ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




ТАКТИЧЕСКАЯ РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА 2К6 «ЛУНА»
TACTICAL ROCKET SYSTEM 2К6 «LUNA»

При активной эксплуатации тактических ракетных систем первого поколения «Марс» и «Филин» в войсках, испытаний на полигонах были выявлены существенные недостатки в их конструкции и боевой эффективности. Поэтому сразу из-за малой дальности и низкой кучности стрельбы комплексов «Марс» и «Филин» встал вопрос о создании нового тактического комплекса с более высоким ТТХ. К тому же, к этому времени, в 1956 году, КБ-11 провело успешные натурные испытания малогабаритного атомного заряда, предназначенного для использования в артиллерийском снаряде, что значительно облегчало работу ракетчиков по новому «изделию».
Разработка реактивной системы 2К6 «Луна» дивизионного звена второго поколения началась в НИИ-1 МОП (затем ГКОТ) под руководством Н.П.Мазурова в 1956 году, первые проработки по тактической ракете выполнялись Институтом в 1953 году. Ракетный комплекс «Луна» был предназначен для поражения живой силы и боевой техники осколочно-фугасными частями и ядерными зарядами тактического назначения. У «вероятного» противника, то есть в США и НАТО российская «Луна» с ракетой 3Р9 получила кодовое наименование первоначально T-5D, затем FROG-3, западными специалистами так же была отмечена модификация FROG-4 (T-5E), а РК с ракетой 3Р10 получил код FROG-5. Эти обозначения не совсем точно отражали реальное состояние дел с комплексом «Луна», дело в том, что любая серийная самоходная пусковая установка могла применять различные типы ракет.
При этом предполагалось повысить дальность и точность стрельбы, снизить вес боевой части и ракеты. Ракетный комплекс «Луна» создан на базе наработок по тактическому комплексу «Марс» с увеличенной почти в два раза дальностью стрельбы.
Постановлением от 18 марта 1957 г. для ракеты «Луна» было принято использование заряда, аналогичного разрабатывавшемуся для самоходных артиллерийского орудия калибра 406 мм и миномета калибра 420мм. При этом головная часть ракеты «Луна» была выполнена в том же диаметре 415мм, что и двигательная установка этой ракеты. Для ракеты в КБ-11 (научный руководитель Ю.Б.Харитон, гл. конструктор С.Г.Кочарянц) была разработана калиберная боевая часть. Атомный заряд примененный в ракете был разработан для артиллерийских снарядов, его массогабаритные характеристики позволили увеличить дальность стрельбы до 50 км.
После проведения поисковых работ и проработок компоновочных схем, в начале 1958 года было выдано ТТЗ на боевую часть. Однако, в дальнейшем определилась невозможность применения «артиллерийского» заряда в ракете «Луна» и требования к ней были уточнены Постановлением от 8 апреля 1959г. При малых размерах БЧ было увеличено количество делящегося материала, и это требовало существенных расходов при эксплуатации. Поэтому в ущерб максимальной дальности был увеличен диаметр БЧ той же мощности, но большего размера. Это позволило снизить расходы на эксплуатацию заряда.

Ракета «Луна» создавалась с двумя типами боевых частей: специальной и осколочно-фугасной. При оснащении калиберной фугасной боевой частью 3Н15 весом 358-360 кг ракета с дальностью от 12 до 44,6-45км именовалась 3Р9 (длина 9,1 м, стартовый вес 2,15-2,175 т), а при снаряжении специальной головной частью 3Н14 (вес 500-503 кг) с ядерным зарядом мощностью 10-50 Кт калибром 540мм — 3Р10 (длина 10,73 м, стартовый вес 2,287-2,29 т), при этом максимальная дальность снизилась до 32-32,5 км, минимальная – до 10 км. Ракета 3Р10 с надкалиберной боевой частью из-за увеличения ее веса имела дальность стрельбы на треть меньше чем у ракеты 3Р94. Для проведения учебных стрельб был создана ракета 3Р11, по массогеометрическим характеристикам аналогичная 3Р10. Кроме того, для ракеты была разработана химическая боевая часть массой от 450 до 503 кг.
В 1959 году на основании нового Постановления правительства ГРАУ МО разработало новое ТТЗ на ракетный комплекс «Луна», в котором предусматривалось несколько модификаций атомных зарядов разной мощности.
Для неуправляемой тактической ракеты 3Р9 в НИИ-22 (гл. конструктор М.А.Алифанов, ведущий разработчик Б.Б.Тимофеев) в 1960 году был создан головной взрыватель 3Э19 (И-37), предохранительного типа, мгновенно-инерционного действия с двумя замедлителями и пиротехническим дальним взведением. Он взводился от малых инерционных сил и набегающего воздушного потока.

В специальной боевой части использовалась система контроля СК-4. Для ракеты «Луна» разработку прибора воздушного подрыва поручили двум организациям: в НИИ-504 МРТП создавалась система «Тругольник-2″ и в СКБТ (СКБ-326, гл. конструктор В.П.Курячьев, вед. конструктор Г.М.Горев) Горьковского СНХ — «Ласточка». После сравнительных испытаний для ракеты «Луна» был принят прибор ВПР-1 «Ласточка». Приборы системы автоматики БЧ были частично заимствованы у «Филина» и «Марса», частично новой разработки.
Основной двигатель 3Ц6 обеих ракет (3Р9 и 3Р10) был создан в НИИ-1 и НИИ-125, он имел две камеры с твердотопливными зарядами пороха НМФ-3К весом 1,28 т и два сопловых блока. Увеличение дальности при заданной точности пусков потребовало реализации новых технических решений. Для осреднения эксцентриситета тяги на начальной, наиболее критической стадии полета, в коническом переходнике меду камерами основного двигателя установили специальный вспомогательный двигатель проворота с малым временем работы. Для свободного проворота ракеты при движении по направляющей ПУ четырехлопастный стабилизатор закрепили на так называемом «обтекателе», установленном на хвостовой части корпуса двигателя посредством подшипника.
РДТТ ракеты за время работы 4,3 секунды обеспечивал длину активного участка полета в 2000 м, при этом обеспечивалась максимальная скорость полета в 767 м/с. Производство корпусов ракет «Луна» было развернуто на Станкостроительном заводе им. Серго Орджоникидзе (в настоящее время ФНПЦ «Станкомаш») в г. Челябинск.

Повышение точности стрельбы (КВО 500 м) ракетой «Луна» достигалась за счет увеличения скорости вращения ракеты вызванного специальным пороховым двигателем, расположенным между двух раздельных камер маршевых двигателей и имеющего тангенциальные сопла, которые начинали вращать ракету еще на направляющей ПУ.
Для внесения поправок в исходные данные на пуск в зависимости от температурного состояния заряда между шашками топлива установили термодатчик. Впервые для тактических ракет ввели предварительное зондирование атмосферы с применением шара-зонда и радиотехнической системы для определения метеоусловий на различных высотах и последующего введения поправок в систему управления.
Для комплекса «Луна» в НИИ-58 под руководством главного конструктора В.Г.Грабина была создана на базе шасси «объект 160» (разработчик ОКБ Сталинградского тракторного завода – СТЗ) легкого танка ПТ-76 опытная самоходная пусковая установка С-123. После ее доработки по результатам испытаний подвижная пусковая установка получила «заводской» индекс С-123А (после организации ЦАКБ в 1943 году все его «изделия» имели фирменное обозначение «С-порядковый номер разработки»), производство которой под индексом ГРАУ «2П16» развернули на волгоградском машиностроительном заводе №221 «Баррикады». Дорабока СПУ производилась КБ завода «Баррикады» (Гл. конструктор Г.И.Сергеев)

В те годы многие артиллерийские, танковые КБ и другие были привлечены к созданию ракетной техники, она тогда считалась самой перспективной системой вооружения. Заниматься ракетами считалось почетным делом. Поэтому в рамках работ по тактическим ракетам и в знаменитом «котинском» КБ-3 ленинградского Кировского завода были созданы опытные образцы самоходных гусеничных пусковых установок для тактических ракет: «объект 806″ на базе бронетранспортера БТР-50П массой 16,5 т с одной ракетой; «объект 807″ на базе тяжелой самоходной установки ИСУ-152 массой 44 т с тремя ракетами. В этом же КБ был создан транспортировщик ракет — «объект 808″ массой 38 т с краном для установки ракет на ПУ. Все это было логично потому, что ранее на базе тяжелого танка КБ-3 уже создало пусковую установку «объект 803» для оперативно-тактических ракет Р-11М и СПУ «объект 804» «Тюльпан» для тактических ракет «Филин». Однако новые детища главного конструктора Ж.Я.Котина «объекты 806, 807 и 808» не нашли своего дальнейшего продолжения и остались только в проектах на бумаге и опытных образцах.
К тому времени для СПУ предлагалось использовать не только гусеничные шасси, но и новые повышенной проходимости колесные шасси. Работы по самоходной ПУ на колесном шасси для РК «Луна» были начаты ОКБ-221 (сегодня это ЦКБ «Титан») завода №221 в марте 1959 года под руководством главного конструктора Г.И.Сергеева. Вскоре разработка колесной ПУ для комплекса «Луна» была задана официально Постановлением Совета Министров СССР от 8 июня 1959 года №378-180. По мнению разработчиков, применение таких установок должно было увеличить ресурс ходовой части и скорость движения по шоссе.
К этому времени, в июне 1958 года, был образован на базе местного сталепрокатного производства Брянский автомобильный завод (БАЗ). Основной продукцией БАЗа должна была стать специальная колёсная техника, разработанная в интересах Вооруженных Сил СССР в СКБ ЗиЛа: плавающий автомобиль ЗиЛ-485А и бронетранспортёр БТР-152В1. Параллельно с выпуском колёсной техники было освоено производство промышленного трактора Т-140 по чертежам Челябинского тракторного завода. С 1960 года на Брянском автозаводе начало работать собственное конструкторское бюро (КБ), которое быстро развивалось. Одной из первых самостоятельных работ конструкторского коллектива стало создание в июле 1961 года четырёхосного автомобиля БАЗ-930. Прототипом этой машины послужил переданный в Брянск с ЗиЛа (московский Завод имени Лихачева) один из образцов опытного вездехода ЗиЛ-134. Конструкция БАЗ-930 оказалась не слишком удачной, но благодаря этой работе на БАЗе впервые в стране удалось наладить массовый выпуск сложных шариковых карданных шарниров типа «Рцеппа», применявшихся в приводе управляемых колес. В дальнейшем на БАЗе был освоен выпуск колесных шасси типа ЗИЛ-135.

В тоже время, еще до выхода постановления по РК «Луна», в 1958 году были произведены испытания тактической ракеты с модифицированного артиллерийского колесного тягача ЗИЛ-135Б1. Тогда же во исполнение постановления правительства в ОКБ-221 завода №221 «Баррикады» под руководством Г.И.Сергеева продолжилась разработка колесной ПУ. В короткий срок было создано несколько вариантов таких установок: на шасси автомобиля ЯАЗ-214 Ярославского автомобильного завода (в дальнейшем производство этих автомобилей под маркой КрАЗ-214 было передано на Кременчугский автозавод) — Бр-226-1; на шасси автомобиля ЗИЛ-134 — Бр-226-II; на шасси автомобиля ЗИЛ-135Л — Бр-226-III.
В 1959 году одна из установок Бр-226-II была изготовлена, на четырехосный автомобиль ЗИЛ-134 («изделие 135″) установили артиллерийскую часть С-121. Для устойчивости при пуске ракет СПУ имела задние домкраты и опоры под передней осью. Установка имела корпус со встроенной рамой и кузов герметичный цельнометаллический. Из-за перегрузки шасси СПУ утратила возможность перемещаться по воде. СПУ получила обозначение 2П21. В мае 1959 года начались ее испытания в районе р. Дон, в ходе которых установка плавала. После этого ПУ доставили на полигон для проведения стрельб, выполнено три пуска ракет. Специалисты отметили хорошие показатели ПУ, однако из-за перегрузки шасси установка была неустойчива на воде и вскоре от нее отказались в пользу гусеничной СПУ.
Кроме того, для комплекса «Луна» в ОКБ-221 была так же создана колесная транспортно-заряжающая машина (ТЗМ 9Т21), которая так же проходила испытания. Испытания тактической ракеты «Луна» с другой опытной боевой машины ЗИЛ-135Е проходили в 1960 году. Для комплекса «Луна» по Постановлению СМ от 20 февраля 1960 года в ОКБ-221 завода №221 «Баррикады» велась разработка легкой ПУ Бр-230 на специальном полуприцепе буксируемой седельным тягачем. Был также создан вариант размещения ПУ на плавающем транспортере ПТС-65. Однако в скорее, разработка ПУ 2П21, ТЗМ 9Т21 и других колесных специальных машин для РК «Луна» была прекращена Постановлением СМ СССР от 15 июня 1963 года №694-233 как устаревшая техника в связи с началом в 1961 году разработки более совершенного тактического ракетного комплекса «Луна-М».

В тоже время для транспортировки ракет в штатном комплексе «Луна» в ОКБ-221 была создана специальная транспортная машина 2У663 (Объект 161). Эта машина предназначалась для перевозки по всем видам дорог и бездорожью одной ракеты 3Р9 или 3Р10, а так же для временного хранения на ней одной или двух ракет. Транспортная машина 2У663 состоит из тягача ЗИЛ-157КВ с седельно-сцепным устройством и специального одноосного полуприцепа. Она может перевозить одну — две ракеты 3Р9 или 3Р10 или одно — два изделия 3Ц6 (РДТТ ракеты). Для погрузки ракет на пусковую установку использовался специальный подъемный кран типа К-51 (9Т31М) грузоподъемностью в пять тонн.
Первый пуск ракеты «Луна» был произведен на ГЦП-4 в апреле 1959 года. Испытание ракеты 3Р10 и боевой части проводились с октября 1959 года по апрель 1960 года в несколько этапов: заводские, летно-конструкторские и зачетные государственные. Испытания боевых частей ракеты проводились на Софринском артиллерийском полигоне. Было выполнено около 20 испытательных пусков с площадки №8 ГЦП-4 (Капустин Яр). Для испытаний ракетного комплекса «Луна» было привлечено много измерительных систем и устройств различных типов, для приема сигналов бортовой аппаратуры ракет использовались два доработанных вертолета Ми-4 со специальной аппаратурой.

Серийное производство ракет 3Р10 было начато в 1961 году. После испытаний ракетный комплекс «Луна» с гусеничной самоходной пусковой установкой 2П16 и ракетой 3Р9 был принят на вооружение 6 августа 1961 года и уже в 1962 году принял участие в сегодня хорошо известной операции «Анадырь» по доставке ракетного и другого вооружения на о.Куба, и последовавшем за ней Карибским кризисе. Когда Мир стоял на пороге ядерной войны. Тогда 12 ракет 3Р10 и шесть пусковых установок были отправлены на Кубу. Как довесок к десяткам ракет средней дальности Р-12 и Р-14, фронтовым ракетным комплексам ФКР и авиации.
Еще до окончания испытания и принятия на вооружение ракета и самоходная ПУ 2П16 комплекса «Луна» впервые была широко и открыто показаны на военном параде в Москве в 1960 году. Тогда такое явления было нормой, советское высшее руководство частенько демонстрировало на Красной площади свои ракетные достижения. Здесь часто демонстрировались образцы еще не принятые на вооружение, особенно это касалось стратегических ракет наземного и морского базирования.
В 1961-1962 годах с целью проверки надежности и эффективности ракетно-ядерного оружия, состоящего на вооружении Советской Армии были проведены боевые пуски ракет Луна» ядерными зарядами на различные дальности с обеспечением воздушного подрыва на Семипалатинском полигоне. Основные пуски прошли успешно, при последнем пуске на минимальную дальность был произведен наземный подрыв.
Ракета 3Р10 была принята на вооружение в 1964 году. Для Советской Армии изготовлено около 200 пусковых установок комплекса «Луна». За время эксплуатации в Сухопутных частях Советской Армии ракетного комплекса «Луна» для него было создано три модернизации ядерного боевого оснащения, он находился на вооружении до 1991 года. Ракетный комплекс 2К6 «Луна» к настоящему времени снят с вооружения Советской (Российской) Армии.
В состав штатного ракетного дивизиона комплекса 2К6 «Луна» входили: три пусковые установки 2П16; три транспортные машины 2У663; три топопривязчика ТГН (на базе автомобилей ГАЗ-69); два автокрана 9Т31М (К-51) и другая техника, всего — до 40 единиц автотехники. Транспортировка пусковой установки 2П16 на большие расстояния осуществлялась седельным тягачем МАЗ-535В, что сберегало моторесурс СПУ.
Ракетный комплекс «Луна» в основной модификации поставлялся на экспорт в страны Варшавского договора, в иных модификациях — в развивающиеся страны. Всего произведено около 300 пусковых установок.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик НИИ-1 ГКОТ
Гл. конструктор Н.П.Мазуров
Изготовитель пусковых установок:
— опытных Кировский з-д
— серийных з-д «Баррикады»
Код НАТО:
— с ракетой 3Р9 FROG-3 (T-5D), FROG-4 (T-5E)
— с ракетой 3Р10 FROG-5
Тип комплекса тактический ракетный комплекс дивизионного звена второго поколения
Состояние на вооружении с 1961 года2 с ракетой 3Р9, ракета 3Р10 принята на вооружение в 1964 году5, а в серийном производстве развернута в 1961 году
Ракеты 3Р93-5, 3Р103-5
Дальность стрельбы, км:
— максимальная ракетой 3Р9 44,65-45
— максимальная ракетой 3Р10 323-32,55
— минимальная ракетой 3Р9 12
— минимальная ракетой 3Р10 10
Длина активного участка, км 2,0
Максимальная скорость, м/с 767
Точн. стрельбы (КВО), м 500
Боевая часть (вариант 1 — ракета 3Р9):
— тип осколочно-фугасная 3Н152, 3, 4
— калибр, мм 415
— вес для ракеты 3Р9, кг 358-3605
Боевая часть (вариант 2 — ракета 3Р10):
— тип ядерная 3Н14
(для ракеты 3Р10)3, 4
— разработчик боеприпаса КБ-11
— научный руководитель Ю.Б.Харитон
— гл. конструктор С.Г.Кочарянц
— система конроля СК-4
-датчик воздушного подрыва:
на испытаниях «Тругольник-2″
разработчик НИИ-504 МРТП
в серии ВПР-1 «Ласточка»
разработчик СКБ-326
гл. конструктор В.П.Курячьев
вед. конструктор Г.М.Горев
— калибр, мм 540
— вес, кг 500-5035
— мощность ядерного заряда, кт 10-50
Боевая часть (вариант 3):
— тип химическая,
— вес, кг 450-503
Органы стабилизации аэродинамические стабилизаторы и вращение в полете
Тип старта за счет собственных двигателей с наземной ПУ
Число ступеней ракеты 1
Длина ракеты, м
— полная 3Р9 9,1
— полная 3Р10 10,73
Макс. диаметр корпуса, м 0,4154
Стартовый вес, т
— ракеты 3Р9 2,15-2,175
— ракеты 3Р10 2,287-2,295
Двигатель:
— тип двухкамерный РДТТ 3Ц6
— разработчик НИИ-1 и НИИ-125
— тип топлива твердое НМФ-3К
— вес топлива, т 1,28
— время работы, с 4,3

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип самоходная гусеничная 2П16 3. 4 (объект 160)
Разработчик КБ завода «Баррикады»
Гл. конструктор Г.И.Сергеев
Разработчик шасси ОКБ СТЗ
Шасси легкий танк ПТ-76 (БТР-50)
Размеры, м:
— длина полная 7,7
— ширина 3,14-3,2
— клиренс 0,37
Вес, т:
— шасси 11,519
— ПУ без ракеты:
3Р9 15,077
3Р10 15,08
— ПУ с ракетой:
3Р9 17,252
3Р10 17,367
— полный вес ПУ, т 18, 83
— качающейся части 1,494
— артиллерийской части с ракетой:
3Р9 5,433
3Р10 5,548
Двигатель:
— тип дизель В-6
— мощность, л.с. 235
Максимальная скорость, км/ч:
— по грунту 16-18 — по шоссе 35-403
Запас хода, км 240
Время подготовки старта, мин:
— из походного пложения 73
— из готовности № 2 53
Гарантийный пробег, км 15003
Боевой расчет, чел. 113
Число ракет на ПУ 1
Длина направляющей, м 7,71
Расстояние от грунта до оси цапф качающейся части, м 1,635
Углы наведения, град.:
— вертикального до +60
— горизонтального +5

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ОПЫТНАЯ):
Тип самоходная колесная 2П21 (Бр-226-II)
Разработчик КБ завода «Баррикады»
Гл. конструктор Г.И.Сергеев
Разработчик шасси СКБ ЗИЛ
Шасси автомобиль ЗИЛ-134
(«изделие 135″)
Полный вес ПУ, т 15,2
Вес шасси, т 9,7
Размеры, м:
— длина полная
— ширина
Двигатель:
— тип два карбюраторных V20BK
— мощность, л.с. 2х120
— число цилиндров 6
Максимальная скорость, км/ч 40
Запас хода, км
Число ракет на ПУ 1
Время подготовки старта, мин:
— из походного пложения
— из готовности № 2
Боевой расчет, чел.

ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА:
Тип самоходная колесная 2У663 (объект 161)
Состав ЗиЛ-157КВ с полуприцепом
Тип тягача ЗИЛ-157КВ с седельно-сцепным устройством
Тип полуприцепа специальный одноосный
— длина, мм 11060
— ширина 2340
— высота с установленным тентом, мм 2950
— клиренс, мм 345
угол заднего свеса, град. 35
— вес без нагрузки, кг 3100
— грузоподъемность, кг 4600
— тип шины 12.00х20»
— подвеска колес пневматическая
Масимальный вес с тягачем, кг 13450
Общая длина с тягачем, мм 14820
Радиус разворота, м 11,2
Скорость движения, км/ч:
— по шоссе 50
— по грунтовой дороге 20
— по бездорожью 10
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град 17
— крен, град. 28
Число ракет на ТМ 23

КРАН:
Тип автомобильный К-51 (9Т31М)
Грузоподъемность, т 5

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион», 28.06.2018

Источники:
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.
Карпенко А.В. «Отечественные тактические ракетные комплексы». СПб: «Невский Бастион», 1999 г., 44 с.
Alieksandr Karpienko Taktyczny zestaw rakietowy Toczka cz. 1 nTW 1/2010
Alieksandr Karpienko Taktyczny zestaw rakietowy Toczka cz. 2 nTW 3/2010
1 — «Колесо против бездорожья.» Е.Прочко — «Моделист-конструктор»
2 — «Точка» бьет в точку» А.Широкорад — Прицел-96- «Армейский сборник»
3 — «Луна» против «Честного Джона» А.Широкорад — «Моделист-конструктор» № 9-1997
4 — «У нас за плечами дорога длиной в 50 лет» Б.Н.Лагутин, Ю.С.Соломонов, В.И.Гоголев, Г.А.Шеповалов, Р.Д.Ангельский — «Труды МИТ», 1996
5 — В.В.Панов «Воооружение Сухопутных войск» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999

ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К52 «ЛУНА-М»
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (СПРАВОЧНИК)
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕПЛОТЕХНИКИ (МИТ)



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap