ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 159 (159А). PATROL SHIPS OF THE PROJECT 159 (159A)



СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 159 (159А)

PATROL SHIPS OF THE PROJECT 159 (159A)

23.11.2018

Вьетнам установил ПЗРК 9К38 «Игла» (SA-18 Grouse) на сторожевики класса Petya (код НАТО). Вероятно, это было сделано в рамках усиления ПВО кораблей для защиты спорных островов.
ПЗРК с ИК ГСН создан в СССР в начале 1980-х годов, принят на вооружение в 1983 году. Комплексы имеют на вооружении порядка 20-30 стран мира. Масса ТПК с ракетой 17,9 кг, масса ракеты 10,9 кг, БЧ — 1,17 кг.
Военный паритет


СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 159 (159А)

Сторожевые корабли проекта 159 (по классификации НАТО — Petya-I class frigate) создавались как малые противолодочные корабли, но фактически по водоизмещению приблизились к СКР проекта 50. Проектирование было поручено Зеленодольскому ПКБ, главным конструктором стал А. В. Кунахович, главным наблюдающим — капитан 2 ранга Н. Д. Кондратенко. Назначеним корабля была борьба с подводными лодками.
Строительство большого охотника за подводными лодками по проекту 122-бис, начатое во время войны, продолжалось в первое послевоенное десятилетие. Проект противолодочного корабля при всех своих преимуществах двигался довольно медленно и был слабо вооружён средствами ПВО, поэтому разрабатывался более эффективный вариант под номером проекта 159.
Тактико-техническое задание на проектирование было подготовлено в 1955 году, работы были закончены в 1956 году. Общее расположение корабля отличалось исключительным рационализмом и продуманностью: например, жилые помещения были гораздо уютнее, чем на других кораблях.
Рост требований привёл к значительному росту водоизмещения и поиску лёгкой и мощной главной энергетической установки, что было необходимо для высокой скорости хода и успешной борьбы с АПЛ. В качестве ГЭУ рассматривалась комбинированная дизель-газотурбинная установка.

Стандартное водоизмещение корабля превысило 900 т, что дало основание классифицировать его уже как сторожевой корабпь. В процессе проектирования впервые в мире и в отечественном военно-морском флоте был разработан форсажный газотурбинный двигатель М-2 мощностью 15 тысяч л. с. Окончательная энергоустановка СКР была трёхвальной: средний вал с дизельным двигателем и винтом регулируемого шага и бортовые валы с газотурбинными двигателями и винтами фиксированного шага. На полном ходу работали все валы, а на экономическом только средний при свободновращающихся бортовых. Маршевая установка стала одновальной, и для повышения манёвренности в узкостях и при швартовке было принято решение об установке подруливающих устройств: на первых кораблях были установлены устройства германской фирмы Pleiger, а позднее стали устанавливать только устройства отечественного производства. Создание в СССР винтов регулируемого шага для этих кораблей типа ВР-159 на мощность в 6 тысяч л. с. под руководством А. Л. Лучанского тоже стало значительным достижением отечественного машиностроения.

Состав артиллерийского и противолодочного вооружения — почти такой же, как на БПК проекта 61. Особенность сторожевиков 159-го проекта — применение комбинированной дизель-газотурбинной ГЭУ, в которой дизели работали на средний вал, а ГТУ — на бортовые.
Основным зенитным вооружением были два двухствольных автомата АК-726 калибром 76,2 мм, которые управлялись системой «Фут-Б». Основу противолодочного оружия впервые в отечественном ВМФ составляли малогабаритные противолодочные торпеды: они выпускались из пятитрубного 400-мм торпедного аппарата, установленного в диаметральной плоскости. Также была установлена система РБУ-2500 (один экземпляр на носу и один на корме). Основное радиотехническое вооружение на корабле было представлено системами общего обнаружения «Фут-Н» и гидролокаторами «Титан» и «Вычегда». Антенна гидролокаторов размещалась в «торпедообразном» стационарном титановом обтекателе (впервые титан применялся в судостроении), размещённом под килем корабля.
Корабль обладал хорошей мореходностью: можно было использовать оружие при волнении моря до 4 баллов, да и для снижения размахов качки были установлены специальные успокоители. Главным плюсом была большая дальность плавания на экономической скорости, превосходившая 2 тысячи миль. На испытаниях корабль легко развил скорость более 33 узлов. Впрочем, первый опыт эксплуатации показал и определённые неудобства в использовании трёхвальной ГЭУ (особенно при экономическом ходе или при поиске ПЛ: внушительные винты бортовых валов создавали значительное сопротивление и резко ухудшали экономичность всей установки).
Головной корабль СКР-1 был построен в 1961 году на судостроительном заводе «Янтарь» № 820 в Калининграде. К 1965 году была построена первая серия 19 кораблей на заводах ССЗ «Янтарь» в Калининграде и Хабаровском судостроительном заводе № 368.

В процессе строительства кораблей проекта 159 было решено построить вторую серию кораблей с составом вооружения проекта 35. Проект получил номер 159-А (по классификации НАТО Petya-II).
Последние корабли строились по усовершенствованному проекту 159А с 1966 года по 1972 год в количестве 23 единиц, 7 из них поставлялись в различные страны. Также был разработан специальный экспортный проект 159-АЭ (по классификации НАТО Petya-III) для поставок в Индию, Сирию и Вьетнам.
В целях увеличения возможностей сторожевиков по обнаружению подводных целей было решено их модернизировать по проекту 159-М (по классификации НАТО Modified Petya-I class), который был выполнен Зеленодольским ПКБ в 1969—1971 и предусматривал размещение буксируемой ГАС «Вега» вместо кормового комплекса вооружения. Всего за период с 1973 по 1980 годы была проведена модернизация 9 кораблей.
На части кораблей в процессе ремонтов и модернизаций вместо устаревшей станции «Фут-Б» устанавливалась РЛС управления «Турель».

Головной корабль был в 1977—1979 переоборудован в опытное судно для испытаний первого отечественного противолодочного ракетного комплекса «Вихрь»: для этого с корабля было демонтировано всё вооружение, размещённое в носовой части, а вместо него установили двухбалочную наводящуюся пусковую установку МС-18 и систему заряжания на восемь ракет. Управление противолодочным комплексом осуществлялось системой «Спрут», которая получала целеуказание от гидролокаторов корабля или внешних источников. Противолодочная ракета 82-Р массой 1800 кг оснащалась спецбоеприпасом и имела дальность стрельбы от 10 до 24 км при радиусе поражения полтора километра и глубине до 500 м. Этот комплекс был установлен на авианесущих кораблях проектов 1123 и 1143.
Всего в период с 1958 г. по 1976 г. для советского флота было построено 45 кораблей данного типа. Из них 22 единицы по пр. 159, а 23 – по пр. 159А.

Корабли вели активную службу в ВМФ СССР: до мая 1966 классифицировались как противолодочные корабли, а затем только как СКР. Последние из них были выведены из состава флота в 1994 году.
Черноморский СКР-27, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта в июне 1967 и в течение 1968 года.
Черноморский СКР-112 с 30 августа 1969 года по 31 января 1970 года нёс боевую службу в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.
Балтийский СКР-110 1 — 31 июня 1967, 1 августа — 31 декабря 1968 и 1 — 31 октября 1969 года, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.
Тихоокеанский СКР-23, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий в Аравийском и Красном морях, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Эфиопии в 1977—1978.
Из 45 кораблей пр. 159 и пр. 159А построенных для советского флота, к декабрю 1991 г. в строю оставалось 14 единиц. Девять кораблей (СКР-82, СКР-94, СКР-95, СКР-100, СКР-104, СКР-108, СКР-115, СКР-130 и СКР-135) продали правительствам Вьетнама (четыре единицы), Эфиопии (две единицы) и Индии (три единицы). Остальные СКР (23 единицы) по различным причинам исключили из боевого состава флота и сдали на слом.

Экспорт
• Азербайджан: 1 единица
Бакили G121 (до 10.09.1992 СКР-16). Установлены 2х2 30 мм АК-230 вместо носового ТА
• Вьетнам: 5 единиц
HQ-09 (до 21.12.1978 СКР-82), HQ-11 (до 21.12.1978 СКР-96), HQ-13 (до 12.1983 СКР-141), HQ-15 (до 12.1983 СКР-130), HQ-17 (до 12.1984 СКР-135). На HQ-11 установлены 2х2 37 мм В-11М вместо ТА, 2х2 ЗУ-23-2 вместо носовых РБУ. На HQ-15 установлены 2х2 37 мм В-11М вместо носового ТА, 2х2 ЗУ-23-2 вместо РБУ
• Индия: 10 единиц
Пр.159АЭ: легкие фрегаты Анрала Р68 (до 08.1972 СКР-100) списан в 1994, Андорт Р69 в 08.1972 списан в 1994, Анджадип Р73 (до 1.09.1972 СКР-108), Андаман Р74 в 08.1972 затонул 22.08.1990 в шторм в Бенгальском заливе, Амини Р75 (до 08.1972 СКР-104), Каморта Р77 в 02.1969, Кадмат Р78 в 02.1969 списан в 1994, Килтан Р79 в 12.1969, Каваратти Р80 в 02.1970, Качал Р81 в 02.1970. Бывшие зав.№40
• Сирия: 2 единицы
Пр.159АЭ: Аль Ассари 12, затем 1-508 в 02.1976 – потоплен как мишень 15.04.2018, Аль Хираса 14, затем 2-508 (до 13.03.1969 СКР-95)
• Украина: 1 единица
21.07.1992 без смены наименования: фрегат СКР-112 815, с 2.02.1993 200, 07.1994 U132. Списан в 1996
• Эфиопия: 2 единицы
Зерай Дерес 1616 (до 21.07.1983 СКР-94) затоплен на о.Нокра в 02.1991, 1617 (до 19.03.1984 СКР-115) списан в 1996. Затем б/н 61. Вместо кормового ТА установлена 1х40 122 мм ПУ НУРС БМ-21 «Град», добавлены 2х1 12,7 мм «Браунинг» М-2

МОДИФИКАЦИИ:
• 159 (Petya-I class) – базовый серийный проект противолодочного (сторожевого) корабля с ДГТУ (1961 г.)
• 159-А (Petya-II class) – корабли второй серии с дополнительными ТА и новыми РБУ (1966 г.)
• 159-М (Modified Petya-I class) – модернизированные СКР с буксируемой ГАС «Вега» (1973 г.)
• 159-АЭ (Petya-III class) – экспортная модификация СКР с 533-мм торпедным аппаратом (1970-е гг.)

ХАРАКТЕРИСТИКИ СКР ПРОЕКТА 159 (159А)

Водоизмещение
— полное – 1050 — 1077 (1110) т,
— стандартное – 910 — 938 (970) т
Длина — 81,8 (82,3) м
Ширина — 9,2 м
Осадка — 2,77 — 2,85 м (2,89) габаритная — 5,82 (5,92)
Энергетическая установка: 2х15000 л.с. ГТУ М-2, 1х6000 л.с. дизель 47Б-16, 2 ВФШ, 1 ВРШ, 1 ДГ 400 кВт, 1 ДГ 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт (2х15000 л.с. ГТУ М-2Б, 1х6000 л.с. дизель 61Б, 2 ВФШ, 1 ВРШ, 1 ДГ 400 кВт, 1 ДГ 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт)
Скорость хода
— максимальная – 32 — 33 (32) узла ;
— экономическая 14 узлов
Дальность плавания — 2000 миль (14 уз), 1500 миль (16,5 уз), 800 миль (18 уз)
Автономность, сут: 10
Бронирование, мм: Рубка — 15
Экипаж, чел: 98 (8 офицеров, 6 мичманов) (106)

ВООРУЖЕНИЕ

2х2 76 мм АК-726 — РЛС «Фут-Б» (2х2 76 мм АК-726 — РЛС «Фут-Б»)
1х5 400 мм ПТА-40-159 (5 торпед СЭТ-40) (2х5 400 мм ПТА-40-159 (10 торпед СЭТ-40), пр.159АЭ — 1х3 533 мм ТА)
4х16 РБУ-2500 «Смерч» (РГБ-25) (2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (РГБ-60) — ПУСБ «Буря»)
1 бомбосбрасыватель, 22 мины (1 бомбосбрасыватель, 22 мины)
РЛС общего обнаружения «Фут-Н» (МР-302 «Рубка»),
РЛС РТР «Бизань-4Б» («Бизань-4Б»),
НРЛС «Дон» («Дон»),
ГАС МГ-312 «Титан» (МГ-312 «Титан»),
МГ-311 «Вычегда» (МГ-311 «Вычегда»)

Источники: www.atrinaflot.narod.ru, ru.wikipedia.org, russianships.info, Апальков Юрий «Противолодочные корабли Часть 1. Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли». СПБ. Галея Принт и др.

СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1159 «ДЕЛЬФИН»
СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «ГОРНОСТАЙ» ПРОЕКТА 50
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap