12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 11К68 «ЦИКЛОН-3»
SPACE BOOSTER 11К68 «CYCLONE-3»

21.01.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЦИКЛОН-3» НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2018″ в Кубинке в экспозиции исторической части парка «Патриот» можно было увидеть космическую ракету -носитель «Циклон-3».
Трехступенчатая ракета-носитель легкого класса, обеспечивает запуск космических аппаратов массой до 4000 кг, с выведением на низкие и средние околоземные орбиты. все двигатели РН работают на жидком топливе. разработана в КБ «Южное» в 1970-х гг.
Ракета-носитель «Циклон-3» предназначена для проведения запусков автоматических космических аппаратов научного, прикладного, коммерческого назначения на круговые и эллиптические орбиты в диапазоне от 150 до 1000 км с уклоном плоскости орбиты 73,6° и 82,5°. с ее помощью на приполярные орбиты выводятся космические аппараты исследования природных ресурсов земли, погодных явлений, активности солнца, а также картографические спутники и космические аппараты в интересах обеспечения национальной безопасности и обороны России.
Все двигатели ракеты-носителя работают на жидком топливе. в составе окислителя тетраоксид диазота, горючее — несимметричный диметилгидразин.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Количество ступеней 3
Длина 39,27 м
Диаметр 3 м
Стартовая масса 187 000 кг
Полезная нагрузка до 4000 кг на низкие орбиты
Применение транспортная ракета космического назначения
Состояние эксплуатация завершена
Места запуска Плесецк
Число запусков 122
Первый запуск 24 июня 1977 года
Последний запуск 30 января 2009 года

ВТС «БАСТИОН», 21.01.2019

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЦИКЛОН-3» НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018. ЧАСТЬ 1
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЦИКЛОН-3» НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018. ЧАСТЬ 2
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАРК «ПАТРИОТ»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2018


РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 11К68 «ЦИКЛОН-3»


Ракета-носитель (РН) «Циклон-3» (11К68) представляет собой трехступенчатую ракету легкого класса для запуска космических аппаратов различного назначения на низкие и средние круговые и эллиптические околоземные орбиты.
Ракета-носитель «Циклон-3» обеспечивает выведение космических аппаратов массой до 4000 кг на низкие и средние круговые и эллиптические орбиты.
Возможности «Циклон-2» по выведению искусственных спутников Земли на средневысотные и эллиптические орбиты были ограничены. Поэтому КБ «Южное» вышло с предложением о разработке на базе ракеты 8К69 трехступенчатой ракеты-носителя для запусков космических аппаратов «Целина», «Метеор» и др.
Ракета космического назначения «Циклон-3» создана на базе двухступенча¬той межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-36 (8К69). Постановление правительства о разработке носителя 11К68 вышло 2 января 1970 г., была задана разработка трехступенчатого варианта РН на базе РН ≪Циклон-2≫ и ступени С5М. РН 11К68 ≪Циклон-3≫ разработана в ГКБ ≪Южное≫ и изготовлена на ПО ≪ЮМЗ≫ (г. Днепропетровск, Украина).

Ракета «Циклон-3» выполнена по классической схеме «тандем», все ее ступени соединены последовательно. Третья ступень выполнена в ампульном варианте, обеспечивающем длительное хранение ракеты в заправленном состоянии.
Двигатели всех ступеней РН работают на самовоспламеняющемся, с высококипящими компонентами топливе: окислитель — азотный тетраоксид (AT); горючее — несимметричный диметилгидразин (НДМГ).
Важной особенностью РН «Циклон-3» является возможность двукратного запуска двигателя третьей ступени в условиях невесомости, что существенно расширяет возможности запуска КА на различные орбиты.
Система управления РН «Циклон-3» состоит из двух автономных систем: системы управления первой и второй ступеней и системы управления третьей ступени. Первая обес¬печивает предстартовую подготовку, старт и управление движением РН до момента отделения третьей ступени, вторая — управление полетом на последующих участках выведения КА на орбиту.
Первая и вторая ступени РН «Циклон-3» (с учетом незначительных доработок) идентичны ступеням РН «Циклон-2» (11К69), разработанной на базе МБР Р-36.
Первая ступень состоит из переходного отсека (переходника), бака окис¬лителя, приборного отсека, бака горю¬чего и хвостового отсека.
Переходник представляет собой цилиндрический отсек клепаной конс¬трукции, предназначенный для соединения первой и второй ступеней.
Приборный отсек предназначен для соединения бака окислителя и бака горю¬чего первой ступени и размещения некоторых приборов системы управления и телеизмерений. По конструкции он аналогичен переходнику.
Баки окислителя и горючего по конструкции аналогичны и представляют собой цилиндрические обечайки, закрытые с торцов сферическими днищами. Наддув топливных баков РН осуществляется продуктами сгорания самих компонентов топлива.
В хвостовом отсеке цилиндрической формы размещается двигательная установка ступени и ряд агрегатов, а также пневмогидравлическая система. На нем имеются четыре опоры, с помощью которых РН устанавливается на пусковое устройство. Конструкция отсека — клепаная, аналогичная конструкции переходника и приборного отсека. На боковой поверхности хвостового отсека смонтированы четыре обтекателя, в которых размещены камеры рулевых двигателей. В каждом из этих обтекателей располагается также пороховой тормозной двигатель.
Двигательная установка первой ступени состоит из маршевого РД-261 и рулевого РД-68М.

Маршевый жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) РД-261 с турбонасосной системой подачи топлива разработан на НПО «Энергомаш» и выполнен по схеме без дожигания генераторного газа. Конструктивно этот шестикамерный двигатель состоит из трех одинаковых синхронно функционирующих блоков, собранных на общей раме и имеющих общую кабельную сеть. Каждый блок имеет две камеры, турбонасосный агрегат (ТНА) с рамой, восстановительный газогенератор (ГГ), пороховой стартер, агрегаты автоматики и трубопроводы.
Запуск всех трех блоков двигателя происходит синхронно примерно через две секунды после запуска рулевого двигателя. Первоначальная раскрутка ТНА осуществляется пороховыми стартерами.
Рулевой двигатель РД-68М разра¬ботки ГКБ «Южное» (г. Днепропетровск, Украина) имеет турбонасосную систему подачи и выполнен по схеме без дожи¬гания. Он включает в себя четыре поворотные камеры (угол поворота ± 42°), ТНА, восстановительный ГГ, пороховой стартер, агрегаты автоматики и трубопроводы. Запуск и выключение — одноступенчатые. Поворот камер осуществляется гидроприводами.
Разделение ступеней обеспечивается за счет создания ускорения второй ступени работой рулевого двигателя и торможения отделяющейся части первой ступени срабатыванием РДТТ.

Вторая ступень состоит из трех отсеков — приборного, топливного и хвостового.
Приборный отсек клепаной конструкции из алюминиевых сплавов имеет кони-ческую форму.
Топливный отсек представляет собой цилиндрическую оболочку, снабжен¬ную тремя сферическими днищами — верхним, промежуточным и нижним. Промежуточное днище делит объем топливного отсека на две полости — окис¬лителя (верхнюю) и горючего (нижнюю). Наддув полостей в полете осуществля¬ется от специальных газогенераторов.
Хвостовой отсек клепаной конструк¬ции аналогичен хвостовому отсеку первой ступени. В нем смонтированы двигательная установка (ДУ) и агрегаты пневмогидравлической схемы второй ступени.
ДУ второй ступени также включает в себя два двигателя: маршевый РД-262 и рулевой РД-69М.
Маршевый двигатель второй ступени РД-262 разработан НПО «Энергомаш». Конструктивно РД-262 представляет собой «высотный» вариант одного блока двигателя РД-261 и имеет две камеры с увеличенным соплом и ТНА, располо¬женный между ними. С целью повыше¬ния экономичности выхлопной патру¬бок турбины заменен соплом. Истекая через сопло, отработавшие на турбине ТНА генераторные газы создают дополнительную тягу.

Рулевой двигатель второй ступени РД-69М разработки ГКБ «Южное» распо¬ложен идентично рулевому двигателю первой ступени. Он имеет четыре пово¬ротные камеры, ТНА, восстановительный ГГ, агрегаты автоматики, пиростартер. По конструкции он также аналогичен рулевому двигателю первой ступени.
Разделение второй и третьей ступеней «холодное» и обеспечивается торможением корпуса отделяющейся части второй ступени с помощью двух РДТТ.
Третья ступень С5М ракеты-носителя «Циклон-3» разработана в ампульном варианте на базе двигателя ГКБ «Южное» и состоит из рамы, топливного и хвостового отсеков.
Рама, к которой стыкуется КА, устанавливается в верхней части ступени.
Топливный отсек представляет собой тороидальный бак, состоящий из наружной и внутренней цилиндрических обечаек и трех днищ — верхнего, среднего и нижнего. Среднее днище разделяет топливный отсек (ТО) на две полости — окислителя и горючего. Наддув топливных баков третьей ступени осуществляется гелием из шаробаллона высокого давления. Запуск двигательной установки третьей ступени в невесомости обеспечивают сетчатые разделители вблизи устройств забора топлива. Во внутренней полости, образованной топливным отсеком, размещен маршевый ЖРД третьей ступени 11Д25.
Хвостовой отсек предназначен для размещения исполнительных органов системы управления с приводами и ЖРД малой тяги.
Двигатель включает в себя камеру, ТНА, восстановительный ГГ, два пиростартера, систему выброса генераторных газов, раму, агрегаты автоматики и другие элементы. Все агрегаты ЖРД смонтированы на раме, которая крепится к нижнему шпангоуту бака горючего.
Создание управляющих усилий по всем каналам управления на участках работы основного двигателя третьей ступени обеспечивается перепуском генераторного газа после турбины через неподвижные сопла с помощью системы газораспределения. На пассивных участках полета управляющие усилия созда¬ются включением ЖРД малой тяги.

Помимо маршевого двигателя, третья ступень РН «Циклон-3» снабжена специальной жидкостной реактивной системой управления (ЖРС 11Д75), предназначенной для успокоения ступени с КА после отделения, ее ориентации и стабилизации в «свободном» полете и обеспечения запуска ее маршевого двигателя в условиях невесомости. Она работает на том же топливе, что и маршевый двига¬тель ступени, и фактически представляет собой ЖРД с вытеснительной подачей компонентов. В состав данной системы, питаемой из основных баков, входят десять неподвижных миниатюрных камер, пускоотсечные электрогидроклапаны, трубопроводы и элементы крепления на ступени. Восемь камер используются для обеспечения ориентации и стабилизации ступени по тангажу, рысканию и крену, а две — для создания осевой перегрузки перед повтор¬ным запуском маршевого ЖРД.
Третья ступень и КА размещаются под головным обтекателем, который сбрасывается во время полета второй ступени после прохождения плотных слоев атмосферы. Для отделения КА используется энергия восьми пружин¬ных толкателей.
Ампулизированная третья ступень С5М может длительное время храниться в заправленном состоянии. Для уменьшения внешних габаритов ступени ее двигательная установка помещена внутри тороидального топливного отсека.
На этой ступени РН установлена собственная автономная система управления, связанная с системой управления первой и второй ступеней РН только через систему согласования осей гироприборов. Необходимая увязка работы обеих систем управления обеспечивается путем обмена минимальным количеством команд и сигналов.
Стартовая масса РН — 189 т, диаметр (по бакам) — 3 м, суммарная длина — 39,27 м.

СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС
Стартовый комплекс обеспечивает оперативную подготовку и пуск ракеты-носителя в автоматическом режиме, управление техноло¬гическим оборудованием с помощью системы дистанционного автоматического управле¬ния, контроль за реализацией циклограммы подготовки.
Комплекс не имеет послепусковых ремонтно-восстановительных работ стартового оборудования. Узлы и детали разового дейс¬твия эвакуируются со стартового комплекса вместе с транспортно-установочным агре¬гатом.

Стартовый комплекс включает:
• наземное технологическое оборудо¬вание;
• проверочное оборудование РН;
• контрольно-проверочную аппаратуру космического аппарата;
• системы технического обеспечения;
• инженерные сооружения.

Наземное технологическое оборудование стартового комплекса предназначено для выполнения всех технологических опера¬ций по проведению предстартовой подготовки, пуска РН «Циклон» с космичес¬ким аппаратом и включает:
• пусковое устройство;
• подъемно-установочный агрегат;
• агрегат автоматической стыковки коммуникаций;
• транспортно-установочный агре¬гат;
• систему термостатирования РН;
• системы заправки окислителем и горючим;
• системы дистанционного управления заправкой и стартовым обору¬дованием;
• комплект аппаратуры проверки электроцепей;
• систему централизованного контроля подготовки старта.
Пусковое устройство (ПУ) предназначено для установки на него ракеты-носителя в вертикальном положении, подготовки и пуска РН «Циклон-3». Пусковое устройство представляет собой стационарный неповоротный стол с односкат¬ным отражателем, устанавливаемым на общем фундаменте со стартовым сооружением.
Подъемно-установочный агрегат (ПУА) предназначен для подъема РН в вертикальное положение, установки РН на пусковое устройство, отвода транспортно-установочного агрегата (ТУА) на безопасный угол и съема РН с пускового устройства при несостоявшемся пуске. Управление агрегатом осуществляется с центрального пульта системы дистан¬ционного управления (СДУ) стартовым оборудованием.
Агрегат автоматической стыковки коммуникаций (АСК) предназначен для автоматической стыковки и расстыковки заправочных и электрических коммуни-каций, а также коммуникаций термостатирования и пожаротушения, разме¬щенных на ТУА, с соответствующими коммуникациями наземных систем.
Стыковка коммуникаций производится автоматически в процессе наезда транспортно-установочного агрегата на ПУА с помощью каретки.

АСК выполнен в виде трех отдельных блоков:
• центрального (электро- и пневмо- коммуникаций);
• гидрокоммуникаций горючего;
• гидрокоммуникаций окислителя.
Транспортировка РН ≪Циклон-3≫ на транспортно-установочном агрегате из МИКа на стартовую позицию проводится аккумуляторным электровозом 11Т125.
Скорость транспортировки РН ≪Циклон-3≫ составляет 10-12 км/ч.
Подъем РН в вертикальное положение производится за 1 час 45 минут.
Заправка РН занимает всего 15 минут.
Все операции с РН проходят полностью автоматически с того момента, когда РН, лежащая на установщике, подстыковывается к заправочным магистралям стартового комплекса и машинист покидает локомотив. Весь контроль автоматики осуществляется из бункера пункта управления. Расчет имеет возможность вмешиваться в действия автоматики и управлять рядом операций вручную.

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ «ЦИКЛОН-3»
Технический комплекс ракеты-носителя «Циклон-3» предназначен для проведения всех видов работ по хранению, обслуживанию и подготовке РН к пуску.
В состав технического комплекса входят:
• наземное технологическое оборудование;
• наземное проверочное оборудова¬ние РН;
• строительные сооружения;
• технические системы. Наземное технологическое обору¬дование технического комплекса обеспечивает:
• транспортировку составных частей РН в специальных железнодорож¬ных вагонах и третьей ступени РН в термоизолированном вагоне;
• выгрузку (погрузку) и хранение составных частей РН на ангароскладских средствах;
• перегрузку составных частей РН с ангароскладских на испытательные средства;
• стыковку (расстыковку) составных частей ракеты-носителя;
• перегрузку состыкованных первой и второй ступеней РН с испытатель¬ных тележек на ТУА;
• перегрузку третьей ступени с испы¬тательной тележки на раму термо-изолированного вагона для отправки на заправочно-нейтрализационную станцию;
• проведение электроиспытаний РН;
• проведение регламентных работ с составными частями РН;
• прием РН в случае несостоявшегося пуска.

К основным агрегатам технологического оборудования относятся:
• агрегат автоматической стыковки электрокоммуникаций, предназна¬ченный для автоматической стыковки систем РН с контрольно-провероч¬ной аппаратурой монтажно-испытательного корпуса;
• комплект средств обслуживания РН, предназначенный для обслуживания в монтажно-испытательном корпусе (МИК) РН, находящейся на транспортно-установочном агрегате, а также для одновременного обслуживания составных частей РН, находящихся на стыковочных и технологических тележках;
• термоизолированный вагон, пред¬назначенный для транспортировки на заправочно-нейтрализационную станцию и обратно на ТК «сухой» и заправленной третьей ступени, а также для заправки в нем третьей ступени РН;
• агрегат проверки, предназначен¬ный для стыковки кабельной сети транспортно-установочного агре¬гата с аппаратурой контроля элек¬троцепей и проверки целостности электроцепей агрегата перед пода¬чей его в МИК под загрузку РН.

ЛКИ РН проходили с 24 июня 1977 г. по 12 февраля 1979 г. (6 пусков) на космодроме Плесецк. По результатам ЛКИ в 1980 году РН ≪Циклон-3≫ была принята в эксплуатацию.
В штатную эксплуатацию ракета принята в 1979 году.
Практически с каждым годом возрастало количество пусков РН ≪Циклон-3≫: в 1981 г. — пять пусков, в 1982 г. — четыре пуска, в 1983 г. – пять пусков, в 1984 г. — уже семь пусков, в 1985 г. — 12 пусков, в 1986 г. — 12 пусков. 15.01.1985 г. был произведен первый групповой запуск (РН ≪Циклон-3≫ на орбиту были выведены шесть КА).
Первый пуск состоялся 24 июня 1977 года. Последний пуск был произведен в январе 2009 года. Всего произведено 122 пуска, из них успешных – 117. На различные околоземные орбиты выведено свыше 230 космических аппаратов (КА) военного и народнохозяйственного назначения. Также проводились запуски КА в рамках программ международного сотрудничества.
РН ≪Циклон-3≫ стала последней разработанной в СССР космической РН на высококипящих компонентах топлива (на токсичном гептиле).
За время своей эксплуатации РН ≪Циклон-3≫ использовалась для запуска более десяти наименований КА различного назначения (таких как ≪Метеор≫, ≪Океан≫, КА серии ≪Космос≫). Кроме того, с ее помощью успешно были осуществлены запуски КА по программам международного сотрудничества (проекты ≪Аркад≫, ≪Магион≫, ≪Ионозонд≫ и др.).
Все пуски РН выполнялись с космодрома Плесецк. РН ≪Циклон-3≫ использовалась для запуска КА в интересах Минобороны РФ и совместных российско-украинских КА.
С 1977 г. с космодрома Плесецк был выполнен 122 пуск РН ≪Циклон-3≫, из которых пять пусков РН были аварийными и в трех пусках РН КА были выведены на нерасчетные орбиты.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Стартовая масса, т 187
Габаритные размеры:
общая длина, м 39,3
диаметр, м 3,0
диаметр головного обтекателя, м 2,7
Количество ступеней 3
Система управления автономная, инерциальная
Топливо на всех ступенях жидкое, самовоспламеняющееся, с высококипящими компонентами (окислитель — AT, горючее — НДМГ)
Масса заправляемого топлива, т:
окислитель 123,9
горючее 49,5
Масса выводимой полезной нагрузки, т:
НKB = 200 км 3,6
HKD = 1000 км 2,5
Точность выведения:
на круговую орбиту высотой 600 км:
по высоте орбиты, км ±15
по периоду обращения, с ±5
на круговую орбиту высотой 1500 км:
по высоте орбиты, км ±25
по периоду обращения, с ±12
Максимальное количество КА, выводимых в одном пуске 6
Тип старта наземный, автоматизированный
Уровень автоматизации предстартовой подготовки и пуска РН 100%
11П568 — технический комплекс РН 11К68

Источники:, www.roscosmos.ru, www.yuzhnoye.com, Ракеты-носители. Проекты и реальность : справ, пособие : в 2 кн. /В. Н. Блинов, Н. Н. Иванов, Ю: Н. Сеченов, В. В. Шалай. — Омск : Изд-во ОмГТУ,2011 и др.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЦИКЛОН-3» НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018. ЧАСТЬ 1
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЦИКЛОН-3» НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018. ЧАСТЬ 2
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 11К69 «ЦИКЛОН-2»
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ЛЕГКОГО КЛАССА «ДНЕПР» (РС-20К)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П767 С ТЯЖЕЛОЙ МБР Р-36 (8К67)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П767 С ТЯЖЕЛОЙ МБР Р-36 УТТХ (8К67МА)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С ТЯЖЕЛОЙ ОРБИТАЛЬНОЙ МБР Р-36ОРБ (8К69)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С ТЯЖЕЛОЙ МБР Р-36П (8К67П)
ЮЖНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)


____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap