СПАСАТЕЛЬНОЕ БУКСИРНОЕ СУДО ПРОЕКТА 1452 ТИПА «БАРС».<br /><br /><br /> RESCUE TUGBOAT OF THE PROJECT 1452 TYPE «BARS»


СПАСАТЕЛЬНОЕ БУКСИРНОЕ СУДО
ПРОЕКТА 1452 ТИПА «БАРС»
RESCUE TUGBOAT
OF THE PROJECT 1452 TYPE «BARS»

27.11.2021

В полдень 26 ноября 2021 года в главную базу Северного флота – Североморск прибыло спасательное буксирное судно (СБС) «Алтай», обеспечившее дальний поход отряда кораблей и судов Северного флота (СФ) во главе с большим противолодочным кораблём (БПК) «Вице-адмирал Кулаков» в Атлантике и Средиземном море.
Проход по Кольскому заливу осложнялся тяжёлыми погодными условиями и практически нулевой видимостью из-за густого тумана. Швартовка судна к причалу была осуществлена с помощью спасательного судна «Михаил Рудницкий», который мощным прожектором обозначил безопасный путь к пирсу.
На причале экипаж СБС «Алтай» встретили представители военного командования и родственники моряков, а также группа санитарно-эпидемиологического надзора, которая провела экспресс-обследование экипажа перед сходом на берег.
Моряки-спасатели и морские пехотинцы Северного флота, находившиеся на борту СБС «Алтай», жалоб на состояние здоровья не предъявили. Перед походом они получили прививки от COVID-19 двухкомпонентным препаратом «Спутник V», а в ближайшее время пройдут ревакцинацию.
По традиции, зарождённой на Северном флоте в годы Великой Отечественной войны, капитану СБС «Алтай» за успешное выполнение поставленных задач длительного плавания был вручен жареный поросёнок. После краткого митинга экипаж был отпущен по домам. На судне оставлены лица дежурно-вахтенной службы.
Завтра в порт приписки – Мурманск прибудет ещё один участник дальнего похода отряда кораблей и судов обеспечения средний морской танкер «Академик Пашин». Встреча БПК «Вице-адмирал Кулаков» состоится уже на следующей неделе.
Пресс-служба Северного флота

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ


СПАСАТЕЛЬНОЕ БУКСИРНОЕ СУДО
ПРОЕКТА 1452 ТИПА «БАРС»

Для обеспечения надводных кораблей в ЦКБ «Балтсудопроект» по ТТЗ ВМФ был разработан спасатель пр. 1452. Главным конструктором этого спасателя был А.Г.Диденко, а главным наблюдающим от ВМФ капитан 2 ранга Н.И.Головнев.
СБС проекта 1452 предназначены для помощи терпящим бедствие судам, для подъёма затонувших подводных лодок.
Кроме того, обеспечивалось проведение водолазных работ на глубинах до 60 м и подъем на борт плавающих на воде спускаемых космических аппаратов массой до 5 тонн.
Морской, стальной, однопалубный с удлиненным баком и трехъярусной рубкой, с наклонным в надводной части и бульбообразным в подводной части носом и крейсерской кормой, дизельный, двухвинтовой о ВРШ в неповорогных насадках и подруливающим устройством в носу спасательный буксир.

Главная энергетическая установка дизельная двухвальная с винтами регулируемого шага (2 дизеля 58Д4А) мощностью в 9 000 л.с. обеспечивала скорость полного хода 19 узлов, а с 12 узловой скоростью спасатель мог пройти 15 000 миль.
Полное водоизмещение составляло 4 000 т автономность по запасам продовольствия 60 суток.
Головной спасатель был построен на Адмиралтейском ССЗ в Ленинграде в 1974 году и получил имя «Памир». Всего до 1987 года для ВМФ было построено 4 СС этого проекта.
В 1973 году заложили «Памир», в 1974 году заложили «Машук», а потом «гражданские» «Барс» и «Ягуар». В 1982 году заложили «Алатау» и в 1985 году заложили «Карабах».
Спасательное буксирное судно «Памир» проекта 1452 Северного флота ВМФ России. В 1974 году вошло в состав ВМФ. Входит в состав 86 отряда аварийно-спасательных судов СФ. Базируется в Североморске.
«Алатау» – спасательный морской буксир проекта 1452. Вступил в строй 29 декабря 1983 г. Алатау — был построен без бульба имеет дополнительную рубку спецсвязи перед трубой, иные очертания рабочих постов в корме и возможность ведения подводных работ на большей глубине. Имеет на борту водолазный комплекс с одной барокамера для работы на глубинах до 60 метров, наблюдательную камеру, 4 лафетных ствола по 500 м3/ч. Судно долгие годы регулярно несло дежурство в водах Индийского океана, обеспечивая корабли Военно-морского флота. За это время экипаж «Алатау» принял участие в спасении нескольких кораблей.
А с девяностых годов XX века после десятилетия напряженной работы более 15 лет судно находилось на консервации в одном из судоремонтных заводов Владивостока. Суда такого класса очень необходимы Тихоокеанскому флоту, который все чаще выходит в океанскую зону. Поэтому командование ТОФ нашло возможности для финансирования ремонта спасателя. И вот, после замены основных механизмов обновленное судно в 2011 году возвратилось в состав сил постоянной готовности флота.

Спасательное буксирное судно «Карабах» проекта 1452 заложено ПО «Ленинградское адмиралтейское объединение» в 1985 году и переданное флоту в 1987 году.
Изначально «Алтай» был вооружен 57-мм спаренной зенитной установкой ЗИФ-31 и двумя спаренными 25-мм универсальными орудиями 2М-3М, но потом вооружение было снято. В 1992 году переименовано в «Алтай».
Спасательное буксирное судно (СБС) «Алтай» проекта 1452 участвовало в поиске затонувшей атомной подводной лодки «Курск».
Спасательное буксирное судно Северного флота «Алтай» в мае 2015 года поставлено в док 35 судоремонтного завода для проведения ремонтных работ.
«Гражданские» систершипы «Барс» и «Ягуар» (обеспечивали доставку военной техники и кубинских войск в Африку и судоремонтные работы по «результатам действий южноафриканцев»).

На морском полигоне ТОФ экипажи истребителей-бомбардировщиков Су-34 в сентябре 2018 года выполнили пуски новейших авиационных управляемых противокорабельных ракет Х-35У по условной группе кораблей «противника». В качестве мишени использовался СБС «Машук» проекта 1452. Стрельба осуществлялась одиночно и залпом по различным траекториям полета ракет. Всего было выполнено восемь пусков. В итоге все ракеты успешно поразили цели.

Серия:
— первая серия
• зав. № 02670 «Памир» — 1974 г
• зав. № 02671 «Машук» — 1975 г
— вторая серия
• зав. № 02672 «Алатау» — 1983 г
• зав. № 02673 «Карабах» — 1987 г (в 1992 году переименован в «Алтай»)
— По проекту 1453
• зав. № 02701 «Ягуар» — 1976 г
• зав. № 02702 «Барс» — 1977 г

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Стандартное водоизмещение, т: — 3075
Полное водоизмещение, т: — 4072
Длина, м: — 92,6
Ширина, м: — 15,39
Осадка, м: — 5,85
Скорость полного хода, уз: — 18,98
Дальность плавания: — 15000 миль (12 уз), 7500 миль (18,98 уз)
Автономность, сут: — 60
Силовая установка: — 2х4500 л.с., дизели 58Д-4Р, 2 ВРШ в насадках, 2 носовых подруливающих устройства, 4 ДГ ДГР-300/750-1 по 300 кВт, 1 ДГ ДГА-100-2 100 кВт
Число спасаемых, чел: — 16
Экипаж, чел: — 71

ВООРУЖЕНИЕ:

1х2 57 мм ЗИФ-31Б — затем сняты, 2х2 25 мм 2М-3М — затем сняты
РТВ: — 2 НРЛС «Дон», радиопеленгатор «Румб»
Спец. снаряжение: — 1 водолазный комплекс (1 барокамера) – 60 м, 1 наблюдательная камера, 4 лафетных ствола по 500 м3/ч

Источники:
• https://vpk.name/library/f/1452-project.html
• https://www.korabel.ru/news/comments/spasatelnoe_sudno_altay_postavleno_na_remont.html
• https://severpost.ru/read/26566/
• https://forums.airbase.ru/2011/05/t62151_10—okeanskij-buksir-spasatel-pr-1452-tipa-bars.html
• https://vk.com/wall-72814627_135524?z=photo-72814627_457285110%2Falbum-72814627_00%2Frev
• https://www.moremhod.info/index.php/library-menu/16-morskaya-tematika/241-nadvodnyj-voennyj-flot-sssr-chast-5?start=12
• https://diana-mihailova.livejournal.com/2715967.html
• https://flot.com/2021/370964/
• https://vladnews.ru/2011-10-28/32385/ryady_tihookeanskogo

АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ
БАЛТСУДОПРОЕКТ ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СУДА, ВОДОЛАЗНЫЕ СУДА И КАТЕРА
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА, ЛЕДОКОЛЫ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2022/A.V.Karpenko 2009-2022
Яндекс цитированияMap