ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+





РАКЕТНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 12411 (1241) «МОЛНИЯ»

MISSILE BOAT PROJECT 12411 (1241) «MOLNIAY»

11.01.2018

Ракетному катеру «Р-239» из состава соединения ракетных катеров Черноморского флота присвоено наименование «Набережные Челны».
Ежегодно на военную службу по призыву на Черноморский флот прибывает порядка 200 уроженцев Набережных Челнов, самые достойные из которых будут проходить военную службу на военном корабле с названием родного города. Соответствующая работа уже ведется руководством города и командованием флота.
Наименование ракетному катеру присвоено в соответствие с приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирала Владимира Королёва.
«…Приказываю: изменить действительное наименование ракетному катеру «Р-239» на «Набережные Челны» и впредь именовать его ракетный катер «Набережные Челны», – сказано в приказе главнокомандующего ВМФ.
Пресс-служба Южного военного округа

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

19.02.2018

В соответствии с планом боевой подготовки ракетные катера Черноморского флота «Набережные Челны» и «Ивановец» выполнили практические артиллерийские стрельбы в море.
В одном из морских полигонов, отрабатывая организацию обороны кораблей от средств воздушного нападения условного противника, экипажи катеров провели артиллерийские стрельбы по воздушной цели, а затем в ходе отработки элементов морского боя выполнили стрельбу по буксируемому щиту, имитирующему морскую цель.
Экипажи катеров провели частные учения по противодиверсионной обороне при стоянке кораблей на незащищенном рейде, в ходе которых военнослужащие выполнили стрельбы из штатного стрелкового оружия по плавающему предмету и отработали профилактическое противодиверсионное гранатометание.
На завершающем этапе данного выхода в море РК «Набережные Челны» и «Ивановец» проведут учения по выходу в ракетную атаку, в ходе которого планируется выполнение электронных ракетных пусков по условной морской цели.
Помимо боевых упражнений экипажи отработают элементы совместного плавания в составе тактической группы, организацию взаимодействия и связи.
Пресс-служба Южного военного округа

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

22.03.2018

Большой ракетный катер «Шуя» станет «крестным отцом» для нового зенитного ракетно-артиллерийского комплекса (ЗРАК) «Панцирь-М». На входящий в состав Черноморского флота корабль будет установлен первый опытный образец ЗРАК. Он пройдет полный цикл испытаний, включая пуски ракет и артиллерийские стрельбы по морским, наземным и воздушным целям. По сравнению с сухопутным «Панцирем-С» у морского увеличилась дальность обнаружения целей и стрельбы. По мнению экспертов, благодаря новейшему вооружению российские корабли получат надежнейшую защиту от всего, что движется в воздухе, — крылатых ракет, самолетов, вертолетов, беспилотников и авиабомб. Может комплекс работать и по кораблям и безэкипажным катерам противника.
Как рассказали «Известиям» в главкомате ВМФ, работы по установке ЗРАК «Панцирь» на ракетном катере «Шуя» (Р-71, бортовой номер 962) проекта 12417 «Молния» уже начались на одном из крымских судостроительных предприятий. Боевой модуль комплекса, радиолокационная станция и другое оборудование будут смонтированы на опорных тумбах и фундаментах, где ранее крепились элементы морского ЗРАК предыдущего поколения «Кортик». Этот комплекс, производство которого было прекращено более 15 лет назад, на «Шуе» был демонтирован ранее. Ожидается, что размещение «Панциря-М» завершится в 2018 году, после чего катер приступит к его испытаниям на Черном море.
Известия

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОМПЛЕКС «ПАНЦИРЬ-М» («ПАНЦИРЬ-МЕ»)

30.03.2018

В соответствии с планом боевой подготовки в рамках зачетного тактического учения бригады ракетных катеров Черноморского флота, корабли соединения выполнили боевые упражнения с нанесением ракетного удара крылатыми ракетами по сложной мишенной позиции, имитирующей отряд кораблей условного противника.
Ракетные катера «Набережные Челны» и Р-60 и «Ивановец» выполнили стрельбу противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», которые успешно поразили заданную морскую цель.
Результаты выполненного боевого упражнения подтверждены, данными телеметрии и визуально с беспилотных летательных аппаратов морской авиации ЧФ.
Также в рамках учений экипажи кораблей и катеров провели тренировки по связи, совместному маневрированию и учение по организации противовоздушной обороны отряда кораблей на переходе морем.
Для обеспечения безопасности выполнения пусков и закрытия опасного для плавания района было привлечено порядка 10 боевых кораблей и вспомогательных судов, а также самолеты морской авиации ЧФ.
Пресс-служба Южного военного округа

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

26.04.2018

В акватории Японского моря продолжается двустороннее тактическое учение Приморской флотилии разнородных сил Тихоокеанского флота (ТОФ). Сегодня по плану учения ракетный катер Р-79 отработал задачи по нанесению одиночным кораблём ракетного удара по отряду кораблей условного противника.
Катер своевременно получил целеуказания и произвел по указанным координатам пуск двух противокорабельных крылатых ракет «Термит». По данным объективных средств контроля, стрельба признана успешной.
Закрытие района выполнения ракетных стрельб обеспечивали десять кораблей ТОФ.
Пресс-служба Восточного военного округа

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ
ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ


РАКЕТНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 12411 (1241) «МОЛНИЯ»


События арабо-израильской войны 1967г и индо-пакистанского конфликта 1971г показали на необходимость создания нового ракетного катера, способного нести более совершенные ракеты, обладающие повышенной дальностью действия, более защищенные от средств противодействия противника, чем ракеты П-15. Такой ракетный комплекс с условным наименованием «Москит» создавался отечественными разработчиками. Оценка возможности размещения ракет «Москит» на катерах проекта 205 показала, что массогабаритные характеристики ракет не позволяют разместить их на этих катерах.
В 1973 году ЦКБ “Алмаз” приступило к разработке нового катера — проекта 1241. Новый проект получил шифр «Молния». Главный конструктор — Е.И.Юхнин, главным наблюдающим от ВМФ был вначале капитан 1 ранга Ю.М.Осипов, а затем капитан 2 ранга В.И.Литовский.
Что касается МРК проекта 1234 «Овод», то дизельная энергетическая установка, состоящая из трех двигателей мощностью по 10000л.с. каждый, не могла обеспечить требуемые скорости хода 42-43 узла. Поэтому при создании нового катера ставилась задача создания не только нового корпуса, но и новой главной энергетической установки. Вышедшее в 1973 году Постановление Правительства предусматривало создание нового большого ракетного катера с противокорабельным ракетным комплексом «Москит», улучшенными тактико-техническими характеристиками, боевыми средствами самообороны и средствами радиоэлектронной борьбы, улучшенной обитаемостью и увеличенной автономностью.
Проект, разработанный под руководством главного конструктора Юхнина Е.И. , реализовывался как система боевых катеров и предусматривал постройку в едином корпусе проекта 1241 ракетных и сторожевых катеров как для отечественного ВМФ, так и на экспорт. Учет этого обстоятельства, а также разное состояние готовности основных комплектующих изделий привели к разработке ряда модификаций проекта 1241. ПО «Алмаз» была поручена постройка головных катеров двух основных модификаций.
Первая модификация отличалась размещением ракетного комплекса П15М «Термит» и газо-газотурбинной установки, ввиду неготовности комплекса «Москит» и дизель-газотурбинной установки (ДГТУ). Эта модификация – проект 1241-1 — решала задачу запуска в производство нового корпуса и подготовку экспортного варианта. Вторая модификация – проект 12411 — оснащалась ракетным комплексом «Москит» и ДГТУ; эта модификация, по сути и являлась новым ракетным катером. ПО «Алмаз» строил практически параллельно обе модификации. В 1979 году был построен и сдан ВМФ головной катер проекта 1241-1 с комплексом «Термит».. Особую заботу вызывало строительство головного катера второй модификации (проект 12411), на котором предстояло отработать как ударный комплекс «Москит», так и дизель-газотурбинную главную энергетическую установку (ДГТУ). В начале лета были проведены швартовные и первый этап заводских ходовых испытаний. Для испытаний и отработки ракетного комплекса катер был перебазирован на Черное море. После необходимой доводки в декабре 1981 года катер прошел Госиспытания и был принят в состав ВМФ. Это дало возможность начать серийное строительство катеров проекта 12411 на Средне-Невском и Хабаровском судостроительных заводах. На ПО «Алмаз» в 1980,1982 и 1983 гг были построены также три катера проекта 12411Т с комплексом П-15М «Термит».
Постройка катеров началась сразу на нескольких заводах МСП. Всего было построено для ВМФ 48 ракетных катеров различных модификаций и 29 противолодочных. Одновременно со строительством катеров для ВМФ, шло строительство их на экспорт – 25 ед. ракетных и 7 ед. противолодочных. Кроме того, была передана лицензионная документация Индии и Вьетнаму для строительства ракетных катеров на своих верфях.
Для поставки на экспорт разработан проект 12421 с ракетным комплексом «Москит-Э», ракетный катер проекта 12421 предназначен для уничтожения боевых кораблей, транспортов и десантных средств противника в открытом море. Так же, для экспортных поставок в ЦМКБ «Алмаз» был разработан РКА проекта 12418 с ракетным комплексом «Уран». Благодаря малым габаритам ракеты Х-35 этого комплекса, на катере разместили 16 ПКР вместо 4-х, как на базовом варианте РКА проекта 12411 (12421).

Модернизации проекта

Малый артиллерийский корабль: МАК-160 (Р-160) — демонтированы ПУ ПКР «Москит», РЛК 23К1 «Монолит», установлены 4х17 140 мм ПУ НУРС БМ-14-17, ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216) – выстрелы АЗ-СО-50, АЗ-СР-50, АЗ-СОМ-50, АЗ-СК-50, АЗ-СМЗ-50
Р-47 — 1 контейнер ПКР «Москит» заменен на ПУ ПКР нового типа
Р-60 – в 2004-05 заменены АК-630 на 1 ЗАК «Палаш» — 2х6 30 мм
Р-71 – план в 2013-14 установить 2х6 30 мм АК-630
Нереализованные модификации — пр.12419

Распределение по флотам

БФ: Р-2, 5 (зав.№401, с 1998 КВФ), 6, 26, 47, 62, 129, 187, 255, 291, 293, 542, 615, 624, 630, 833, зав.№01713, 01714, 01716
ЧФ: Р-46 (затем БФ), 54, 60, 63, 69 (зав.№01728), 71, 104, 109, 160 (с 06.1992 КВФ), 239, 256, 257 (затем БФ), 334, 464, 541, 543, 600-602
СФ: Р-101 (с 1989 БФ, с 1993 КВФ)
ТОФ: Р-11, 14, 18, 19, 20, 24, 29, 42, 45, 66, 69 (зав.№903), 76, 79, 83, 85, 103, 113, 158, 229, 230, 240, 261, 271, 297, 298, 442

СЕРИЯ
Р-46 – заводской №402, головной корабль серии, заложен в марте 1976 года на мощностях объединения «Алмаз», спущен со стапелей в марте 1980 года, принят в строй в декабре 1981 года. Списан в 1994 году;
Р47 – заводской №206, первый корабль заложенный на мощностях Средне-Невского завода в июне 1983 года, спущен со стапелей в августе 1986 года, принят в строй в феврале 1987 года. Бортовой №819. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-60 – заводской №207, заложен в декабре 1985 года, спущен со стапелей в декабре 1986 года, принят в строй в декабре 1987 года. Бортовой №955. Модернизирован – установка ЗАК Палаш. ЧФ;
Р-160 (МАК-160) – заводской №208, заложен в феврале 1986 года, спущен со стапелей в сентябре 1987 года, принят в строй в августе 1988 года. Модернизирован до пр. 12411Т. Бортовой №054. Каспийская флотилия;
Р-187 (Заречный) – заводской №209, заложен в июле 1986 года, спущен со стапелей в апреле 1988 года, принят в строй в марте 1989 года. Бортовой № 855. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-239 — заводской №210, заложен в октябре 1987 года, спущен со стапелей в декабре 1988 года, принят в строй в сентябре 1989 года. Бортовой №953. ЧФ;
Р-334 (Ивановец) – заводской №211, заложен в январе 1988 года, спущен со стапелей в июле 1989 года, принят в строй в декабре 1989 года. Бортовой №954. ЧФ;
Р-109 – заводской №212, заложен в июле 1989 года, спущен со стапелей в апреле 1990 года, принят в строй в октябре 1990 года. Бортовой №952. ЧФ;
Р-291 (Димитровград) – заводской №213, заложен в декабре 1985 года, спущен со стапелей в декабре 1986 года, принят в строй в декабре 1987 года. Бортовой №825. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-293 (Моршанск) – заводской №214, заложен в апреле 1991 года, спущен со стапелей в августе 1991 года, принят в строй в марте 1992 года. Бортовой №874. ДКБФ;
Р-2 – заводской №215, заложен в 1991 года, спущен со стапелей в 1994 года, принят в строй в феврале 2000 года. Бортовой №870. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-5 – заводской №216, последний заложенный РК на мощностях Средне-Невского завода в 1991 году;
Р-66 – заводской №905, первый заложенный РК на мощностях Хабаровского завода, принят в строй в апреле 1985 года. Списан в 1999 году;
Р-85 – заводской №906, принят в строй в сентябре 1985 года;
Р-103 – заводской №907, принят в строй в ноябре 1985 года;
Р-113 – заводской №908, принят в строй в декабре 1985 года. Списан в 1997 году;
Р-158 – заводской №909, принят в строй в октябре 1986 года. Списан в 1996 году;
Р-76 – заводской №910, принят в строй в декабре 1986 года. Списан в 1996 году;
Р-83 – заводской №911, принят в строй в декабре 1986 года;
Р-229 – заводской №912, принят в строй в сентябре 1987 года;
Р-230 – заводской №913, принят в строй в декабре 1987 года. Списан в 1997 году;
Р-240 – заводской №914, принят в строй в октябре 1988 года;
Р-261 – заводской №915, принят в строй в декабре 1988 года. Бортовой №991. ТОФ (2 гн.дн РК) ;
Р-271 – заводской №916, принят в строй в сентябре 1989 года;
Р-442 – заводской №917, принят в строй в декабре 1989 года;
Р-297 – заводской №918, принят в строй в сентябре 1990 года. Бортовой №951. ТОФ;
Р-298 – заводской №919, принят в строй в декабре 1990 года. Бортовой №940. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-11 – заводской №920, принят в строй в сентябре 1991 года. Бортовой №916. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-14 – заводской №921, заложен в 1988 году, принят в строй в декабре 1991 года. Бортовой №924. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-18 – заводской №922, принят в строй в августе 1992 года. Бортовой №937. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-19 – заводской №923, принят в строй в декабре 1992 года. Бортовой №978. ТОФ;
Р-20 – заводской №924, заложен в 1989 году, спущен со стапелей в октябре 1991 года, принят в строй в ноябре 1993 года. Бортовой №921. ТОФ (2 гн.дн РК) ;
Р-24 – заводской №925, заложен в 1989 году, спущен со стапелей в декабре 1991 года, принят в строй в декабре 1994 года. Бортовой №946. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-29 – заводской №924, последний РК, заложенный на мощностях Средне-Невского завода в 1992 году, принят в строй в сентябре 2003 года. Бортовой №916. ТОФ (2 гн.дн РК).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение: 493 т.
Размеры:
-длина — 56,1 м,
-ширина — 10,2 м,
— осадка — 4,36 м.
Скорость хода максимальная: 38 узлов
Дальность плавания: 1600 миль при 20 узлах.
Силовая установка: смешанная, 2 дизеля, 8000 л.с. + 2 турбины крейсерского хода, 24000 л.с., 2 винта.
Экипаж: 41 чел.

ВООРУЖЕНИЕ

4 пусковых установки ПКР «Москит» (4 ракеты 3М-80), (или 4 ракеты П-15М «Термит» — проект 12411Т)
1 76,2-мм артустановка АК-176,
2х6 30-мм орудия, с возможностью установки 2х4 ТПК зенитных ракет «Стрела-3», «Игла»

ХАРАКТЕРИСТИКИ РКА ПРОЕКТА 12421

Водоизмещение, т 550
Размерения, м 56,90 х 10,20
Скорость, уз 38
Автономность, сут 10
Дальность плавания, миль 2400
ПРОПУЛЬСИВНАЯ УСТАНОВКА
1 х газотурбинный агрегат ГГТА М15Э.1

ВООРУЖЕНИЕ

УДАРНОЕ РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ
1 х ракетный комплекс «Москит-Е» (4 ракеты)
АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ОРУЖИЕ
1 х АУ АК-176М калибра 76 мм
2 х АУ АК-630М калибра 30 мм
ПЕРЕНОСНОЕ ЗЕНИТНОЕ РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ
12 х ПЗРК типа «Игла»
РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ
1 х РЛК ЗЦ-25Е1 или ЗЦ-25Э
1 х комплекс РЭБ МП-405-1Э
1 х РЛС «Позитив-Э» или «Позитив-МЭ1″
1 х МР-123-02(Ц)
2 х изд. 67Р
1 х «Подзаголовок-24Э»
1 х ПК-10
НАВИГАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
1 х ИНС «NaviBridge-2400″
1 х гироазимутгоризонткомпас ГАГК-1
1 х магнитный компас КМ69-М2
1 х лаг ИЭЛ-1
1 х эхолот НЭЛ-МЗБ
1 х радиопеленгатор РН
СРЕДСТВА СВЯЗИ
1 х ПВ/КВ радиоустановка SAILOR
1 х УКВ радиоустановка SAILOR
1 х INMARSAT-C SAILOR H2095
1 х SAILOR C-2149
1 х NAVTEX NT-900
2 х МВ-ДМВ радиостанция Р-625
1 х КВ радиоприемник Р-603-1 «Бригантина»
Средства связи, удовлетворяющие требованиям ГМССБ
Средства внутрекорабельной связи и трансляции
Средства зрительной связи и наблюдения

Источники: www.almaz-kb.ru, www.russian-ships.info, topwar.ru и др.

РАКЕТНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 12411 (1241) «МОЛНИЯ». НОВОСТИ 2009-2017

РАКЕТНЫЙ КАТЕР «Р-239″ ВОЗВРАТИЛСЯ В СЕВАСТОПОЛЬ 24.04.2016
РАКЕТНЫЙ КАТЕР Р-239 ПРОЕКТА 12411 В СЕВАСТОПОЛЕ
РАКЕТНЫЙ КАТЕР «ИВАНОВЕЦ» ПРОЕКТА 12411 В СЕВАСТОПОЛЕ
РАКЕТНЫЙ КАТЕР Р-109 ВЕРНУЛСЯ ПОСЛЕ РЕМОНТА. 19.12.2016
РАКЕТНЫЙ КАТЕР Р-109 ПРОЕКТА 12411 В СЕВАСТОПОЛЕ. ФЕВРАЛЬ 2016
РАКЕТНЫЙ КАТЕР «Р-109″ ПРОЕКТА 12411 В СЕВАСТОПОЛЕ
РАКЕТНЫЙ КАТЕР «Р-60″ ПРОЕКТА 12411 В СЕВАСТОПОЛЕ
РАКЕТНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 12411 (1241) «МОЛНИЯ». ФОТОРЕПОРТАЖИ
РАКЕТНЫЙ КАТЕР «ШУЯ» ПРОЕКТА 12417 В СЕВАСТОПОЛЕ. ФЕВРАЛЬ 2016
РАКЕТНЫЙ КАТЕР «ШУЯ» ПРОЕКТА 12417 В СЕВАСТОПОЛЕ. 28.12.2015
НАСЛЕДИЕ 90-Х: НЕДОСТРОЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 12411 НА СРЕДНЕ-НЕВСКОМ СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ. 27.06.2014
РАКЕТНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 12418 «МОЛНИЯ»
РАКЕТНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 12421 «МОЛНИЯ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap