ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+





РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 11К69 «ЦИКЛОН-2»
SPACE BOOSTER 11К69 «CYCLONE-2»

Ракета-носитель «Циклон-2» представляет собой ракету-носитель легкого класса. Предназначена для запуска космических аппаратов различного назначения на низкие круговые и эллиптические околоземные, в том числе незамкнутые, орбиты.
Ракета-носитель ≪Циклон-2≫ была разработана в ОКБ-586 (ныне – ГКБ ≪Южное≫), г. Днепропетровск, Украина, под руководством М.К. Янгеля на базе орбитального варианта тяжелой ракеты Р-36.
Ракеты Р-36 и Р-36-0 послужили основой для создания космических РН для запуска КА военного назначения. Эскизное проектирование РН, получивших впоследствии названия ≪Циклон≫ (по терминологии КБ ≪Южное≫ — ≪Циклон-2А≫) и ≪Циклон-2≫, началось в марте 1966 г.
Впервые в истории ракетной техники был создан космический ракетный комплекс с полной автоматизацией предстартового цикла подготовки ракеты-носителя, что явилось результатом большого объема научно-исследовательских работ.
При создании ракетно-космического комплекса ≪Циклон≫ были внедрены новые подходы к организации работ по подготовке к пуску РН (концепция ≪безлюдного≫ старта). Совместно с разработчиком стартового комплекса — КБ транспортного машиностроения — днепропетровским конструкторам удалось полностью автоматизировать процесс подготовки и пуска этой РН.
С августа 1969 г. начались пуски РН 11К69, получившей впоследствии название ≪Циклон-2≫. Для этой РН был создан автоматизированный стартовый комплекс.

Двухступенчатая РН ≪Циклон-2≫ выполнена по последовательной (≪тандемной≫) схеме.
Двухступенчатая РН ≪Циклон-2≫ имеет стартовую массу 179 т, диаметр 3 м и длину 34.5 м. Максимальная масса полезной нагрузки, выводимой РН ≪Циклон-2≫ на стандартную орбиту высотой 200 км, составляет 3,2 т.
Двигательная установка первой ступени РН ≪Циклон-2≫ содержит шестикамерный основной двигатель РД-261 (три связки двухкамерных ЖРД) и четырехкамерный рулевой двигатель РД-855.
Двигательная установка второй ступени РН ≪Циклон-2≫ содержит двухкамерный основной двигатель РД-262 и четырехкамерный рулевой двигатель РД-856.
Основные двигатели обеих ступеней РН ≪Циклон-2≫ разработаны НПО ≪Энергомаш≫, рулевые двигатели разработаны КБ ≪Южное≫.
Производство РН ≪Циклон-2≫ осуществляется в НПО ≪Южное≫ (≪Южный машиностроительный завод≫, г. Днепропетровск, Украина) в кооперации с
российскими предприятиями.
В процессе подготовки РН и КА к пуску все ручные операции были переведены на техническую позицию. В качестве средства автоматизации предстартовой подготовки на пусковой установке был создан специальный транспортно-
установочный агрегат. На технической позиции полностью собранная РН с пристыкованным К А перегружалась на транспортно-установочный агрегат.
С помощью регламентной аппаратуры технической позиции проводились ком-
плексные испытания бортовых систем совместно с транспортно-установочным
агрегатом.
Дистанционное автоматическое управление, которым оснащались все системы комплекса, в т.ч. тепловоз, доставляющий РН на пусковую установку, исключало присутствие боевого расчета на стартовой площадке в момент подготовки и проведения пуска.
Стартовая схема комплекса была выполнена так, что все детали разового действия, выходящие из строя во время пуска, располагались на опорном кольце транспортно-установочного агрегата. Для подготовки РН к следующему пуску агрегат снимался с пусковой установки и направлялся в техническую зону для нейтрализации заправочных коммуникаций и замены деталей разового действия. После этих операций пусковая установка полностью готова к следующему пуску.

Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) РН 11К67 «Циклон» начались в августе 1967 года (было 8 пусков, все успешные), но в эксплуатацию она не была принята. Эксплуатация семейства РН началось с модификации РН «Циклон-2».
Первый запуск РН 11К69 (по терминологии КБЮ «Циклон-2А»)состоялся в 1969 году, а в 1975 году ракета была принята на вооружение. Конструкция носителя позволяет выводить космические аппараты на энергетически оптимальные круговые и эллиптические траектории.

В 1998 г. на космодроме Байконур была расформирована часть, осуществлявшая запуски двухступенчатой РН ≪Циклон-2≫.
По состоянию на 2001 год в запасах (включая некоторый задел на ≪Южмашзаводе≫) остается пять двухступенчатых РН ≪Циклон-2≫.
В 1965 г. началась доработка ракеты 8К67 под космический носитель — установка новых элементов конструктивной, электрической и пневмогидравлической стыковки ракеты с космическими аппаратами, а также замена части бортовых приборов системы управления на приборы, взятые из состава СУ ракеты 8К69. Кроме того, силами КБТМ (Главный конструктор В. Н. Соловьев) проводилась доработка агрегатов наземного стартового комплекса. К 1967 г. весь объем доработок по ракете и стартовому комплексу был завершен, и ракета-носитель с индексом 11К67 (под названием «Циклон») вышла на летные испытания.
Для проведения испытаний РН и запусков космических аппаратов на НИИП-5 было создано 5-е испытательное управление во главе с полковником П. С. Батуриным. Техническим руководителем испытаний был ведущий конструктор комплекса Л. Д. Кучма, его помощником — ведущий конструктор В. Н. Дивляш. В течение 1967-1968 гг. на требуемые орбиты были выведены пять космических аппаратов системы ИС — три аппарата в качестве мишеней и два прототипа КА ИС.

С августа 1969 г. начались пуски ракеты-носителя 11К69, получившей впоследствии название «Циклон-2″, с космическим аппаратом ИС отечественной системы ПРО. Для этой ракеты впервые в истории ракетной техники был создан автоматизированный стартовый комплекс. () Стартовый комплекс состоял из двух пусковых установок, командного пункта РН и командного пункта космических аппаратов. В других сооружениях находилось технологическое оборудование пусковых установок. В процессе подготовки РН и КА к пуску все ручные операции были переведены на техническую позицию.
В качестве средства автоматизации предстартовой подготовки на пусковой установке был создан специальный транспортно-установочный агрегат (ТУА), по которому были проложены заправочные, электрические и пневмогидравлические коммуникации от бортовых элементов ракеты и космического аппарата для связи с наземными системами. На технической позиции полностью собранная ракета-носитель с пристыкованным КА перегружалась на транспортно-установочный агрегат. С помощью регламентной аппаратуры технической позиции проводились комплексные испытания бортовых систем совместно с транспортно-установочным агрегатом.

Стартовая схема комплекса была выполнена так, что все детали разового действия, выходящие из строя во время пуска, располагались на опорном кольце ТУА. Для подготовки и установки РН к следующему пуску ТУА снимался с ПУ и направлялся в техническую зону для нейтрализации заправочных коммуникаций и замены деталей разового действия. После этих операций пусковая установка полностью готова к следующему пуску.
При испытаниях РН в МИКе и на стартовом комплексе большой объем работ по замене наземной технологической аппаратуры и последующим автономным и комплексным испытаниям вновь вводимых бортовых систем провели специалисты КБ В. А. Молчанов, Н. А. Коваленко, В. Ф. Белый, Н. К. Сорокин, М. М. Ступницкий, В. Николаенко, В. И. Горохов, В. Аврамченко и др. Программно-методическим обеспечением, расчетом полетных заданий и анализом результатов полетов занимались Э. П. Компаниец и С. И. Аверков.
С 1969 г. с Байконура было запущено 104 РН ≪Циклон-2≫. Все запуски прошли успешно.
В течение последних 10 лет с этого стартового комплекса производились запуски КА только в интересах Военно-морского флота России. Поскольку стартовый комплекс не использовался длительное время, на нем предстояло выполнить значительный объем работ по инвентаризации оборудования, замене загарантийных систем или продлению их ресурса.
Космический комплекс с ракетой 11К69 был принят в опытную эксплуатацию и на вооружение. Его создание в составе нескольких космических систем дважды отмечалось Ленинской премией, в числе лауреатов были Н. Ф. Герасюта (1972 г.) и Л. Д. Кучма (1980 г.). РН 11К69 («Циклон-2″) является одним из самых надежных космических носителей легкого класса в мире — свыше сотни полетов без единой аварии.
Сотрудники КБ транспортного машиностроения выполнили работы по проверкам оборудования площадки № 90, составлению документации на проведение ремонтных работ и планированию пускового графика.
Последний запуск ракеты-носителя «Циклон-2» состоялся 25 июня 2006 года с КА военного назначения (≪Космос-2421≫) с пусковой установки № 20 площадки № 90 космодрома Байконур.
В августе 2001 г. на космодроме Байконур проходила работа рекогносцировочной комиссии по программе ≪Циклон-К≫ (≪Циклон коммерческий≫).
В составе комиссии работали специалисты Росавиакосмоса, Федерального космического центра ≪Байконур≫ и Конструкторского бюро транспортного машиностроения. Комиссии изучала состояние наземной инфраструктуры космодрома в плане возможностей запуска с площадки № 90 космодрома РН ≪Циклон-2≫, которую для коммерческих программ планировалось оснастить дополнительной третьей ступенью РН.
В качестве третьей ступени модернизированной РН ≪Циклон-2≫ планировалось использовать разгонный блок АДУ-600 разработки ГРЦ ≪КБ имени академика В.П. Макеева≫.
За время эксплуатации было осуществлено 106 пусков данного варианта ракеты, все успешные. Единственная ракета-носитель в мире с подобным результатом при более чем ста пусках.
Характерной особенностью ракеты-носителя «Циклон-2» является ее высокая надежность с возможностью осуществления автоматизированного пуска в любое время суток и при любых погодных условиях.
Возможности «Циклон-2» по выведению искусственных спутников Земли на средневысотные и эллиптические орбиты были ограничены. Поэтому КБ «Южное» вышло с предложением о разработке на базе ракеты 8К69 трехступенчатой ракеты-носителя для запусков космических аппаратов «Целина», «Метеор» и др. Ракета космического назначения «Циклон-3» создана на базе двухступенча¬той межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-36 (8К69).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Количество ступеней 2
Габариты, мм:
длина 39 000
диаметр корпуса 3 000
диаметр обтекателя 2 200
Стартовая масса (при массе полезного груза 3,2 т), т 183
Компоненты топлива:
окислитель азотный тетраксид
горючее несимметричный диметилгидразин
Тяга двигателей в пустоте, тс:
I ступени 303,2
II ступени 101,5
Масса полезного груза выводимого на орбиты, т 1,5-5

Источники: www.yuzhnoye.com, Ракеты-носители. Проекты и реальность : справ, пособие : в 2 кн. /В. Н. Блинов, Н. Н. Иванов, Ю: Н. Сеченов, В. В. Шалай. — Омск : Изд-во ОмГТУ,2011, ru.wikipedia.org, www.arms-expo.ru и др.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 11К68 «ЦИКЛОН-3»
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ЛЕГКОГО КЛАССА «ДНЕПР» (РС-20К)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П767 С ТЯЖЕЛОЙ МБР Р-36 (8К67)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П767 С ТЯЖЕЛОЙ МБР Р-36 УТТХ (8К67МА)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С ТЯЖЕЛОЙ ОРБИТАЛЬНОЙ МБР Р-36ОРБ (8К69)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С ТЯЖЕЛОЙ МБР Р-36П (8К67П)
ЮЖНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap