ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П084 С МБР УР-100 (8К84)
MISSILE COMPLEX 15P084 ICBM UR-100 (8K84)

Ракета УР-100 и ее модификации стали самым массовым типом советских МБР и сыграли решающую роль в достижении военно-стратегического паритета, т.е. примерного равенства боевых возможностей советских и американских СНВ.
Начало разработки ракеты УР-100 в ОКБ-52 — 1960 год. Разработка ракетного комплекса 15П084 с легкой ампулизированной МБР УР-100 официально задана ОКБ-52 главного конструктора В.Н.Челомея Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 30 апреля 1963 года.
Ракетный комплекс с МБР УР-100 предполагалось сделать массовым, что бы обеспечить паритет с США. Это отложило отпечаток на конструкцию ракеты и ШПУ. МБР делалась малогабаритной, а ШПУ упрощенной конструкции.
Основные разработчики РК 15П084: РК в целом и ракеты УР-100 — ОКБ-52; маршевых двигателей первой ступени — ОКБ-154 под руководством С.А.Косберга и А.Д. Конопатова; маршевого и рулевого двигателей второй ступени — ОКБ-117 под руководством С.П. Изотова (ныне ГУНПП «Завод им. В.Я. Климова); системы управления в целом — НИИ-885 под руководством Н.А. Пилюгина, командных приборов — НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова); транспортно-пускового контейнера — филиал № 2 ОКБ-52; стартового устройства — ГСКБ Спецмаш под руководством В.П. Бармина; защитного устройства и установщика — ЦКБТМ под руководством Н.А.Кривошеина (ныне ГП «ЦКБТМ»); командного пункта котлованного типа — КБ-1 ЦКБ-34 под руководством Е.Г.Рудяка (ныне ГП «КБ специального машиностроения»); конструкторские коллективы, возглавляемые главными конструкторами Н.И.Зверевым, М.С.Рязанским, И.И.Картуковым и другими.
При разработке РК 15П084 предстояло создать легкую ампулизированную массовую ракету на высококипящих хранимых компонентах топлива, размещаемую в шахтных установках одиночного старта. Ракета должна была иметь гарантийной срок эксплуатации не менее 5 лет и сохранять высокую боеготовность на протяжении всего срока эксплуатации. Комплекс должен быть простым и надежным, шахта — прочной и живучей, управление пуском должно было осуществляться дистанционно.
В ракетный комплекс было введено много новых и оригинальных конструкторско-технологических решений, которые обеспечивали длительное хранение ракете в ШПУ типа ОС в полной боевой готовности, дистанционное управление контролем технического состояния ракеты и пусковой установки, пуском ракет комплекса с одного командного пункта полка.

Ракета УР-100 проектировалась для использования из ШПУ типа ОС и имела две ступени одного диаметра тандемной схемы с ЖРД на обеих ступенях. Компоненты топлива: горючее — НДМГ; окислитель — AT. В процессе проектирования и разработки МБР УР-100 были реализованы научно-технические конструкторские идеи и решения, которые позволили создать уникальную для своего времени ракету, значительно отличавшуюся от конструкций межконтинентальных ракет, как принятых на вооружение, так и находящихся в стадии разработки.
МБР УР-100 по сравнению со всеми созданными до этого ракетами имела меньшие массо-габаритные характеристики, моноблочную головную часть с зарядом большой мощности. На ракете УР-100 был реализован принцип плотной компоновки отсеков. Баки горючего и окислителя I и II ступеней ракеты несущие с общими совмещенными днищами, изготовлены из сплава типа АМГ-6. Наддув бака горючего первой ступени осуществлялся от специального газогенератора наддува, а баков окислителя обеих ступеней и бака горючего второй ступени — генераторным газом. Главные особенности ракеты УР-100 — ее ампулизация и содержание на всех этапах эксплуатации в герметично закрытом транспортно-пусковом контейнере. На заводе — изготовители баки ракеты ампулизировались, она устанавливалась в специальный транспортно-пусковой контейнер (ТПК), в котором хранилась в арсенале, транспортировалась заправленной.

Ампулизация ракеты УР-100 предусматривала: полную герметизацию топливных емкостей ракеты за счет применения только сварных соединений; изоляцию от агрессивных компонентов топлива и их паров элементов ракеты путем применения мембран; изготовление агрегатов и узлов ракеты из материалов, обладающих высокой коррозионной стойкостью; применение дистанционного автоматического контроля состояния ампулизации ракеты в полной боевой готовности; транспортировку и хранение ракеты в ТПК, заполненном сухим воздухом, с наддувом баков сухим азотом.
Все операции по сборке ступеней ракеты, стыковке электрических разъемов и автономным испытаниям проводились в условиях завода-изготовителя, что существенно повышало надежность и безотказность эксплуатации. Войска были освобождены от большого объема подготовительных работ, сокращено время приведения комплексов в боевую готовность.
Для обеспечения высокой боеготовности ракета находилась в ШПУ в заправленном состоянии. Применение жидких ракетных топлив на ракете УР-100 потребовало решения сложнейшей проблемы обеспечения длительного (в течение 7-10 лет) нахождения ее в заправленном состоянии.
Первоначально гарантийный срок эксплуатации ракеты с заправленными и ампулизированными баками был установлен в 5 лет. В ходе эксплуатации этот срок был увеличен более чем в 2 раза.

Система управления создавалась в НИИ-885 (НИИАП) под руководством Н.А.Пилюгина. В 1962 году была испытана фазовая система радиоуправления, созданная в НИИ-885, которая использовалась для ракет Р-9, Р-36 и УР-100. На ракете УР-100 первоначально испытывалась комбинированная система управления — инерциальная с радиосистемой. Радиосистема была создана в НИИ-885 под руководством М.С.Рязанского, в дальнейшем от нее отказались в пользу автономной инерциальной системы управления. Примененный в системе управления гироскопический хранитель азимута базового направления позволил производить разворот ракеты в плоскость стрельбы после ее выхода из ШПУ. Бортовая и наземная системы управления обеспечивали пуск ракеты из ТПК, высокую точность попадания в цель, высокую готовность к применению в период боевого дежурства.

Для ракеты разрабатывались два варианта боевых блоков: легкий — для ракеты межконтинентальной дальности и тяжелый — для средней дальности стрельбы. Ядерный заряд для ракеты создавали в НИИ-1011 (Челябинск-70) под научным руководством Е.Н.Забабахина.
Ракета УР-100 была одной из первых МБР, оснащенных комплексом средств преодоления ПРО. На ракете УР-100 был применен комплекс средств преодоления ПРО «Пальма», созданный в НИИ-108 (ЦНИРТИ) под руководством В.Герасименко.

Двигатели первой ступени РД-0216 и РД-0217 с поворотными камерами сгорания разрабатывало ОКБ-154 (КБХА) под руководством С.А.Косберга, в дальнейшем с 1965 года — А.Конопатова. В 1963-1966 гг. Были разработаны двигатели РД-0216 и РД-0217 на компонентах топлива азотный тетрадсид и несимметричный диметилгидразин для первой ступени ракеты УР-100. При создании двигателей были обеспечены требования заказчика по повышению надежности, экономичности, обеспечению гарантированной защиты внутренних полостей двигателя от окружающей среды (амлулизация двигателя) и наиболее полной имитации натурных условий при автономных испытаниях.
Требования технического задания во многом определили схему и конструкцию двигателя. Была выбрана схема с дожиганием генераторного газа с высоким для того времени давлением в камере сгорания, При разработке двигателя были реализованы оригинальные схемно-конструктивные решения, часть из которых была защищена авторскими свидетельствами. Среди них: бесстартерный запуск двигателя с временной отсечкой магистрали горючего камеры сгорания после заполнения охлаждающего тракта камеры сгорания; входные клапаны со складывающейся мембраной принудительного вскрытия: трехступенчатый клапан и окислителя на входе в газогенератор: эксцентриковые компенсаторы для устранения погрешностей при оборке трубопроводов цельносварного двигателя; дренажное устройство для удаления газового пузыря при вправке изделия; ампулизированный вентиль слива, установленный во входных магистралях двигателя. К основным мероприятиям, позволившим ускорить отработку двигателей и существенно снизить материальные затраты следует отнести: испытания двигателей а широком диапазоне изменений параметров, значительно превышающем требования технического задания; многократные испытания одного двигателя путем его перезарядки; совмещение нескольких задач при одном испытании двигателя; испытания специальных, предельных двигателей при крайних значениях внешних и внутридвигательных факторов; виброиспытания двигателей на резонансных частотах; проверка устойчивости процесса в газогенераторе и камере сгорания к жесткому возбуждению. Благодаря такому подходу к стендовой отработке уже через год после начала проектирования были начаты испытания двигателя в составе ступени, а еще через год — летные испытаний.

Маршевый 15Д13 и рулевой 15Д14 двигатели второй ступени в составе двигательной установки 8Д419 создавались в ленинградском ОКБ-117 (завод им. Климова) под руководством С.П.Изотова. Двигатель 15Д13 имел одну неподвижную камеру сгорания, ТНА и был выполнен по открытой схеме, без дожигания. Рулевой двигатель 15Д14 открытой схемы имел четыре поворотные камеры, один ТНА.

Для второй ступени МБР УР-100 в ОКБ-117 (главный конструктор С.П.Изотов) создавался другой однокамерный двигатель 8Д423. тяга ЖРД — 13400 кгс, удельный импульс — 325 с. На базе двигателя в ОКБ был создан ЖРД 11Д423 для лунного космического аппарата ЛК-700 (разработчик ОКБ-52). Двигатель 11Д423 изготовлялся заводом «Красный Октябрь».

ТПК 15Я15 для ракеты УР-100 был создан в филиале №2 ЦКБМ под руководством В.М.Барышева. Герметичный контейнер служил для защиты ракеты от внешних воздействий при перевозке и хранении, а также для защиты ракеты от высокой температуры газовой струи работающих двигателей при газодинамическом старте из ТПК. В ШПУ контейнер подвешивался на амортизаторах, обеспечивающих защиту ракеты от сейсмических нагрузок. Контейнер устанавливался в стартовом сооружении и крепился жестко на четырех узлах, расположенных в верхней части сооружения, а в нижней части он был раскреплен четырьмя горизонтальными опорами. |
Ракета устанавливалась в контейнере на четырех вертикальных опорах и фиксировалась двумя поясами горизонтальной амортизации.
Новым качественным скачком в развитии боевых стартовых комплексов для стратегических ракет межконтинентальной дальности явилось создание в 1963-1966 гг. впервые в нашей стране одиночных шахтных стартовых комплексов для ампулизированных жидкостных ракет УР-100. Боевой стартовый комплекс (БСК) для МБР УР-100 создавался в ГСКБ «Спецмаш» под руководством В.П.Бармина. Он предназначался для приема и длительного содержания ракет УР-100 в боевой готовности, проведения предстартовой подготовки и пуска ракет. В основу создания этих стартовых комплексов были положены следующие принципы: обеспечение длительного содержания ракет в течение нескольких лет в полной боевой готовности; высокая надежность в подготовке и проведении пуска ракет дистанционно из командного пункта в минимально короткое время; проведение регламентных работ на пусковых установках не чаще одного раза в год; индустриальное строительство стартов. При проектировании стартового комплекса и пусковой установки в них были заложены принципиально новые схемные и конструктивные решения.
ОКБ-52 отработку газодинамики шахтного эжекционного стартового сооружения МБР УР-100 поручило НИИ-2 Госкомитета авиационной техники. НИИ-2 провел газодинамические испытания модели шахты с работающим двигателем в масштабе 1:5. К дальнейшим работам был привлечен НИИ-88, который полностью отработал газодинамику старта ракеты УР-100 из шахты.

Стартовый комплекс для ракеты УР-100 состоял из 10 рассредоточенных боевых стартовых позиций (БСП), на каждой из которых размещалась одна ШПУ. На десять ШПУ типа ОС, входящих в ракетный полк комплекса 15П084, был оборудован один подземный командный пункт (КП). Боевая позиция включала в себя ШПУ типа ОС, площадку для размещения подвижного оборудования, караульное помещение и ограждения с охранной сигнализацией.
Вблизи одной из БСП размещался командный пункт БРК, связанный кабельными линиями системы боевого управления и связи со всеми стартовыми позициями. КП размещался в защищенных сооружениях, оборудованных аппаратурой системы дистанционного управления и контроля, боевого управления и связи, системами автономного электроснабжения, обеспечивающих боевое управление БСК и жизнедеятельность дежурной смены. С КП проводились постоянный и периодический контроль технического состояния ракеты и систем ПУ и управления пуском ракет, при этом предстартовая подготовка к пуску проходилась в автоматическом режиме от автономных источников электроснабжения.
Предложенная ГСКБ Спецмаш пусковая установка представляла собой сооружение, состоящее из шахтного ствола и оголовка с тамбуром, закрытая сверху откатывающейся крышей защитного устройства. В ПУ размещались технологическое оборудование и спецтехнические системы, обеспечивающие длительное содержание, подготовку к пуску и пуск ракеты. В стволе шахты были размещены: устройства для подвески ТПК с ракетой, элементы стыковки кабельных и газовых коммуникаций с ракетой, элементы газоотводящей системы, средства откачки грунтовых вод и другое оборудование. В оголовке ПУ была размещена аппаратура для подготовки ракеты к пуску и ее пуска, элементы системы дистанционного контроля и управления, аппаратура электроснабжения спецтоками, средства снабжения ракеты сжатыми газами и другое оборудование. ШПУ обеспечивала защиту ракеты в контейнере и технологического оборудования от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва и атмосферного влияния.
Защитное устройство 15У27 для ШПУ с ракетой УР-100 было создано в ЦКБТМ, ведущий конструктор С.С.Кедров. Защитное устройство с ограниченным временем открывания (30 сек), выполнено в виде сдвижной железобетонной плиты (крыши), открывающейся по наклонным под 350 рельсовым путям на 3-х катках (гравитационный метод откатывания). В закрытом состоянии крыша лежит на оголовке ШПУ горизонтально, поджимая расположенные на опорном конце оголовка резиновые уплотнения. При открывании задняя часть крыши специальным подъемно-толкающим механизмом поднимается на уровень наклонных рельсовых путей и сталкивается по ним до полного открытия. В 1966 году в ЦКБТМ была создана опытная крыша 15У27М с СПРД.
Стоимость создания ШПУ МБР УР-100 (8К84) значительно ниже стоимости ШПУ американских ракет «Минитмен», разработанных в то же время, построенных в большом количестве и имевших практически равную степень защищенности.
Для проведения технологических работ по установке ТПК с ракетой в ШПУ, заправке ракеты компонентами топлива, при стыковке головной части к ракете, техническому обслуживанию систем ПУ и ракеты был разработан комплекс подвижного технологического оборудования. Комплекс находился на технической базе и обслуживал несколько БСК. В состав технологического оборудования входили подъемно-транспортное, заправочное и вспомогательное оборудование.
Введенные технические мероприятия и автоматизация работ при подготовке ракет к пуску позволили значительно сократить численность личного состава в ракетном комплексе. Пуск всех ракет полка осуществлял расчет из 2-3 человек, расчет мог произвести пуск ракет двух соседних полков (по флангам). В случае повреждения кабельных коммуникаций пуск ракеты УР-100 производился автономно. При обслуживании ракетного комплекса с МБР типа УР-100 в расчете на одну пусковую установку типа ОС приходилось около 30 человек личного состава.
Предусматривалось проведение не реже одного раза в год регламентно — технического обслуживания ПУ с привлечением боевого расчета и подвижных средств позиционного района. Процесс боевого дежурства ПУ и ракеты, а также пуск ракет осуществлялись без присутствия на них боевого расчета.
КБ-1 КБСМ прорабатывало свой проект шахтных ПУ под ракету УР-100, который в производство не пошел.
Установщик для ракеты УР-100 в ШПУ был создан в ЦКБТМ, ведущий конструктор А.К.Симанин.

Производство ракет УР-100 было начато в 1963 году. Испытания ракетного комплекса с МБР УР-100 проводились на полигоне НИИП-5 под Тюра-Тамом (Байконур) с 19 апреля 1965 года и завершились 27 октября 1966 года. Для их проведения на НИИП-5 были сформированы специальные части: четвертое испытательное управление и шестая отдельная инженерно-испытательная часть. Для ускорения проведения испытаний, отработки всех операций и развертывания комплекса в войсках на НИИП-5 впервые было создано два полноценных стартовых комплекса по 10 ШПУ типа ОС и одним командный пункт в каждом, опытный (№386) и боевой (№386Д). Такого не раньше не в последствие не делалось. Советское руководство хотело как можно быстрее догнать США по количеству развернутых ПУ МБР.

Первый пуск ракеты УР-100 состоялся 19 апреля 1965 года с экспериментальной наземной ПУ, первый пуск из ШПУ состоялся 17 июля 1965 года. Председателем государственной комиссии по ЛКИ был командир ракетной дивизии генерал-майор С.Я.Тюрменко, в последствии его заменили на начальника 4НИИ МО генерал-лейтенанта А.И.Соколова.

Первые пять пусков ракеты 8К84 (УР-100) производились с использованием радиокомандной системы управления, в дальнейшем от нее отказались, на ракете была установлена только автономная инерциальная система управления. Всего по программе ЛКИ было выполнено 60 пусков ракет УР-100 (8К84) включая первые серийные образцы, при испытаниях ракеты достигнуто рекордное количество в месяц — до 13. Ракетный комплекс с МБР УР-100 был принят на вооружение 21 июля 1967 года. Серийное производство ракет УР-100 было развернуто на Московском машиностроительном заводе им. М.В. Хруничева, в омском ПО «Полет» и оренбургском ПО «Стрела».

Первые серийные ракеты УР-100 не имели средств радиотехнической защиты (РТЗ). По постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 23 января 1967 года было задано оснащение ракеты новой головной частью 15Ф842 (вместо 8Ф121) и РТЗ. Летные испытания ракеты УР-100 с РТЗ проводились на НИИП-5 с 20 сентября 1967 года по 13 февраля 1968 года, произведено 9 пусков. Председатель госкомиссии генерал-лейтенант А.И.Соколов. Испытания показали некоторое снижение точности стрельбы ракетами при сохранении дальности стрельбы и повышении эффективности преодоления ПРО противника. В таком варианте ракета УР-100 была заменена в серии.
Не дожидаясь окончания испытаний комплекса с 1964 года началось строительство боевых стартовых комплексов в позиционных районах. Проектные материалы предполагали возможность создания малогабаритной и упрощенной конструкции ШПУ. Транспортно-пусковой контейнер устанавливался в ШПУ с вывешиванием на опорных кронштейнах ствола установки.
Первые ракетные полки с МБР УР-100 стали на боевое дежурство 24 ноября 1966 года (Дровяная, командир Н.Г.Воротников; Бершеть, командир О.А.Грабский). Учебно-боевые пуски ракет УР-100 производились из района пос. Бершеть под Пермью, вскоре с боевых позиций пуски запретили и проводили их только с НИИП-5.
Массовое строительство стартов для МБР УР-100 имело первостепенное значение для наращивания оборонного потенциала нашей Родины. На боевое дежурство в 1966 — 1971 гг. было поставлено 970 ракет УР-100. При постановки комплекса на боевое дежурство было достигнуты рекордные темпы введения в строй ШПУ типа ОС до 200 в год. В июле-августе 1967 года произошло две серьезные аварии с гибелью людей при проведении регламентных работ на боевых комплексах. В дальнейшем конструкторы провели доработки комплекса.
Первоначально предполагалось использовать ракеты УР-100 и в системе противоракетной обороны, предназначенной для отражения массированного ракетно-ядерного удара со стороны США. Работа по системе ПРО «Таран» была начата в 1962-1963 годах по предложению В.Н.Челомея в ОКБ-52. Применение МБР УР-100 с боеголовкой мощностью 10 Мт для перехвата МБР противника должно было обеспечить большой радиус поражения целей и позволить отказаться от селекции ложных целей (техническим заданием было принято для оценки оснащение каждой МБР противника семью ложными целями). Постановление СМ СССР на разработку аванпроекта системы принято 3 мая 1963 года. Предполагалась разработка РЛС ЦСО-С, вынесенной на 500 км от Москвы на ракетоопасном направлении в сторону Ленинграда.
Рассматривалась возможность использования ракет УР-100 в системе ПРО А-35 для дальнего перехвата целей. Работы по системе были свернуты после отставки Н.С.Хрущева.
Опыт эксплуатации ракетного комплекса с МБР УР-100 показал, что их тактико-технические характеристики могут быть улучшены без существенного переоборудования наземных и бортовых систем комплекса и ракеты. В связи с этим было принято правительственное решение о модернизации комплекса непосредственно на боевых стартовых позициях. Разработка была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 августа 1970 года. На базе ракетного комплекса с МБР УР-100 в ЦКБ машиностроения под руководством В.Н.Челомея был создан комплекс с МБР УР-100 с улучшенными тактико-техническими характеристиками (ТТХ). Разработка модифицированной ракеты УР-100 с улучшенными тактико-техническими характеристиками была начата в ЦКБМ 9 декабря 1969 года.
В процессе создания комплекса с МБР УР-100 с улучшенными ТТХ были увеличена дальность стрельбы ракеты, повышена точность попадания ракеты в цель, сокращено время на подготовку и пуск ракеты, увеличен межрегламентный период и срок гарантийной эксплуатации ракеты, систем и агрегатов комплекса.
Новый комплекс отличался от 15П084 использованием автономной инерциальной системы управления с расширенными возможностями по переприцеливанию ракеты, что улучшало оперативную управляемость ракетным комплексом, а также уменьшенным временем проведения предстартовых операций при подготовке и проведении пуска ракеты; улучшенными характеристиками проверочно-пускового оборудования, автономной системы электроснабжения и технических систем.
На новой ракете были установлены боевой блок уменьшенной массы с улучшенными летно-техническими характеристиками, способный более эффективно преодолевать систему ПРО противника, новая система управления с расширенными возможностями по перенацеливанию, комплекс средств преодоления (КСП) системы противоракетной обороны (ПРО) противника и др.
Для ракеты УР-100УТТХ был продлен срок эксплуатации и уменьшено время предстартовой подготовки. Новых ШПУ для ракет не разрабатывалось, они размещались в ШПУ, разработанных для МБР УР-100. Все доработки по ракете были проведены силами промышленности под контролем Министерства оборонына серийных ракетах УР-100, находящихся в войсках. Существенные доработки были выполнены только на части комплексов с МБР УР-100. Первоначально планируемое переоснащение ракет УР-100 с УТТХ кассетной РГЧ отпало из-за проведения работ с 1969 года по ракете УР-100К.
Летные испытания комплекса с ракетой УР-100 с УТТХ были начаты 2 февраля 1971 года и завершены 24 ноября 1971 года. Проведено 12 успешных пусков ракеты с полигона НИИП-5. Председателем государственной комиссии по ЛКИ был начальник Пермского ВВИКУ генерал-майор И.Д.Стаценко.
Первый ракетный полк с МБР УР-100УТТХ был поставлен на боевое дежурство 1 марта 1970 года (г. Хмельницкий, командир Ф.А.Воронин). Комплекс принят на вооружение 3 октября 1972 года.
Ракеты УР-100УТТХ устанавливались в ШПУ типа ОС ракетного комплекса 15П084. После ввода в эксплуатацию небольшого количества ракет УР-100 с УТТХ они были вскоре сняты с боевого дежурства и заменены на МБР УР-100Н третьего поколения.
Проект глубокой модернизации ракеты УР-100 предложен ЦКБМ (ОКБ-52 ГКАТ) в 1966 году. Разработка комплекса началась в 1967 году как модернизация комплекса с МБР УР-100 с установкой на нее РГЧ ИН с несколькими боевыми блоками. Первоначально разрабатывалась ракета УР-100А (15А10). Ракета УР-100А выиграла конкурс по замене ракет УР-100 у ракеты Р-38 разрабатываемой КБ «Южное». В системе управления ракеты предполагалось применить БЦВМ и значительно сократить время боеготовности.
Дальность стрельбы УР-100А должна была составить 10000 — 12000 км при точности попадания в цель (КВО) в 900 – 1350 м. В качестве боевого оснащения ракеты рассматривались два варианта: с моноблочной термоядерной головной частью весом в 645 кг и кассетной с тремя боевыми боками (3 х 120 кг). В качестве системы управления рассматривалась инерциальная система с гиростабилизированной платформой и БЦВМ разработки НИИАП (гл. конструктор Н.А.Пилюгин ). Ракета сохранила общую компоновку УР-100 с двумя жидкостными ступенями и основные компоненты топлива. Стартовый вес был порядка 49,5 т при длине МБР до 19,0 м и диаметре корпуса до 2,0 м. Разработка проекта прекращена в начале 1968 года. Тогда же были начаты работы по новой МБР УР-100Н третьего поколения, в которой был использован задел по ракете УР-100А.

МБР УР-100 в ТПК впервые показана на военном параде в Москве 7 ноября 1973 года. 25 апреля 1973 года в ходе учений РВСН впервые был произведен автономный пуск ракеты УР-100 из оголовка пусковой установки ракетным полком из состава Читинской ракетной армии.
К 1974 году произведено 106 пусков с испытательного полигона и 54 пуска с боевых позиций МБР типа УР-100 различных модификаций.
Ракета УР-100 и ее модификации стали самым массовым типом советской МБР. Максимальное количество развернутых ракет типа УР-100 составило 990 (по другим данным — 1030) в 1972 году, в дальнейшем УР-100 стали заменяться ракетами УР-100К, УР-100Н и МР-УР-100.

Размещение ракеты в ТПК позволило производить окончательную сборку ступеней на заводе-изготовителе. Ампулизированная ракета заправлялась на заводе, транспортировалась и хранилась в ТПК, что значительно повысило боеготовность частей РВСН.
Для обучения боевых расчетов ракет УР-100 промышленностью были разработаны учебные ракеты: 8К84Д для проведения контрольных испытаний системы управления ракеты и 8К84Д1 для тех же испытаний с заправкой компонентами топлива. Ремонт учебных ракет производился на Балашовском ремзаводе.
Для размещения на морских надводных и подводных носителях в 1964 году создавался комплекс Д-8 с ракетой УР-100М, работа закрыта на стадии проекта. Было решено дальнейшие работы по морской МБР продолжить СКБ-385 главного конструктора В.П.Макеева – комплекс Д-9 с МБР Р-29.
Вертолет В-12 создавался ОКБ Миля по предложению В.Н.Челомея для доставки МБР типа УР-100 к скрытым шахтным пусковым установкам, расположенных в труднодоступных местах. Но после того как за ШПУ был установлен контроль с помощью американских спутников от этой идеи отказались. Однако вертолет уже был создан и установил много мировых рекордов, но в серийное производство так и не поступил.
27-28 июля 1970 года проходили испытания две экспериментальные ракеты типа УР-100 с термоядерной головной частью мощностью в 1 Мт, имеющие радиолокационную систему наведения и обладавшие дальностью стрельбы 9200 км.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-52 ГКАТ (ЦКБМ) и филиал №1 ОКБ-52 ГКАТ
Гл. конструктор В.Н.Челомей
Изготовитель з-д №23 (МЗ им. Хруничева), Оренбургский авиазавод №47 (ПО «Стрела»), завод №166 («Полет», г. Омск)
Код НАТО SS-11 Sego и SS-11Mod 2 Sego
Наименование по СНВ-1 РС-10
Тип комплекса ракетный комплекс 15П084 с легкой ампулизированной МБР УР-100 и ШПУ типа ОС, второго поколения
Состояние комплекс 15П084 принят на вооружение 21 июля 1967 года, снят с вооружения в 1988 году.
Ракета УР-100 с УТТХ (8К84УТТХ, 8К84М) принята на вооружение 3 октября 1972 года

Ракета УР-100 (8К84), УР-100 с УТТХ (8К84УТТХ, 8К84М), 15А10(вариант модернизации ракеты — проект),
УР-100М (вариант ракеты для ВМФ, комплекс Д-8)
Дальность стрельбы, км:
— с тяжелой ГЧ 1000-5000
— с легкой ГЧ 1100-10600
— МБР УР-100 с УТТХ (8К84УТТХ, 8К84М) 1000-11000
Сектор обстрела, град.:
— МБР УР-100 +30
— МБР УР-100 с УТТХ (8К84УТТХ, 8К84М) более +150
Точность стрельбы (КВО), м:
— МБР УР-100 1400 (предельное отклонение — 5000)
— МБР УР-100 с УТТХ (8К84УТТХ, 8К84М) 1100 (предельное отклонение — 5000)
Головная часть МБР УР-100 (Вариант 1 — основная):
— тип легкая моноблочная термоядерная 15Ф842 (первоначально — 8Ф121)
— разработчик заряда НИИ-1011 (ВНИИП)
— главный конструктор Б.В.Литвинов, А.Д.Захаренков, О.Н.Тихане
— длина 1,45
— диаметр 1,25
— мощность заряда, Мт 0,5-1,0
— вес, кг 750-765 (800)
Головная часть МБР УР-100 (Вариант 2):
— тип тяжелая моноблочная термоядерная
— разработчик заряда ВНИИП
— мощность заряда, Мт 1,0-1,1
— вес, кг 1500
Головная часть МБР УР-100 с УТТХ (8К84УТТХ, 8К84М):
— тип моноблочная термоядерная с комплексом средств преодоления системы ПРО
— разработчик боеприпаса и заряда НИИ-1011
— мощность заряда, Мт 1,2
— вес головной части, кг 900-1200
Система управления инерциальная с гироскопической платформой на основе поплавковых гироскопов и электромеханических счетно-решающих приборов
— разработчик НИИ-885 (НИИАП)
— гл. конструктор Н.А.Пилюгин
— командные приборы:
разработчик НИИ-885
гл. конструктор Н.А.Пилюгин
Комплекс средств преодоления ПРО:
— тип «Пальма» (на первых ракетах
не было)
— разработчик НИИ-108 (ЦНИРТИ)
— руковод. разработки В.Герасименко
Органы управления:
— I ступень поворотные камеры сгорания основных двигателей;
— II ступень 4-камерный рулевой двигатель
Разделение ступеней тормозные РДТТ на первой ступени
— разработчик РДТТ КБ-2 з-да №81
— главный конструктор И.И.Картуков
Отделение ГЧ тормозные РДТТ на второй ступени
Система прицеливания:
— разработчик КБ-7 ЦКБ-784
— гл. конструктор С.П.Парняков
— руководитель работ А.Д.Лиферов
— ведущий конструктор Г.Б.Барвинок
— тип визуальная оптико-механическая 15Ш14
Тип старта «горячий» — за счет собственных двигателей по направляющим из ТПК в ШПУ
Число ступеней ракеты 2
Длина ракеты, м:
— УР-100 полная с тяжелой ГЧ 16,8-16,925
— УР-100 полная с легкой ГЧ 16,97
— УР-100 по проекту 16,45-16,69
— УР-100УТТХ полная 18,9-19,0
— УР-100УТТХ без головной части 16,5
Макс. диаметр корпуса, м 2,0
Стартовый вес, т:
— по проекту УР-100 39,4
— боевая ракета УР-100 42,34-42,4
— боевая ракета УР-100УТТХ 50,1
Вес пустой, т:
— УР-100 3,38
— УР-100УТТХ 7,1
Топливные баки несущие с совмещенными днищами
Горючее НДМГ
Вес горючего, т:
— УР-100 10,7
— УР-100УТТХ 13
Окислитель АТ
Вес окислителя, т:
— УР-100 27,4
— УР-100УТТХ 30
Гарант. срок хранен. ракеты в ТПК, лет:
— по ТТЗ 5 — в эксплуатации до 17
Первая ступень 8С816:
Размеры, м:
— длина 12,5 (для УР-100УТТХ – 13,3)
— диаметр 2,0
Вес ступени, т 34,0 (для УР-100УТТХ – 38 — 40)
Двигательная установка 3 однокамерных ЖРД РД-0216 (15Д2) и один РД-0217 с ТНА замкнутой схемы
— разработчик ОКБ-154 (КБХА)
— главный конструктор С.А.Косберг (А.Д.Конопатов)
— вед. конструктор В.П.Кошельников
— изготовитель Воронежский мех. з-д
— тяга двигателя в пустоте, тс:
у земли 80
в пустоте 87-87,6
— удельный импульс, с:
у земли 274
в пустоте 306
— скорость вращения турбины, об/мин 31000
Вторая ступень 8С817:
Размеры, м:
— длина 2,9 (для УР-100УТТХ – 3,2)
— диаметр 2,0
Двигательная установка 8Д419 в составе однокамерного маршевого двигателя 15Д13 и четырехкамерного рулевого ЖРД 15Д14
— разработчик ОКБ -117 (ОКБ им. В.Я.Климова)
— главный конструктор С.П.Изотов
Маршевый двигатель однокамерный ЖРД 15Д13 с ТНА открытой схемы
— разработчик ОКБ -117 (ОКБ им. В.Я.Климова)
— главный конструктор С.П.Изотов
— изготовитель з-д №466 («Красный Октябрь»)
— тяга двигателя в пустоте, кг 14000
— удельный импульс, с 320
Рулевой двигатель 4-камерный ЖРД 15Д14 с ТНА открытой схемы
— разработчик ОКБ -117 (ОКБ им. В.Я.Климова)
— главный конструктор С.П.Изотов
— изготовитель з-д №466 («Красный Октябрь») и Уфимский моторостроительный завод
— тяга двигателя в пустоте, кг 15000
— угол отклонения камер, град +45
Транспортно-пусковой контейнер:
Разработчик филиал №2 ОКБ-52
Гл. конструктор В.М.Барышев
Тип 15Я15 с системой амортизации
Амортизация ракеты в ТПК:
— горизонтальная пружинная, два пояса
— вертикальная пружинная с 4 опорами
Материал сплав АМГ-6
Герметизация специальной пленкой
Размеры, м:
— внутренний диаметр 2,6-2,7
— наружный диаметр 2,9
— длина 19,3-19,5
Вес, т 14,4 (для УР-100УТТХ – 8,3)
Боевой стартовый комплекс:
Разработчик ГСКБ «Спецмаш»
Гл. конструктор В.П.Бармин
Число ШПУ в комплексе 10
Расстояние между ШПУ, км 10-12
Число КП 1
Пусковая установка:
Тип шахтная типа ОС 15П784
Разработчик ГСКБ «Спецмаш»
Гл. конструктор В.П.Бармин
Защитное устройство плоская
сдвижная железобетонная крыша 15У27 с пневматическим приводом
— разработчик ЦКБ ТМ
— гл. конструктор Н.А.Кривошеин
— ведущий конструктор С.С.Кедров
— изготовитель:
опытного Уралвагонзавод
серийных Омский ЗПМ
— длина, м 8,16
— ширина, м 6,16
— высота, м 0,73
— общий вес, т 60
— вес крыши, т 48
— источник энергии сжатый воздух из баллонов
Открытие крыши сдвиг по наклонным рельсам в сторону
— колея, м 6,12
— база, м 5,9
— длина отката, м 6,5
— время открытия, с 5-10
Подвеска ТПК жесткая в верхней и нижней части
Система амортизации двухярусная горизонтальная и вертикальная пружинная внутри ТПК
Размеры шахты, м:
— диаметр ствола 4,2
— высота ствола 22,85
— высота ШПУ 26
— глубина катлована 32
Число ракет в ШПУ 1
Защищенность:
— избыточное давление, кг/см2 2
— безопасный радиус от взрыва ядерного заряда мощн. 1 Мт, км более 1,3
Система внутреннего электроснабжения:
— разработчик ЦПИ-31 МО
Командный пункт :
Тип подземный защищенный котлованного типа 15П884
Разработчик КБ-1 ЦКБ-34 (КБСМ)
Гл. конструктор Е.Г.Рудяк
Число КП в комплексе 1
Разработчик СДУК НИИАП
Установщик ТПК в ШПУ:
Тип 15У26
Разработчик ЦКБТМ
Подъемно-транспортная изотермическая машина:
Тип 15Т21
Разработчик КБ «Мотор»

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 29.03.2015

Источники:
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.,
Карпенко А.В. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». Второе издание. Рукопись в двух частях. 2001
Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.,
Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006
Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения. М., РВСН, 1996 г.,
www.npomash.ru и др.

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-8 С МБР УР-100М
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П020У С МБР УР-100У (15А20У)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П020 С МБР УР-100К (15А20)
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap