ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+





ПОДВОДНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ «РУСЬ» ПРОЕКТА 16810

UNDERWATER SUBMERSIBLES «RUS» PROJECT 16810

14.12.2015

Как сообщил начальник Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны Российской Федерации Герой России вице-адмирал Алексей Буриличев, «в Центральной части Атлантического океана успешно завершились глубоководные испытания автономного глубоководного аппарата «Русь». Автономный глубоководный аппарат «Русь» был спущен с борта океанографического исследовательского судна «Янтарь». Экипажем аппарата «Русь» в составе: председателя Государственной комиссии старшего гидронавта-исследователя Юрия Курганова, старших гидронавтов-испытателей капитанов 1 ранга Дмитрия Боева и Михаила Кузьмичева было произведено погружение на глубину 6180 метров».
Как отметил вице-адмирал Алексей Буриличев, «проект автономного глубоководного аппарата «Русь» разработан Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит». Корпус выполнен из высокопрочного титанового сплава, специально разработанного в Центральном научно-исследовательском институте конструкционных материалов «Прометей».
По словам начальника Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны Российской Федерации вице-адмирала Алексея Буриличева, «автономный глубоководный аппарат проекта 16810 («Русь») построен на ОАО «Адмиралтейские верфи» по заказу Министерства обороны Российской Федерации и предназначен для проведения подводно-технических, аварийно-спасательных и научно-исследовательских работ на глубинах до 6000 метров с использованием манипуляторного устройства, а также проведения фото и видеосъемки, проведения подводных геологоразведочных работ в Мировом океане, подводной археологии».
Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации


ПОДВОДНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ

«РУСЬ» ПРОЕКТА 16810

Проектные работы СПМБМ «Малахит» (Минсудпром) по созданию глубоководного аппарата, рассчитанного до глубины 6000 метров, по техническому заданию ВМФ и под наблюдением Института ВМФ № 40 проводились с 1984 года под руководством главного конструктора ВТ. Маркова совместно с разработчиками основного комплектующего оборудования и материалов ПА. создаваемых по выданным бюро частным техническим заданиям:
— ЦНИИ КМ «Прометей» (Минсудпром) в части высокопрочного корпусного титанового сплава и высокопрочного легковесного заполнителя объемов плавучести «сферопластика» (руководитель темы Г.В. Матвеев);
— НПО «Винт» (Минсудпром) в части движительно-рулевого комплекса (главный конструктор Берсеньев);
— ЦНИИ «Аврора» (Минсудпром) в части системы автоматического управления (главный конструктор АН. Бабаев):
— ЦНИИ «Морфизприбор» (Минсудпром) в части системы глубоководной гидроакустической связи, навигации и поиска (главные конструкторы АА Остроухое и Б.В. Хрусталев);
— НПО «Норд» (Минсудпром) в части создания навигационных систем (главный конструктор ГА. Замай);
— НПО «Пролетарский завод» (Минсудпром) в части погружной системы гидравлики (главный конструктор ЮА Молодцов):
— НПО «Электротехника» (Минэлектротехпром) в части погружных электродвигателей постоянного тока (главный конструктор ВА Камышников).
Технический проект 16810 главного конструктора В Г Маркова был разработан бюро по заказу ВМФ в 1987 году. Одновременно бюро разработало альтернативный вариант ПА с улучшенными тактико-техническими характеристиками. По предложенному бюро варианту была произведена корректировка технического проекта, а в 1989 году выпущена РКД. Проектом предусматривалось создание унифицированного ПА малого водоизмещения, носимого на существующих судах и не уступающего по своим тактико-техническим характеристикам лучшим зарубежным образцам.
В 1989 году по заказу Мингео была произведена еще одна корректировка технического проекта 16810. получившего номер проекта 16811. — ПА «Консул» для морской геологоразведки. Для последнего рабочая конструкторская документация разрабатывалась в соответствии с требованиями Морского Регистра СССР.
Ленинградское Адмиралтейское объединение в 1989 году приступило к подготовке по строительству опытного ПА «Русь» по проекту 16810, а в 1992 году к строительству головного ПА «Консул» по проекту 16811 Проектными работами в бюро и конструкторским сопровождением работ завода и контрагентов наряду с главным конструктором руководили его заместители ЕМ. Разумихин. который в 1993 году был назначен главным конструктором, и P.M. Клапцов. Большой объем работ бюро был выполнен производственными подразделениями специализаций: ВВ. Крылова — по корпусу. Р.И. Симонова — по движительно-рулевому комплексу. А.А. Тюрикова — по системам. СП. Каткова — по электрооборудованию. А.У. Сафонова — по устройствам. Руководителями конструкторской бригады бюро на заводе были В.Н. Колпышев и В.А. Картава.
Батискаф «Русь» имеет титановый корпус. В качестве заполнителя для плавучести применены твердые блоки, изготовленные из сферопластика. использована новая погружная АБ. Спуск ПА возможен с любого судна, имеющего стрелы или краны грузоподъемностью 35-40 т. Наличие иллюминаторов, научно-исследовательского оборудования и манипуляторов позволит экипажу батискафа решать большой объем задач по исследованию Мирового океана. Новый титановый манипулятор обеспечивает выполнение подводно-технических ремонтных работ на глубинах до 6000 м. На обитаемом подводном аппарате установлено два манипулятора. В комплект манипуляционного комплекса входят: титановые исполнительные органы (2 шт.). пульт управления, задающие органы (2 шт.). Решением Ученого совета МГТУ им Н.Э.Баумана за реализацию проекта по созданию манипуляционного комплекса «Русь» отдел СМ4-2 удостоин Второй премии имени Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Среди лауреатов премии сотрудники отдела подводных систем в составе: В.Челышев (руководитель). С.Иванов. С.Панов. В.Вельтищев. О.Евлахов. В.Иванов. Е.Косырев. АТетющенко. ПА «Русь» с 1998 года начал проходить испытания и в 2001 году уже совершил первые погружения в Балтийском море. В течение 2001 -2005 годов ПА проходил модернизацию. В декабре 2006 года батискаф совершил успешное глубоководное погружение вблизи Азорских островов и в феврале 2007 года вступил в состав ВМФ.

Первый глубоководный аппарат третьего поколения, построенный в России. АГА «Русь» способен погружаться на глубину 6000 метров и предназначен для проведения исследований и подводных работ.
Аппарат способен производить классификацию и видеосъемку объектов на морском дне, выполнять подводные технические работы с помощью манипуляторного устройства, обследовать подводные сооружения и объекты, доставлять на грунт или поднимать на поверхность предметы массой до 200 кг.
Работая на дне, «Русь» может выполнять горизонтальные и вертикальные перемещения со скоростью до 3 узлов, а также передвигаться лагом и разворачиваться вокруг своей оси.
Автономный глубоководный аппарат оснащен современным навигационным оборудованием, системой управления движением аппарата и техническими средствами. На его борту находятся: гидроакустический комплекс с антенными устройствами, специализированный манипуляторный комплекс, забортная телекамера в прочном боксе, станция звукоподводной связи. Аппарат оборудован надежной системой безопасности. Впервые в мире предусмотрен отстрел нижней части аппарата при его аварийном прилипании к илу или грунту дна.
АГА «Русь» рассчитан на 500 погружений на глубины свыше 4000 метров и около 1000 погружений на глубины до 4000 метров.
ЦС «Звёздочка» к началу августа 2015 года завершила выполнение предусмотренных контрактом работ по сервисному обслуживанию, проведённых на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». Заказ, на котором были задействованы рабочие и специалисты «Звёздочки», — автономный глубоководный аппарат «Русь». Эта уникальная морская техника будет задействована в реализации российской программы по освоению арктического шельфа.
Подготовленный к работе аппарат отправился в Атлантику на борту океанографического исследовательского судна «Янтарь» для прохождения испытаний, а старания вернувшихся на родное предприятие корабелов были отмечены генеральным директором предприятия. Кстати, ходатайство о поощрении в адрес руководства исходило от экипажа «Руси».
«Звёздочка» на своих северодвинских мощностях изготовила и поставила на «Янтарь» множество изделий машиностроительной части, а также при участии контрагентов (ОАО «Концерн НПО «Аврора», МГТУ им. Баумана, ФГУП«Крыловский ГНЦ», опытный завод «Вега», ОАО ГФ НПО «Винт», ОАО «Океанприбор», ОАО «Электроприбор», ОАО «Адмиралтейская ЭРА», ОАО «Аскольд», ОАО ЦТСС КБ Армас, ОАО СПМБМ «Малахит») выполнила работы по восстановлению работоспособности и поддержанию технической готовности систем гидравлики, гидроакустики, погружения и всплытия, систем мониторинга, воздуха высокого давления, штурманского оборудования, движительно-рулевого комплекса и т.д.
По завершении программы глубоководных испытаний аппарат «Русь» заодно со своим напарником «Консулом» на борту океанографического исследовательского судна «Янтарь» будет переведён в место постоянного базирования, а «Звёздочка», в рамках выполнения контрактных обязательств, продолжит поддерживать его работоспособность для реализации программ в рамках глобальных интересов России в Арктическом регионе.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, т. — 25;
Длина, м. — 8,0;
Ширина, м. — 3,9;
Высота, м. — 3,9;
Скорость, узл. — 3,0;
Глубина погружения, м. – 6000;
Экипаж, чел. — 2-3;
Автономность рабочая, час. – 10;
Автономность аварийная, час. – 72;
Прочный корпус, диаметр сферы, м. — 2,1;
Прочный корпус, материал — титановый сплав;
Время погружения (всплытия) на глубину 6000 метров, час. — 2-3.

Источники: «Малахит»- подводным силам России», Гангут, Санкт-Петербург, 2006г., admship.ru, zvezdochka-ru.livejournal.com и др.

АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap