01.12.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: ЛЕГКАЯ АВИАДЕСАНТНАЯ САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА АСУ-57 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2015

На первом Международном военно-техническом форуме «Армия 2015» в секторе ВДВ показали уже не новую, но долго служившую в десантных войсках 57-мм легкую авиадесантную самоходную артиллерийскую установку АСУ-57.
Легкая авиадесантная артиллерийская установка (Объект 572) класса противотанковых самоходных артиллерийских установок (САУ) была разработана конструкторским бюро № 40 Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) под руководством главного конструктора по направлению бронетехники Н.А. Астрова в 1948 году для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей.
АСУ-57 относилась к типу полузакрытых установок с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО). Боевое отделение, находившееся в кормовой части корпуса было совмещено с отделением управления. Здесь размещался экипаж, состоящий из трех человек, и орудие (длинноствольная 57-мм пушка). При необходимости боевое отделение сверху прикрывалось съемным брезентовым тентом.
Противопульная броневая защита корпуса изготавливалась из стальных и алюминиевых броневых листов, соединенных сваркой и клепкой.
Основное вооружение АСУ-57 составляла 57-мм полуавтоматическая нарезная пушка Ч-51, в базовой модификации или модификации Ч-51М. Пушка имела ствол-моноблок длиной 74,16 калибра/4227 мм, в том числе нарезной части 56,91 калибра/3244 мм, оснащённый дульным тормозом; встречающиеся в некоторых источниках сведения о наличии эжектора не соответствуют действительности, узел за дульным тормозом представлял собой муфту для соединения его со стволом.

В МТО поперек корпуса расположен карбюраторный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-20Е (аналогичный устанавливаемому на легковом автомобиле повышенной проходимости ГАЗ-69). Машина с ходу могла преодолеть ров или траншею шириной до 1,4 м и вертикальное препятствие высотой до 0,5 м.
АСУ-57 была приспособлена для десантирования парашютным способом на платформе ПП-128-500 (позже П-7) отдельно от экипажа и посадочным способом. До появления подходящих самолетов военно-транспортной авиации транспортировка АСУ-57 могла осуществляться только тяжелыми планерами Як-14 и Ил-32. Для предотвращения раскачки корпуса машины при ее транспортировке в планере или самолете использовалось специальное устройство, фиксирующее крайние узлы подвесок на корпус. Экипаж АСУ-57 в полёте располагался на съёмных сиденьях в хвостовой части грузового отсека планера.
Машина оснащалась танковым переговорным устройством ТПУ-47 на три абонента для внутренней связи и радиостанцией 10-РТ-12 (с 1961 года Р-113) для внешней связи. Радиостанция размещалась в боевом отделении перед сиденьем командира и работала со штыревой антенной высотой от 1 до 4 м. Максимальная дальность связи для Р-113 — до 20 км.

АСУ-57 стала первым серийным образцом бронетанкового вооружения для укомплектования частей и подразделений воздушно-десантных войск (ВДВ) и долгое время оставалась их основным видом бронетехники . 19 сентября 1951 года АСУ-57 была принята на вооружение Советской Армии.
Серийное производство самоходной установки осуществлялось до 1962 г. Выпущено порядка 350-400ед.
С принятием АСУ-57 на вооружение, согласно принятому в 1953 году новому штатному расписанию, на новую САУ был переведён отдельный самоходно-артиллерийский дивизион, ранее вооружавшийся 18 неавиатранспортабельными СУ-76М. По новому штату, в дивизионе имелось 35 АСУ-57 в пяти семиорудийных батареях.
С начала поступления в войска, АСУ-57 использовались во всех крупных учениях воздушно-десантных войск и исследованиях в области применения авиадесантной бронетехники. АСУ-57 стала одним из первых шагов на пути преобразования и развития советских ВДВ.
Впервые АСУ-57 публично продемонстрирована 1 мая 1957 года на параде на Красной площади в Москве.
К середине 1960-х годов отдельный самоходно-артиллерийский дивизион дивизии был перевооружён новыми самоходными пушками СУ-85, тогда как АСУ-57 вошли в состав самоходно-артиллерийских батарей воздушно-десантных полков, имевших, по 9 — 10 САУ.
Помимо производства для собственных вооружённых сил, АСУ-57 поставлялись в Польшу и ГДР.
В 1968 году использовалась при вводе советских войск в Чехословакию.
В 1970-е годы, с перевооружением воздушно-десантных войск на боевые машины десанта БМД-1 и механизированную структуру, началось постепенное снятие АСУ-57 с вооружения, завершившееся к середине 1980-х годов.
В настоящее время образец легкой авиадесантной самоходной артиллерийской установки АСУ-57 находится в парке «Патриот» в Кубинке.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса,т 3,35
Двигатель М20Е: тип -рядный 4-цилиндровый карбюраторный, жидкостного охлаждения
Максимальная мощность, л.с 55
Максимальная скорость, км/ч:
• по шоссе 45
• по пересеченной местности 20-25
Запас хода по шоссе, км 250
Экипаж, чел 3

ВООРУЖЕНИЕ

Нарезная полуавтоматическая пушка Ч-51, калибр, мм 57
Боекомплект: выстрелов, шт 30
Броневая защита- противопульная, мм 4-6

ВТС «Бастион» 01.12.2020

ЛЕГКАЯ АВИАДЕСАНТНАЯ САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА АСУ-57 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2015
57-ММ ЛЕГКАЯ АВИАДЕСАНТНАЯ САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА АСУ-57
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2015


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap