12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПРОЕКТА 1204 «ШМЕЛЬ»

ARTILLERY BOAT PROJECT 1204 «SHMEL»

30.03.2018

Отряд артиллерийских катеров Каспийской флотилии проекта 1204 «Шмель» провел тренировку по отражению нападения диверсионно-разведывательной группы (ДРГ) условного противника.
Тренировка проходила в акватории Каспийского моря в морском полигоне боевой подготовки.
По замыслу учебного мероприятия отряд «Шмелей» при патрулировании акватории в зоне ответственности обнаружил группу быстроходных катеров, не отвечающих на запрос в радиосети. При сближении с неопознанными надводными средствами каспийцы встретили вооруженное сопротивление.
Экипажи артиллерийских катеров флотилии вступили во встречный бой с условным противником и уничтожили его из 76-мм артиллерийских пушек «Д-56ТС».
В ходе проведения тренировки для создания условий, максимально приближенных к боевым, были применены средства имитации и холостые боеприпасы.
Артиллерийские катера проекта 1204 «Шмель» предназначены для уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнём, а также перевозки личного состава с вооружением.
Особенностью данного проекта является возможность перевозки катера железнодорожным транспортом.
Пресс-служба Южного военного округа

КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

29.05.2018

Как сообщают, 23 мая 2018 года в Керчь прибыли из состава Каспийской флотилии ВМФ России три артиллерийских катера — два бронекатера АК-201 и АК-248 проекта 1204 (шифр «Шмель») и один катер АК-326 проекта 1400М (шифр «Гриф»).
Сообщается, что катера «совершили переход из Астрахани в Керчь для охраны судоходства в Азовском море и Керченском проливе». По всей видимости, данная переброска имеет целью усилить охрану Крымского моста и увеличить военное давление на Украину на Азовском море в связи с напряженностью, возникшей после захвата украинскими пограничными силами 25 марта приписанного к Керчи российского траулера «Норд». Неясно, осуществлена ли переброска катеров на временной или на постоянной основе. По неофициальным источникам, возможна дополнительная переброска катеров из состава Каспийской флотилии на Азовское море.
Напомним, что в составе Каспийской флотилии остаются четыре последних в ВМФ России бронекатера проекта 1204 (АК-201, АК-209, АК-223, АК-248), из числа построенных для ВМФ и Морских частей Пограничных войск в 1967-1972 годах 118 единиц.
https://bmpd.livejournal.com/

КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

05.07.2018

Группа из трех артиллерийских катеров Каспийской флотилии проекта 1204 ( «Шмель») прибыла внутренними водными путями на Балтику для участия в Главном военно-морском параде, который состоится 29 июля в Санкт-Петербурге и Кронштадте.
В настоящее время артиллерийские катера находятся в акватории Ладожского озера и в ближайшие дни прибудут в Кронштадт для временного базирования на период подготовки и участия в параде.
Артиллерийские катера, наряду с новейшими кораблями ВМФ России, примут участие в историческом эпизоде морского действа. Планируется, что катера пройдут с Боевыми знаменами соединений ВМФ времен Великой Отечественной войны.
Катера проекта 1204 предназначены для несения дозорной службы, уничтожения судов обеспечения и боевых катеров условного противника, оказания поддержки подразделениям морской пехоты ВМФ и сухопутных войск артиллерийско-пулеметным огнем, перевозки личного состава с вооружением при переправах и действиях в бассейнах рек, а также для действий в ближней морской зоне.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

ГЛАВНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ПАРАД В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 2018


АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПРОЕКТА 1204 «ШМЕЛЬ»

В начале 1960-х гг. в связи с обострением международной обстановки, прежде всего на границе с Китаем, возобновились работы по созданию речных артиллерийских катеров. Поэтому в соответсвии с техническим заданием ВМФ в 1964-1965 гг. ЦМКБ «Алмаз» начало разработку проекта 1204 «Шмель» (гл. конструктора Ю.Ю.Бенуа, Л.В.Озимов, М.В.Кошкин) бронекатера полным водоизмещением около 77,4 т с возможностью транспортировки по железной дороге.
15 марта 1965 года ВМФ СССР и Министерство судостроительной промышленности СССР совместно утвердили тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование речного артиллерийского катера проекта 1204. При этом все находящиеся в строю бронекатера (БКА) стали классифицироваться как артиллерийские катера (АКА).
Сначала на АКА пр. 1204 планировали установить 90-мм гладкоствольное орудие Д-62 плавающего танка ПТ-90 (Объект 906), который не был принят на вооружение. Поэтому арт. катера пр. 1204 получили 76-мм танковую пушку Д-56ТС в башне от другого плавающего танка ПТ-76Б.
Артиллерийские катера проекта 1204 предназначались и предназначены для дозорной службы на реках и озёрах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнём, перевозки личного состава с вооружением при переправах и действиях в бассейнах рек, а также для действий в прибрежных мелководных районах морей.
Стальной корпус АКА пр. 1204 гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА пр. 191М, для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе гребных винтов для их защиты. Кроме того, увеличен запас прочности корпуса (до 1,75) и он разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков.
У артиллерийских катеров «Шмель» проекта 1204 были забронированы следующие участки: ходовая рубка (стенки 10 мм, крыша 4 мм), борта (броневой пояс толщиной 8 мм от 26 до 46 шп.) и палуба в районе моторного отделения и поста управления двигателями (4 мм), танковая башня от ПТ-76Б (лоб 16 мм, стенки 16 мм, крыша 16 мм), барбет башни, где размещался боезапас (16 мм), ЗПУ 2М-6 (7+7 мм), барбет ЗПУ (16 мм) и переборка на 26 шп. (4 мм).

Все жилые помещения изолированы от машинного отделения и сгруппированы в носовой части корпуса (2, 4, 5 и 6 отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отделением пост управления двигателями (7 отсек), а переборки покрыли вибропоглощающей изоляцией. Также жилые помещения с искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе электроплита и холодильная камера.
Главная энергетическая установка двухвальная с расположением главных двигателей в одном моторном отделении.
Главные двигатели — дизели типа «М-50Ф» мощностью по 1200 л.с. (ресурс до переборки 600 ч.).
Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала два автоматизированных дизель-генератора «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт в генераторном отделении.

На АКА пр. 1204 навигационные радиолокационные станции «Донец-2» и «Лоция».
Оптические средства наблюдения дополнили электрооптической аппаратурой ночного видения «МЭ5» (Тромбон).
На АКА пр. 1204 эхолот «НЭЛ-7». Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор «K-35-3TM».
турманское вооружение АКА пр. 1204 состоит из гиромагнитного компаса «Градус-2», предназначенного для выработки курса или азимутального направления и выдачи их авторулевому «Самшит-АО 13», и магнитного компаса «КТ-М3м».
Средства радиосвязи на АКА пр. 1204 представлены КВ-радиостанцией Р-617 «Аргон-Фтор-К» и УКВ-радиостанцией Р-619-1 «Графит».

Катер вооружался башенной артустановкой плавающего танка ПТ-76Б с 76-мм пушкой Д-56ТС со спаренным курсовым 7,62-мм пулеметом, одной спаренной 14,5-мм крупнокалиберной пулеметной установкой 2М-6 (или 25-мм артустановкой 2М-3М), 17-ствольной пусковой установкой реактивной системы залпового огня (РСЗО) БМ-14-17 (разработчик СКБ-203, гл. конструктор А.И.Яскин) с боезапасом в погребе на 34 снаряда. Катер мог принимать до 8 мин. На нем размещался ПЗРК «Стрела-2М». Позже с 1970 года некоторые катера также оборудовались 30-мм автоматическими гранатометами АП-30 «Пламя». Катер проекта 1204 имел 8-10-мм броневую защиту ходовой рубки, корпуса, переборок и башни.
Для постановки мин в корме катера устанавливались скаты и минные рельсы, на которых могли размещаться до 10 малых морских якорных гальваноударных мин типа «ЯМ» (1943 г.) или до 4 малых донных мин типа «ИГДМ-500» (1957 г.).
На АКА пр. 1204 запас топлива 4,8 т, запас масла — 0,3 т, а запас пресной воды — 0,165 т; запас провизии на АКА пр. 1204 принимается на 7 суток автономности.
Дальность плавания катера двадцатиузловым ходом 240 миль, а при скорости 10 узлов — 320 миль.
В процессе строительства катеров серии менялся состав вооружения. Энергетическая установка из двух дизелей мощностью по 1100 л.с. обеспечивала скорость до 23-24 уз.
Катера строились на заводах «Залив» в Керчи, им. 61 Коммунара в Николаеве. ПО «Алмаз» в Ленинграде и на Хабаровском заводе. В 1967-1972 гг. сдали 118 единиц ВМФ и морским частям погранвойск. Четыре катера позднее в 1984-1985 гг. передали ВМС Кампучии. Проект 1204 мог действовать на реках, озерах и в прибрежных районах морей, обеспечивалась мореходность до 3 баллов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т: 77;
Габаритные размеры, м:
• длина — 27,4,
• ширина — 4,32,
• высота – 2,
• осадка – 1;
Бронирование, мм; 4 — 16;
Двигатель: 2 х ДД М-50Ф;
Мощность, л.с.: 2 х 1200;
Движитель: 2 х ВФШ;
Скорость хода, уз.: полная – 24, экономическая – 10;
Дальность плавания, миль: 320 (10 уз.), 240 (20 уз.);
Автономность плавания, суток: 7;
Экипаж, чел.: 14 (1 офицер);

ВООРУЖЕНИЕ

1 х 76-мм пушка Д-56ТС,
1 х 7,62-мм пулемет СГМТ,
1 х 17 140-мм ПУ НУРС БМ-14-17 (34 НУРС);
Зенитная артиллерия: 1 х 2 25-мм АУ 2М-3М;
Ракетное вооружение: 2 х 1 ПЗРК «Стрела-2М» (8 ЗУР);
Минно-торпедное вооружение: до 4 мин ИГДМ
Навигационное вооружение: НРЛС «Донец-2»;

Источники: ВТС «Бастион», ru.wikipedia.org, zonwar.ru и др.

СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА «АЛМАЗ»
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ЗАЛИВ»
ХАБАРОВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap