13.02.2021
ФОТОРЕПОРТАЖ: БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-413 ПРОЕКТА 641 В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА. 20.11.2018

В Музее Мирового океана в г. Калининград находится большая дизель-электрическая подводная лодка (ПЛ) Б-413 проекта 641. Это единственная в стране и одна из немногих в мире подводных лодок, относящихся к доатомному периоду подводного флота. Уникальность лодки состоит также и в том, что она сохранена в первозданном виде.
По результатам выполненных ЦКБ-18 проработок в октябре 1954 года было принято совместное решение ВМФ и МСП о разработке технического проекта 641 океанской подводной лодки большого водоизмещения, представлявшего собой дальнейшее развитие проекта 611. В январе 1955 года технический проект 641 был разработан, а в июле того же года утвержден Постановлением СМ СССР. Работы по проекту 641 велись под руководством главного конструктора С.А. Егорова, а потом З.А. Дерибина.
Подводная лодка проекта 641 имеет семь отсеков: носовой торпедный; носовой аккумуляторный и жилой; центральный пост; кормовой аккумуляторный и жилой; дизельный; электромоторный; кормовой торпедный и жилой отсеки. Во втором отсеке расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, гидроакустическая рубка; в четвертом отсеке — каюты офицеров и мичманов, кают-компания старшин, камбуз; в седьмом отсеке — койки для рядового состава, средства спасения и аварийный люк.
Вооружение состояло из 6 носовых и 4 кормовых аппаратов (носовые на Б-156 оснастили системой быстрой перезарядки), боезапас насчитывал 22 торпеды (включая телеуправляемые по проводам), вместо части их при необходимости брали мины. Данные для стрельбы вырабатывались комплексом «Ленинград-641».
В силовую установку входили три дизеля 37Д с газотурбонаддувом, были смонтированы звукоизолированные выгородки (газоплотные шумовые выгородки) для управления дизелями. Подводный ход обеспечивали два бортовых электродвигателя ПГ-101 мощностью по 1350 л.с., средний ПГ-102 в 2700 л.с. и 140-сильный ПГ-104 для экономичного хода (на одном валу с ПГ-102). Все они работали на 3 гребных винта изменяемого шага. Кроме того, дизель-генераторы служили и для подзарядки аккумуляторов.
Новым было гидроакустическое, радио и локационное оборудование. К нему относились радиолокатор обнаружения надводных целей «Флаг», гидроакустическая станция МГ-10, принимавшая сигналы чужих «асдиков», «Арктика-М», действовавшая в активном режиме, аппаратура «Свет-М», фиксирующая импульсы чужих гидролокаторов, система звукопроводной связи и средства радиотехнической разведки «Накат».

Напомним историю корабля. Большая подводная лодка заложена по проекту 641 на эллинге Ново-Адмиралтейского судостроительного завода в городе Ленинграде 28 июня 1968 года. 7 октября 1968 года субмарина была спущена на воду, после чего переведена по внутренним водным системам в город Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. 24 ноября на Б-413 был поднят военно-морской флаг СССР, а на следующий день включена в число кораблей ВМФ.
8 января 1969 года вошла в состав Северного флота и зачислена в состав 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводной лодки Краснознамённого Северного флота с базированием в Полярный. В ходе военной службы подводная лодка неоднократно совершала дальние походы в Атлантический океан и Средиземное море. Участвовала в уникальном дальнем походе 96-й бригады подводных лодок, длившемся более года без замены экипажей. Б-413 неоднократно заходила в иностранные порты с официальными визитами. До июня 1990 года ПЛ проходила службу на Северном флоте.
9 июля 1990 же года лодка переведена в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота (22-я бригада подводных лодок 14-й эскадры подводных лодок) с базированием в порту Лиепая. В конце 1993 года Б-413 под буксиром была переведена в Кронштадт для продолжения ремонта.
23 декабря 1993 года субмарина была зачислена в состав Ленинградской военно-морской базы (25-я бригада подводных лодок 4-й учебной дивизии кораблей) с базированием в городе Кронштадт.
В декабре 1997 года министр культуры Российской Федерации Н. Л. Дементьева обратилась к премьер-министру B. C. Черномырдину с предложением передать подводную лодку Б-413 в Музей Мирового океана с размещением в Калининграде.
С 2000 года экспонируется у причала Музея Мирового океана.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
• надводное положение — 1945 1952 т;
• подводное положение — 2472 – 2475 т.
Главные измерения:
• длина — 91,3 м;
• ширина — 8,5 м;
• осадка — 5 – 5,1 м;
Главная энергетическая установка дизель-электрическая, трёхвальная.
• Три дизеля 37Д по 2000 л. с.,
• 1 эл. мотор ПГ102 2700 л.с., 2 ПГ101 по 1350 л.с.,
• Электромотор экономичного хода ПГ104, 140 л. с.
• АКБ: 4 группы по 112 элементов типа 46СУ
Скорость полного хода:
• надводное положение —16,8 узлов;
• подводное положение — 16 узлов.
Глубина погружения:
• предельная — 280 — 400 м;
• рабочая — 250 м;
• перископная — 9 м.
Автономность плавания — 90 суток;
Дальность плавания экономической надводной скоростью 8 – 8,1 узлов —30 000 миль или 3600 миль при 15 узлах, под РДП — 16000 миль при 7 узлах, под водой 400 миль при 2 узлах.
Экипаж — 77 — 80 человек, в том числе:
• офицеры — 13;
• мичманы — 11;
• старшины — 16;
• рядовые — 40

ВООРУЖЕНИЕ:
• шесть 533 мм носовых торпедных аппаратов;
• четыре 533 мм кормовых торпедных аппарата.
Боезапас:
• торпедный вариант загрузки — 22 торпеды;
• минный вариант загрузки — 22 мины и 12 торпед;
Глубина стрельбы — до 100 м.
ПУТС «Ленинград-641».
ГАС МГ-200 «Арктика-М»
ГАС шумопеленгования МГ-10 «Кола»
ГАС связи МГ-15 «Свияга»
Станция обнаружения гидроакустических сигналов (ОГС) МГ-13 / МГ-13М «Свет-М»
РЛС обнаружения надводных целей «Флаг»
Станция радио-технической разведки «Накат»
Радиопеленгатор «Рамка» или «Завеса»
Станция госопознавания «Хром-К»
Радиостанция ВЧ «Ива-МВ»
Гирокомпас 2 х «Курс-5»,
Лаг ЛР-2,
Эхолот НЭЛ-5,
Эхоледомер ЭЛ-1
Перископ командирский ПК-8.5,
Перископ зенитный ПЗНГ-8
ВТС «БАСТИОН», 13.02.2020

БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-413 ПРОЕКТА 641 В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА. 20.11.2018
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 641
МУЗЕЙ МИРОВОГО ОКЕАНА. КАЛИНИНГРАД


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap