ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+





ОПЫТОВАЯ ДИЗЕЛЬ- ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

«САРОВ» ПРОЕКТА 20120

ОПЫТОВАЯ DIESEL — ELECTRIC SUBMARINE «SAROV» PROJECT 20120

12.09.2007
САРОВ БЕРЕТ «САРОВ» НА ПОРУКИ

В прошедший четверг наш город посетили командир подводной лодки Северного флота, капитан первого ранга Сергей Крошкин и капитан-лейтенант, командир БЧ-7 Юрий Губанов. Основной целью их трехдневного визита было обсуждение с руководством города и градообразующего предприятия возможности установления дружеских шефских связей между Саровом и личным составом одноименной подводной лодки.
Пока «Саров» еще находится на стапелях Северодвинского завода, но главнокомандующий ВМФ поставил задачу завершить работы до конца года. Предполагается, что к этому моменту будет подготовлен трехсторонний договор о шефстве Сарова и РФЯЦ-ВНИИЭФ над лодкой «Саров».
Торпедная подводная лодка проекта 20120 «Саров» имеет водоизмещение 2300/3950т, развивает скорость 10/17 узлов, погружается до 300 м под воду и может работать автономно до 45 суток. Стоит отметить, что это первый случай, новая лодка получает имя города с населением менее 100 тыс.
ИА «Саровские новости»
http://www.sarov.net/news/?id=13302&d=20070912

14.12.2007
СЕКРЕТНАЯ ПОДЛОДКА ВСПЛЫЛА В СЕВЕРОДВИНСКЕ

В Северодвинске завершены работы по строительству новой подводной лодки, создание которой проходило в условиях повышенной секретности. Как сообщил руководитель пресс-службы ФГУП “Севмашпредприятие” Михаил Старожилов, 14 декабря из сборочно-стапельного цеха судоверфи выведена дизель-электрическая подводная лодка Б-90 “Саров”.
“Опытовая подводная лодка является универсальным испытательным стендом, предназначенным для отработки и проведения испытаний разрабатываемых и модернизируемых образцов вооружения и военной техники”, – отметил Михаил Старожилов. Стенд рассчитан на длительную эксплуатацию и возможность неоднократных модернизаций. В торжественной церемонии вывода корабля из цеха приняли участие руководство предприятия, представители проектных организаций, Военно-морского флота.
Технический проект подводной лодки разработан ФГУП ЦКБ МТ “Рубин” в 1989 году, сообщает «Интерфакс». Строительство было начато в том же году на предприятии
“Красное Сормово” (Hижний Hовгород) и продолжено на северодвинском “Севмаше”. Заводские ходовые и государственные испытания корабля планируется провести в 2008 году.
Экипаж Б-90 – 52 офицера и мичмана, сформированный приказом командующего Северным флотом, уже прошел подготовку в учебном центре ВМФ. Командир подлодки – капитан 1 ранга Сергей Крошкин. Строительство новой лодки велось в условия беспрецедентной секретности, так как она представляет, по оценке специалистов, уникальный эксперимент российских ученых и военных.
Как следует из открытых источников, номер проекта – 20120. Согласно открытым данным, новая подлодка очень похожа на дизельные субмарины проекта 877 “Палтус”, однако имеет большее подводное водоизмещение – 3950 тонн вместо 3050. Экспериментальный проект 20120 предназначен для испытаний уникальной технологии – установки на дизельной субмарине атомного реактора в качестве вспомогательной энергетической установки.
Напомним, что информация об экспериментальном проекте 20120 совершенно случайно получила огласку в сентября этого года, когда власти города Саров Нижегородской области поместили на сайте города отчет о встрече с ее командиром. Так, 6 сентября появилось сообщение о визите в город командира подлодки “Саров” капитана первого ранга Сергея Крошкина. В публикации официального сайта Сарова сообщалось, что подлодка находится на стапелях северодвинского завода, но завершение работ ожидается до конца текущего года. В публикации был назван номер проекта и приводились ее ТТХ (тактико-технические характеристики).
http://www.gzt.ru/politics/2007/12/14/152627.html

07.08.2008
ПО «СЕВМАШ»: «САРОВ» ВСТУПИЛ В СТРОЙ

Архангельская область. 7 августа подписан приемный акт дизель-электрической подводной лодки Б-90 «Саров», на корабле поднят Военно-морской флаг России, сообщили сайту ARHPERSPECTIVA.RU в пресс-службе ПО «Севмаш».
В декабре 2007 года подводная лодка была выведена из стапельно-сборочного цеха ПО «Севмаш» и спущена на воду, в июле 2008 года успешно прошла заводские ходовые и государственные испытания.
Опытовая подводная лодка Б-90 «Саров» является универсальным стендом, предназначенным для испытаний новых образцов вооружения и военной техники.
В торжественной церемонии подписания приемного акта корабля приняли участие руководители ПО «Севмаш», ЦКБ МТ «Рубин», ВМФ, представители города Саров.
http://www.arhperspectiva.ru/news/6037

08.08.2008
НА РОССИЙСКОМ ФЛОТЕ ПОЯВИТСЯ ЕЩЕ ОДНА СЕКРЕТНАЯ ПОДЛОДКА

Новая дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) Б-90 «Саров» проекта 20120 вошла в состав Военно-морского флота России.
Как сообщается в пресс-релизе ОАО «ПО «Севмаш», в четверг, 7 августа, на ней состоялась официальная церемония поднятия флага.
Б-90 «Саров» является опытной подлодкой, предназначенной для испытаний новых образцов вооружения и военной техники.
Строительство субмарины велось с 1989 года на предприятии «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, а затем было продолжено на мощностях «Севмаша» в Северодвинске.
На воду ДЭПЛ Б-90 «Саров» была спущена в декабре 2007 года. Испытания подлодки были завершены в июле текущего года.
По имеющейся информации, проект 20120 разработан Центральным конструкторским бюро «Рубин», однако официальные данные о нем отсутствуют.
Предположительно, завеса секретности, которая окружает ДЭПЛ Б-90 «Саров», может быть связана с планами по ее использованию в качестве стенда для испытания нового ядерного реактора.
http://www.deita.ru/

Выход в море 06.06.2011, фото kuleshovoleg, http://kuleshovoleg.livejournal.com

26.03.2010
ВСПЛЫТИЕ ПОКАЖЕТ. НОВЫЕ СИСТЕМЫ И ИДЕИ ДЛЯ ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ

Самая загадочная подлодка российского ВМФ вновь всплыла на поверхность. По сведениям из Беломорской военно-морской базы, на ПЛ «Саров» проводится очередная модернизация, хотя сама лодка принята в эксплуатацию меньше двух лет назад — в августе 2008 года.
На судоремонтном заводе «Звездочка» корреспонденту «РГ» подтвердили, что дизель-электрическая подлодка Б-90 «Саров» сейчас действительно находится на их акватории. Однако от комментариев по поводу проводимых работ деликатно уклонились. Что, в общем, объяснимо. Этот корабль, как было заявлено в день подъема на нем военно-морского флага, создавался для отработки и проведения испытаний «новых и модернизируемых образцов вооружения, глубоководной техники и обеспечивающих их корабельных систем».
Для простоты понимания «Саров» называют иногда универсальным испытательным стендом, который рассчитан «на длительную эксплуатацию и возможность неоднократных модернизаций». Хотя внешне это самая настоящая подводная лодка с типичной по форме ходовой рубкой, обводами корпуса чем-то напоминающая ракетоносцы проекта 667А. Но есть и бросающиеся в глаза отличия — например, продолговатые выступы корпуса от носового отсека до центральной части, что, конечно, не улучшает гидродинамику корабля и явно отражается на его скорости. Но, видимо, не эти показатели являются для «Сарова» главными.
Совсем не для подводных гонок замышляли его в питерском ЦКБ «Рубин» двадцать лет назад. Эскизный проект был разработан еще в 1988 году. А строить корабль начали на ПО «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (тогда еще в Горьком). В Нижнем, как известно, находится и Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. Африкантова (ОКБМ), где разрабатывались реакторы для большинства советских и российских атомных подводных лодок. Во времена СССР построенные в Горьком АПЛ по внутренним водным путям перемещали на Север, испытывали в Белом и Баренцевом морях и вводили в боевой состав ВМФ.
За неполные два года корабль выполнил немало специальных задач, при этом под каждое новое испытание подвергался технической доработке в заводских условиях
Наиболее успешные проекты — 945 «Барракуда» и 945А «Кондор» с прочным корпусом из титанового сплава. Всего, по сведениям из открытых источников, было построено и передано флоту шесть таких кораблей, положивших начало третьему поколению многоцелевых АПЛ. Еще одна подводная лодка, строившаяся по усовершенствованному проекту 945Б «Марс» и по своим характеристикам приближавшаяся к четвертому поколению, была разрезана на стапеле в 1993 году.
Но кое-что в «закромах» у сормовчан, видимо, осталось. Не получая более госзаказа на строительство серийных АПЛ, заводские инженеры и их давние партнеры из ОКБМ принялись искать себя, что называется, в малых формах. По неофициальным данным, некая экспериментальная лодка под кодовым названием «Сарган» была заложена на «Красном Сормово» в конце 80-х. Одна из задач, которая при этом решалась, — установка на дизельной подводной лодке компактного ядерного реактора в качестве резервной двигательной установки. Цель — дать флоту сравнительно недорогой и надежный боевой корабль с возможностью автономного плавания в подводном положении как у дорогостоящих АПЛ.
Сдать корабль намеревались в 1993 году. Но из-за безденежья работы то и дело приостанавливались, а в 1996-м были и вовсе заморожены в 40-процентной готовности. Только пять лет спустя, после совместного решения мин обороны и минэкономразвития, строительство опытовой подлодки было продолжено — уже по скорректированному в «Рубине» техническому проекту.
Летом 2003 года по Мариинской водной системе недостроенную подлодку перебазировали из Нижнего в Северодвинск. А 19 марта 2006 года, в день 100-летия подводного флота России, в одном из стапельных цехов «Севмаша» на этом заказе переустановили закладную доску. Год спустя по ходатайству известного ядерного центра в Сарове (РФЯЦ-ВНИИЭФ) экспериментальному кораблю присвоили открытое наименование «Саров». Тогда же приехавший в гости к шефам командир экипажа капитан I ранга Сергей Крошкин впервые засветился в местной прессе, что вызвало всплеск шпионских страстей и потребовало малоприятных объяснений от самого командира и его начальников.
В декабре 2007-го корабль спустили на воду без публичной огласки. Но информация в прессу все равно просочилась. В июле 2008-го «Саров» проходил ходовые и государственные испытания, а уже 7 августа на нем подняли флаг ВМФ. Ответственным сдатчиком от «Севмаша» был в то время опытный инженер Виктор Сорокин. Экипаж Б-90, по сведениям из открытых источников, — 52 человека, только офицеры и мичманы.
За неполные два года корабль выполнил немало специальных задач, при этом под каждое новое испытание подвергался технической доработке в заводских условиях. И вот очередная модернизация экспериментальной лодки, передает информацию от своего человека в БелВМБ агентство «Интерфакс». По данным из того же источника, это может быть связано с отработкой энергетической установки нового образца. Хотя ни в КБ, ни на заводе эту информацию не подтверждают и не комментируют.
«Российская газета» — Федеральный выпуск №5142 (63)

Выход в море 06.06.2011, фото kuleshovoleg, http://kuleshovoleg.livejournal.com

26.03.2010
НА СЕКРЕТНОЙ ПОДЛОДКЕ ВМФ НАЧАЛАСЬ ОЧЕРЕДНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

На российской засекреченной опытовой дизель-электрической подводной лодке Б-90 «Саров» началась очередная модернизация, пишет «Российская газета» со ссылкой на источник в северодвинском заводе «Звездочка». В чем заключается модернизация подлодки, принятой в состав ВМФ России в августе 2008 года, не уточняется.
О Б-90 практически ничего не известно. Единственная подводная лодка проекта 20120 была разработана ЦКБ «Рубин». Проект засекречен, потому что «Саров» относится к так называемым испытательным стендам, предназначенным для проверки новых и модернизированных образцов вооружения и всевозможных корабельных систем.
Не исключается также, что завеса секретности вокруг Б-90 может быть связана с планами по использованию подлодки для испытания нового ядерного реактора. С момента принятия подлодки в состав ВМФ на ней были проведены несколько испытаний, перед каждым из которых субмарина подвергалась технической доработке. Не исключено, что нынешняя модернизация также связана с готовящимися испытаниями.
Пока известно, что на «Сарове» установлена энергетическая установка «Кристалл-27″ с электрохимическим генератором, позволяющая увеличить срок автономного подводного плавания до 90 суток. Б-90 построена на базе корпуса экспериментальной подлодки проекта «Сарган», заложенной в 1980-х годах. Корпус «Саргана» был доставлен на «Севмашпредприятие» в 2003 году.
Lenta.ru

30.10.2012
РОССИЯ ИСПЫТАЕТ ПОДЛОДКУ НА ВОДОРОДНОМ ТОПЛИВЕ

ВМФ России намерен до конца 2012 года провести испытания подлодки Б-90 «Саров» с первым российским экспериментальным двигателем на водородном топливе, пишет газета «Известия» со ссылкой на источник в Министерстве обороны. В перспективе такими силовыми установками могут быть оснащены подводные лодки проектов 677 «Лада» и «Амур-1500″. Подобные двигатели имеют немецкие подлодки проектов U-212 и U-214.
По словам источника газеты, традиционные дизель-электрические подводные лодки, например, проекта 636 «Варшавянка» используют аккумуляторы, питающие электродвигатель. При их истощении подлодке необходимо всплыть и запустить дизельные двигатели, чтобы снова зарядить аккумуляторы. Это делает корабли уязвимыми. В случае водородных двигателей, электромоторы питаются от водородных топливных элементов.
Новый российский двигатель относится к типу воздухонезависимых силовых установок. Он, как и другие двигатели такого типа, позволяет значительно увеличить подводное плавание неатомных подлодок. Кроме того, благодаря им удается значительно снизить шумность кораблей. По словам источника «Известий» в ВМФ России, с новой воздухонезависимой силовой установкой российские подводные лодки смогут составить конкуренцию немецким проектам.
В июле 2012 года главком ВМФ России Виктор Чирков решил возобновить строительство дизель-электрических подлодок проекта 677, остановленное предыдущим главкомом Владимиром Высоцким. Ранее флот не устраивали характеристики новой воздухонезависимой силовой установки для проекта 677; он требовал ее доработки.
По проекту 677 в России пока построена только одна подводная лодка — «Санкт-Петербург», проходящая испытания. Кроме того, в разной степени готовности находятся корабли «Кронштадт» и «Севастополь» этого же проекта. Их строительство приостановлено. Как отмечают «Известия», строительство подлодок может возобновиться, если испытания водородного двигателя завершатся успешно.
Б-90 «Саров» является опытовой подводной лодкой, единственной построенной по проекту 20120 в 2008 году. Корабль построен на базе корпуса экспериментальной подлодки проекта «Сарган», заложенной в конце 1980-х годов, но недостроенной из-за нехватки финансирования. Водоизмещение «Сарова» составляет около четырех тысяч тонн. Подлодка предназначена для испытания новых образцов вооружений и техники.
Lenta.ru

27.12.2014
Морские подводные роботы проходят испытания на глубоководной неатомной подлодке «Саров», сообщает РИА Новости с ссылкой на высокопоставленного представителя оборонно-промышленного комплекса РФ.
«Эта лодка очень удачно действует, действительно, очень полезный корабль. Он занимается как раз этой робототехникой, о которой мы с вами говорим», — отметил собеседник агентства.
Ранее в декабре заместитель гендиректора конструкторского бюро «Малахит» Николай Новоселов сообщал, что подлодки пятого поколения будут вооружены как классическим оружием (ракеты, мины, торпеды), так и боевыми роботами типа подводных беспилотников.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ БОЕВЫЕ ПОДВОДНЫЕ РОБОТЫ ВМФ РОССИИ

10.12.2016

Российские военные провели испытания беспилотной подводной лодки, которая ассоциируется с проектом «Океанская многоцелевая система «Статус-6″» и способна нести ядерное оружие. Об этом пишет обозреватель Washington Free Beacon Билл Герц.
Тестирование аппарата, который в США обозначается как Kanyon, состоялось 27 ноября. В нем была задействована подводная лодка Б-90 «Саров» проекта 20120. Как утверждается, испытания зафиксировала американская разведка, однако никаких данных об их результатах нет.
Обозреватель Washington Free Beacon называет аппарат революционным. По его данным, Kanyon должен оснащаться «ядерной боеголовкой мегатонного класса — крупнейшего из существующих ядерных вооружений».
Официальный представитель Пентагона Джефф Дэвис отказался комментировать информацию об испытаниях. «Мы внимательно следим за развитием российских подводных технологий, но не станем это комментировать», — сказал он.
Лента.ру

ИСПЫТАНИЕ ПОДВОДНОГО АППАРАТА СИСТЕМЫ «СТАТУС-6″ С ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «САРОВ»
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ БОЕВЫЕ ПОДВОДНЫЕ РОБОТЫ ВМФ РОССИИ


ОПЫТОВАЯ ДИЗЕЛЬ- ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

«САРОВ» ПРОЕКТА 20120


Б-90 «Саров» – это российская опытовая дизель- электрическая подлодка, являющиеся единственным кораблем, который был построен по проекту 20120. Данная субмарина предназначена для осуществления испытаний новых образцов военной техники и вооружений и была построена на заводе «Красное Сормово» и «Севмаш». Приказом Главнокомандующего ВМФ России от 26 мая 2007 года данной лодке было присвоено официальное почетное наименование «Саров». Подводная лодка была спущена на воду в декабре 2007 года, 7 августа 2008 года после подписания акта приемки на лодке был поднят флаг ВМФ России.
Самая таинственная подлодка российского ВМФ в очередной раз всплыла на поверхность летом 2010 года. Как сообщили представители военно-морской базы Северодвинска, на ПЛ «Саров» была проведена очередная модернизация, несмотря на то, что сама лодка передана в эксплуатацию в августе 2008 года. Опытная дизель-электрическая подлодка («Б») является разработкой эскизного проекта субмарины-стенда «Сарган», начатого в 1988 году ЦКБ МТ «Рубин», под руководством главного конструктора А.В.Балова (завершены работы по проекту в марте 1988 года). В марте 1989 года был утвержден технический проект и дан старт в разработке рабочих чертежей. Существует предположение, что основой несущей конструкции корпуса судна послужил проект ПЛ 877Б.
На судоремонтном заводе ОПК РФ «Звездочка» подтвердили тот факт, что дизель-электрическая большая подлодка Б-90 «Саров» в 2010 году действительно находилась на их акватории. Но от комментариев по вопросу проведенных работ деликатно уклонились. Впрочем, это объяснимо. Данный корабль, как было сообщено в день подъема на его флагштоке военно-морского флага, разрабатывался для отработки, а также проведения последующих испытаний «новых и усовершенствованных образцов глубоководной техники, вооружения и обеспечивающих их палубных систем».
14 декабря 2007 года ПЛ была выведена с территории сборочного цеха «Севмаша» и 24 декабря 2007 года спущена на воду (в военном порту Северодвинска) без публичной огласки. Впрочем, информация в прессу, несмотря на все меры предосторожности, все равно просочилась. В июле 2008 года лодка прошла необходимые заводские ходовые, а позже и государственные испытания и передана на баланс ВМФ 7 августа 2008 года. С 2009 года субмарина базируется на Северном флоте, город Северодвинск.
В период с 2008 года корабль выполнил много специальных задач, необходимо отметить, что под каждое очередное испытание судно подвергалось технической доработке и модернизации в заводских условиях. Очередная модернизация в 2010 году, по неофициальной информации, была связана с отработкой энергетической установки совершенно нового образца. Впрочем, ни на заводе, ни в КБ эту информацию не комментируют и не подтверждают.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение подводное — 3950 т.
Водоизмещение надводное — 2300 т.
Экипаж — 52 человека (офицеры и мичманы).
Осадка — 7 м.
Длина — 72.6 м.
Ширина — 9.9 м.
Скорость подводного плавания — 17 уз.
Скорость надводного плавания — 10 уз.
Глубина погружения максимальная — 300 м.
Время пребывания в подводном режиме — до 20 суток.
Автономность штатная, не менее — 45 суток

Источники: http://topwar.ru/6882-tainstvennaya-submarina-sarov.html, oko-planet.su и др.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ БОЕВЫЕ ПОДВОДНЫЕ РОБОТЫ ВМФ РОССИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»
ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap