ПОДВИЖНАЯ ДВУХКООРДИНАТНАЯ РЛС КРУГОВОГО ОБЗОРА МЕТРОВОГО ДИАПАЗОНА 1Л13 «НЕБО-СВ». 1L13 «NEBO-SV» MOBILE TWO-COORDINATE RADAR OF A CIRCULAR VIEW OF THE METER RANGE


ПОДВИЖНАЯ ДВУХКООРДИНАТНАЯ РЛС КРУГОВОГО ОБЗОРА МЕТРОВОГО ДИАПАЗОНА 1Л13 «НЕБО-СВ»
1L13 «NEBO-SV» MOBILE TWO-COORDINATE RADAR OF A CIRCULAR VIEW OF THE METER RANGE

Постановлением СМ СССР в начале 1975 г. была задана ОКР «Небо», целью которой была разработка двух унифицированных трехкоординатных РЛС метрового диапазона волн для войск ПВО в транспортабельном исполнении (РЛС 55Ж6) и для Сухопутных войск в мобильном исполнении (1Л13 «Небо-СВ»). В том же 1975 г. вышло еще одно Постановление СМ СССР, в котором ОКР «Небо» была включена в перечень важнейших работ пятилетки.
Для ПВО Сухопутных войск в метровом диапазоне волн в 1985 г. ГНИИРТ (в н.в. ННИИРТ) Минрадиопрома СССР разработал двухкоординатную РЛС кругового обзора дежурного режима 1Л13 «Небо-СВ» (гл. конструктор И. Г. Крылов), представлявшую дальнейшее развитие станций ряда П-8, П-10, П-12, П-18. РЛС 1Л13 представляла собой подвижный когерентно-импульсный радиолокатор нового поколения, выполненный на современной элементной базе, с малым временем развертывания и высокой проходимостью в условиях бездорожья. В РЛС была реализована цифровая обработка сигналов (СДЦ, оптимальная фильтрация, 3-канальный автокомпенсатор АШП), автоматический съем координат, автоматический контроль и диагностирование аппаратуры.
ТТЗ разрабатывали сотрудники ГРАУ и 3 НИИ МО Д. И. Носов, А. П. Горин, Ю. Г. Сизов, С. Ф. Снопко, П. 3. Белоногов и другие с участием сотрудников Управления начальника войск ПВО СВ.
РЛС предназначалась для обнаружения, опознавания воздушных целей и выдачи их координат на сопрягаемые с ней пункты обработки радиолокационной информации (пункты управления) радиолокационных рот (постов) ПОРИ-П1 из состава радиотехнических бригад и батальонов, а также на КП зенитных ракетных бригад войсковой ПВО.
Предполагалось также использовать эту станцию в ВВС и ВПВО.
РЛС представляет собой подвижную когерентно-импульсную радиолокационную станцию, размещенную на четырех транспортных единицах (три автомобиля и прицеп).

В состав комплекса РЛС 1Л13 входят:
— антенно-поворотное устройство на автомобильной платформе (базовый вариант — шасси «Урал»);
— антенный пост на автомобильной платформе (базовый вариант — шасси «Урал»);
— электростанция ЭД2хЗО-Т230П-ЗРА на автомобильной платформе (автомобиль КамАз);
— наземный радиолокационный запросчик на автомобильном прицепе АПУ.
На первом автомобиле размещается приемо-передающая аппаратура, аппаратура защиты от помех, индикаторная аппаратура, аппаратура автосъема и передачи радиолокационной информации, имитации, связи и документирования, сопряжения с потребителями радиолокационной информации, функционального контроля и непрерывной диагностики, аппаратура наземного радиолокационного запросчика (НРЗ).
На втором автомобиле размещается антенно-поворотное устройство РЛС.
На третьем автомобиле — дизельная электростанция.
На прицепе размещается антенно-поворотное устройство НРЗ.
РЛС может доукомплектовываться двумя выносными индикаторами кругового обзора и кабелями сопряжения.
РЛС могла доукомплектовываться двумя выносными ИКО и кабелями сопряжения с потребителями радиолокационной информации (РЛИ). Антенная система РЛС состояла из основной антенны в виде плоской эквидистантной решетки из 72 излучателей и дополнительной трехэлементной решетки, установленной с обратной стороны основной антенны для формирования ДН компенсационного канала защиты от АШП со стороны задней полусферы. Заданная для станции зона обзора в угломестной плоскости обеспечивалась путем оперативного электромеханического наклона антенной решетки (АР) в вертикальной плоскости на три фиксированных угла (0.9 и 13 градусов). Время перевода АР из одного положения в другое не превышало 20 с.
Передающее устройство, состоявшее из возбудителя, предварительного широкополосного усилителя, модулятора и мощного усилителя на широкополосном эндотроне, формировало фазома-нипулированный зондирующий сигнал. Аппаратура приема и обработки сигналов состояла из широкополосных усилителей высокой частоты (ШУВЧ), трехканального автокомпенсатора АШП, синфазного и квадратурного фазовых детекторов, аналого-цифровых преобразователей (АЦП). Преобразованные в цифровую форму сигналы поступали в аппаратуру СДЦ и далее в аппаратуру ОФ, где полезный сигнал сжимался до длительности одного кванта (3.3 мкс), и затем в некогерентный накопитель. Аппаратура СДЦ была выполнена на базе цифрового режекторного фильтра с устройством автокомпенсации доплеровского сдвига частоты пассивной помехи на входе фильтра.
На выходе фильтра по данным схемы межобзорного картографирования помех осуществлялась автоматическая стабилизация уровня ложных тревог. С некогерентного накопителя сигналы поступали в систему автосъема информации, а через АЦП — на ИКО.
Система автосьема включала устройство первичной обработки сигналов, спецвычислитель, устройство стробирования, аппаратуру сопряжения с потребителями РЛИ и телекодового обмена цифровой информацией между РЛС и этими потребителями (КП зрбр С-300В и Бук, ПУ рлр ПОРИ-П1, ПОРИ-1М и др.). Эта система осуществляла измерение и кодирование координат целей с учетом их высоты (угла места), получаемой от сопряженного со станцией радиовысотомера (ПРВ-13, ПРВ-16, ПРВ-17), и выдавала их потребителям и на ИКО, два из которых были выносными.
В РЛС были реализованы следующие виды съема информации: визуальный — по координатной сетке ИКО, ручной — с использованием маркера, полуавтоматический — с замещением координат маркера на ближайшую контрольную точку автомата — и автоматический Имитатор станции позволял производить тренировки расчета РЛС, формируя 20 «своих» и «чужих» целей, сигналы опознавания и различные виды помех.
Аппаратура опознавания состояла из серийно выпускаемого НРЗ со штатным антенно-поворотным устройством.

ТТХ станции «Небо-СВ», соответствующие требованиям к ней, были подтверждены результатами государственных полигонных испытаний станции на Донгузском полигоне (начальник полигона А. И. Черпита, его заместитель О. П. Сябрюк, начальник ведущего отдела Г. В. Ивасенко) в январе-июне 1985 г.
Этими испытаниями руководила комиссия, которую возглавлял Г. Г. Павличенко. В комиссию входили А. П. Горин, В. Е. Батанов, П. 3. Белоногов, С. С. Скрынников, И. Г. Крылов, М. А. Медов и другие представители МО СССР и промышленности.
При импульсной мощности 120 кВт, чувствительности приемника -103 дБ/Вт и ширине ДНА по азимуту 6° РЛС 1Л13 обеспечивала в режиме «Основной луч» (при угле наклона антенны 9°) обнаружение самолета-истребителя в беспомеховой обстановке с вероятностью 0,8 в зоне с границами:
по дальности:
на высотах:
100 м ……………………….. 22,5-27,5 км;
500 м ……………………….. 45-57 км;
10000 м ……………………… 236-273 м;
27000 м……………………… 335-425 км;
по азимуту …………………….. 360°;
по углу места…………………… 25-29°;
по высоте (без провалов) …………. от 23 до 42,5 км.
В режиме «Нижний луч» (при угле наклона антенны 0°) дальность обнаружения цели под малыми углами места возростала до 29 км на высоте 100 м и до 278 км на высоте 10000 м.
В режиме «Верхний луч» (при наклоне антенны на 13°) обеспечивалось увеличение верхней границы зоны обнаружения по углу места до 30′.
При воздействии на станцию активных шумовых, пассивных и комбинированных помех заданных уровней дальность действия РЛС по цели на высоте 10000 м не снижалась более чем до 200 км. В станции обеспечивалась поимпульсная перестройка рабочей частоты при воздействии прицельных помех.
Коэффициент подпомеховой видимости цели на фоне отражений от местных предметов составлял не менее 50 дБ.
Среднеквадратические ошибки измерения координат цели не превышали 600 м по дальности и 1° по азимуту. Ошибки измерения угла места (высоты) цели определялись точностью сопряженного с РЛС радиовысотомера.
Разрешающая способность станции на расстоянии более 50 км составляла по дальности не более 1000 м и по азимуту 6°. По углу места (высоте) цели разрешались в соответствии с возможностями сопряженных со станцией радиовысотомеров.
Период кругового обзора станции составлял 10 с или 20 с. В режиме автосъема информация могла быть получена не менее чем о 50 целях.
Время развертывания станции составляло 40 мин, а время включения при работающей электростанции — 3 мин.
Боевой расчет станции состоял из 6 чел.
В анализе результатов испытаний участвовали сотрудники полигона, промышленности, 3 НИИ МО, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений войск ПВО СВ и Войск ПВО (страны), ВВС.
Комиссия рекомендовала принять РЛС «Небо-СВ» на вооружение Советской Армии и внедрить ее в серийное производство.
В 1986 г. станция была принята на вооружение войск ПВО СВ, Войск ПВО и ВВС. Серийное производство РЛС велось Горьковским телевизионным заводом (АО «Нител», г.Нижний Новгород). С 1988 г. выпущено более 120 изделий, из них 2 — на экспорт.
В создание достаточно совершенной и мобильной РЛС дежурного режима «Небо-СВ», используемой в трех видах Вооруженных Сил нашей страны, вложен большой труд инженеров и конструкторов ГНИИРТ, которых возглавлял И. Г. Крылов. Наибольший вклад в создание станции внесли сотрудники этого института Е. П. Корякин, М. А. Медов, М. А. Островский, Л. А. Рожанский, В. А. Лазарев и другие.
Разработке этой станции содействовало военно-научное сопровождение ее сотрудниками 3 НИИ МО Ю. Г. Сизовым, С. Ф. Снопко, П. 3. Белоноговым.
РЛС стала основным средством разведки воздушного пространства в ПВО СВ, образуя дежурное радиолокационное поле в оперативном звене войсковой ПВО. Высокие боевые и эксплуатационные характеристики этой станции неоднократно подтверждались на различных учениях и при несении боевых дежурств формированиями ПВО СВ в составе групп войск за рубежами бывшего СССР. Сочетание высоких ТТХ, реализованных в станции технических решений и современной элементной базы определили высокую конкурентоспособность РЛС 1Л13 с зарубежными станциями подобного назначения.
Штатным расчетом РЛС 1Л13 развертывалась и свертывалась не более чем за 50 минут, но даже такое по меркам радиотехнических войск малое время вскоре перестало удовлетворять войска ПВО СВ.
Требовался радар, который бы мог развертываться в боевых порядках за время, сравнимое со временем приведения в готовность к боевым действиям зенитных ракетных комплексов/систем (ЗРК/ЗРС) и командных пунктов (КП) в составе автоматизированных систем управления (АСУ). Таковым стал 1Л119 «Небо-СВУ».
В отличие от РЛС 1Л13 вся аппаратура, связанная с управлением высокочастотными сигналами и их обработкой, вынесена из кабины в вертикальный ствол, на котором расположена антенная решетка (АР). В итоге в аппаратную кабину (АК) РЛС 1Л119, где расположен центральный процессор – ЭВМ первичной обработки радиолокационной информации, сигналы поступают на промежуточной частоте, что упрощает процесс их передачи для обработки в ЭВМ.
На неискушенный взгляд отличий между антеннами аналога (РЛС 1Л13) и РЛС 1Л119 немного – у первой излучатели расположены в 4 строках и 16 столбцах, а у второй – в 6 строках и 14 столбцах.
В антенной решетке РЛС 1Л119 количество излучателей увеличилось всего на 20 штук. Но переход с горизонтальной поляризации излучаемого сигнала на вертикальную позволил решить главную задачу – быстрое складывание столбцов АР в пакет, так как в отличие от РЛС 1Л13 уже не требовалось вручную разворачивать и фиксировать каждый излучатель вдоль столбца. Ведь в рабочем положении продольная ось каждого излучателя совпадает с продольной осью столбца, а не находится под углом в 90 градусов, как в РЛС 1Л13. Вертикальное расположение излучателей (вертикальная поляризация излучаемого сигнала) одновременно дало возможность «попутно» решить проблему электромагнитной совместимости с телевидением метровых каналов.
Столь удачное размещение антенны ОГП позволило исключить транспортную единицу, на которой в РЛС 1Л13 размещалась система госопознавания со всеми сопутствующими системами: электропитания, синхронизации вращения антенн, кабелями и т. п. Одновременно это привело к сокращению аппаратуры и в самой РЛС 1Л119.
Новое по сравнению с РЛС 1Л13 компоновочное решение взаимного размещения антенно-мачтового устройства и аппаратной кабины на одном полуприцепе вдвое сократило время приведения станции в готовность к работе. В 1,5 раза сокращен расчет – теперь достаточно четырех операторов.

Модификации:
• 1Л13 «Небо» — базовый вариант РЛС, двухкоординатная мобильная версия станции «Небо» 55Ж6 для сухопутных войск. Дальность обнаружения цели типа истребитель на высоте 27 км — до 350 км; на высоте 500 м — до 60 км. Создана на базе РЛС «Небо» 55Ж6. В комплект станции также входил радиолокационный запросчик системы свой-чужой со своей антенной. Для получения третьей координаты (высоты цели) станция могла сопрягаться с радиовысотомером. В настоящее время (2014 год) станции находятся в эксплуатации.
• 1Л13-3 / 1Л13-3-1 «Небо» — модификация более позднего выпуска с цифровой обработкой данных РЛС.
• 1Л119 «Небо-СВУ» — трехкоординатная станция, развитие «Небо-СВ». Дальность обнаружения цели типа истребитель: на высоте 20 км — до 380 км; на высоте 500 м — до 65 км. Время развертывания/свертывания: не более 30 минут.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Зона обзора:
• по азимуту, град. 360
• по углу места, град. До 30
• по дальности, км 350
• по высоте, км 40
Измеряемые координаты азимут, дальность
Способ обзора круговой – по азимуту, секторный – по углу места
Темп обзора, с 10
Дальность обнаружения целей типа МиГ-21 на высотах, км:
• 100 м 25
• 10000 м 250
• 27000 м 350
Разрешающая способность:
• по дальности, м 1000
• по азимуту, град. 6
Точность (СКО) измерения:
• дальности, м 600
• азимута, град. 1
Количество одновременно обрабатываемых целей 30
Диапазон частот (волн) метровый
Тип антенны Плоская эквидистантная решетка из 72-х излучателей типа «волновой канал»
Мощность передатчика импульсная, кВт 120
Источники электропитания Дизельная электростанция, внешняя сеть 220, 380 В
Время развертывания, мин. 30
Боевой расчет, чел. 6
Ширина ДНА:
• по азимуту, град. 6
• по углу места, град. 30
Ограничения по условиям применения:
— максимально допустимая высота над уровне моря, м Не более 3000
— максимально допустимая скорость ветра, м/с:
• в рабочем положении РЛС 20
• в нерабочем положении РЛС 50
Время наработки на отказ, ч 170
Время восстановления, среднее, мин. 45
Потребляемая мощность, кВт 28
Срок службы, средний, годы 20
Количество транспортных единиц 4
Тип шасси:
• автомобиль «Урал-4320» 3
• прицеп 2ПН-4М 1

Источники: www.nniirt.ru, www.vko.ru, С. Петухов, И. Шестов. История создания и развития вооружения и военной техники ПВО сухопутных войск России. Издательство «ВПК». 1999, С. Ганин, А. Карпенко, В. Жизневский, Г. Федоров. ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300. Невский Бастион №3, 1997 г., sovetarmy.forum2x2.ru, militaryrussia.ru, pvo.guns.ru, www.rusarmy.com, ru.wikipedia. org и др.

НАЗЕМНАЯ ДВУХКООРДИНАТНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ ДЕЖУРНОГО РЕЖИМА 1Л119 НЕБО-СВУ
НИЖЕГОРОДСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ (ННИИРТ)
АЛМАЗ-АНТЕЙ КОНЦЕРН ПВО
РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ «НИОБИЙ» И «НЕБО»
РАДИОЛОКАЦИЯ, СРЕДСТВА ОБНАРУЖЕНИЯ
СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ, РАДИОЛОКАЦИЯ, СРЕДСТВА ОБНАРУЖЕНИЯ
ТЕХНИКА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ (ПВО)


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap