06.11.2020
НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2020» БЫЛ ПОКАЗАН ИЗВЕСТНЫЙ УДАРНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КА-50 «ЧЕРНАЯ АКУЛА»

На Международном военно-техническом форуме (МВТФ) «Армия-2020» в Кубинке можно было увидеть знаменитный ударный вертолет Ка-50 «Черная акула». Он был выставлен на центральной выставочной площадке форума, но формально относится к парку «Патриот». Прямо рядом с ним была представлена самая современная военная техника Российской Армии, сообщает ВТС «Бастион».
Ка-50 «Черная акула» (изделие В-80 и «800») — советский/российский одноместный ударный вертолет, предназначенный для поражения боевой техники, огневых точек и живой силы противника на поле боя. На западе вертолет получил кодовое наименование НАТО – Hokum A, он там известен еще как «Оборотень» и «Обманщик».
Постановлением Совета Министров СССР от 16 декабря 1976 года было поручено начать разработку перспективного ударного вертолёта, предназначенного для уничтожения бронетехники на поле боя. Разработка облика нового ударного вертолёта была поручена, на конкурсной основе, ОКБ им. Миля и ОКБ «Камов».
ОКБ «Камов» решило разработать принципиально новую концепцию вертолёта поля боя. Под руководством главного конструктора С. В. Михеева прототип боевого вертолёта, названный В-80 (изделие 800), получил традиционную для морских вертолётов ОКБ «Камов», но впервые применённую на сухопутных боевых машинах соосную схему расположения несущих винтов.
Второй особенностью В-80 стало сокращение экипажа до одного человека. Отказ от оператора вооружения стал возможен благодаря применению новых разработок отечественного ВПК в области прицельно-навигационных комплексов, обеспечивающих значительную автоматизацию операций по пилотированию летательного аппарата и применению бортового вооружения. Одноместная компоновка вертолёта позволила не только сократить вес необходимой брони и уменьшить габариты, но и сократить расходы на обучение персонала в мирное время, а также уменьшить человеческие потери в военное.
Впервые применённым в вертолётостроении, стало оборудование кабины системой спасения лётчика при помощи катапультного кресла.
Вертолет оснащен двухдвигательной силовой установкой, которая передает мощность на соосный главный винт. На вертолете установлены прямые удлиненные крылья с качественным оперением во всех плоскостях. При изготовлении корпуса машины было применено большое количество полимерных материалов и сплавов алюминия, что привело опять же к снижению веса вертолета. 30% всей массы вертолета изготовлены из композиционных материалов. Это все привело к упрощению изготовления деталей и снижению их стоимости, а самое главное то, что они имеют значительно больший срок службы.
После защиты эскизного проекта и макета в мае 1981 года был построен первый лётный экземпляр (бортовой № 010), совершивший под управлением лётчика-испытателя Н. П. Бездетнова первый полёт 17 июня 1982 года.
Проведённые в 1984 году сравнительные испытания, включающие в себя 27 испытательных полётов, показали превосходство В-80 над Ми-28. На основании проведённых испытаний в октябре 1984 года был подписан приказ министра авиационной промышленности о подготовке серийного производства камовской машины.
В сентябре 1985 года состоялся второй этап сравнительных испытаний В-80 и Ми-28, по результатам которого комиссия Министерства обороны выдала окончательное заключение о выборе В-80 в качестве серийного ударного вертолёта.
В сентябре 1991 года машину показали на авиакосмическом салоне в Фарнборо под Лондоном.

28 августа 1995 года вертолёт Ка-50 указом Президента Российской Федерации был принят на вооружение. Однако из-за финансовых затруднений удалось построить только 10 серийных машин. Изготовлением вертолетов занимался ААК «Прогресс».
Вертолету Ка-50 для эффективного применения необходимы были внешние источники целеуказания, в том числе и от вертолёта-разведчика. В качестве такого разведывательного вертолёта-целеуказателя сначала предполагалось использовать разрабатывавшийся в тот же период вертолёт В-60 (впоследствии получивший обозначение Ка-60 «Касатка»). Однако, в связи с практически полной остановкой программы по его созданию в начале 1990-х годов, ОКБ «Камов» переносит комплекс разведки и целеуказания на новую разработку — двухместный Ка-52, который, кроме выполнения задач «командирской» машины, предусматривалось использовать в качестве ударного вертолёта, способного вести самостоятельные боевые действия, в том числе ночью и при сложных метеоусловиях. При этом в 1990-е годы разрабатывались также проекты беспилотных вертолётов-разведчиков: Ка-37 и Ка-137.
Тактика боевого применения Ка-50 заключается в его барражировании, находясь в зоне ожидания, до поступления информации по закрытому каналу телекодовой связи. Информационное поле кабины Ка-50 выдает сведения о местонахождении вертолета, рельефе местности и координатах цели, вывод на цель осуществляется с точностью несколько метров.
В связи с отсутствием второго члена экипажа вертолёта, отвечающего за поиск целей и наведение комплекса управляемого вооружения, предполагалось использовать отличную от традиционной тактику боя, при которой Вертолет наносит удары и сразу уходит из возможной зоны поражения средствами ПВО.
С 28 декабря 2000 года по 14 февраля 2001 года два вертолёта Ка-50 в составе боевой ударной группы (БУГ) приняли участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики.
Прототип вертолета Ка-50 принял участие в съемках одноименного художественного фильма «Черная акула» — первой отечественной киноленте, где было показано перспективное оружие, в том числе с целью его рекламы. Он вышел на экраны в 1993 году.
Было выпущено всего (включая испытательные машины) 15 вертолётов, две из которых потерпели крушение: один вертолёт разбился во время первых испытаний в год своего создания, а второй потерпел крушение в 1998 году.
В настоящее время в серийном производстве находится ударный вертолет Ка-52, который создании на базе Ка-50 с новой кабиной на двух членов экипажа и другим радиоэлектронным вооружением.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж 1 чел.
Диаметр несущего винта 14,45 м
Длина 15,6 м
Высота 4,9 м
Нормальная взлетная масса 9800 кг
Максимальная взлетная масса 10800 кг
Максимальная скорость 350 км/ч
Крейсерская скорость 255 км/ч
Практическая дальность 450 км
Скороподъемность 10 м/с
Максимальная перегрузка 3,5 g

ВТС «БАСТИОН», 06.11.2020

УДАРНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КА-50 «ЧЕРНАЯ АКУЛА» НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2020». ЧАСТЬ 1
УДАРНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КА-50 «ЧЕРНАЯ АКУЛА» НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2020». ЧАСТЬ 2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ УДАРНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КА-50 «ЧЕРНАЯ АКУЛА» (В-80)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2020


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap