НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 1929 «СЕЛЕНА-2». RESEARCH VESSEL PROJECT 1929 «SELENA-2»



НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 1929 «СЕЛЕНА-2»

RESEARCH VESSEL PROJECT 1929 «SELENA-2»

24.11.2018

Процесс передачи в дар от Роскомоса Минобороны РФ последнего сохранившегося судна «звездной флотилии», обеспечивавшей прием телеметрической информации и управление космическими аппаратами, может завершиться к январю 2019 года. Об этом сообщил журналистам в пятницу на церемонии 40-летия подъема на корабле вымпела Академии наук СССР замкомандующего Балтийским флотом вице-адмирал Сергей Елисеев.
«Ожидаем в ближайшее время приказ директора департамента имущественных отношений Министерства обороны [о приеме судна в дар], далее оформляем дарственную и комиссия от Роскосмоса, АО «Измерительная техника» и Балтийского флота осуществляет прием — передачу. <...> Я думаю, что даже до 1 января 2019 года юридический процесс [передачи] должен завершиться», — сказал Елисеев.
Вице-адмирал сообщил, что в течение прошедших двух месяцев была проведена полная инвентаризация судна, определено состояние оборудования судна и его возможное дальнейшее использование. После завершения юридического процесса судно будет закреплено за Балтийским флотом, но останется у пирса Музея Мирового океана в Калининграде, где находится в настоящее время. По словам Елисеева, для судна будет сформирован экипаж, проведены необходимы работы по обеспечению жизнеспособности судна, решены вопросы формирования на его борту выставочной экспозицией. Планируется обеспечения возможности пребывания на судне кадетов или курсантов военно-морских училищ.
«В первую очередь нужно обеспечить его безопасную стоянку возле причала, потому что корабль более 15 лет не доковался, а корабли такого класса должны проходить доковый осмотр и доковый ремонт не реже, чем раз в два года», — отметил Елисеев, не став уточнять какие средства потребуются для проведения ремонта корабля.
«Космонавт Виктор Пацаев» использовался для поддержания связи с космическими аппаратами, в том числе с МКС до сентября 2017 года. На его борту параллельно была развернута экспозиция, рассказывавшая о кораблях «Звездной флотилии». В настоящее время экспозиция демонтирована и перенесена в один из выставочных центров Музея Мирового океана, экскурсии проводятся только по верхним палубам корабля. Жизнедеятельность судна обеспечивает экипаж из 15 человек, включая четверых специалистов следящих за сохранением работоспособности радиотехнического комплекса корабля.
ТАСС

МУЗЕЙ МИРОВОГО ОКЕАНА. КАЛИНИНГРАД


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 1929 «СЕЛЕНА-2»

Судно построено в 1968 году на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова как лесовоз «Семен Косинов».Там же в 1978 году было перестроено и переоборудовано в научно-исследовательское судно. В период эксплуатации совершено 14 научных рейсов.
НИС «Космонавт Виктор Пацаев» было построенно в 1977 году. Судно было насыщено новейшими по тому времени средствами радиотелеметрии, информационно-вычислительной техники и машинной обработки данных, более совершенными средствами местоопределения, связи и т. д. Выполняя задачи малых судов космического флота, новое судно представляло собой значительный шаг вперед в развитии корабельных измерительных пунктов.
Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» характеризуется следующими данными. Главные размерения: наибольшая длина 121,9 м, наибольшая ширина 16,7 м, высота борта до верхней палубы 10,8 м.
Водоизмещение с полными запасами 8950 т, осадка 6,6 м. Главная энергетическая установка — дизель мощностью 5200 л. с. Судно имеет скорость 14,7 узла.
Судовые запасы: топливо — 1440 т, смазочные масла — 30 т, питьевая и мытьевая вода — 600 т. Запас топлива обеспечивает дальность плавания 16 000 миль.
Автономность судна по запасам провизии составляет 90 суток, по запасам воды — 30 суток. Экипаж насчитывает 66 человек, экспедиция — 77 человек. Мореходные качества судна соответствуют требованиям, которые предъявляются к судам неограниченного района плавания. По конструкции НИС «Космонавт Владислав Волков» представляет собой двухпалубный теплоход с двумя платформами, идущими по всей длине корпуса от носа до кормы.
Шесть поперечных водонепроницаемых переборок разделяют корпус на отсеки. Корпус судна и его надстройки имеют девять ярусов — это двойное дно, вторая платформа, первая платформа, главная палуба, верхняя палуба, палуба надстройки 1-го яруса. Над этой палубой возвышаются носовая и кормовая надстройки.
Последующие ярусы: палуба надстройки 2-го яруса, ходовой мостик, верхний мостик. На палубе надстройки 1-го яруса, между носовой и кормовой надстройками, установлена главная четырехзеркальная космическая антенна.

Лаборатории экспедиции расположены в основном на первой платформе, на главной и верхней палубах, а также на палубе надстройки 2-го яруса, ходовом мостике и второй платформе.
Проектировщикам нужно было найти такой вариант планировки лабораторий, при котором потребовались бы минимальные по длине коммуникации, в особенности высокочастотные коммуникации между лабораториями и антеннами, во избежание чрезмерного затухания радиосигналов.
Общественные помещения находятся на верхней палубе. На верхней и главной палубах размещено наибольшее число кают, лишь несколько кают комсостава экипажа и экспедиции находятся на палубе надстройки 1- и 2-го ярусов.
В средней части судна пятый отсек на всю высоту корпуса занимает шахта машинного отделения; шестой отсек отведен под электростанцию; ближе к носу, в четвертом отсеке, установлены холодильные машины системы кондиционирования воздуха; в третьем отсеке расположен спортивный зал.
В носовой надстройке (на палубах 1- и 2-го ярусов) предусмотрены медицинский блок и радиорубка, а на ходовом мостике — рулевая и штурманская рубки. Обе рубки объединены, но штурман может создать условия освещения, необходимые для работы с приборами и картой, воспользовавшись раздвижными стенными панелями.
Космические и служебные системы. Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев> оснащено универсальной телеметрической системой, которая принимает информацию от всех существующих типов бортовой телеметрической аппаратуры. Универсальность проявляется прежде всего в широком диапазоне частот принимаемых радиосигналов — от наиболее коротких из дециметровых до наиболее длинных из метровых, а также в возможных видах модуляции.
Главная космическая антенна состоит из четырех секторов пара-болических зеркал диаметрами по 6 м, объединенных в общую кон-струкцию. Такое устройство антенны позволяет, сравнивая сигналы в облучателях соседних зеркал, определять направление, с которого пришли радиоволны, — пеленговать спутник.
До сих пор речь шла о пеленговании с помощью четырех облучателей, установленных вблизи фокуса одного параболического зеркала, но принцип определения направлений в обоих случаях, очевидно, один и тот же. Суммарная диаграмма направленности четырех зеркал 2 80 имеет ширину от 1 до 10° в зависимости от частоты радиосигнала.
Трехосное опорно-поворотное устройство позволяет сопровождать полет спутника в пределах всей верхней полусферы. Система стабилизации антенн учитывает углы бортовой и килевой качки и рыскания по курсу. Следящий привод по каждой из трех осей состоит из электромашинного усилителя и исполнительного двигателя.
Сигнал ошибки, необходимый для автоматического сопровожде ния спутников по их радиоизлучению, поступает из лаборатории приемно-пеленгационной аппаратуры, а сигналы для стабилизации антенны идут от приборов системы привязки. Опорно-поворотное устройство главной космической антенны вместе с зеркалом и элементами электропривода весит 95 т.
Основанием оно прикреплено к корабельному барбету. В подзеркальной кабине смонтированы параметрические усилители высокой частоты. Другие антенны размещены на баке, верхнем мостике, палубах надстроек, фок-мачте, грот-мачте и бизань-мачте. Всего на судне 50 приемных и передающих антенн различного назначения.
Принятые главной космической антенной, усиленные и продетектированные приемно-пеленгационной аппаратурой сигналы попадают в лабораторию преобразования и регистрации телеметрической информации. В этой лаборатории сигналы расшифровываются, распределяются по каналам и записываются на магнитную ленту.

Машинную обработку телеметрических данных осуществляет универсальная электронная вычислительная машина, но предварительно следует решить задачу информационного сочленения телеметрической станции с машиной, а после обработки — со спутниковым каналом связи, в который поступает информация после обработки.
Таким образом, во время сеансов связи через НИС идет непрерывный поток телеметрических данных. Их путь: космолет — научно-исследовательское судно — связной спутник — Центр управления полетом.
Оценивать телеметрическую информацию может не только персонал Центра управления полетом, но и специалисты на самом судне, вызывая нужные им телеметрические данные на электронные экраны, подобные тем, которые находятся на рабочих местах в главном зале Центра управления полетом. Мы уже сказали, что одновременно с передачей по каналам связи вся информация записывается на магнитную ленту, после сеанса связи она может быть воспроизведена повторно.
По тому же пути — по космической линии связи — проходит телеграфно-телефонная информация, когда Центр ведет двухсторонние переговоры с космонавтами. Помимо универсальной электронной вычислительной машины, обрабатывающей космическую информацию и выполняющей необходимые расчеты для сеансов связи, на судне есть несколько специали-зированных машин цифрового и аналогового типов. Исключение траекторных измерений из числа функций, выполняемых малыми научно-исследовательскими судами, резко уменьшило требования к точности их местоопределения в океане.
Поэтому система привязки на судне «Космонавт Виктор Пацаев> значительно проще, чем системы на универсальных судах космического флота. В ее основе лежат аппаратура местоопределения по сигналам навигационных спутников и гироскопические приборы, измеряющие курс, углы бортовой, килевой качки и рыскания для стабилизации антенны.
Кроме того, на судне установлен весь обычный комплекс штурманского оборудования. Обмен информацией с Центром управления полетом осуществляется по спутниковым и обычным KB- и СВ-каналам связи. Аппаратура единого времени обеспечивает привязку местной шкалы времени к эталонной шкале с погрешностью не более нескольких микросекунд.

Энергетическое оборудование и судовые системы. Главная энергетическая установка научно-исследовательского судна расположена в машинном отделении, в средней части корпуса. Здесь же находится электростанция, питающая электроэнергией общесудовые потребители тока. Она состоит из трех дизель-генераторов мощностью по 200 кВт.
Другая электростанция, предназначенная для питания науч-но-технического оборудования экспедиции, занимает соседний отсек, ближе к корме. Там установлены три дизель-генератора мощностью по 630 кВт.
Аварийная электростанция имеет один дизель-генератор мощностью 100 кВт. Системы кондиционирования воздуха, охлаждения в вентиляции радиотехнических и электронных систем имеют примерно такие же характеристики, какие имеют эти системы и на других судах космического флота.
Обитаемость. Установка на судне со сравнительно небольшими размерениями сложного комплекса аппаратуры привело к необходимости предельной экономии площади при планировке всех помещений. Это не могло не сказаться и на условиях обитаемости, если их сравнивать, например, с условиями на научно-исследовательском судне «Космонавт Юрий Гагарин».
Экипаж и экспедиция располагают двумя салонами отдыха. Вместительный спортивный зал, занимающий два яруса между двойным дном и первой платформой, может быть приспособлен для проведения собраний и показа кинофильмов. Для демонстрации кино используется также помещение столовой, к этому помещению примыкает киноаппаратная.
Плавательный бассейн открытый, он находится на палубе надстройки 1-го яруса. Члены экипажа и экспедиции размещены в одноместных и двухместных каютах.
Каюты удобно спланированы, что несколько компенсирует их небольшие размеры. Старший комсостав экипажа и экспедиции поселены в блок-каютах, состоящих из кабинета и спальни. В каютах, лабораториях и общественных помещениях установлены телефонные аппараты судовой АТС и динамики трансляции.Буфетные, камбуз и хлебопекарня расположены на верхней падубе, ближе к корме, сразу же за столовыми экипажа и экспедиции.
Строительство. Суда этой серии спроектированы и построены в Ленинграде. Кроме «Космонавта Владислава Волкова» в серию входят еще три судна: «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев».

В основу проекта положили типовые лесовозы, уже проплававшие несколько лет в океанах. Предусматривалась полная перестройка судов — по существу от них остались только корпуса и главные энергетические установки. Строительство осуществлялось в 1975-1979 годах.
Все четыре НИС включены в состав Балтийского морского пароходства и приписаны к Ленинградскому морскому торговому порту. Головное судно ушло в первый рейс в Атлантический океан 18 октября 1977 года.
Затем ушли в рейс «Космонавт Павел Беляев» (15 марта 1978 года), «Космонавт Георгий Добровольский» (14 октября 1978 года) и последним «Космонавт Виктор Пацаев» (19 июня 1979 года). Ввод в эксплуатацию этих научно-исследовательских судов был значительной вехой в истории космического флота.
Выполняло роль плавучего измерительного пункта командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полетами спутников и межпланетных станций, для приема и обработки информации и установки двусторонней связи с космонавтами. Оснащено универсальной телеметрической системой, состоящей из параболической зеркальной антенны, аппаратуры приема, пеленгации, преобразования и регистрации научной информации.
С 1979 по 1994 год совершило 14 научно-исследовательских рейсов, выполняя работы с космическими аппаратами «Салют-6», «Союз-34», «Союз», «Прогресс», «Салют-7», «Молния», «Союз-Т5», «Союз-Т8», «Союз-Т9», «Союз-Т10», «Союз -Т11», «Прогресс-24» и др. В 2001 ошвартовано у причала Музея мирового океана.

Экспедиции. С начала эксплуатации каждое научно-исследовательское судно этой серии выполнило (на 1.01.1991) от 11 («Космонавт Виктор Пацаев») до 14 («Космонавт Владислав Волков») экспедиционных рейсов. Наиболее характерные районы, в которых они решают экспедиционные задачи, — Центральная и Южная Атлантика, Мексиканский залив и Карибское море.
Во время полета орбитальных пилотируемых комплексов «Салют» и «Мир» НИС этой серии осуществляли (и осуществляют) в океанах контроль за выполнением наиболее ответственных операций, к которым относятся стыковка и перестыковка корабля со станцией, работа космонавтов в открытом космосе, спуск с орбиты.
Для этого суда размещаются в расчетных точках океана по трассе полета и через них ведется обмен телеметрической и телеграфно-телефонной информацией орбитального комплекса с Центром управления полетом.
При запусках стационарных спутников и спутников с высокими эллиптическими орбитами НИС этой серии контролируют включение разгонных ступеней ракет-носителей. Например, при запуске 26 апреля 1990 года одного из спутников серии «Молния-1» корабельный измерительный пункт на НИС «Космонавт Павел Беляев» принимал, обрабатывал и передавал в Центр телеметрическую информацию, находясь в точке Атлантического океана с координатами 30° ю. ш., 40° з. д.
Во время первого полета орбитального корабля «Буран» 15 ноября 1988 года телеметрический контроль выполняли три НИС этой серии: «Космонавт Владислав Волков» (5° с. ш., 30° з. д.), «Космонавт Павел Беляев» (16° с. ш., 21 з. д.) — в Атлантическом океане и «Космонавт Георгий Добровольский» (45° ю. ш., 133° з. д.) — в Тихом океане.
Научно-исследовательское судно Российского авиационно- космического агенства «Космонавт Виктор Пацаев»
1968 — построено как лесовоз «Семен Косинов» на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова
1977 -1978 — перестроено и переоборудовано под научно- исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» на том же заводе
1978, 24 ноября — поднят вымпел Академии Наук СССР
1979 -1994 — совершило 14 научных рейсов в Центральной и Южной Атлантике
2001, 14 апреля — ошвартовано у музейного причала
2001, 23 апреля — открытие на борту выставки «Космическая одиссея».
Выполняло роль плавучего измерительного пункта командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полетами спутников и межпланетных станций, для приема и обработки информации и установки двусторонней связи с космонавтами. Оснащено универсальной телеметрической системой, состоящей из параболической зеркальной антенны, аппаратуры приема, пеленгации, преобразования и регистрации научной информации.
С 1979 по 1994 год совершило 14 научно-исследовательских рейсов, выполняя работы с космическими аппаратами «Салют-6», «Союз-34», «Союз», «Прогресс», «Салют-7», «Молния», «Союз-Т5», «Союз-Т8», «Союз-Т9», «Союз-Т10», «Союз -Т11», «Прогресс-24» и др. В 2001 ошвартовано у причала Музея мирового океана.
В настоящее время «Космонавт Виктор Пацаев» находится в Музее Мирового океана в Калининграде. Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» — единственное в мире судно космической связи, имеющее на борту музейную экспозицию. У Набережной исторического флота корабль был ошвартован в 2001 году.

СЕРИЯ:
• «Космонавт Владислав Волков»,
• «Космонавт Павел Беляев»
• «Космонавт Виктор Пацаев»
• «Космонавт Георгий Добровольский»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Валовая вместимость: 6405 МК-1969;
Чистая вместимость: 1921 МК-1969;
Водоизмещение: 9180 т;
Длина — 121,8 м
Ширина — 16,7 м
Осадка — 6,6 м
Двигатели 9ДКРН 50/110
Движитель 1 винт фиксированного шага с 4 съемными лопастями
Мощность двигателя — 5200 л.с.
Скорость хода — 14,7 — 15,6 узлов
Автономность плавания- 16000 миль
Экипаж — 60 человек
Научный состав — 77 человек
Лабораторий- 25

Источники: sea-transport.ru, world-ocean.ru, ru.wikipedia.org, niskgd.ru и др.

МУЗЕЙ МИРОВОГО ОКЕАНА. КАЛИНИНГРАД
СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap