07.08.2021
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА К-3 «ЛЕНИНСКИЙ КОМСОМОЛ» ГОТОВИТСЯ К ОТПРАВКЕ В КРОНШТАДТ

Пресс-служба ОСК сообщает о подготовке к уникальной операции по переводу из Снежногорска в Кронштадт первой отечественной атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол», построенной на Севмаше по проекту СПМБМ «Малахит» (входят в ОСК) в 1958 году.
Специалистами судоремонтного завода «Нерпа» (филиал ЦС «Звёздочка», входит в ОСК) был проведен огромный объем работ по подготовке легендарной лодки К-3 к многодневному переходу по Беломоро-Балтийскому каналу. Более недели заняла подготовка К-3 к погрузке в плавдок «Свияга».
За это время АПЛ «Ленинский Комсомол» была очищена от водорослей и морских отложений, которые успели нарасти за время многолетней стоянки у заводского причала, демонтировали гидроакустический комплекс и кормовой вертикальный стабилизатор корабля для обеспечения остойчивости корабля на стапель-палубе «Свияги» и дальнейшей безопасной транспортировки по внутренним водным путям к месту назначения-Кронштадт.
ВТС «Бастион» напоминает, что работы по проекту 627 атомной подводной лодки, были заданы Постановлением Правительства «О проектировании и строительстве объекта 627» от 9 сентября 1952 года. Этому предшествовали предложения ученых-атомщиков И.В.Курчатова, А.П.Александрова и Н.А.Доллежаля об использовании атомной энергии на подводных лодках, направленные в правительство и поддержанные Минсудпромом. Предэскизный проект корабля начал разрабатываться комплексной группой специалистов НИИ и КБ (ЦНИИ-45, ЦКБ-18 и СКБ143) Минсудпрома из Ленинграда под руководством заместителя директора ЦНИИ-45 В.Н.Перегудова, в завершающей стадии работ принимало участие до 35 человек. Работа проводилась в Москве при соблюдении режима высокой степени секретности. Одновременно специалистами НИИ-8 (НИИхимммаш) Министерства машиностроения и приборостроения (Минсредмаша) во главе с членом-корреспондентом Н.А.Доллежалем велась разработка атомной энергетической установки – «сердца» будущего корабля. Научным руководителем проекта атомной субмарины был назначен член-корреспондент, а затем академик А.П.Александров. К тому времени в США уже велось строительство первой в мире атомной подводной лодки SSN571 «Наутилус», руководителем программы был адмирал Риковер. СССР было необходимо догнать американцев в этом виде новейших вооружений.
В дальнейшем, с марта 1953 года, проект 627 первой отечественной атомной подводной лодки разработали в ленинградском СКБ-143 (бюро было реорганизовано для ее проектирования, в настоящее время СПМБМ «Малахит») в тесном сотрудничестве с ЦНИИ-45 им. акад. А.Н.Крылова (директор В.И.Першин) и ЦНИИ ВК, другими организациями и предприятиями. Главным конструктором корабля был назначен В.Н.Перегудов.
В создании лодки принимали участие более 135 ведущих предприятий страны, в том числе 20 конструкторских бюро, 35 научно-исследовательских организаций и 80 заводов-поставщиков комплектующего оборудования и материалов, подавляющее большинство этих предприятий и организаций из Ленинграда.
Закладка АПЛ проекта 627 (зав. № 254) была произведена в цехе №42 на заводе №402 (директор Е.П.Егоров, гл. строитель В.И.Вашанцев, сейчас ПО «Севмаш») в Молотовске (Северодвинске) 24 сентября 1954 года, спуск на воду осуществлен в августе 1957 года. 14 сентября 1957 года на К-3 произвели физический пуск ядерных реакторов, 1 июля 1958 года на корабле подняли Военно-морской флаг. По усовершенствованному проекту 627А в 1959-1964 гг. было построено еще 12 атомных подводных лодок.
Новые возможности атомных кораблей позволили осваивать Мировой океан и особенно ранее не доступные его акватории.
За время службы в составе ВМФ «К-3» совершила 14 дальних походов и прошла за 14115 часов 128443 мили в подводном положении. В июле 1962 года она (командир АПЛ «К-3» капитан 2-го ранга Л.М.Жильцов, руководитель похода командующий флотилией контр-адмирал А.И.Петелин) совершила переход в Арктику и всплыла впервые в истории отечественного ВМФ в районе Северного полюса, после чего получила собственное наименование «Ленинский комсомол».
Теперь К-3 станет главным экспонатом музея Военно-морской славы «Остров фортов» в Кронштадте.
АПЛ «Ленинский комсомол» унаследовала название от одноименной дизельной подводной лодки «М-106», построенной на заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) в 1943 году для Северного флота и погибшей в одном из боевых походов в том же году.
ВТС «Бастион»







АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 627 (627А)


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap