12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




МАЛЫЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 253Л (МТ-2)
SMALL TRAWLER PROJECT 253L (MT-2)

После таллинского перехода на Балтийском театре ощущалась острая необходимость в тральщиках для противоминных действий на малых глубинах. Выполненные МНТК обоснования позволили ВМС выдать ЦКБ-51 в апреле 1942 г. ТТЗ на проектирование «малого тральщика» водоизмещением порядка 100 т в двух вариантах : с деревянным и с металлическим корпусами. Технический проект этого корабля, получивший номер 253, был разработан в феврале 1943 г. и направлен в Ленинград на предмет оценки возможности его реализации.
КБ Балтийского завода проект был упрощен ( материал корпуса — сталь 3с, прямостенные обводы, американские тракторные двигатели фирмы «Суперкор» и др.) и получил обозначение 253л ( в обиходе «стотонник»). Головной корабль строился на Балтийском заводе 4 месяца 20 дней и был сдан в ноябре 1943 г. По его типу было построено 35 кораблей первой серии, получивших обозначение МТ-1.
По опыту эксплуатации корабль был улучшен : энергетическая установка размещена в двух отсеках, установлен еще один генератор на 15 кВт, обновлены противоминное вооружение, средства связи и размагничивающее устройство. В результате внесенных изменений длина корабля увеличилась на 6 м, ширина — на 0,2 м , а водоизмещение на 20 т.

В 1944 «Проект 253Л» модернизировали и присвоили ему новый индекс 253Л-П. Изменения представляли собой увеличение водоизмещения, что несло за собой удлинение корпуса и изменение носовых обводов. Благодаря тому, что двигатели были расположены в двух изолированных машинных отделениях, удалось повысить живучесть энергетической установки и корабля в целом. Модернизация также включала в себя замену одноствольных пулеметов на «спарки», установку петлевого электромагнитного трала, оснащение тральной лебедки электродвигателем и увеличение боевой автономности, что повысило запас топлива до 10,1 т. вместо первоначальных 3,7 т.
Кратера постоянно подвергались модернизации в процессе выпуска. Одни оснащались цепными охранителями, которые оберегали от подрыва на якорных минах, и гидроакустическими станциями. А другие – дополнительными дизель-генераторами, которые служили для неконтактных тралов и другими механизмами.
За период с лета 1944 г. по октябрь 1945 г. было построено 56 кораблей второй серии (МТ-2). Выше приведены ТТХ кораблей второй серии. Корабли пр. 253л были первыми отечественными тральщиками нового типа: с неконтактными тралами и размагничивающим устройством. Скорость корабля с тралом ОШТ-1 составляла 8-9 уз., с тралом КПТ — 10 уз.
Корабли действовали только на Балтийском театре, используясь для защиты коммуникаций и баз, траления в Финском, Выборгском и Нарвском залмвах, а также в десантных операциях. В ходе боевых действий погибло 6 кораблей (в основном первой серии) — четыре от подрыва на минах и по одному от действий авиации и подводной лодки.
С начала 1960-х годов корабли начали выводиться из состава ВМФ.
Памятник малому тральщику проекта 253 установлен в Одессе, на территории музея-мемориала героической обороны Одессы.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние выведен из состава ВМФ
Проектант ЦКБ-51, затем КБ Балтийского СЗ
Гл.конструктор А. Г. Соколов (нереализ. пр. 253 — Н.Г. Лощинский)
Завод-строитель Балтийский СЗ, СЗ им. Жданова, Петрозавод
Годы вступления в строй 1943-1945
Число кораблей в серии 92 (1+35+56)
Код НАТО «Т-301″

Общекорабельные данные

Водоизмещение, т:
— стандартное 121
— нормальное 129
— полное 116-137
Главные размерения, м:
— длина наибольшая (по КВЛ) 38(36)
— ширина наибольшая (по КВЛ) 5,7(5,5)
— осадка при полном водоизмещении 1,34
Главная энергетическая установка:
— тип дизельная (Ленд-лизовская «Суперкор»)
— число х мощность двигателей, л. с. 2 х 160
Электроэнергетическая установка:
— число х мощность дизель-генераторов, кВт 2 х 15
Скорость хода, уз:
— полная 12
— экономическая 8,6
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.) 2400(8,6)
Автономность по запасам провизии, сут. 5
Экипаж (в т. ч.офицеры), чел.: 21(2)

Материал корпуса обычная сталь

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:
— число и тип артустановок 2 х 1 — 45 мм 21К
— число и тип крупнокалиберных пулеметов 2 х 2 — 12,7 мм 2М1
Противолодочное и противоминное:
— число и тип глубинных бомб 12 х МГБ
— число и тип мин 12 якорных образца 1931г. (примен. вместо глуб. бомб)
Противоминное:
— облегченный трал «ОТШ-1″
— катерный параван трал «КЛТ»
— электромагнитный трал «КЭМТ-2″
— акустический трал «БЛТ-2″


Морской катер-тральщик (Ленинградский проект):
1 — поручень, 2 — гюйс-шток с буксирным клюзом, 3 — лучевая радиоантенна, 4 — винтовой стопор, 5 — якорно-швартовный шпиль, 6 — 45-мм универсальное полуавтоматическое орудие, 7 — пожарный рукав, 8 — опора мачты, 9 — ванты, 10 — мачта, 11 — трехцветный траловый огонь (правый — зеленый, левый — красный, средний — белый), 12 — топовый огонь (белый), 13 — клотиковый огонь (два красных и один белый), 14 — стеньга, 15 — антенна УКВ, 16 — гафель, 17 — переговорная труба, 18 — машинный телеграф, 19 — штурвал, 20 — главный компас, 21 — электрокабель, 22 — 12,7-мм пулемет системы «кольт», 23 — кранцы первых выстрелов, 24 — спасательный плот, 25 — кожух дымовой трубы, 26 — верхний кильватерный огонь, 27 — ял-2, 28 — флагшток, 29 — кранбалка, 30 — роульсы, 31 — якорь Холла, 32 — привальный брус, 33 — антенна ГАС, 34 — гребной вал, 35 — кронштейн гребного вала, 36 — гребной винт, 37 — перо руля, 38 — палубный якорный клюз, 39 — цепной стопор, 40 — волнолом, 41 — швартовная вьюшка, 42 — привальный брус, 43 — радиоантенна, 44 — 45-см сигнальный прожектор, 45 — электросирена, 46 — рей, 47 — трап, 48 — фальшборт, 49 — вертикальный трап, 50 — поплавок трала, 51 — буй отводителя, 52 — световая крышка, 53 — вентиляционная головка, 54 — кранец первых выстрелов, 55 — спасательный круг, 56 — кнехт, 57 — киповая планка, 58 — малые глубинные бомбы, 59 — буксирные рымы, 60 — люк, 61 — щит-отводитель, 62 — бортовые отличительные огни (правый — зеленый, левый — красный), 63 — дверь, 64 — шлюпбалка с ручной лебедкой, 65 — минные рельсы, 66 — траловый люк, 67 — траловая лебедка, 68 — люк, 69 — транспортировочная тележка.


Памятник малому тральщику проекта 253 установлен в Одессе, на территории музея-мемориала героической обороны Одессы.



____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap