийская установка, которую при необходимости можно было перевозить на имеющихся военно-транспортных самолетах и, возможно, десантировать с парашютом. При малом весе новая самоходка 2С18 имела хорошую огневую мощь и имела возможность использовать все имевшиеся в то время типы снарядов калибра 152 миллиметра, в том числе, вероятно, и ядерные. Наконец, боевая машина «Пат-С» не нуждалась в мостах и при необходимости могла самостоятельно переплывать водные преграды.
Гаубица 2А61 «Пат-Б» принята на вооружение, но не принята на снабжение сухопутных войск, исключая одну батарею установочной партии (6 единиц). ОКР по созданию самоходной гаубицы 2С18 «Пат-С» так и не была завершена.

В начале восьмидесятых самоходная артиллерийская установка 2С18 «Пат-С» прошла испытания и не удовлетворила военных. Проект закрыли за бесперспективностью. Точные данные о причинах отказа Минобороны от перспективной САУ отсутствуют до сих пор, но есть основания для некоторых предположений. В первую очередь, следует отметить, что бронекорпус, силовая установка и ходовая часть «Пата-С», вероятно, не вызвали никаких нареканий, поскольку в дальнейшем они почти без изменений перешли к новой САУ 2С31 «Вена». Таким образом, повод для претензий стоит искать в комплексе вооружения машины.
Орудие 2А61 в буксируемом исполнении «Пат-Б» время от времени демонстрируется на различных выставках и предлагается на экспорт (вариант М-389 под снаряды калибра 155 мм стандарта НАТО). В начале девяностых годов появился проект «Пат-К», в ходе которого планировалось установить гаубицу 2А61 на колесное шасси Урал-5323. Такая самоходная артустановка тоже не пошла в серию. Более перспективным и удачливым оказалось шасси БМП-3, на доработанное для САУ 2С18. Во второй половине восьмидесятых началось проектирование новой самоходки 2С31 «Вена». Первоначально планировалось построить ее на базе измененного нужным образом шасси «Гвоздики», но затем было выбрано шасси «Пата-С».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, т 18,7
Длина корпуса, мм 6856
Ширина корпуса, мм 3366
Высота, мм 1807 (корпуса)
База, мм 4060
Колея, мм 3366
Клиренс, мм 450
Тип двигателя УТД-29
Мощность двигателя, л. с. 450
Скорость по шоссе, км/ч 70
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10 на плаву
Запас хода по шоссе, км 600
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м плавает

ВООРУЖЕНИЕ

Орудие 152-мм нарезная гаубица 2А63
Дальность стрельбы, км 4—15,2
Пулемёты
1 × 7,62-мм ПКТ

Источники: strangernn.livejournal.com, zavod9.com, otvaga2004.ru, militaryparitet.com, topwar.ru, ru.wikipedia.org, www.russianarms.ru и др.

120-ММ АВИАДЕСАНТНОЕ САМОХОДНОЕ ОРУДИЕ 2C31 «ВЕНА»
152-ММ ЛЕГКАЯ ГАУБИЦА 2А61 «ПАТ-Б»
ЗАВОД № 9
СПЕЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap