ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ ПРОЕКТА 1240

SMALL MISSILE SHIP ON UNDERWATER WINGS PROJECT 1240

23.04.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО МРК ПРОЕКТА 1240 В МУЗЕЕ 1ЦНИИ МО. 1998

В Музее 1ЦНИИ МО РФ было представлено много моделей не осуществленных проектов боевых кораблей различных классов, в том числе здесь много уникальных проектов отечественного военного кораблестроения. Среди них, выставлены модели вариантов корабля на подводных крыльях типа проект 1240.
Известно, что еще ходе строительства и испытаний МРК проекта 1240 в ЦМКБ «Алмаз» проводились конструкторские проработки по улучшению качества серийного проекта. Рассматривались современные виды вооружения и техники находящиеся в стадии разработки, проектирования и строительства ,применительно к проекту 1240. Прорабатывались варианты замены ударного оружия 4 ПКР «Малахит» на 16 ПКР «Уран», 4 ПКР «Москит», 8 ПКР «Оникс», ЗРК «Оса-м» на «Оса-МА», ЗРК «Кортик», ЗРК «Кинжал» с трёхкоординатной РЛС «Позитив-М», Радиотехнического РКС «Дубрава-1240» на РЛК «Монолит».
ВТС «БАСТИОН», 23.04.2017

МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО МРК ПРОЕКТА 1240 В МУЗЕЕ 1ЦНИИ МО. 1998


МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ ПРОЕКТА 1240

Проектирование корабля на глубокопогруженных автоматически управляемых крыльях началось в ЦКБ-5 (с 1966 г. ЦМКБ «Алмаз») в 1964 г. Первые два года конструкторские работы велись на базе уже созданного корпуса малых ракетных кораблей семейства «Овод». В качестве основного вооружения планировалось размещение 4–6 противокорабельных крылатых ракет «Термит». Затем конструкторам предложили усилить вооружение корабля за счет более мощных и дальнобойных ракет «Малахит», а в итоге родился принципиально новый проект «Ураган».
Идея снижения гидродинамического сопротивления за счет подъема корпуса судна из воды давно привлекала конструкторов боевых кораблей. Еще в конце 40-х — начале 50-х годов ХХ века проводились испытания малопогруженных крыльевых устройств на однокрылых катерах пр.123бис, М123бис, 123К, 184, 183ТК и 206М, и двухкрылых пр.125 и 125А. Тогда положительных результатов по мореходности достичь не удалось.
Решение проблемы ученые и конструкторы видели в оснащении морских судов глубокопогруженными подводными крыльями с автоматическим управлением подъемной силой. Это направление получило свое теоретическое обоснование и практическую реализацию уже в 1950 — 1960-е годы.

С целью проверки правильности принятых конструкторских решений были построены два опытных корабля: малый ракетный (пр.1240) и малый противолодочный (пр.1141).
Проектированию малого ракетного корабля предшествовала постройка модели в масштабе 1:3,3, опытная эксплуатация которой показала хорошие результаты. Для отработки формы корпуса и системы подводных крыльев была создана своеобразная масштабная модель будущего корабля – опытный пассажирский катер на подводных крыльях «Тайфун». Он был построен по проекту главного конструктора В. М. Бурлакова на верфи ленинградского ПО «Алмаз» в 1969 г. и имел водоизмещение 65 т. Более года на нем проводились натурные испытания крыльевого и движительного комплексов; их результаты были использованы для окончательного проекта «Ураган». Главным конструктором проекта также являлся В. М. Бурлаков, а главным наблюдающим от ВМФ — капитан 1-го ранга А. И. Косоруков. «Ураган» предполагалось использовать в качестве опытного образца, а после завершения всесторонних испытаний — принять решение о строительстве серии.
Отработка принципов построения системы стабилизации, угловых колонок по передаче мощности к гребным винтам производились также на пассажирском судне «Тайфун», рассматривавшемся первоначально в качестве полунатурной модели МРК «Ураган».

Проект 1240 «Ураган» МРК разработан конструкторским бюро ЦМКБ “Алмаз” (главный конструктор В.М. Бурлаков). МРК проекта 1240 имел стандартное водоизмещение 342 т, а полное 432 т.
В качестве главных двигателей были применены два газотурбинных агрегата, работавших через редукторные передачи на четыре гребных винта «тандем» в опускаемых крыльевых кормовых колонках. Мощность каждой турбины — 18000 л. с. Для движения в водоизмещающем положении использовались так называемые дизели УМХ (установки малого хода) суммарной мощностью 2000 л. с. Оба дизеля работали на два водометных движителя. Скорость хода в водоизмещающем режиме достигала 10 уз, а на подводных крыльях — 60 уз. Дальность плавания при скорости хода 45 уз составляла 640 миль, автономность по запасам — 5 сут.

Главным вооружением МРК являлись две спаренные бортовые ненаводящиеся пусковые установки КТ-120-1240 крылатых ракет П-120 «Малахит». Зенитное вооружение – расположенный в носовой части ракетный комплекс самообороны «Оса-М» с боекомплектом в 20 зенитных ракет. На надстройке, в ее кормовой части, размещался шестиствольный 30-мм автомат АК-630 с боекомплектом 2000 снарядов. Специально для МРК-5 был создан целый ряд систем, устройств и механизмов. В их числе можно назвать комплекс радиолокационных антенн, систему автоматического управления подводными крыльями и др.
Крыльевое устройство с автоматическим регулированием подъемной силы, обеспечивающим стабилизацию по высоте над водной поверхностью, крену и дифференту, в сочетании с мощной газотурбинной установкой позволило кораблю развивать скорость более 50 узлов и использовать оружие при волнении моря до 5 баллов включительно. Максимальная же скорость составляла 57-60 узлов, а дальность плавания на крейсерской скорости (45…50 узлов) — до 700 миль.
В этом судне поражала новизна многих технических решений. На момент постройки это был самый крупный в мире корабль на подводных крыльях. Корпус корабля был выполнен из панелей алюминиево-магниевого сплава АМГ-62Т-1, а подводные крылья — из титанового сплава 48ОТ3В.
Главная энергетическая установка состояла из двух газотурбинных двигателей мощностью по 18 000 л.с. каждая. Через редукторы, расположенные в угловых колонках, она вращала гребные винты, расположенные на гондолах по схеме «тяни-толкай». На малом ходу носовое крыло, обе колонки с винтами поднимались из воды. Движение на этом режиме осуществлялось за счет водометов, приводимых в действие двумя дизелями. Автономность по запасам провизии составляла 5 суток, мореходность корабля при ходе на крыльях — 5 баллов, а в водоизмещающем положении — 6-7 баллов.

Основные требования ТТЗ были воплощены в проекте 1240 успешно . Корабль получился удачным настоящий мореход с большой скоростью ходил по штормовому морю,а так же применял все виды оружия . Что существенно расширяло боевые возможности малых кораблей, позволяло им решать свойственные задачи в любых условиях обстановки. Фактически делала малый, «москитный» флот всепогодным . Особенно важен этот фактор при организации ПВО. Из истории войн и военных конфликтов известно что наибольшую угрозу малым кораблям и катерам составляла авиация противника наносящая существенный урон численному составу, во время ВОВ единственным средством защиты для малых кораблей и катеров от ударов авиации была большая скорость и маневр уклонения. Высокая скорость МРК пр.1240 позволяет выполнить маневр уклонения от применяемому по нему оружию, когда корабль имеет возможность в секунды изменить такие важние параметры в наведении и прицеливании примененного по нему оружия как скорость и угловое перемещение, это дает ему возможность избежать боевого поражения.
Стабилизированная платформа в условиях штормового моря при максимальных кренах до 1.7 градусов и дифферентах до 3.5 позволяет эффективно использовать зенитно-ракетное, артиллерийское оружие, средства РЭБ в целях самообороны, а так же средства радиотехнической разведки для обнаружения, наведения, целеуказания и управления совместными боевыми действиями.

Высокая скорость хода МРК пр.1240 позволяет стремительно проводить тактическое развертывание ТГ, КУГ в огневые позиции, расширяет возможность организации ракетных ударов с разных направлений , немаловажный фактор при форсировании минных заграждений и рубежей ПЛО в период развертывания сил флота.
Подьёмные крыльевые устройства существенно облегчают систему базирования на морских регионах страны, позволяют базировать корабли, соеденения кораблей проекта 1240 в мелководных бухтах и реках, а так же проведение ремонта агрегатов и исполнительных механизмов крыльевых устройств без постановки в док.
Высокая степень автоматизации позволяла существенно сократить количество экипажа и
И избежать многочисленной аварийности в эксплуатации вооружения и технических средств корабля связанных с ошибками обслуживания экипажа.
Опытный МРК на автоматически управляемых подводных крыльях. Кодовое наименование проекта – «Ураган». Корпус корабля был изготовлен из алюминиево-магниевого сплава, крылья – из титана. Движительная установка состояла из двух толкающих и двух тянущих гребных винтов, расположенных на подъемных колонках кормовых крыльев. МРК обладал высокой скоростью и хорошей мореходностью, однако оказался капризным в эксплуатации, а его крыльевая система – недостаточно надежной.
МРК-5.

Заложен на Ленинградском Приморском ССЗ, спущен на воду в 1973 г., вышел на испытания в 1976 г. В 1976 г. МРК-5 провел в штормовых условиях Балтики 15 сут. В течение года корабль прошел 1310 морских миль за 370 ходовых часов, в том числе 36 ч шел в крыльевом режиме. На испытаниях корабль развил скорость 50-55 уз. при волнении до 5 баллов.
В 1977 г. в период сдаточных испытаний МРК-5 прошел 720 миль и находился в море 36 сут, проведя на крыльях 63 ч. Перед новым 1978 г. акт приемки МРК-5 от промышленности был подписан, но и весь 1978 г. корабль провел на Балтике в опытной эксплуатации.
После завершения программы испытаний переведен по внутренним водным путям на Черное море. 24.11.1979 прибыл в Севастополь и был включен в состав 116-го дивизиона ТКА 41-й Отдельной бригады РКА.

Корабль легко выходил на крылья, выполненные из титана. По бортам перед надстройкой были расположены два носовых крыльевых устройства, состоящих из двух отдельных глубокопогруженных крыльев с элементами, пересекающими свободную поверхность воды. Кормовое крыльевое устройство состояло из полногруженного плоского крыла, боковые стойки которого одновременно использовались для размещения угловой редукторной передачи. На палубе корабля размещались гидроцилиндры подъема крыльевых устройств. Мореходность МРК-5 превышала 5 баллов с сохранением скорости хода 50 уз, при этом амплитуда бортовой и килевой качки не превышала 2°.
За период эксплуатации МРК-5 провел две ракетные стрельбы главным комплексом и три стрельбы зенитными ракетами «Оса-М». В 1986 г. он провел в море 38 сут и прошел за это время 528 морских миль. Всего за этот год корабль имел 210 ходовых часов, из них 20 ч — в движении на подводных крыльях.
Этим кораблем командовали: капитан-лейтенент В.Е. Кузьмичев, капитан 3 ранга Э.В. Ванюхин и капитан-лейтенант Н.А. Гончаров.
Конструкция корабля в целом оказалась достаточно живучей, но для столь сложного корабля требовался экипаж моряков-профессионалов. Матросам срочной службы оказалось не под силу освоить несение вахты на корабле, насыщенном сверхсовременной аппаратурой и автоматикой, а в результате — частые поломки и аварии. По ряду причин сохранить МРК-5 для флота не удалось.
В 1990 г. он был исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. В 1992 г. затонул после пожара в Стрелецкой бухте. Позже поднят и разделан на металл в Севастополе.

В ходе строительства и испытаний МРК проекта 1240 в ЦМКБ «Алмаз» проводились конструкторские проработки по улучшению качества серийного проекта. Рассматривались современные виды вооружения и техники находящиеся в стадии разработки, проектирования и строительства ,применительно к проекту 1240. Прорабатывались варианты замены ударного оружия 4 ПКР «Малахит» на 16 ПКР «Уран», 4 ПКР «Москит», 8 ПКР «ОНИКС», ЗРК «Оса-м» на «Оса-МА», ЗРК «Кортик», ЗРК «Кинжал» с трёхкоординатной РЛС «Позитив-М», Радиотехнического РКС «Дубрава-1240» на РЛК «Монолит».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн
• порожнем 299
• стандартное 342
• полное 426 — 432
Основные размерения, м
• длина без рулевых колонок (по КВЛ) 49,8 (43)
• длина с рулевыми колонками 56,5 — 56,6
• ширина наибольшая (по КВЛ) 10,17- 10,2 (9)
• ширина по крыльям 21,1 — 21,14
• осадка на ходу с ПК / с подн. ПК / с опущ. ПК 2,2…2,35 / 2,8 / 8,0 — 8,2
Главная энергетическая установка: ДГТУ
• 2 газовых турбины М-10,
суммарная мощность, л.с. (кВт) 36 000 (26 500)
• 2 дизеля малого хода М-401 (ДРА-211),
суммарная мощность, л.с. (кВт) 2 200 (1 620)
• газотурбогенераторы ГТГ-100, мощность, кВт 3×100
• дизель-генераторы ДГ-100, мощность, кВт 2×100
4 гребных винта в двух колонках; 2 водомёта малого хода
Скорость хода, уз:
• наибольшая 57…60
• длительная на ПК 45…50
• экономическая на ПК 36
• длительная малого хода 8,5
Дальность плавания, миль (при скорости, уз):
700 — 702 (45 — 60)
1250 (36)
1500 (8,5)
Автономность, сут. 5
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 34 — 40 (7)

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:
• ПУ ПКРК П-120 «Малахит» 2×2
4 ПКР П-120 «Малахит»
Зенитное ракетное:
• 1×2 ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М»
20 ЗУР 9М33М
Артиллерийское:
• 1×6 30-мм ЗАК АК-630М

ВТС «БАСТИОН», 23.04.2017

Источники: А.Кузенков «Крылатый «Ураган». «Судостроение» №4,1999 г., www.almaz-kb.ru, www.kchf.ru, ВТС «Бастион», armyman.info, forums.airbase.ru и др.

МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО МРК ПРОЕКТА 1240 В МУЗЕЕ 1ЦНИИ МО. 1998
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «МАЛАХИТ»
СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА «АЛМАЗ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap