ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+





АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПРОЕКТА 1204 «ШМЕЛЬ»

ARTILLERY BOAT PROJECT 1204 «SHMEL»

30.03.2018

Отряд артиллерийских катеров Каспийской флотилии проекта 1204 «Шмель» провел тренировку по отражению нападения диверсионно-разведывательной группы (ДРГ) условного противника.
Тренировка проходила в акватории Каспийского моря в морском полигоне боевой подготовки.
По замыслу учебного мероприятия отряд «Шмелей» при патрулировании акватории в зоне ответственности обнаружил группу быстроходных катеров, не отвечающих на запрос в радиосети. При сближении с неопознанными надводными средствами каспийцы встретили вооруженное сопротивление.
Экипажи артиллерийских катеров флотилии вступили во встречный бой с условным противником и уничтожили его из 76-мм артиллерийских пушек «Д-56ТС».
В ходе проведения тренировки для создания условий, максимально приближенных к боевым, были применены средства имитации и холостые боеприпасы.
Артиллерийские катера проекта 1204 «Шмель» предназначены для уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнём, а также перевозки личного состава с вооружением.
Особенностью данного проекта является возможность перевозки катера железнодорожным транспортом.
Пресс-служба Южного военного округа

КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ


АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПРОЕКТА 1204 «ШМЕЛЬ»

В начале 1960-х гг. в связи с обострением международной обстановки, прежде всего на границе с Китаем, возобновились работы по созданию речных артиллерийских катеров. Поэтому в соответсвии с техническим заданием ВМФ в 1964-1965 гг. ЦМКБ «Алмаз» начало разработку проекта 1204 «Шмель» (гл. конструктора Ю.Ю.Бенуа, Л.В.Озимов, М.В.Кошкин) бронекатера полным водоизмещением около 77,4 т с возможностью транспортировки по железной дороге.
15 марта 1965 года ВМФ СССР и Министерство судостроительной промышленности СССР совместно утвердили тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование речного артиллерийского катера проекта 1204. При этом все находящиеся в строю бронекатера (БКА) стали классифицироваться как артиллерийские катера (АКА).
Сначала на АКА пр. 1204 планировали установить 90-мм гладкоствольное орудие Д-62 плавающего танка ПТ-90 (Объект 906), который не был принят на вооружение. Поэтому арт. катера пр. 1204 получили 76-мм танковую пушку Д-56ТС в башне от другого плавающего танка ПТ-76Б.
Артиллерийские катера проекта 1204 предназначались и предназначены для дозорной службы на реках и озёрах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнём, перевозки личного состава с вооружением при переправах и действиях в бассейнах рек, а также для действий в прибрежных мелководных районах морей.
Стальной корпус АКА пр. 1204 гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА пр. 191М, для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе гребных винтов для их защиты. Кроме того, увеличен запас прочности корпуса (до 1,75) и он разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков.
У артиллерийских катеров «Шмель» проекта 1204 были забронированы следующие участки: ходовая рубка (стенки 10 мм, крыша 4 мм), борта (броневой пояс толщиной 8 мм от 26 до 46 шп.) и палуба в районе моторного отделения и поста управления двигателями (4 мм), танковая башня от ПТ-76Б (лоб 16 мм, стенки 16 мм, крыша 16 мм), барбет башни, где размещался боезапас (16 мм), ЗПУ 2М-6 (7+7 мм), барбет ЗПУ (16 мм) и переборка на 26 шп. (4 мм).

Все жилые помещения изолированы от машинного отделения и сгруппированы в носовой части корпуса (2, 4, 5 и 6 отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отделением пост управления двигателями (7 отсек), а переборки покрыли вибропоглощающей изоляцией. Также жилые помещения с искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе электроплита и холодильная камера.
Главная энергетическая установка двухвальная с расположением главных двигателей в одном моторном отделении.
Главные двигатели — дизели типа «М-50Ф» мощностью по 1200 л.с. (ресурс до переборки 600 ч.).
Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала два автоматизированных дизель-генератора «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт в генераторном отделении.

На АКА пр. 1204 навигационные радиолокационные станции «Донец-2» и «Лоция».
Оптические средства наблюдения дополнили электрооптической аппаратурой ночного видения «МЭ5» (Тромбон).
На АКА пр. 1204 эхолот «НЭЛ-7». Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор «K-35-3TM».
турманское вооружение АКА пр. 1204 состоит из гиромагнитного компаса «Градус-2», предназначенного для выработки курса или азимутального направления и выдачи их авторулевому «Самшит-АО 13», и магнитного компаса «КТ-М3м».
Средства радиосвязи на АКА пр. 1204 представлены КВ-радиостанцией Р-617 «Аргон-Фтор-К» и УКВ-радиостанцией Р-619-1 «Графит».

Катер вооружался башенной артустановкой плавающего танка ПТ-76Б с 76-мм пушкой Д-56ТС со спаренным курсовым 7,62-мм пулеметом, одной спаренной 14,5-мм крупнокалиберной пулеметной установкой 2М-6 (или 25-мм артустановкой 2М-3М), 17-ствольной пусковой установкой реактивной системы залпового огня (РСЗО) БМ-14-17 (разработчик СКБ-203, гл. конструктор А.И.Яскин) с боезапасом в погребе на 34 снаряда. Катер мог принимать до 8 мин. На нем размещался ПЗРК «Стрела-2М». Позже с 1970 года некоторые катера также оборудовались 30-мм автоматическими гранатометами АП-30 «Пламя». Катер проекта 1204 имел 8-10-мм броневую защиту ходовой рубки, корпуса, переборок и башни.
Для постановки мин в корме катера устанавливались скаты и минные рельсы, на которых могли размещаться до 10 малых морских якорных гальваноударных мин типа «ЯМ» (1943 г.) или до 4 малых донных мин типа «ИГДМ-500» (1957 г.).
На АКА пр. 1204 запас топлива 4,8 т, запас масла — 0,3 т, а запас пресной воды — 0,165 т; запас провизии на АКА пр. 1204 принимается на 7 суток автономности.
Дальность плавания катера двадцатиузловым ходом 240 миль, а при скорости 10 узлов — 320 миль.
В процессе строительства катеров серии менялся состав вооружения. Энергетическая установка из двух дизелей мощностью по 1100 л.с. обеспечивала скорость до 23-24 уз.
Катера строились на заводах «Залив» в Керчи, им. 61 Коммунара в Николаеве. ПО «Алмаз» в Ленинграде и на Хабаровском заводе. В 1967-1972 гг. сдали 118 единиц ВМФ и морским частям погранвойск. Четыре катера позднее в 1984-1985 гг. передали ВМС Кампучии. Проект 1204 мог действовать на реках, озерах и в прибрежных районах морей, обеспечивалась мореходность до 3 баллов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т: 77;
Габаритные размеры, м:
• длина — 27,4,
• ширина — 4,32,
• высота – 2,
• осадка – 1;
Бронирование, мм; 4 — 16;
Двигатель: 2 х ДД М-50Ф;
Мощность, л.с.: 2 х 1200;
Движитель: 2 х ВФШ;
Скорость хода, уз.: полная – 24, экономическая – 10;
Дальность плавания, миль: 320 (10 уз.), 240 (20 уз.);
Автономность плавания, суток: 7;
Экипаж, чел.: 14 (1 офицер);

ВООРУЖЕНИЕ

1 х 76-мм пушка Д-56ТС,
1 х 7,62-мм пулемет СГМТ,
1 х 17 140-мм ПУ НУРС БМ-14-17 (34 НУРС);
Зенитная артиллерия: 1 х 2 25-мм АУ 2М-3М;
Ракетное вооружение: 2 х 1 ПЗРК «Стрела-2М» (8 ЗУР);
Минно-торпедное вооружение: до 4 мин ИГДМ
Навигационное вооружение: НРЛС «Донец-2»;

Источники: ВТС «Бастион», ru.wikipedia.org, zonwar.ru и др.

СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА «АЛМАЗ»
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ЗАЛИВ»
ХАБАРОВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap