ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




МОРСКОЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 12660 «РУБИН»

SEA TRAWLER PROJECT 12660 «RUBIN»

Появление казавшихся в первое время универсальными средств борьбы с минами впереди по курсу корабля потребовало создания весьма дорогих противоминных кораблей нового класса — тральщиков — искателей мин и их новейшего противоминного вооружения, основу которого составляют самоходные подводные аппараты (ПА) многоразового использования. Кроме того, это привело к созданию и введению в донные мины специальных каналов, вызывающих подрыв мин от физических полей подводного аппарата и его уничтожение, что экономически оказывается выгодным, учитывая более высокую стоимость ПА по сравнению с донной миной и несопоставимое численное соотношение донных мин и ПА.
К тому же к началу 1980-х годов многократно возросли боевые возможности минного оружия, включая глубину постановки, многоканальность и многократность действия взрывателей, трудность обнаружения (диэлектрические материалы корпусов, заиленность и прочее), скрытность постановки (подводные лодки, авиация). Особенно опасной в этом плане была принятая на вооружение США в 1976 году якорная мина МК-60 Captor с глубиной постановки 500 — 1000 м, представляющая серьезную опасность для подводных лодок.
Поэтому в конце 1970-х — начале 1980-х годов назрела острая необходимость в создании минно-тральных кораблей нового поколения с самым широким применением автоматики и дистанционного управления, с улучшенными условиями обитаемости и повышенной безопасностью плавания. Больше внимания стало уделяться и вопросам охраны окружающей среды.


Первые проработки по созданию нового морского тральщика велись в 1970-е годы. Проектирование корабля проекта 12660 «Рубин» началось Западным ПКБ (гл. конструкторы Н.П.Пегов и В.С.Сергеев) с 1972 года, тогда по одному из вариантов прорабатывалась установка на корабль вертолета- тральщика. Однако и без этого водоизмещение корабля увеличилось до 1150 т, а энергетическая установка оставалась прежней по проекту 266М. В тоже время дополнительно установлена энергетическая установка малого хода и носовое подруливающее устройство.
В состав вооружения этого корабля входит новый противоминный комплекс для поиска донных, придонных и якорных мин по курсу, а также контактные и неконтактные тралы. На тральщике было установлено самое совершенное минно-тральное вооружение: комплекс уничтожения мин с самоходным самонаводящимся противоминным снарядом – торпедой «Кобра» и самоходным противоминным снарядом – торпедой перерезания минрепов «Гюрза» по целеуказанию корабля (оба снаряда созданы в ЦНИИ «Гидроприбор»), самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель «Кетмень», искатель-уничтожитель «Палтус», электромагнитные и акустические тралы, ГАС миноискания «Кабарга» и др. Боевые средства корабля состояли из 76-мм пушки АК-176, 30-мм автомата АК-630М с системой управления огнем «Вымпел» и ПЗРК «Стрела-3».
Глубоководный гидроакустический буксируемый искатель-уничтожитель донных мин «Палтус» начали разрабатывать в ЦНИИ «Гидроприбор» в 1976 году. В сравнении с искателем «Луч-1» в новом изделии обнаруженные объекты должны были не только обозначаться отметчиками, но при необходимости уничтожаться непосредственно в процессе буксировки. ГАС для искателя создавали в ЦНИИ «Морфизприбор». Вскоре работы по всей системе «Палтус» передали Уральскому филиалу ЦНИИ «Гидроприбор» (гл. конструкторы Х.Х.Давлетгильдеев и В.И.Гуль), созданному на базе СКБ машиностроительного завода им. К.Е.Ворошилова. Искатель-уничтожитель прошел испытания и в 1985 году принят на вооружение ВМФ, но из-за недостатков в системе гидролокатора в серийное производство не поступил.


Разработка новой ГАСМ «Кабарга», модификации которой были установлены на рейдовых и морских тральщиках ВМФ, была завершена в 1990 г. НИИ «Бриз». Однако по уровню вторичной обработки информации и взаимодействия с противоминным вооружением она практически не отличается от предшествующих моделей станций.
В тоже время после появления в ВМФ СССР эффективных корабельных станций миноискания типа «Кабарга» в 1980-х гг. продолжаются работы над созданием самоходных искателей-уничтожителей мин. В 1989 г. был принят на вооружение флота самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель второго поколения СТИУ-2 «Кетмень», работающий по целеуказанию корабельной гидроакустической станции миноискания на глубинах до 100 м. Он был разработан Уральским филиалом ЦНИИ «Гидроприбор» (гл. конструктор А.А.Казин).
СТИУ-2 обеспечивает поиск со скоростью движения до 3 узлов и уничтожение донных и якорных мин впереди по курсу корабля — тральщика. На обнаруженную мину укладывался заряд (на аппарате их два с зарядом ВВ по 130 кг), и после отхода СТИУ на безопасное расстояние мина подрывалась.
Строительство кораблей проекта 12660 велось на Средне-Невском заводе начиная с 1983 года. Корабли строились из маломагнитной стали для борьбы с глубоководными противолодочными минами типа «Кэптор» и для противоминного обеспечения кораблей и транспортов в отдаленных морских районах. Головной тральщик «Железняков» был построен на Средне-Невском заводе в 1988 году. Размеры корабля потребовали, при вывозе со стапельного места в цехе, увеличить проем цеховых ворот, а спусковое устройство выдерживало в момент спуска предельные нагрузки. Запаздывали поставки новой техники, что усложняло и затягивало сроки проведения монтажных работ.


Вошедшие в строй два корабля «Железняков» и «В.Гуманенко» значительно превосходят корабли проекта 266М по эффективности противоминных действий в несколько раз. Строительство корпуса третьего корабля из-за отсутствия финансирования было прекращено.
Создание кораблей проекта 12660 — это целая эпоха в советского судостроении. Они стали первыми морскими тральщиками ВМФ СССР, способными вести противоминные действия впереди по курсу и бороться с современными глубоководными минами. Опыт, приобретенный при их создании и использовании, неоценим при дальнейшем проектировании кораблей противоминной обороны.


По кораблестроительной программе МТЩ проекта 12660 (в НАТО известен как Gorya) предполагалось построить гораздо больше, чем удалось. Планировалась постройка серии из 12 единиц и в 1983-1985 годах было заложено три корабля. В ходе строительства выявилась трудность постройки столь большого корабля на Средне-Невском СЗ и серия была ограничена двумя единицами (корпус третьего корабля, заказ-наряд 563, утилизирован ).


Уже в процессе испытаний стало ясно, что проект очень сложный и корабль получился большим. А к тому же распался Советский Союз, наступили другие времена и финансирование оборонного направления резко снизилось. Поэтому было принято решение вести постройку новых морских тральщиков в корпусе хорошо себя зарекомендовавших МТЩ проекта 266М, но с новыми средствами поиска и уничтожения мин. Которые должны были быть не таким дорогими, как проект 12660 «Рубин».

А.В.Карпенко (ВТС «БАСТИОН»)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние в строю 2 единицы
Проектант Западное ПКБ
Гл.конструктор Н.П.Пегов (затем В.С.Сергеев)
Завод-строитель Средне-Невский СЗ , Санкт-Петербург
Годы сдачи 1988-1992
Число кораблей в серии 2

ОБЩЕКОРАБЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Водоизмещение, т:
— стандартное 1070
— нормальное 1110
— полное 1150
Главные размерения, м:
— длина наибольш. (по КВЛ) 67,8 (60,0)
— ширина наибольш.(по КВЛ) 10,95
— осадка при полн.водоизм. 3,12
Главная энергетическая установка:
— тип дизельная М-503М
— число х мощность (л.с.) двигателей: 2 х 2500
Электроэнергетическая установка:
— тип диз.-генер. ДГР2А/1500ММ
— число и мощность (кВт) дизель- генераторов 4 х 200
Скорость хода, уз:
— полная 16
— экономическая 12
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) 1500 ( 12 )
Автономность по зап. провиз., сут. 15
Экипаж (в т. ч.офицеры), чел.: 70 (7)
Материал корпуса маломагнитная сталь

ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерийское:

— число и тип артустановок 1 х 1 76 мм АК-176
1 х 6 30 мм АК-630М
( система управления стрельбой МР-123-01)
— ПЗРК «Стрела-3″
Противоминное:
— контактный трал КТК-1, акустический трал АТ-3, электромагнитный трал ТЭМ-3М, телеуправляемый подводный аппарат.
Гидроакустическое:
— новая ГАС миноискания, МГ-35,МГ-7
Минное: до 16 мин ( в перегузку )
Навигационное: навигац. комплекс «Байсур-660″
Средва связи: — автоматизированный комплекс «Бурун-6″

СРЕДНЕ-НЕВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ОАО
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap