ПАМЯТНЫЙ ЗНАК МОРЯКАМ-БАЛТИЙЦАМ — ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР ТИПА «КОМСОМОЛЕЦ» ПРОЕКТА 123БИС В КАЛИНИНГРАДЕ. MONUMENT TO THE SAILORS OF THE BALTIC FLEET — TORPEDO BOAT TYPE «KOMSOMOLETS» PROJECT 123BIS IN KALININGRAD



ПАМЯТНЫЙ ЗНАК МОРЯКАМ-БАЛТИЙЦАМ — ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР ТИПА «КОМСОМОЛЕЦ» ПРОЕКТА 123БИС В КАЛИНИНГРАДЕ

MONUMENT TO THE SAILORS OF THE BALTIC FLEET — TORPEDO BOAT TYPE «KOMSOMOLETS» PROJECT 123BIS IN KALININGRAD

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК МОРЯКАМ-БАЛТИЙЦАМ — ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР ТИПА «КОМСОМОЛЕЦ» ПРОЕКТА 123БИС В КАЛИНИНГРАДЕ. ФОТОРЕПОРТАЖ
Фотографии: С.Г.Субоч

Памятный знак морякам-балтийцам — памятник Великой Отечественной войны в Калининграде (1978, скульптор В. В. Моргунов). Расположен на Московском проспекте, рядом с рекойПреголей и Деревянным мостом. Памятник представляет собой торпедный катер типа «Комсомолец» (пр. 123), установленный на наклонном постаменте, символизирующем гребень волны.
Памятник был установлен в 1978 году. В начале девяностых годов памятник был повреждён вандалами. К 50-летию победы памятник был отреставрирован, но к концу двухтысячных годов опять пришёл в упадок. В мае 2008 года из городского бюджета Калининграда было выделено 15 миллионов рублей на реставрацию памятника.
На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» была изготовлена точная копия торпедного катера времён Великой Отечественной войны. Специалисты «Янтаря» провели серьёзную исследовательскую работу, в результате которой за основу модели был взят проект 123-бис, торпедные катера которого принимали участие в военных действиях на Балтике. Новый памятный знак будет отличаться внешним видом от своего предшественника – представителя более позднего, уже послевоенного проекта. От «Комсомольца» образца 1978 года на новом катере остались только торпедные аппараты.
Изготовление полноразмерного макета торпедного катера было завершено 1 апреля 2010 года. В качестве прототипа был выбран катер тип 123-бис времён войны, в то время как стоявший на постаменте ранее катер относился к более поздней послевоенной серии.

Головной катер был заложен 30 июля 1939 года на верфи ленинградского завода № 194 (стапельный № С-505). Спущен на воду 16.05.1940, вступил в строй 25.10.1940, 12.03.1941 был зачислен в состав Черноморского флота. По характеристикам значительно отличался от серийных катеров.
В 1940—1950 годы со стапелей феодосийского судостроительного завода «Море» сошло более 200 торпедных катеров «Комсомолец».
Реданный катер с дюралюминиевым корпусом. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков (шпация 20-25 см). По всей длине корпуса проложена полая кильбалка, выполняющая функцию киля. Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили.
Два авиационных двигателя установлены в корпусе один за другим, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого — 10 м.
Торпедные аппараты, в отличие от катеров предыдущих типов, трубные, а не желобные.


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap