МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1239 «СИВУЧ». SMALL MISSILE SHIPS OF THE PROJECT 1239 «SIVUCH»



МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1239 «СИВУЧ»

SMALL MISSILE SHIPS OF THE PROJECT 1239 «SIVUCH»

03.08.2013

Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» ЧФ впервые будет действовать в составе ЧВМГ ОВ «Блэксифор». Ранее задачи в составе международного соединения решали преимущественно большие десантные корабли ЧФ. Сейчас на «Боре» завершается подготовка к активации, которая стартует 14 августа.

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

15.02.2014

В ходе весенней активации Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия (ЧВМГ) «Блэксифор», которая пройдет в Черном море в период с 28 марта по 15 апреля, Российскую Федерацию впервые будет представлять ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП) «Самум». В прошлом году в деятельности ЧВМГ принимал участие однотипный «Самуму» — РКВП «Бора».
Ожидается, что в период активации «Блэксифор» экипаж российского корабля в составе международного соединения отработает задачи в море и совершит деловые заходы в порты Эрегли (Турция), Констанца (Румыния) и Бургас (Болгария).

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ

28.05.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ «САМУМ» ВЕРНУЛСЯ В СЕВАСТОПОЛЬ. 22.05.2016

22 мая 2016 года РКВП «Самум» вернулся в Севастополь. Корабль участвовал в охране с моря района порта Сочи во время проведения саммита РОССИЯ — АСЕАН 19 — 20 мая 2016 года.
Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» (до 18.03.1992 г. — МРК-17) проекта 1239 был заложен на стапеле судостроительного завода «Красный металлист» в г. Зеленодольске в сентябре 1991 г. (зав. № 502), спущен на воду 12.10.1992 г., принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 г. Был переведен по внутренним водным путям на Черное море, в ноябре 1992 г. прибыл в Керчь, а в марте 1993 г. — в Севастополь. Затем корабль опять был отправлен на завод-строитель, в октябре 1993 г. прибыв в Зеленодольск. В сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море, и с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске, официально введен в строй 26.02.2000 г. Входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота.
В апреле 2002 года данный РКВП под командованием капитана 2 ранга В.Сакова был перебазирован с Балтики на Черноморский флот, войдя в состав 166-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона малых ракетных кораблей 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.
ВТС «БАСТИОН», 28.05.2016

МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ «САМУМ» ВЕРНУЛСЯ В СЕВАСТОПОЛЬ. 22.05.2016
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ


МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1239 «СИВУЧ»


В 1974 году в ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на разработку принципиально нового малого ракетного корабля с динамическим принципом поддержания – корабля на воздушной подушке скегового типа проекта 1239 (шифр «Сивуч»). Главным конструктором был назначен Л.В. Ельский, главным наблюдающим от ВМФ вначале был капитан 1 ранга В.А.Литвиненко, а затем капитан 2 ранга Ю.Н. Богомолов.
Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239 создавался как развитие уже имеющихся в ВМФ СССР малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли с такими размерениями и классической конструкцией корпуса ограничены в размещении оружия. Поэтому пр.1239 был выполнен в виде катамарана с большой палубой, что позволило решить проблему стесненности, и обеспечить полноценное размещение мощного вооружения, а экипаж – более комфортными условиями обитания. К тому же корабль такой конструкции должен был обладать высокой мореходностью. При создании «Сивуча» широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и советской судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве серийных десантных КВП пр.1232 («Джейран»), пр.12322 («Зубр») и др.
Первым ракетным кораблем на воздушной подушке пр.1239 стал РКВП «Бора», заложенный в 1984 г. на заводе в Зеленодольске под Казанью, сданный ВМФ в 1989 г. и после опытной эксплуатации вошедший в 1997 г. в состав сил постоянной готовности Черноморского флота. По ударному потенциалу этому РКВП на ЧФ нет равных.Он является крупнейшим в своем подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем, использующим гидродинамическую платформу — катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.



Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран. Два газотурбинных двигателя мощностью по 60 тысяч л.с. позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) — более 40 узлов. Высокая скорость позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, по той же самой причине его не успевает догнать торпеда. Для экономичного хода установлены два дизеля. Мореходность — до 8 баллов.
РКВП создавался как развитие малых ракетных кораблей проектов 1234 и 1234.1. Опыт применения МРК на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия. Катамаран пр.1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа «Джейран», «Зубр» и др.
РКВП обладает уникальными кораблестроительными качествами. В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической плат формы и многовариантность — 36 вариантов использования двигательно-движительной установки. С одной стороны корабль — это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой — быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов. В обоих случаях энергетическая установка типа CODAG, комбинированная движительная система и трансформируемая система гибкого охлаждения позволяют кораблю иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии.
Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации. Так, за все прошедшие годы эксплуатации РКВП «Бора» не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире. Более того, была проведена возможность движения вообще с выключенными движителями. РКВП при работе только двигателей-нагнетателей был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.
Ракетный корабль на воздушной подушке пр. 1239 «Бора»
(до 18 марта 1992 года — «МРК-27»)
Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске (зав. № 208) в 1984 году, спущен на воду в 1987 году., принят в опытную эксплуатацию 30 декабря 1989 года. В 1990 году переведен по внутренним водным путям на Черное море. В начале 1992 года прошел ремонт в Керчи. 12 мая 1997 года официально введен в строй. В настоящее время находится в составе 41-й Отдельной бригады РКА ЧФ

Ракетный корабль на воздушной подушке пр. 1239 «Самум»
(до 18 марта 1992 года — «МРК-17»)
Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» (зав. № 502) в городе Зеленодольске в сентябре 1991 года, спущен на воду 12 октября 1992 года, принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 года переведен по внутренним водным путям на Черное море, в ноябре 1992 года прибыл в Керчь, в марте 1993 года — в Севастополь. Затем опять отправлен на завод-строитель, в октябре 1993 года прибыл в Зеленодольск. В сентябре 1994 года по внутренним водным путям ушел на Балтийское море. С декабря 1996 года проходил госиспытания в Балтийске, официально введен в строй 26 февраля 2000 года. Входил в состав 36-й бригады РКА БФ. В 2002 году перешел на ЧФ и вошел в состав 41-й Отдельной бригады РКА ЧФ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение: 1050 т.
Размеры:
длина — 65,6 м,
ширина — 17,2 м,
осадка — 3,3 м (>1 м при работе нагнетателей)
Скорость хода максимальная: 55 узлов
Дальность плавания: 2500 миль при 12 узлах, 800 миль при 45 узлах
Силовая установка: 2 ГТУ М10-1 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках), два дизеля М-511А 20000 л.с.( на 2 винта), два дизеля М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы)
Экипаж: 68 чел.

ВООРУЖЕНИЕ:

2х4 пусковые установки ПКР «Москит» (8 ракет 3М80),
1×2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет),
1 76-мм артустановка АК-176,
2×6 30-мм артустановки АК-630



Ракетный корабль «Бора» в плавдоке ПД-30 заканчивает покраску

МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ «САМУМ» ВЕРНУЛСЯ В СЕВАСТОПОЛЬ. 22.05.2016
ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЕРВОЙ ТАКТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ 41 БРИГАДЫ С УЧЕНИЙ ФЛОТА
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД ИМ. A.M. ГОРЬКОГО
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap