24.09.2020
НЕМНОГО ПОДРОБНЕЙ О ПАТРУЛЬНОМ КОРАБЛЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «ИВАН ПАПАНИН» ПРОЕКТА 23550

В настоящее время для ВМФ России ведется строительство двух необычных универсальных патрульных кораблей арктической зоны «Иван Папанин» и «Николая Зубова» проекта 23550. Это происходит не случайно. Известно, что руководство государства в последнее время уделяет большое внимание Арктическому региону, включая военную составляющую. Не стоят в стороне в этом районе Мирового океана и страны НАТО, они постоянно усиливают здесь свое присутствие, участились их учения в Арктической зоне.
В тоже время, условия мореплавания и боевой службы в Арктике заметно отличаются от других регионов планеты, суровый климат и льды заметно влияют на облик судов и кораблей предназначенных для эксплуатации здесь.
Поэтому «Иван Папанин» и «Николая Зубова» получили свою, так называемую, «необычность». Фактически это вооруженные ледоколы. Но обычно, ранее, так реально и происходило. При необходимости во время войны происходило вооружение уже существующих ледоколов. В данном случае, проект 23550 патрульных кораблей арктической зоны сразу создавался в АО «ЦМКБ «Алмаз» как боевой корабль ледового класса.
Известно, что в 2017 году Адмиралтейские верфи передали ВМФ дизель-электрический ледокол «Илья Муромец», который сегодня успешно обеспечивает проводку кораблей на Северном флоте. Еще во время его строительства ВМФ осознал, что для флота нужен не просто ледокол, а боевой корабль с возможностью плавания в арктической зоне. Результатом этих проектных работ и стал корабль проекта 23550.
Сейчас, с учетом опыта постройки военного ледокола «Илья Муромец», Адмиралтейские верфи продолжают строительство высокотехнологичных наукоемких судов и кораблей ледового класса. Программа строительства патрульных кораблей проекта 23550 станет очередным вкладом Адмиралтейских верфей в создание арктической группировки Военно-морского флота России, отмечают на предприятии.

Корабль проекта 23550 предназначен для охраны арктических водных ресурсов; конвоирования и буксировки в порт задержанных судов; сопровождения и поддержки судов обеспечения; кроме того, обладает возможностью поражать морские, береговые и воздушные цели. Он совмещает в себе функции буксира, патрульного корабля и ледокола, не имеющего аналогов по совокупности своих технических характеристик, и предназначен для патрулирования арктических вод, включая Северный морской путь. Может преодолевать лед толщиной около 1,7 м, в том числе для проводки других кораблей ВМФ или судов обеспечения.
В настоящее время один из них «Иван Папанин» находится у достроечной стенки завода, где ведется его дооснащение и вооружение, другой «Николая Зубова» – на стапеле. Кстати, оба корабля получили свои имена в честь легендарных полярных исследователей.
22 сентября фотокорреспонденту ВТС «Бастион» удалось запечатлеть «Ивана Папанина» в водах Невы. По ним читатели смогут ознакомиться на какой стадии строительства сейчас находится этот боевой корабль. Подскажем, что на головном патрульном корабле «Иван Папанин» сдано на конструкцию более 50 процентов жилых помещений, а в марте 2021 года на корабле планируется начать затяжку магистрального кабеля.
В кооперации исполнителей данного заказа участвует много российских предприятий, одним Адмиралтейским верфям с поставленной задачей не справится. Так недавно Центр судоремонта «Звёздочка» (входит в ОСК) заключил договор на поставку гребных винтов для строящегося на Адмиралтейских верфях (входят в ОСК) патрульного корабля ледового класса «Николай Зубов» проекта 23550 конструкторского бюро «Алмаз» (входит в ОСК).

Оснащение «Николая Зубова» гребными винтами выполняется в кооперации с ООО «Выборгский машиностроительный завод – судовое машиностроение» (ВМЗ-СМ) – головным поставщиком пропульсивного комплекса для патрульного корабля, сообщает ОСК.
Ранее Центр пропульсивных систем уже поставлял гребные винты выборгскому заказчику для корабля «Иван Папанин» этого же проекта.
Так же известно, что строящиеся патрульные корабли ледового класса проекта 23550 получат полностью отечественную высоковольтную систему электродвижения, разработанную ЦНИИ Судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ). Еще много новинок ожидает строящиеся корабли.
Постепенно проясняется и облик арктических стражей. В конце августа этого года модель универсального патрульного корабля арктической зоны проекта 23550 была показана на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» в Кубинке в кластере ВМФ. Но при этом произошел небольшой казус, на форуме «Армия-2020» модель этого корабля была выставлена под двумя названиями, на табличке самой модели начертано «ракетно-артиллерийский корабль контроля арктической зоны проекта 23550 «Арктика». Табличка радом с моделью содержит следующую информацию: «Патрульный корабль ледового класса проекта 23550». При закладке «Ивана Папанина» 17 апреля 2017 года на закладной доске он относился к классу «многоцелевой надводный корабль, патрульный корабль, корабль 2 ранга проекта 23550».

С классом этого корабля становится определиться все труднее. Здесь некоторую путаницу вносят еще и пограничники. Известно, что они тоже обратили внимание на этот проект и решили заказать такой корабль для своего ведомства. Поэтому 25 июля 2020 года в Выборге на ПАО «Выборгский судостроительный завод» был заложен головной пограничный сторожевой корабль «Пурга» (зав. №235) 1 ранга ледового класса проекта 23550 «Ермак».
Основные тактико-технические характеристики корабля для ВМФ и для пограничников близки, это: водоизмещение около 8500 тонн; длина около 110 м; ширина около 20 м, осадка около 6,0 м; экипаж/дополнительный экипаж около 60/50 человек. Район плавания кораблей проекта 23550 неограниченный, наибольшая скорость около 16 узлов, экономическая скорость хода – около 10 узлов, полная скорость хода – около 18 узлов, дальность плавания экономическим ходом – около 10 тыс. миль, автономность — около 70 суток. Арктическая категория корабля Arc7.

А вооружение кораблей силовых структур заметно отличаются. ПО проекту 23550 «Арктика» для ВМФ вооружение состоит из 76-мм автоматической артиллерийской установки АК-176МА; вертолетной площадки и ангара для базирования вертолета и беспилотных летательных аппаратов; еще будет два скоростных боевых катера типа «Раптор». На корабле будут установлены радиолокационная станция освещения воздушной и надводной обстановки и гидрометеорологическая станция.
На модели были показаны контейнеры, сейчас в однотипных контейнерах может размещаться ракетный комплекс «Калибр», другое вооружение. Сейчас с контейнерным вооружением строятся два типа кораблей для ВМФ: патрульные корабли проекта 22160 и корвет 20386.

Интересно, что на модели, показанной на форуме «Армия-2020», в носу и кормовой части корабля показано размещение пусковых установок ЗРК «Редут» и 30-мм автомата. Ранее такую же модель корабля проекта 23550 перед началом заседания расширенной коллегии Министерства обороны 24 декабря 2019 года во время осмотра выставки перспективных образцов вооружения и техники показали Президенту РФ Владимир Путину.
На пограничном варианте проекта 23550 «Ермак» предполагается установка 76-мм пушек АК-176МА, 30-мм автоматов АК-306, двух ПЗРК, 4 установок для 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов, предусмотрено постоянное размещение вертолетов типа Ка-27, Ка-226ТМ, может осуществлять посадку вертолеты типа Ми-8. Контейнерного размещения вооружения не предусмотрено.

ВТС «Бастион» напоминает, что контракт на строительство кораблей для ВМФ был подписан 25 апреля 2016 года, а 25 октября 2019 года Адмиралтейские верфи спустили на воду патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550.
Передача головного корабля «Иван Папанин» флоту предполагается в 2023 году.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Водоизмещение, т ок. 9000
Длина наибольшая, м ок. 115,0
Ширина наибольшая, м ок. 20,0
Осадка габаритная, м ок. 7,0
Полная скорость хода, уз. ок. 18,0
Экономическая скорость хода, уз. ок. 10,0
Дальность плавания экономическим
ходом, мили ок. 10000
Мореходность, баллы неогранич.
Ледопроходимость, м ок. 1,7
Автономность по запасам провизии
и пресной воды, суток. 70
Экипаж корабля, чел по нормам ВМФ
ВТС «Бастион»

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ПРОЕКТА 23550


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap