ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «ПОИСК-2» ПРОЕКТА 1832. DEEP-WATER VEHICLE «POISK-2» OF PROJECT 1832


ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «ПОИСК-2» ПРОЕКТА 1832
DEEP-WATER VEHICLE «POISK-2» OF PROJECT 1832

05.05.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «ПОИСК-2» ПРОЕКТА 1832 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018

Во время работы Международного военно-технического форума «Армия – 2018» можно было посетить Объединенный сектор Воздушно-космических сил, который является частью парта «Патриот». Здесь был представлен глубоководный аппарат АС-27 «Поиск-2» проекта 1832.
Конструкция — особенностью конструкции аппарата является размещение энергетической установки, судовых систем и устройств в междубортном пространстве и обеспечение управления ими дистанционно из прочного корпуса; обеспечение спасения экипажа средствами самого аппарата за счет сброса балласта или оборудования; применение системы автоматического управления средствами подводного маневрирования; размещение на аппарате научно-исследовательского оборудования и аппаратуры, позволяющих проводить комплексные гидрографические, гидрологические, геофизические и акустические исследования среды и дна.
При разработке прочного корпуса лодки обнаружено. что при том уровне технологии создание корпуса из металла, обеспечивающего необходимую прочность на грубинах до 6000 м возможно, но масса такой конструкции со всем оборудованием будет превышать 1000 кг на куб.м. соответственно, для обеспечения плавучести такого корпуса потребуются дополнительные внешние объемы обеспечения плавучести с легковесным заполнителем. легковесным заполнителем послужил новый твердый материал — сферопластик — изучение которого велось по теме НИР «Глубина».
Назначение аппарата:
— исследование оптических характеристик водной среды (прозрачность, освещенность, биолюминесцентный потенциал);
— исследование пульсаций температуры и скорости потоков, микроструктуры и рельефа грунта, а также распределения по глубине геофизических полей земли (потенциальное, магнитное и электрическое);
— обнаружение подводных объектов в заданных районах, Их визуальное обследование и фотографирование.
— доставка на грунт и подъем на поверхность груза массой до 400 кг;
— в пределах возможности манипуляторов проведение ряда работ — сверление и нарезание резьбы, отворачивание и наворачивание гаек, закрепление специального карабина, открывание задраек откидных листов и самих листов и т.п.
ВТС «БАСТИОН», 05.05.2020

ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «ПОИСК-2» ПРОЕКТА 1832 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018. ЧАСТЬ 1
ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «ПОИСК-2» ПРОЕКТА 1832 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018. ЧАСТЬ 2
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2018


ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «ПОИСК-2» ПРОЕКТА 1832

Глубоководный аппарат типа «Поиск-2» был разработан в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора Ю.К.Сапожкова.
К концу 1966 г. ЛПМБ «Рубин» завершило разработку предэскизных проектов 1832 и 1906 в вариантах с жидким и твердым легковесным заполнителем, определив ожидаемые основные тактико-технические характеристики аппаратов «Поиск-2» и «Поиск-6» по выданным заказчиком проектам ТТЗ, и последние были утверждены ВМФ и Минсудпромом. С начала 1967 г. ЛПМБ «Рубин» приступило к подготовке директивных документов по обоим проектам. Только вмешательство Комиссии Президиума Совета Министров по военно-промышленным вопросам позволило согласовать проект постановления Правительства и соответствующий проект приказа по Минсудпрому к сентябрю 1967 г.
Этими директивными документами определились порядок и сроки разработки проекта и строительства опытных «Поиска-2» и «Поиска-6», включая поставку их комплектующего оборудования и необходимых материалов, а также судов-носителей этих аппаратов. ЛПМБ «Рубин» (Минсудпром) по ТТЗ ВМФ поручалась разработка проектов главного конструктора Ю.К.Сапожкова ЗПКБ (Минсудпром) по ТТЗ ВМФ поручалась разработка проектов судов-носителей главного конструктора М.К.Горшкова. Ново-Адмиралтейскому заводу (Минсудпром) поручалась постройка по рабочей конструкторской документации ЛПМБ «Рубин».
В декабре 1967 г. эскизный проект 1832 был завершен, рассмотрен и одобрен базовыми институтами отрасли и институтами ВМФ и утвержден совместным решением ВМФ и Минсудпрома без существенных изменений. Для разработки технического проекта 1832 необходимы были результаты разработки соисполнителями технических проектов комплектующего оборудования, иначе проект не был бы принят к рассмотрению. Практически весь 1968 г. ушел на «раскачку» и понуждение соисполнителей к началу проектных работ.
Согласовывались частные технические задания, стоимости работ и заключались контрагентские договоры. Только к концу 1968 г. стали поступать первые технические проекты соисполнителей, которые необходимо было рассмотреть и дать свои замечания по их стыковке с проектом ГА в целом, а после устранения замечаний ЛПМБ «Рубин» и заказчика – утвердить.

Не дожидаясь результатов всех контрагентских технических проектов, в ЛПМБ «Рубин» велась разработка документации технического проекта 1832, которую удалось завершить в марте 1969 г. и направить на заключение базовым институтам отрасли и в институты ВМФ.
Технический проект не был подтвержден модельными испытаниями прочного корпуса ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова по вине горьковского завода «Красное Сормово», не поставившего необходимых моделей; проектом погружных электродвигателей ленинградского завода «Электросила»; проектом погружных электрических аккумуляторов НИАИ; проектом погружного насосного агрегата системы гидравлики ЦНИИ АГ и проектами научно-исследовательского оборудования, заказчиком которого был ВМФ.
После получения от соответствующих министерств-соисполнителей подтверждения заложенных в проект характеристик комплектующего оборудования, по которому не были завершены технические проекты, ВМФ и Минсудпром в мае 1969 г. своим решением утвердили технический проект 1832.
До конца 1969 г. ЛПМБ «Рубин», получив недостающие технические проекты, приступило к разработке рабочей конструкторской документации по заказу Ново-Адмиралтейского завода.

Приказом по Минсудпрому СССР от 23 февраля 1974 г. в СПМБМ «Малахит» объединены ЦПБ «Волна» и СПМБМ, в новое КБ перешли работы по глубоководной тематике.
Назначение аппаратов пр.1832:
— исследование оптических характеристик водной среды (прозрачность, освещенность, биолюминесцентный потенциал);
— исследование пульсаций температуры и скорости потоков, микроструктуры и рельефа грунта, а также распределения по глубине геофизических полей Земли (потенциальное, магнитное и электрическое);
— обнаружение подводных объектов в заданных районах, их визуальное обследование и фотографирование.
— доставка на грунт и подъем на поверхность груза массой до 400 кг;
— в пределах возможности манипуляторов проведение ряда работ — сверление и нарезание резьбы, отворачивание и наворачивание гаек, закрепление специального карабина, открывание задраек откидных листов и самих листов и т.п.
Строительство опытного ГА «Поиск-2» началось в 1969 г. Ново-Адмиралтейским заводом в Ленинграде по проекту 1832 и рабочей конструкторской документации, разработанной ЛПМБ «Рубин».
Отдел заводских строителей опытного ГА возглавлял главный строитель Д.Т.Логвиненко. В конце 1969 г. завод-строитель получил от Ижорского завода необходимый прокат и поковки, опытный ГА был заложен 31.01.1970, в марте 1970 г. завод сварил прочный корпус и провел его гидравлические испытания, в том числе наружным давлением, во вновь построенной плавучей док-камере «ДК-250». Корпус ГА был установлен в ангаре цеха № 15, соседним с тем, где производилась сборка опытного ГА «Север-2» проекта 1825. Опытный «Поиск-2» получил заводской (строительный) номер 01650.
Конструкторским обеспечением работ руководил главный конструктор завода В.В.Пэдуре. Приемку работ завода осуществляли офицеры ВП 208 МО.
После окончания постройки АС-6 был переведен из Ленинграда в Севастополь и во время испытаний базировался на спасательном судне (СС) «Коммуна», с которого совершил рекордное погружение на глубину 2020 метров.
Программа государственных испытаний, состоящая из 14 параграфов, была почти выполнена. Осталось самое ответственное – глубоководное погружение на 2000 м и последующее контрольное погружение.
До 2 декабря 1975 г. сдаточная команда и испытательная партия проводили тщательную подготовку всех систем и устройств «Поиска-2», однако выход «Коммуны» 3 декабря 1975 г. оказался напрасным – подвела погода в районе погружения. До 12 декабря 1975 г. штормило. Лишь в ночь на 13 декабря 1975 г. удалось повторить выход, однако оказалось, что для погружения ГА на 2000 кг необходимо было получить разрешение командующего флотом, ибо это – «ЧП» на флоте! Нужно было предварительно предъявить аппарат инспекции АСС, а экипажу повторно подтвердить право на самостоятельное управление им.
Наконец, все формальности были соблюдены, и в ночь на 15 декабря 1975 г. «Коммуна» с ГА на борту и в сопровождении водолазного катера ВМ и малого противолодочного корабля (МПК) вышли с рейда Балаклавы в район погружения. Погода стояла пасмурная с волной до трех баллов. В 11.30 по прибытии в район получили от оперативного дежурного флота «Добро» на погружение и спустили «Поиск-2» на воду.
Председатель комиссии утвердил экипаж погружения в составе командира С.П.Антоненкова, его помощников А.П.Мосунова (по ЭМЧ) и Ф.П.Боброва (по НИР), самого председателя Н.А.Мышкина и главного конструктора проекта Ю.К.Сапожкова.

25 декабря 1975 г., после ревизии отдельных систем и устройств ГА и контрольного погружения, госкомиссия подписала акт приемки автономного глубоководного аппарата «АС-6» в состав ВМФ. Материалы Госкомиссии содержали рекомендации по приемке на вооружение ВМФ опытных образцов комплектующего оборудования, а также по замене в период опытной эксплуатации макетных образцов ГАС «Коралл» и НГС «Сириус» на опытно-штатные «Крильон» и «Экватор», устранению электромагнитных помех в работе ГАС «Протей-2» и «Луч-Г», принятию мер по стабильному запуску насосного агрегата системы гидравлики с последующей их приемкой личным составом глубоководного аппарата.
Решением ВМФ и Минсудпрома от 10.05.1976 г. корабль 3-го ранга «АС-6» был передан Черноморскому флоту в опытную эксплуатацию совместно с промышленностью по программе, разработанной СПМБМ «Малахит», согласованной с институтами ВМФ и утвержденной заместителем главкома ВМФ по вооружению и судоремонту’, с учетом вышеизложенных рекомендаций Госкомиссии.
Таким образом, полный цикл работ по теме «Поиск-2» от выдачи технического задания до подписания приемного акта составил 8 лет и 3 месяца, в том числе от закладки корпуса до подписания приемного акта прошло 5 лет 8 месяцев и 25 дней, из которых на ходовые заводские и государственные испытания было потрачено 1 год 8 месяцев и 17 дней.
На создание опытного ГА «Поиск-2» всего было израсходовано около 15 млн. руб., что составляло по тем временам стоимость постройки серийной дизель-электрической подводной лодки.
В 1979 АС-8 погрузили на СС «Михаил Рудницкий» проекта 05360 и также перебазировали в Севастополь для совместных испытаний. Аппарат остался в составе ЧФ и до конца 1980-х годов провел ряд успешных операций по обнаружению и подъему затонувших объектов и выполнил большой объем научно-исследовательских работ.
В 1989 году «Михаил Рудницкий» с третьим аппаратом проекта 1832 — АС-27 на борту участвовал в обследовании затонувшей в Норвежском море подводной лодки «Комсомолец».
Всего по проекту 1832 «Поиск-2» на ЛАО было построено четыре аппарата: АС-6 (1975 год), АС-8 (1979 год), АС-24 (1988 год), АС-27 (1989 год).
Построено – 4 ед. (вступили в строй – 1975-1989 гг.):
— АС-6 (зав. № 01650) — опытный ГА, заложен 31.01.1970, спущен на воду в сентябре 1973 г., сдан ВМФ — 25.12.1975, ответственный сдатчик — Ш.Ш.Гертик;
— АС-8 (зав. № 01651) — головной ГА, заложен 16.05.1975, спущен на воду 08.05.1979, сдан ВМФ — 29.12.1979, ответственный сдатчик — С.И.Васильев;
— АС-24 (зав. № 01663) — серийный ГА, заложен 12.02.1985, спущен на воду 10.12.1988, сдан ВМФ — 31.12.1988, ответственный сдатчик — С.И.Васильев;
— АС-27 (зав. № 01671) — серийный ГА, заложен 30.10.1986, спущен на воду 09.11.1989, сдан ВМФ — 31.12.1989, ответственный сдатчик — С.И.Васильев.
На сегодняшний день известно, что первые два аппарата списаны, судьба АС-24 и АС-27 неизвестна. Есть вероятность, что один из них находится в Севастополе.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Водоизмещение: надводное – 64,9 т
Размеры:
• длина – 16,33 м,
• ширина – 2,52 м,
• высота – 5,1 м.,
• осадка – 3,3 м.
Глубина погружения – 2000 м.
Энергетическая установка – электрическая: 2 электродвигателя мощностью 10 кВт, электродвигатель мощностью 6 л.с.
Источники электроэнергии – 130 АКБ СП-680.
Скорость: максимальная – 3,0 уз., вертикальная – 0,6 уз.
Дальность плавания – 8 миль.
Автономность: по жизнеобеспечению – 72 часа., по электроэнергии – 10-11 часов.
Экипаж – 3 человека.
Полезная нагрузка – 3100 кг.
Оборудование (АС-6):
– гидроакустическое – «Коралл», НГС «Сириус», «Луч-2Г», «Протей-2»;
– навигационное – НК «Мста-2», «Нара-1», «Кемь».
– радиостанция – Р-130М, «Бук-2», «Самшит».
– регистрирующее – МС-61, ЭРА, АКС-2П.
– научно-исследовательское – «Градиент-6», «Шалар-2», АМП, «Аралия», «Чета-Б», «Колва-2».
– средства наблюдения – ПНТ-453, ПНТ-454, ТКУ «Шар-2».
– средства автоматического управления – комплекс «Циркон».
– 2 манипуляторных устройства ПГМУ, грузоподъемность – 30 кг.
Оборудование (АС-8, АС-24, АС-27):
– гидроакустическое – «Крильон», «Луч-2Г», «Протей-2», «Экватор»;
– навигационное – НК «Мста-2», «Нара-1», «Кемь», ПЭЛ-4, ЛА-3, КАД-1.
– радиостанция – Р-130М, «Бук-2», «Самшит», «Лиственница».
– регистрирующее – МС-61, ЭРА, АКС-2П, «Даль».
– научно-исследовательское – «Градиент-6», «Шалар-4», АМП, «Дарасун», МРС-01, «Колва-2», «Шамора-2П».
– средства наблюдения – ПНТ-453, ПНТ-454.
– средства автоматического управления – комплекс «Циркон».
– 2 манипуляторных устройства ПГМУ, грузоподъемность – 30 кг.

Источники: Е.Н.Шанихин Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики), www.deepstorm.ru, kuleshovoleg.livejournal.com, militaryrussia.ru, www.russianarms.ru

ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «ПОИСК-2» ПРОЕКТА 1832 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018. ЧАСТЬ 1
ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «ПОИСК-2» ПРОЕКТА 1832 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018. ЧАСТЬ 2
АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”
ПОДВОДНЫЕ ГЛУБОКОВОДНЫЕ И СПАСАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И АППАРАТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ, ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ И ПОДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap