МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 123. MULTIFUNCTIONAL RESEARCH VESSEL OF PROJECT 123


МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
СУДНО ПРОЕКТА 123
MULTIFUNCTIONAL RESEARCH
VESSEL OF PROJECT 123

18.06.2020

Центральное конструкторское бюро «Лазурит» завершило проектирование многофункционального научно-исследовательского судна для проведения морских исследований. Над проектом работала группа экспертов – ведущих специалистов в области океанологии, гидробиологии, морской геологии и гидроакустики. В рамках национального проекта «Наука» на основе этого проекта к 2024 году в России должно появиться два новых современных научно-исследовательских судна неограниченного района плавания.
Проект научно-исследовательского судна получил положительные заключения Российского морского регистра судоходства и других надзорных органов в связи с полным соответствием представленной документации техническому заданию. Члены комиссии – представители научного сообщества – отметили, что проект отвечает мировым требованиям, предъявляемым к строительству подобных конструкций на мировом рынке.
https://minobrnauki.gov.ru

12.12.2020

Судостроительный комплекс «Звезда» и Управление научно-исследовательского флота Дальневосточного отделения Российской академии наук подписали контракт на строительство двух многофункциональных научно-исследовательских судов (НИС) неограниченного района плавания.

Подписание контракта состоялось в рамках решения Правительства РФ, определившего ССК «Звезда» единственным исполнителем заказа, предусмотренного проектом «Наука». Подобные суда не строились в России на протяжении нескольких десятков лет, и обновление научно-исследовательского флота является важной государственной задачей. Проект судов уже разработал ЦКБ «Лазурит».
Назначение новых судов – проведение в акваториях Мирового океана научно-исследовательских фундаментальных и прикладных работ, включающих гидрометеорологические измерения, измерение магнитного, гравитационного, электрического и теплового полей, проведение биолого-экологических исследований, высокоразрешающей геолого-гидрографической съёмки дна, отбор и анализ образцов горных пород и донных отложений с использованием подводной техники, экологический мониторинг окружающей среды. Широкий спектр измерений будет проводиться с помощью самой современной бортовой и буксируемой аппаратуры, лаборатории НИС смогут обрабатывать получаемые данные в режиме реального времени.
Ледовый класс судов Arc4 позволяет им самостоятельно преодолевать однолетние льды толщиной до 0,6 метров в зимне-весеннюю навигацию и до 0,8 метров в летне-осеннюю. Длина судов составит 122,5 м, водоизмещение – 8130 т. Они смогут находиться в автономном плавании 50 суток и совершать переходы дальностью 7500 миль. На судах предусмотрены вертолетные площадки.
Судостроительный комплекс «Звезда»



25.06.2021
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 123 ПОКАЗАЛИ НА МВМС-2021

На Международном Военно-морском салоне МВМС-2021 в Санкт-Петербурге АО «Центральное Конструкторское бюро «Лазурит» в рамках объединенной экспозиции АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» представило модель научно-исследовательского судна проекта 123.
Завод – строитель: ООО «ССК «Звезда».
Судно предназначено: Для проведения морских научно-исследовательских работ фундаментального и прикладного значения, включая гидрофизические, химические, биологические, метеорологические, геофизические, геологические и другие виды исследований в акваториях Мирового океана.
Судно проводит как комплексные, так и специальные научные исследования посредством судового научного оборудования, установленного внутри корпуса судна и в научных модулях на открытом палубном пространстве.
Судно должно решать следующие задачи:
• проведение гидрометеорологических измерений;
• отбор и хранение проб морской воды;
• анализ проб морской воды и результатов измерений ее параметров;
• работа с погружным научным оборудованием;
• измерение магнитного, гравитационного, электрического и теплового полей;
• проведение биолого-экологических исследований;
• проведение высокоразрешающей геолого-гидрографической съёмки дна;
• отбор и анализ образцов горных пород и донных отложений с морского дна;
• экспресс-анализ результатов экспедиционных натурных измерений.
В межэкспедиционный период судно позволяет решать следующие дополнительные задачи:
• обеспечение подводно-технических работ с использованием необитаемых подводных аппаратов с дистанционным управлением;
• экологический мониторинг окружающей среды в рамках индустриальных и иных проектов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
КЛАСС СУДНА: KM * ARC4 (HULL; MACHINERY) (1) AUT1-ICS OMBO DYNPOS-2 EPP ECO-S BWM (T) HELIDECK CONT (DECK; CARGO HOLD) DE-TIER III A-THRUSTER(E) SPECIAL PURPOSE SHIP
Валовая вместимость 8877
Водоизмещение, т (в воде плотностью 1,025 т/м3 при осадке 5,6 м) 8129,8
Дедвейт, т (при осадке 5,6 м) 1493,2
Длина наибольшая, м 122,5
Длина по КВЛ, м 118,5
Ширина наибольшая, м 20,0
Высота борта, м 10,0
Расчётная осадка от ОП, м 5,6
Площадь грузовой палубы (главная палуба), м2 390
Мощность ГЭУ, кВт 7840
Мощность пропульсивной установки, кВт 4600
Скорость хода, уз. 15

ВТС «Бастион», 24.06.2021

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 123 ПОКАЗАЛИ НА МВМС-2021
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 123 НА МВМС-2021
10-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2021

05.09.2021
НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ДВУХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СУДОВ

В рамках Года науки и технологий начато строительство двух научно-исследовательских судов (НИС) неограниченного района плавания. Они станут базой для проведения морских научно-исследовательских работ фундаментального и прикладного характера. Старт процессу резки металла, который символизирует начало строительства судов, дали глава Минобрнауки России Валерий Фальков, вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин и генеральный директор судостроительной компании «Звезда» Сергей Целуйко.
«В новейшей истории России ещё не закладывали научно-исследовательские суда. Совместно с компанией «Роснефть» мы реализуем ряд крупнейших проектов, которые качественно меняют условия для развития российской науки. Одним из них является строительство многофункциональных научно-исследовательских судов на базе судоверфи «Звезда». И мы с нетерпением будем ждать момента, когда на рубеже 2024-2025 годов мы получим два современных научных судна, названных в честь выдающихся российских ученых: Виктора Ильичёва, внёсшего значительный вклад в развитие океанологии, гидрофизики и гидроакустики, и одного из основателей морской геологии в России Александра Лисицына. Хочу поблагодарить весь коллектив за этот значимый для страны труд», — сказал Валерий Фальков.
Названия НИС выбирали в ходе всероссийского голосования на сайте Минобрнауки России. Участие приняли более 30 тысяч человек.
Два научно-исследовательских суда, строящиеся в рамках нацпроекта «Наука и университеты», предназначены для океанологических исследований в любой точке Мирового океана. Передовое оборудование лабораторий позволит выполнять гидрофизические, биологические, химические, метеорологические, геологические, геофизические и другие виды исследований независимо от погодных условий. С помощью установленного непосредственно на НИС оборудования учёные смогут отбирать пробы на самых больших глубинах.
Суда смогут самостоятельно преодолевать льды толщиной до 0,8 метров и находиться в автономном плавании до 50 суток, совершать переходы дальностью более 7500 миль и развивать максимальную скорость не менее 15 узлов. На судах предусмотрены вертолетные площадки. Всё это позволит эксплуатировать НИС в арктических условиях.
Особое внимание при проектировании новых НИСов уделили вопросам защиты окружающей среды. Предусмотрены меры, предотвращающие загрязнение океана нефтепродуктами, сточными и хозяйственно-бытовыми водами, а за счет использования системы очистки на основе селективных каталитических реакторов будет сокращено содержание оксидов азота в выхлопных газах.
Конструкторскую документацию новых судов разработало ЦКБ «Лазурит», а строительство ведёт судоверфь «Звезда» на Дальнем Востоке. Всего на новые НИС выделено 28,4 млрд рублей. Суда спустят на воду в 2024 году.
Сегодня в научные экспедиции в Атлантический океан, Балтийское море и моря западной и центральной Арктики выходят учёные и студенты подведомственных Минобрнауки организаций на НИС «Академик Мстислав Келдыш», «Академик Сергей Вавилов», «Академик Иоффе», «Академик Борис Петров», «Академик Николай Страхов», «Дальние Зеленцы». В дальневосточных морях и восточной Арктике работают «Академик Опарин» и «Академик Лаврентьев». В Чёрном и Азовском морях проводят исследования на НИС «Профессор Водяницкий». Все экспедиции направлены на получение новых знаний и решение задач, связанных с реализацией положений Морской доктрины Российской Федерации, Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.
Минобрнауки России

НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ДВУХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СУДОВ

ЗВЕЗДА СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

14.10.2021
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 123 ПРЕДСТАВИЛИ НА ВЫСТАВКЕ НЕВА-2021

На 16-ой Международной выставке и конференции по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа «НЕВА-2021″ в Санкт-Петербурге ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» представило модель многофункционального научно-исследовательского судна проекта 123.
Научно-исследовательские суда этого типа создаются в рамках национального проекта «Наука и университеты». Судоверфь «Звезда» решением Правительства РФ определена единственным исполнителем заказа. Проект НИСов разработан ЦКБ «Лазурит». Заказчиком строительства является УНИФ ДВО РАН.
Назначение новых судов – проведение в акваториях Мирового океана научно-исследовательских фундаментальных и прикладных работ, включающих гидрометеорологические измерения, измерение магнитного, гравитационного, электрического и теплового полей, проведение биолого-экологических исследований, высокоразрешающей геолого-гидрографической съёмки дна, отбор и анализ образцов горных пород и донных отложений с использованием подводной техники, экологический мониторинг окружающей среды. Широкий спектр измерений будет проводиться с помощью самой современной бортовой и буксируемой аппаратуры, лаборатории НИС смогут обрабатывать получаемые данные в режиме реального времени.
Ледовый класс судов Arc4 позволяет им самостоятельно преодолевать однолетние льды толщиной до 0,6 метров в зимне-весеннюю навигацию и до 0,8 метров в летне-осеннюю. Длина судов составит 122,5 м, водоизмещение – 8130 т. На судах предусмотрены вертолетные площадки.
Суда смогут самостоятельно преодолевать льды толщиной до 0,8 метра, находиться в автономном плавании до 50 суток, совершать переходы дальностью более 7500 миль и развивать максимальную скорость не менее 15 узлов. Всё это позволит активно эксплуатировать НИС в сложных условиях в водах северных морей.
4 сентября 2021 года в торжественной обстановке нажатием символической кнопки дан старт строительству на Приморской судоверфи «Звезда» двух научно-исследовательских судов неограниченного района плавания «Виктор Ильичёв» и «Александра Лисицын». Строительство судов началось с процесса автоматизированной резки металла, старт которому дали Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, вице-президент НК «Роснефть» Андрей Шишкин и генеральный директор судостроительной компании «Звезда» Сергей Целуйко.
Срок сдачи судов — 2024 год. Предполагается, что научно-исследовательские суда будут использоваться по назначению уже на рубеже 2024-2025 годов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение 8096 т
Длина 122,5 м
Ширина 20,0 м
Осадка 5,6 м
Скорость 15 уз.
Дальность плавания 7500 миль

ВТС «БАСТИОН», 13.10.2021

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 123 ПРЕДСТАВИЛИ НА ВЫСТАВКЕ НЕВА-2021
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 123 НА НЕВА-2021
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 123
16-АЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА И КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕВА-2021»



МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
СУДНО ПРОЕКТА 123

В октябре 2019 года ЦКБ «Лазурит» получило контракт на проектирование двух научно-исследовательских судов для Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» национального проекта «Наука». Согласно программе, оба судна должны быть введены в строй в 2024 году, общий объем средств на проектирование и постройку определен в 28 млрд рублей. Подрядчик по строительству судов еще должен быть определен.
Проектирование современного конкурентоспособного НИС происходило в два этапа. На первом этапе был разработан эскиз с учетом необходимых технических характеристик, затем была определена общая схема расположения лабораторий, жилых и технических помещений. Согласно проекту, судно будет оснащено вертолетной площадкой, а его основные характеристики позволят осуществлять сложные гидрологические работы, в том числе при помощи телеуправляемого подводного аппарата, различные гидрометеорологические измерения и экспресс-анализ химических свойств воды по ходу движения судна.
Комиссией Минобрнауки было принято единогласное решение одобрить и принять проект. В настоящее время он готовится к реализации.
В рамках федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» национального проекта «Наука» запланированы строительство двух современных научно-исследовательских судов. Цель – сохранение и расширение присутствия России в ключевых районах Мирового океана и его ресурсное освоение.
Завод – строитель: ООО «ССК «Звезда».
Судно предназначено: Для проведения морских научно-исследовательских работ фундаментального и прикладного значения, включая гидрофизические, химические, биологические, метеорологические, геофизические, геологические и другие виды исследований в акваториях Мирового океана.
Судно проводит как комплексные, так и специальные научные исследования посредством судового научного оборудования, установленного внутри корпуса судна и в научных модулях на открытом палубном пространстве.
Судно должно решать следующие задачи:
• проведение гидрометеорологических измерений;
• отбор и хранение проб морской воды;
• анализ проб морской воды и результатов измерений ее параметров;
• работа с погружным научным оборудованием;
• измерение магнитного, гравитационного, электрического и теплового полей;
• проведение биолого-экологических исследований;
• проведение высокоразрешающей геолого-гидрографической съёмки дна;
• отбор и анализ образцов горных пород и донных отложений с морского дна;
• экспресс-анализ результатов экспедиционных натурных измерений.
В межэкспедиционный период судно позволяет решать следующие дополнительные задачи:
• обеспечение подводно-технических работ с использованием необитаемых подводных аппаратов с дистанционным управлением;
• экологический мониторинг окружающей среды в рамках индустриальных и иных проектов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

КЛАСС СУДНА: KM * ARC4 (HULL; MACHINERY) (1) AUT1-ICS OMBO DYNPOS-2 EPP ECO-S BWM (T) HELIDECK CONT (DECK; CARGO HOLD) DE-TIER III A-THRUSTER(E) SPECIAL PURPOSE SHIP
Валовая вместимость 8877
Водоизмещение, т (в воде плотностью 1,025 т/м3 при осадке 5,6 м) 8129,8
Дедвейт, т (при осадке 5,6 м) 1493,2
Длина наибольшая, м 122,5
Длина по КВЛ, м 118,5
Ширина наибольшая, м 20,0
Высота борта, м 10,0
Расчётная осадка от ОП, м 5,6
Площадь грузовой палубы (главная палуба), м2 390
Мощность ГЭУ, кВт 7840
Мощность пропульсивной установки, кВт 4600
Скорость хода, уз. 15


Источники: minobrnauki.gov.ru, bmpd.livejournal.com, материалы МВМС-2021 и др.


МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 123 ПРЕДСТАВИЛИ НА ВЫСТАВКЕ НЕВА-2021
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 123 НА НЕВА-2021
НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ДВУХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СУДОВ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 123 ПОКАЗАЛИ НА МВМС-2021
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ПРОЕКТА 123 НА МВМС-2021
ЗВЕЗДА СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ЦКБ ЛАЗУРИТ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОРАБЛИ, ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ СУДА
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА, ЛЕДОКОЛЫ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ



__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap