ПОГРАНИЧНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 133 «АНТАРЕС». COAST GUARD CUTTER PROJECT 133 «ANTARES»


ПОГРАНИЧНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 133 «АНТАРЕС»
COAST GUARD CUTTER PROJECT 133 «ANTARES»

02.07.2019

Как сообщило 28 июня 2019 года информационное агентство ТАСС, Россия выводит на международный рынок военно-морской техники первый в мире катер на подводных крыльях, вооруженный крылатыми ракетами морского базирования. Об этом ТАСС в ходе 5-го Международного военно-технического форума «Армия-2019» сообщил генеральный директор — генеральный конструктор компании «Радар ммс» Георгий Анцев.
По его словам, новый катер проекта 133РА получил название «Антарес РА», в качестве его основного вооружения выбраны ракеты Club (экспортная версия крылатых ракет «Калибр»). «Мы предложили определенному сегменту рынка решение с «Калибрами». Это интересное решение, учитывая, что катер достаточно скоростной и имеет хорошие мореходные характеристики», — отметил Анцев.
Ракетный катер на подводных крыльях проекта 133РА «Антарес РА» разработан АО «ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева» (является стратегическим партнером «Радар ммс»). Полное водоизмещение катера составляет 226 тонн, максимальная скорость — до 60 узлов. Корабль оснащается четырьмя крылатыми ракетами Club/»Калибр».
Ракетный катер проекта 133РА (шифр «Антарес РА») выполнен на корпусе пограничного сторожевого катера на подводных крыльях проекта 133 (шифр «Антарес») разработки ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева еще 1970-х годов. 12 катерров (пограничных сторожевых кораблей) проекта 133 были построены на Феодосийском судостроительном заводе «Море» с 1979 по 1993 годы, но к настоящему времени все списаны (последние катера под российским и украинским флагами были списаны в 2008-2009 годах).
https://bmpd.livejournal.com

РАКЕТНЫЙ КАТЕР НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ ПРОЕКТА 133РА
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2019


ПОГРАНИЧНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 133 «АНТАРЕС»

Методы борьбы пограничных кораблей с нарушителями предполагали, в ряде случаев, использование высокоскоростных КДПП. Забракованные ВМФ ТКА пр.125 послужили базой для разработки быстроходного пограничного катера пр.125А. Проект был разработан в ПКБ «Алмаз» главным конструктором В.М.Бурлаковым. Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2 ранга А.А.Осташко. Всего в середине 60-х гг. было построено 16 катеров на Приморском заводе в Ленинграде и ФПО «Море» в Феодосии. Катера имели дизельную энергетическую установку и скорость полного хода до 62 узл. Вооружение было ограничено двумя спаренными 23-мм автоматами АН-23 с РЛС управления «Ксенон-125» и четырьмя глубинными бомбами. На катере была размещена опускная ГАС типа «Бронза». Эти катера хорошо себя зарекомендовали в морских частях погранвойск на Балтике и Черном море. Поэтому в 1972 было выдано ТТЗ в ПКБ по СПК в г.Горьком на проектирование нового пограничного корабля на ПК пр.133, шифр «Антарес». Главный конструктор Б.Ф.Орлов, главный наблюдающий от ВМФ вначале был капитан 2 ранга В.П.Ивашкевич, затем капитан 2 ранга Л.К.Загорулько.

В отличие от пр. 11451 для пр.133 использовали сложную крыльевую схему с малопогруженными крыльями. Водоизмещение пр.133 получилось почти в два раза меньше, чем у «Сокола», при очень близком по составу вооружению и одинаковой скорости хода. Однако мореходность его была значительно меньше, чем у «Сокола», и обуславливалось не совсем удачной крыльевой схемой.
В 1970-х годах специально для морских пограничных частей КГБ СССР был разработан новый тип корабля — проект 133 «Антарес», главной отличительной чертой данных катеров стали подводные крылья и наличие двух газотурбинных двигателей. Строительство осуществлялось на Феодосийском Производственном Объединении «Море».
Катер оснащался стационарной автоматически управляемой крыльевой системой. Главная силовая установка была двухвальной и включала два 10 000-сильных газотурбинных двигателя М-70 для движения на крыльях и два дизеля малого хода. Максимальная скорость катера составляла 61 узел. В двухъярусной надстройке размещались ходовая, штурманская и радио рубки, центральный и боевые посты. В задней кормовой части надстройки — шахты воздухозабора и две выхлопные трубы.

Катер оснащался РЛС общего обнаружения МР-220 «Рейд», предназначенной для обнаружения воздушных, надводных и береговых целей, а так же для выдачи целеуказания артиллерийскому оружию; гидролокатором для поиска подводных целей; РЛС управления огнем МР-123 «Вымпел».

Вооружение включало в себя 76-мм артиллерийскую установку АК-176, смонтированную на баке прямо перед надстройкой, 30-мм шестиствольный автомат АК-630М в корме. Противолодочное вооружение было представлено двумя 406-мм торпедными аппаратами и шестью глубинными бомбами. Экипаж состоял из 5 офицеров и 19 старшин и матросов.
Особенностью этих кораблей стало то что данный проект корабля был «чисто» пограничным, ВМФ СССР на своё вооружение подобный проект корабля не принимал. Хотя флотом и рассматривались подобные корабли (на подводных крыльях) в качестве скоростных малых противолодочных кораблей, Но после разработки и строительства двух опытных экземплярах (проекты значительно отличались от пограничных «Антаресов» и фактически это были два совершенно разных проектов МПК) они от этой идеи отказались.
Пограничники были довольны этим кораблем, и их серийное строительство было организовано в ФПО «Море» (Феодосия). Головной корабль был сдан заказчику в декабре 1979 года. Всего на Феодосийском судостроительном заводе до развала СССР удалось построить 13 кораблей.

На данный момент все корабли данного типа исключены из пограничных сил России и Украины. В России последними были списаны ПСКРы 109 и 110 (оба в 2009 году), а на Украине ПСКР-115 в 2010 году.

ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева на седьмом Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) в Санкт-Петербурге впервые показало на салоне модель ракетно-артиллерийского катера на подводных крыльях проекта 133РА «Антарес РА». В этой инициативной разработке нашли воплощение две линии. Корпусная часть вместе с крыльями позаимствована у пограничного сторожевого корабля проекта 133 «Антарес», созданного тем же бюро в конце 1970-х годов прошлого века. Архитектура же надстроек «списана» у шведского стелс-корвета Visby. Несомненно, это пример, достойный подражания. При водоизмещении 226 т, длине – 40,3 м, ширине – 8,2 м катер развивает 50-узловую скорость при волнении 4 балла, 60-узловую – на 2 баллах и 40-узловую – на 5 баллах. Экипаж состоит из 24 человек.
О составе вооружения ничего не сообщалось. Но, вероятно, оно должно состоять из одной 57-76-мм артустановки, одного 30-мм автомата типа АК-630, в состав вооружения может входить ракетное вооружение.
В конструкции предлагается использовать элементы технологии «Стелс», существенно модернизировать корпус и оборудование. Катер должен развивать скорость в 40 узлов даже при 5-балльном шторме.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
• нормальное: 190 тонн.
• полное: 221 тонна.
Размеры:
• длина: 40.22 метра.
• ширина: 8.0 метра (с выдвинутым крылом — 15.9 метра).
• осадка: 1.67 метра ( с выдвинутым крылом — 4.9 метра).
Главная энергетическая установка: два газотурбинных двигателя «М-70»,
Мощность 2х10.000 л.с.
Скорость:
максимальная: 61 узел.
Дальность хода:
полным ходом: 410 миль при скорости хода 51 узел.
Автономность: 5 суток.
Экипаж: 5 офицеров, 19 старшин и матросов.

ВООРУЖЕНИЕ:

1х1 — 76 мм универсальная АУ «АК-176» (боезапас 152 снаряда).
1х6 — 30 мм автоматическая зенитная АУ «АК-630» (боезапас 550 снарядов).
2х1 — 400 мм противолодочных ТА (боезапас 2 торпеды).
1х7 — 55 мм противодиверсионный гранатомёт «МРГ-1» (боезапас 70 гранат).
1 кормовой бомбосбрасыватели и 6 глубинных бомб «ББ-1″.».
РЛС «Рангоут» или МР-220 «Рейд»,
ОГАС «Рось-К»

Источники: www.moremhod.info, ru.wikipedia.org, flotprom.ru, www.oborona.ru и др.

МОДЕЛЬ РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОГО КАТЕРА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ ПРОЕКТА 133РА «АНТАРЕС-РА» НА МВМС-2011
МОДЕЛЬ ПОГРАНИЧНОГО КАТЕРА ПРОЕКТА 133 «АНТАРЕС» НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ НА МВМС-2011
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПО СУДАМ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ ИМЕНИ Р.Е.АЛЕКСЕЕВА


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap