СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ ПРОЕКТА 1837 (1837К). RESCUE UNDERWATER VEHICLE PROJECT 1837 (1837K)


СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ ПРОЕКТА 1837 (1837К)
RESCUE UNDERWATER VEHICLE PROJECT 1837 (1837K)

07.05.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «АС-5» НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019»

Во время Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2019» Минобороны РФ, региональная часть которого проходила в Кронштадте, можно было посетить музей батискафов Западного военного округа. Здесь можно было увидеть спасательный глубоководный аппарат «АС-5».
Он предназначен для следующих подводных работ на глубинах до 500 метров:
— спасения личного состава аварийной ПЛ, лежащей на грунте с креном и дифферентом при угле наклона комингс-площадки аварийной ПЛ к горизонту до 40 градусов;
— обследования, остропки и подъем затонувших объектов;
— поддержания жизнедеятельности личного состава аварийной ПЛ путем доставки и передачи средств регенерации, провизии, теплой одежды и т.п.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение надводное, куб.м: 45
Водоизмещение подводное, куб.м: 75
Глубина погружения, м: 500
Скорость подводная, узл: 3,5
Длина, м: 10,72
Ширина, м: 3,92
Высота, м: 5,4
Диаметр, м: 2,20

ВТС «БАСТИОН», 08.05.2020

СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «АС-5» НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019». ЧАСТЬ 1
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «АС-5» НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019». ЧАСТЬ 2
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2019
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАРК «ПАТРИОТ» В КРОНШТАДТЕ


СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ ПРОЕКТА 1837 (1837К)

Вскоре после того как были завершены испытания первого спасательного подводного аппарата УПС, в 1962 г. СКБ «Судопроект» получило задание выполнить исследовательское проектирование по теме «Робот» с целью определения рациональных конструктивных решений по созданию самодвижущегося снаряда для выполнения подводных работ без помощи водолаза на глубинах до 500 м с намерением подготовить материалы для выдачи ТТЗ на проектирование снаряда..
В процессе исследовательского проектирования, которое закончилось в сентябре 1963 г., удалось показать, что создание самоходного подводного снаряда на достигнутом уровне развития судостроительной техники возможно.
В октябре 1967 г. ЦКБ «Лазурит» было поручено разработать проект аварийноспасательного снаряда, по существу своему представлявшего собой СМПЛ, которая предназначалась для решения следующих задач:

• допоиск терпящей бедствие ПЛ с помощью гидроакустических средств и визуального обнаружения через перископы и иллюминаторы;
• спасение личного состава терпящей бедствие ПЛ «сухим» способом путем многократного приема с глубины до 500 м и транспортировки спасаемых на спасательное судно одновременно по 12-20 человек;
• выполнение несложных подводных работ собственными средствами для поддержания жизнедеятельности личного состава терпящей бедствие ПЛ на время подготовки к её спасению, а также для предварительных операций по подъему затонувшей ПЛ.
Заданием предусматривалась эксплуатация спасательного подводного снаряда (СПС) совместно с судном-носителем пр.537, а также со специально спроектированной спасательной ПЛ пр.940 и с боевыми ПЛ пр.651, 658 и 675 после их соответствующего дооборудования.
Накопленный во время испытаний субмарин проекта 666 эксплуатационный опыт позволил более качественно составить тактико-технические задание на проектирование СПС и автономного рабочего снаряда (АРС).
В дальнейшем СПС получил проектный номер 1837. Он стал первой в отечественном и мировом подводном кораблестроении штатной СМПЛ, предназначенной для АСС ВМФ, которая способна выполнять своими средствами «сухим» способом спасение экипажа терпящей бедствие ПЛ на глубинах до 500 м.
Техзаданием предусматривалась эксплуатация СПС совместно со спасательным судном проекта 537, а также со специально спроектированной спасательной субмариной проекта 940 «Ленок».
В 1967 г. ЦКБ «Лазурит» разработало технический проект спасательного подводного снаряда, доставляемого к месту применения как специализированным носителем — спасательным судном или подводной лодкой, так и в случае соответствующего переоборудования — боевой подводной лодкой или надводным кораблем.
Предназначение: спасение личного состава затонувших ПЛ с глубин до 500 м путем приема подводников в снаряд и транспортировку их на ПЛ или надводный корабль; допоиск и обследование затонувшей ПЛ после ее обнаружения поисковыми спасательными силами; оказание помощи личному составу затонувшей ПЛ путем передачи продуктов питания, средств регенерации и одежды. Кроме того, снаряд может осуществлять допоиск и обследование различных объектов и отдельные работы манипуляторами. Разработка с 1967 г. Разработчик – ЦКБ «Лазурит». Главный конструктор – Б.А. Леонтьев.
Построено: пр. 1837 – 5 ед. (АС-1, АС-3, АС-5, АС-11, АС-18), пр. 1837К – 4 ед. (АС-14, АС-16, АС-19, АС-29). Выведены в 1990-1995 гг.
Вступили в строй: пр. 1837 – 1970-1980 (1971-1978) гг., пр. 1837К – 1980-1985 (1980-1981) гг. Изготовитель – завод №112 «Красное Сормово им. А.А. Жданова» (г. Горький).
Базируются – спасательные судна пр. 141, 05360, 05361, 05370, спасательные подводные лодки пр. 940.
Анализ опыта выполнения подводных работ с помощью ПА в интересах ПСС ВМФ за период с 1975 по 1990 г. показал, что их объем из года в год возрастал. Так, если с 1976 по 1985 г. по всем флотам ПА было выполнено около 550 работ, то с 1986 по 1990 г. только на ЧФ — около 500. Из них более 50 работ по подъему различных грузов. В ходе этих работ было поднято около 30 единиц затонувшего оружия, стоимость отдельных образцов которого превышала стоимость создания ПА. Перечень некоторых подводных работ приведен ниже.
• Участие в поиске южнокорейского самолета «Boeing-747», сбитого в воздушном пространстве СССР 1 сентября 1983 г. и упавшего в Охотском море (АС-14 и АС-19 пр. 1837К);
• Обследование места катастрофы теплохода «Адмирал Нахимов» на глубинах 40-60 м в 1986 г. на ЧФ (АС-4 и АС-11);
Эксплуатация аппаратов проекта 1837 и 1837К оказала существенное влияние на будущие спасательные снаряды. Будучи первыми подобными аппаратами, они дали огромный положительный опыт и задали направление для дальнейшего развития конструкторской мысли в области проектирования подобных средств спасения подводников. Но самое главное — именно с появлением аппаратов проекта 1837 у экипажей появился реальный шанс на спасение в случае аварийной ситуации на ПЛ. Эти первые аппараты подарили подводникам надежду и вселили уверенность в том, что в беде их не оставят, а будут всеми силами бороться за их спасение.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение – 45 т.
Размеры:
длина – 10,7 (12,0) м,
ширина – 3,92 м,
высота – 5,4 м,
осадка – 3,9 м.
Глубина погружения: рабочая – 500 м, предельная – 550 м.
Скорость: надводного – 3,6 уз., подводного – 3,5 уз., вертикальная – 0,8 уз., лаговая – 0,4 уз..
Дальность плавания – 16,5 миль (2 уз).
Автономность – 48 часов. Время работы под водой – 11 ч.
Экипаж – 3 человека и 20 спасаемых.
Оборудование:
– ГАС – МГА-5, МГА-2 (звукоподводной связи), МГВ-5П (звукоподводной связи), МГС-29 (гидроакустический маяк).
ТТХ пр. 1837К:
С расширенными возможностями для подводных работ.
Водоизмещение – 46 т.
Размеры:
длина – 12,0 м,
ширина – 3,49 м,
высота – 4,87 м,
осадка – 3,9 м.
Дальность плавания – 20 миль (2 уз).
Автономность – 120 часов

Источники: А.А.Постнов » Спасательная подводная лодка пр. 940 «Ленок». ТАЙФУН» 9/2001, Спасательные подводные снаряды проектов 1837 и 1837К, kuleshovoleg.livejournal.com, сайт «Защищать Россию» и др.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «АС-5» НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019». ЧАСТЬ 1
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «АС-5» НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019». ЧАСТЬ 2
ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО ТИПА «ЭЛЬБРУС» ПРОЕКТА 537 «ОСЬМИНОГ»
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «БЕСТЕР-3» (ПРОЕКТ 18270)
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ (СГА) ПРОЕКТА 18271 «БЕСТЕР-1″
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ ПРОЕКТА 1855 «ПРИЗ»
ЛАЗУРИТ ЦКБ
ПОДВОДНЫЕ ГЛУБОКОВОДНЫЕ И СПАСАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И АППАРАТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ, ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ И ПОДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap