ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




ЛЕДОКОЛ ЛК-16 ТИПА МОСКВА ПРОЕКТА 21900. ICEBREAKER LK-16 TYPE «MOSCOW» THE PROJECT 21900



ЛЕДОКОЛ ЛК-16 ТИПА «МОСКВА» ПРОЕКТА 21900

ICEBREAKER LK-16 TYPE «MOSCOW» THE PROJECT 21900


А.В.Карпенко

СОВРЕМЕННЫЕ ЛЕДОКОЛЫ И СУДА ЛЕДОВОГО КЛАССА РОССИИ


25 мая 2007 года на ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду многофункциональный ледокол нового типа, он получил наименование «Москва». Этот корабль стал первым дизель-электрическим ледоколом построенным на российских верфях за последние 32 года. Прежде Советский Союз и Россия заказывали все корабли данного класса за рубежом, в Финляндии. Это было вызвано тем, что судостроительная промышленность СССР была перегружена военными заказами, в то же время пароходства обеспечивающие проводку судов Северным морским путем считались «зажиточными» и могли себе позволить приобретать «не дешёвые вещи», с хорошей отделкой служебных помещений и кают личного состава.
Однако продолжая свои традиции, недавно балтийцы передали заказчику и на испытания в льдах Арктики свой последний атомный ледокол «50 лет Победы» — восьмой по счету атомный ледокол, построенный на Балтийском заводе. Напомню, что за период с 1974 по 2007 годы на Балтийском заводе построена серия атомных ледоколов второго поколения проекта 1052 («Арктика», «Сибирь») и модернизированного проекта 10521 («Россия», «Советский Союз» и «50 лет Победы»), спроектированных в ЦКБ «Айсберг». Головной корабль серии, водоизмещением 23,5 тыс. тонн и мощностью главной энергетической установки в 75 000 л.с., носил имя «Арктика». Последний атомоход серии — «50 лет Победы» — является самым крупным атомным ледоколом в мире.

Этот ледокол, получивший первоначально название «Урал», заложили в конце 1989 года и через четыре года спустили на воду. Однако из-за экономического кризиса в стране и не ясности с дальнейшим развитием морского флота финансирование строительства атомохода было прекращено. Балтийский завод вынужден был на собственные средства законсервировать ледокол, чтобы сохранить в дальнейшем возможность его достройки.
Работы на атомоходе, переименованном в 1995 году в «50 лет Победы», возобновили лишь в конце 1990-х годов, когда началось частичное финансирование строительства. По независимым от «балтийцев» причинам, им удалось закончить постройку корабля только в 2007 году. После подписания акта приема-передачи в марте 2007 года на судне в торжественной обстановке подняли государственный флаг Российской Федерации. С подписанием приемного акта ледокол перешел в собственность государственных структур Российской Федерации. Росимущество, в свою очередь, передало атомоход в доверительное управление ОАО «Мурманское морское пароходство», за которым числились и другие ледоколы этого проекта. Планируется, что «50 лет Победы» приступит к проводке судов на трассах Северного морского пути уже в весеннюю навигацию 2007 года.
Кроме упомянутой серии ледоколов проектов 1052 и 10521, «балтийцы» в 1959 году построили первый атомный ледокол в мире «Ленин» проекта 92 (проектант ЦКБ-15) и совместно с финской фирмой Wartsila в 1989 и 1990 годах передали в эксплуатацию два атомных ледокола принципиально нового проекта 10580 «Таймыр» и «Вайгач» водоизмещением в 18 тыс. тонн, которые представляют собой мелкосидящие ледоколы и эксплуатируются в устьях сибирских рек.
До строительства супер ледокола проекта 10560, который должен был обеспечить круглогодичную навигацию на Севере дело не дошло, хотя его проектирование выполнило ЦКБ «Айсберг» и ему даже дали имя «Урал» (такое же наименование имел сначала ледокол «50 лет Победы»). Однако задачи по освоению богатого Севера Российской Федерации и особенно нефтяных месторождений в последнее время остается актуальной и сей день.
Сегодня в связи с новой экономической политикой строительство ледоколов и судов ледового класса имеет самое непосредственное отношение к Морской доктриной Российской Федерации, разработанной на период до 2020 года, где предусмотрено обеспечение сохранения мирового лидерства в строительстве и эксплуатации атомных ледоколов и судов усиленного ледового класса, создание специальных средств морской техники (морских платформ, надводных судов и подводных аппаратов) для освоения минеральных и энергетических ресурсов на континентальном шельфе, в первую очередь в морях Арктики и на Дальнем Востоке.
По этому гражданское судостроение России в ближайшее десятилетие будет связано с созданием технических средств для Северного морского пути, который представляет собой транспортно-промышленный комплекс, действующий на всем протяжении Северного Ледовитого океана от Мурманска до Берингова пролива, а также в бассейнах 8 крупнейших северных судоходных рек. Где предполагается резкий рост транзитных перевозок, объемов Северного завоза и др.
В тоже время, растет товарооборот между Россией и Европейским союзом, другими государствами. Это требует модернизации старых и строительство новых портов в европейской части Российской Федерации. Если на юге более-менее все ясно, там у России крупный порт остался только в Новороссийске, то в Северо-западном и Северном регионах есть возможность и необходимость существенно увеличить возможности по объемам обрабатываемых морских судов и грузов, исключить товарооборот и транзит товаров через страны Прибалтики, но, как говориться, «имеет быть» ледовая обстановка. Построить «не замерзающий» порт в Балтийском море практически не возможно, в тоже время современные транспортные суда, и особенно танкеры имеют большое водоизмещение и геометрические размеры. Для их круглогодичной проводки требуется создание мощного ледокольного флота. Такую задачу сегодня пытаются решить российские ученые, инженеры, конструкторы и рабочие, как уже упоминалось выше, они построили и спустили на воду ледокол нового класса «Москва».
Еще в июле 2004 года ОАО «Балтийский завод» выиграло международный тендер на строительство серии из двух многофункциональных линейных дизель-электрических ледоколов для ФГУП «Росморпорт», а в октябре того же года был подписан контракт на строительство первого из них. По оценкам специалистов, сумма этого контракта составляет около 5 млрд руб, однако приводятся и гораздо большие суммы. Тогда же Балтийским заводом при участии специалистов ЦКБ «Балтсудопроект», ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова и ОАО «ЭРА-проект» был разработан технический проект «ЛК-16» линейного дизельэлектрического ледокола с двумя винторулевыми колонками.

Ледокол ЛК-16 предназначен для обеспечения проводок крупнотоннажных танкеров шириной 40-50 м в Финском заливе в зимний период, буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, выполнения аварийно-спасательных работ и оказания помощи судам в ледовых условиях и на чистой воде, борьбы с пожарами.
Согласно проекта, этот корабль представляет собой многофункциональный ледокол принципиально нового класса, двухпалубное судно, на котором предусмотрена площадка для приема многоцелевых вертолетов типа Ка-32 или Ка-226. Форма корпуса корабля спроектирована с учетом новых технологических разработок по снижению энергозатрат на разрушение льда и улучшению эксплуатационных качеств судна. Управление ледоколом, в том числе энергетической установкой, полностью автоматизировано, что позволит существенно сократить экипаж и обслуживать все системы и механизмы судна команде всего из 26 человек.
Ледокол будет оснащен двумя полноповоротными винторулевыми колонками, что обеспечит судну повышенную маневренность. Эти уникальные агрегаты будут обладать беспрецедентной мощностью — 8 МВт каждый, винторулевыми колонками таких характеристик до сих пор не оборудовали ни одно судно в мире. Уникальное устройство движительного комплекса позволит судну с большей эффективностью расширять и расчищать ледовый канал. Корпус ледокола рассчитан на толщину проходимого льда более 1 метра. Ледопроходимость судна при движении со скоростью около 3 узлов в ровном сплошном льду прочностью 500 кПа со снежным покровом 10–20 см, при номинальной мощности на ВРК составит не менее 1,0 м. Спасательные операции обеспечиваются при волнении моря до 6 баллов и скорости течения до 2 узлов. По оценкам специалистов, такие характеристики оптимальны для использования судна в акватории Финского залива.
Головной ледокол в серии «Москва» был заложен на Балтийском заводе 19 мая 2005 года. Уже летом прошлого года на нем приступило к монтажу основного оборудования, четырех главных дизель-генераторов мощностью 4,5 МВт и 6 Мвт. Эти судовые двигатели являются одними из самых современных в мире. Они оборудованы системой управления и контроля параметров, созданной на базе новейших микропроцессоров и работающей в режиме реального времени. Монтаж движительного комплекса стал заключительным этапом строительства перед спуском ледокола на воду. Практика установки крупногабаритных агрегатов в ходе формирования корпуса на стапеле широко применяется на самых современных предприятиях отрасли в Европе. Это позволяет значительно сократить период достройки судна.

После спуска на воду специалисты Балтийского завода уже ведут на нем достроечные работы и окончательный монтаж всех систем и механизмов. Сейчас, по информации завода, готовность судна составляет 70%. Как предполагается, осенью нынешнего года ледокол отправится на ходовые испытания в Балтийском море, и уже до конца текущего года его передадут заказчику.
Соглашение на строительство второго ледокола «Санкт-Петербург» этой серии было подписано 18 мая 2005 года. Как сообщает пресс-служба «Росморпорта», 19 января 2006 года состоялась закладка его корпуса. Второй ледокол планируется достроить к зиме 2008 года. Как отмечается, реализация данного проекта позволит полностью обеспечить надежную ледокольную проводку судов в акватории Финского залива, и в первую очередь — крупнотоннажных танкеров с экспортной нефтью из российских портов Приморск и Высоцк.
России нужен ледокольный флот и суда уровня ледокола «Санкт-Петербург», заявил Председатель Правительства РФ Владимир Путин на церемонии поднятия флага на ледоколе «Санкт-Петербург» на территории Балтийского завода.
«Мы не часто в последние годы спускаем на воду и поднимаем флаг нашей страны на судах такого уровня. Нам нужен ледокольный флот и такие суда и в Арктике, и на Балтике», — сказал Председатель Правительства. Он отметил, что такие корабли необходимы по обе стороны Финского залива с учетом растущего объема грузоперевозок.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ЛЕДОКОЛОВ ПРОЕКТА ЛК-16 ТИПА «МОСКВА»

Водоизмещение ок. 10 000 тонн
Длина наибольшая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114,0 – 116,0м
Ширина наибольшая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27,5 м
Ширина по КВЛ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26,5 м
Высота борта на миделе до верхней палубы . . . 12,4 м
Осадка по КВЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8,5 м
Количество членов экипажа . . . . . . . . . . . . . . 20 чел.
Мощность на валах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16 МВт
Скорость хода на чистой воде . . . . . . . . . . . 16,0 -17,0 узлов

ЛЕДОКОЛ «МОСКВА» ПРОЕКТА 21900 В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. ОКТЯБРЬ 2013 Г. ФОТОРЕПОРТАЖ
ЛЕДОКОЛ «МОСКВА» ПРОЕКТА 21900
СПУСК ЛЕДОКОЛА «МОСКВА» МАЙ 2007 Г. (ФОТО)





____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap