МОРСКОЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 12660 «РУБИН». SEA TRAWLER PROJECT 12660 «RUBIN»


МОРСКОЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 12660 «РУБИН»
SEA TRAWLER PROJECT 12660 «RUBIN»

17.04.2020

Экипаж морского тральщика Кольской флотилии разнородных сил Северного флота «Владимир Гуманенко» вышел в полигоны боевой подготовки Северного флота для выполнения учебно-боевых задач. Корабль проведёт стрельбу по морской цели и отработает ведение артиллерийского боя с кораблём условного противника на средней дистанции.
В ходе учебного артиллерийского боя экипаж корабля отработает общую организацию борьбы за живучесть в море, устранение условных боевых повреждений оружия и технических средств на палубе и заделку пробоин корпуса на ходу.
После выполнения поставленных задач тральщик вернётся в пункт постоянного базирования в Кольском заливе — город воинской славы Полярный.
Морской тральщик проекта 12660 «Владимир Гуманенко» предназначен для поиска и уничтожения мин в океанской зоне и способен вести траление на больших глубинах, способен уничтожать глубоководные мины-торпеды, гидроакустические буи противолодочной системы оповещения и другие подводные объекты противника на глубине до 1000 метров, а также обеспечить вывод атомных подводных лодок в оперативную морскую зону. Среди тральщиков Северного флота имеет самые большие водоизмещение (более 1100 тонн), дальность (1500 миль) и атономность плавания (15 суток).
2011-2012 и 2018 годах экипаж тральщика принимал участие в деятельности отряда морского разминирования Северного флота в Арктике. МТЩ «Владимир Гуманенко действовал в акватории Обской губы возле полуострова Ямал и Енисейского залива Карского моря. обследовав акваторию площадью более 400 квадратных миль и ликвидировав несколько десятков миноподобных объектов.
Пресс-служба Северного флота


МОРСКОЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 12660 «РУБИН»

Появление казавшихся в первое время универсальными средств борьбы с минами впереди по курсу корабля потребовало создания весьма дорогих противоминных кораблей нового класса — тральщиков — искателей мин и их новейшего противоминного вооружения, основу которого составляют самоходные подводные аппараты (ПА) многоразового использования. Кроме того, это привело к созданию и введению в донные мины специальных каналов, вызывающих подрыв мин от физических полей подводного аппарата и его уничтожение, что экономически оказывается выгодным, учитывая более высокую стоимость ПА по сравнению с донной миной и несопоставимое численное соотношение донных мин и ПА.
К тому же к началу 1980-х годов многократно возросли боевые возможности минного оружия, включая глубину постановки, многоканальность и многократность действия взрывателей, трудность обнаружения (диэлектрические материалы корпусов, заиленность и прочее), скрытность постановки (подводные лодки, авиация). Особенно опасной в этом плане была принятая на вооружение США в 1976 году якорная мина МК-60 Captor с глубиной постановки 500 — 1000 м, представляющая серьезную опасность для подводных лодок.
Поэтому в конце 1970-х — начале 1980-х годов назрела острая необходимость в создании минно-тральных кораблей нового поколения с самым широким применением автоматики и дистанционного управления, с улучшенными условиями обитаемости и повышенной безопасностью плавания. Больше внимания стало уделяться и вопросам охраны окружающей среды.


Первые проработки по созданию нового морского тральщика велись в 1970-е годы. Проектирование корабля проекта 12660 «Рубин» началось Западным ПКБ (гл. конструкторы Н.П.Пегов и В.С.Сергеев) с 1972 года, тогда по одному из вариантов прорабатывалась установка на корабль вертолета- тральщика. Однако и без этого водоизмещение корабля увеличилось до 1150 т, а энергетическая установка оставалась прежней по проекту 266М. В тоже время дополнительно установлена энергетическая установка малого хода и носовое подруливающее устройство.
В состав вооружения этого корабля входит новый противоминный комплекс для поиска донных, придонных и якорных мин по курсу, а также контактные и неконтактные тралы. На тральщике было установлено самое совершенное минно-тральное вооружение: комплекс уничтожения мин с самоходным самонаводящимся противоминным снарядом – торпедой «Кобра» и самоходным противоминным снарядом – торпедой перерезания минрепов «Гюрза» по целеуказанию корабля (оба снаряда созданы в ЦНИИ «Гидроприбор»), самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель «Кетмень», искатель-уничтожитель «Палтус», электромагнитные и акустические тралы, ГАС миноискания «Кабарга» и др. Боевые средства корабля состояли из 76-мм пушки АК-176, 30-мм автомата АК-630М с системой управления огнем «Вымпел» и ПЗРК «Стрела-3».
Глубоководный гидроакустический буксируемый искатель-уничтожитель донных мин «Палтус» начали разрабатывать в ЦНИИ «Гидроприбор» в 1976 году. В сравнении с искателем «Луч-1» в новом изделии обнаруженные объекты должны были не только обозначаться отметчиками, но при необходимости уничтожаться непосредственно в процессе буксировки. ГАС для искателя создавали в ЦНИИ «Морфизприбор». Вскоре работы по всей системе «Палтус» передали Уральскому филиалу ЦНИИ «Гидроприбор» (гл. конструкторы Х.Х.Давлетгильдеев и В.И.Гуль), созданному на базе СКБ машиностроительного завода им. К.Е.Ворошилова. Искатель-уничтожитель прошел испытания и в 1985 году принят на вооружение ВМФ, но из-за недостатков в системе гидролокатора в серийное производство не поступил.


Разработка новой ГАСМ «Кабарга», модификации которой были установлены на рейдовых и морских тральщиках ВМФ, была завершена в 1990 г. НИИ «Бриз». Однако по уровню вторичной обработки информации и взаимодействия с противоминным вооружением она практически не отличается от предшествующих моделей станций.
В тоже время после появления в ВМФ СССР эффективных корабельных станций миноискания типа «Кабарга» в 1980-х гг. продолжаются работы над созданием самоходных искателей-уничтожителей мин. В 1989 г. был принят на вооружение флота самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель второго поколения СТИУ-2 «Кетмень», работающий по целеуказанию корабельной гидроакустической станции миноискания на глубинах до 100 м. Он был разработан Уральским филиалом ЦНИИ «Гидроприбор» (гл. конструктор А.А.Казин).
СТИУ-2 обеспечивает поиск со скоростью движения до 3 узлов и уничтожение донных и якорных мин впереди по курсу корабля — тральщика. На обнаруженную мину укладывался заряд (на аппарате их два с зарядом ВВ по 130 кг), и после отхода СТИУ на безопасное расстояние мина подрывалась.
Строительство кораблей проекта 12660 велось на Средне-Невском заводе начиная с 1983 года. Корабли строились из маломагнитной стали для борьбы с глубоководными противолодочными минами типа «Кэптор» и для противоминного обеспечения кораблей и транспортов в отдаленных морских районах. Головной тральщик «Железняков» был построен на Средне-Невском заводе в 1988 году. Размеры корабля потребовали, при вывозе со стапельного места в цехе, увеличить проем цеховых ворот, а спусковое устройство выдерживало в момент спуска предельные нагрузки. Запаздывали поставки новой техники, что усложняло и затягивало сроки проведения монтажных работ.


Вошедшие в строй два корабля «Железняков» и «В.Гуманенко» значительно превосходят корабли проекта 266М по эффективности противоминных действий в несколько раз. Строительство корпуса третьего корабля из-за отсутствия финансирования было прекращено.
Создание кораблей проекта 12660 — это целая эпоха в советского судостроении. Они стали первыми морскими тральщиками ВМФ СССР, способными вести противоминные действия впереди по курсу и бороться с современными глубоководными минами. Опыт, приобретенный при их создании и использовании, неоценим при дальнейшем проектировании кораблей противоминной обороны.


По кораблестроительной программе МТЩ проекта 12660 (в НАТО известен как Gorya) предполагалось построить гораздо больше, чем удалось. Планировалась постройка серии из 12 единиц и в 1983-1985 годах было заложено три корабля. В ходе строительства выявилась трудность постройки столь большого корабля на Средне-Невском СЗ и серия была ограничена двумя единицами (корпус третьего корабля, заказ-наряд 563, утилизирован ).


Уже в процессе испытаний стало ясно, что проект очень сложный и корабль получился большим. А к тому же распался Советский Союз, наступили другие времена и финансирование оборонного направления резко снизилось. Поэтому было принято решение вести постройку новых морских тральщиков в корпусе хорошо себя зарекомендовавших МТЩ проекта 266М, но с новыми средствами поиска и уничтожения мин. Которые должны были быть не таким дорогими, как проект 12660 «Рубин».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние в строю 2 единицы
Проектант Западное ПКБ
Гл.конструктор Н.П.Пегов (затем В.С.Сергеев)
Завод-строитель Средне-Невский СЗ , Санкт-Петербург
Годы сдачи 1988-1992
Число кораблей в серии 2

ОБЩЕКОРАБЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Водоизмещение, т:
— стандартное 1070
— нормальное 1110
— полное 1150
Главные размерения, м:
— длина наибольш. (по КВЛ) 67,8 (60,0)
— ширина наибольш.(по КВЛ) 10,95
— осадка при полн.водоизм. 3,12
Главная энергетическая установка:
— тип дизельная М-503М
— число х мощность (л.с.) двигателей: 2 х 2500
Электроэнергетическая установка:
— тип диз.-генер. ДГР2А/1500ММ
— число и мощность (кВт) дизель- генераторов 4 х 200
Скорость хода, уз:
— полная 16
— экономическая 12
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) 1500 ( 12 )
Автономность по зап. провиз., сут. 15
Экипаж (в т. ч.офицеры), чел.: 70 (7)
Материал корпуса маломагнитная сталь

ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерийское:

— число и тип артустановок 1 х 1 76 мм АК-176
1 х 6 30 мм АК-630М
( система управления стрельбой МР-123-01)
— ПЗРК «Стрела-3»
Противоминное:
— контактный трал КТК-1, акустический трал АТ-3, электромагнитный трал ТЭМ-3М, телеуправляемый подводный аппарат.
Гидроакустическое:
— новая ГАС миноискания, МГ-35,МГ-7
Минное: до 16 мин ( в перегузку )
Навигационное: навигац. комплекс «Байсур-660»
Средва связи: — автоматизированный комплекс «Бурун-6»

А.В.Карпенко (ВТС «БАСТИОН»)

СРЕДНЕ-НЕВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ОАО
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»
МОРСКИЕ ТРАЛЬЩИКИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МИННО-ТРАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap